11 сентября 2018 г., 23:50

12K

Почему чтение с экрана «тормозит» наш мозг

82 понравилось 57 комментариев 29 добавить в избранное

Автор: Алена Миклашевская

Чем чаще мы читаем с монитора, улавливая смысл по отдельным словам, тем скорее наш мозг привыкнет к этому. Это нормально, скажут нам фанаты новых технологий и современных коммуникаций. Но нейропсихологи придерживаются другого мнения: навыки современного чтения могут сделать нас более примитивным биологическим видом. Психолог Мэриэнн Вольф объясняет это на основе научных данных.

Когда окажетесь в следующий раз в самолете, обратите внимание на летящих с вами людей.

Младенцев и малышей вