10 февраля 2019 г., 14:40

14K

7 простых шагов, которые научат вас писать сочинения

109 понравилось 18 комментариев 54 добавить в избранное

Автор: Ксения Букша

Умение писать сочинение состоит из нескольких навыков. Некоторым может научиться и первоклассник. Другие проще осваивать ближе к 10-11 годам. К сожалению, наша школа не считает способность к творчеству важной, хотя во всём мире сочинениям уделяют много внимания. Писательница и наш постоянный автор Ксения Букша рассказывает, как родители сами могут научить ребёнка письменно выражать свои мысли.

картинка Arlett

Если ребёнок часто пишет собственные тексты по разным поводам, то и с сочинениями у него проблем не будет. Поэтому сначала нужна свобода и минимум требований. Предлагаем ребёнку тему, пусть он напишет несколько собственных фраз. Темы могут быть абсолютно любыми. «Собаки и кошки: кого я больше люблю и почему». «Что делать, если в доме пожар». «Наш вид из окна».

Потом можно вместе отредактировать текст, показать, как сделать его более внятным. На ошибки можно не обращать внимания: ребёнок учится описывать мир, излагать факты, выражать свои мысли.

Меня в своё время поразили маленькие сочинения первоклассников, учителем которых был известный советский педагог Василий Сухомлинский. Вот, например:

«Я видела, как пчёлы пьют воду. По тонкой тростинке капельки воды стекают на гладкий вербовый пенёк. Пенёк мокрый. Пчёлы любят запах вербы. Летят к пеньку пить воду. Встряхивают золотыми крылышками. Отдохните немного, пчёлки, ведь вам далеко лететь».

Создавать простые тексты может даже дошкольник. Потом этот опыт свободного творчества помогает не вымучивать из себя чужие слова, а спокойно писать свои.

картинка Arlett

Приём, который помогает писать первые сочинения даже самым неопытным. Пусть ребёнок сам или с вашей помощью найдёт слова, которые относятся к предложенной теме, и выпишет их в три колонки: существительные, глаголы и прилагательные.

Нужно постараться представить себе всю картину в деталях. Чем больше вы подберёте слов, тем красочнее будет рассказ и тем легче будет его составлять. Этот приём применяется и в учебниках, но, к сожалению, слишком редко.

Мы можем пойти и дальше: составить фантастический список слов, которые совершенно не подходят друг к другу, а потом попытаться написать складную или нелепую историю, в которой используем все эти слова.

картинка Arlett

В школе учат писать план сочинения. Но часто ребёнок планы пишет, а зачем они нужны — не понимает. На самом деле, это план изложения мыслей. Для этого сначала нужно эти мысли придумать (или хотя бы взять готовые), а потом расположить их по порядку и доказать с помощью цитат.

Чтобы научиться придумывать мысли, можно поговорить о книге или о теме, на которую пишут сочинение, и записать всё, что придёт в голову. Задавать друг другу вопросы. «А ты как думаешь, Дубровский — мстительный или нет?». «Разбойником быть — разве это романтично?».

В конце концов у нас остаётся 2-3 самых интересных мысли, которые можно изложить в сочинении. Потом придумываем, как перейти от одной мысли к другой. Вот план и готов.

картинка Arlett

Многие вообще не понимают, как говорить о книжке, если не рассказывать её сюжет с начала до конца. А можем ли мы обойтись без спойлеров? Вот несколько пунктов, которые помогут говорить не о сюжете, а о том, что за ним стоит.

- О контексте (Тогда было крепостное право… Мы знаем других похожих героев…).
- О языке, стиле (Энергичные рубленые фразы… Многословные лирические описания…).
- Об отношении к современности (Сейчас нам трудно понять… Сейчас тоже случается, что…).
- Об отдельных сценах и ситуациях, их значении для целого произведения (Поворот в его сознании происходит, когда он видит…).
- О второстепенных персонажах (Этот герой нужен автору, чтобы…).
- О чувствах героев (Она одновременно и любит, и боится…).
- О своих, наконец, чувствах (А меня этот хороший человек просто бесит! Я бы никогда не сделал его главным героем, потому что…).

картинка Arlett

Чтобы доказать мысль, нужно подобрать подходящую цитату к ней. Нашим детям это может быть очень непросто. Для этого ведь надо помнить, на какой странице и о чём говорили герои. Неужели читать ещё раз?! Караул!

Конечно, сочинение легче писать тому, кто хорошо ориентируется в тексте. Но ведь этому можно научить. Для тренировки нарисуем сюжетную схему с номерами страниц: первый поцелуй — стр. 321, объяснение — стр. 326, дуэль — стр. 332. Теперь искать доказательства своим мыслям гораздо легче.

Постепенно даже шестиклассник учится делать маленькие закладки, на которых кратко обозначает, что где искать. Умение работать с массивами текста, быстро отыскивая в них зёрна разных смыслов, развивает мозг и особенно необходимо в эпоху гугла.

картинка Arlett

Может быть, это самое трудное, именно то, чему сложнее всего научить. У детей разные отношения с языком, текстом. Некоторым от природы легко даётся писательство. Некоторые выражают свои мысли с трудом.

Главное тут — практика и хороший редактор. А практика возможна, опять-таки, если у ребёнка есть возможность писать сочинения не только «по литературе» (программа этого предмета часто далека от интересов подростка), но и о том, что его действительно волнует.

Английские и французские дети пишут работы на разные темы и в разных жанрах: от эссе или рассказа до выступления свидетеля в воображаемом суде.

К сожалению, в школе никто такого, как правило, не задаёт. А ведь очевидно, что научиться формулировать проще, когда тема тебя волнует. Например: «Как меняется взгляд на людей, когда узнаешь их в офлайне после долгого чисто онлайнового знакомства».

Мы опять возвращаемся к тому, что сочинение на самом деле не связано с литературой. Тренироваться писать от себя, не боясь плохих оценок, можно в интернете. Отзывы на фильмы, книжки, даже одежду, косметику или кафе. Рассказы о поездках. Смешные истории.

Тексты — тоже контент. Короткие, длинные — любые. Вы их читаете? Значит, можете и написать.

картинка Arlett

Такой навык даже необязательно связан с написанием текстов — это умение поставить вопрос. Оно пригодится человеку, даже если он вообще никогда ничего не будет писать.

Посмотреть на ситуацию, описать проблему, увидеть её суть, ухватить детали — значит уже наполовину решить проблему. Потенциально такая способность обеспечивает порядок в голове, эффективность на работе и гармонию в отношениях.

Именно о таких людях говорят «толковый». Тот, кто видит картинку целиком, а не только свой кусочек пазла, не только свою «кочку зрения». Поэтому умение формулировать тему для сочинения — бесценно. Пусть даже в рамках литературной классики. Но стоит помнить, что чем непривычнее поставлен вопрос, тем более интересный результат он может нам принести.

Фото, иллюстрации: Shutterstock

Источник: МЕЛ
В группу Статьи Все обсуждения группы
109 понравилось 54 добавить в избранное

Комментарии 18

В школе было бы полезно, а сейчас уже не самый необходимый навык

RozaBook, Неужели?
А как же внятные комментарии в соцсеточках? Деловые письма офисных работников? Презенташки, чтобы увлечь покупателей?

prikhodko, Внятные комментарии в соц.сетях? Вы шутите! Люди грамматику забывать стали!
Если вы не в сфере фриланса - это не нужно! Для чего маляру или хирургу уметь писать сочинения?

RozaBook, Надеюсь, что это у вас сарказм такой. Что вы не всерьез.

Важно грамотно формулировать свои мысли не только устно, но и на письме

Конечно, чтение и обсуждение для формирования грамотной речи - первично. И конечно же, основная сфера для выработки привычки к грамотной беседе - семейный круг. А навык письменной грамотной речи появлялся раньше в результате писания писем и ведения дневника. В эпоху интернет-общения можно писать комменты и также вести дневник. И, само собой, когда родители принимают в этом активное участие и сами что-то пишут и показывают ребенку, то эта привычка передается и ребенку. Полагаться в этом деле только на школу не стоит.

Мне очень понравились эти советы. Я профессиональный филолог и считаю предложенный подход грамотным и последовательным, поэтому возьму его на заметку сама, поделюсь с ребенком и студентами

золотая статья! именно этому и нужно учить в школе!
один из самых важных навыков. и осваивать его лучше с самого детства

Спасибо за статью

Замечательная статья,правильно излагать мысли нужно в любом возрасте.

"Мы хотим чтоб наши дети были уникальные, ни на кого не похожи, чтоб они нашли свой путь - поэтому будем учить их по шаблонным советам и методикам"
Ставить правильные вопросы - кто определит правильность вопроса? Или только те вопросы правильные, которые мы считаем правильными, а те, которые считает правильным ребенок, но которые не совпадают с нашим мнением - они неправильные?
Формулировать легко и внятно - как это "легко"? Кому должно быть легко? Гегеля выпороть, за то что он формулировал не легко и не очень внятно? А как же приоритет содержания над формой? Если само содержание не дает пересказывать его легко?
От таких советов хоть плач.

Hermanarich,

Ставить правильные вопросы - кто определит правильность вопроса?


Правильные вопросы, здесь имеется в виду, не в смысле соответствия чьему-либо мнению, а насколько они соотносятся с пониманием ситуации, сути, проблем. Иначе говоря, осмысленные вопросы.

Формулировать легко и внятно - как это "легко"? Кому должно быть легко?


Легко должно быть тому, кто формулирует свои мысли, придает своим мыслям соответствующую форму . С такими трудностями сталкиваются даже талантливые люди - мастера слова.

Будем учиться)

Главное свобода слова - остальное приложится. статья полезна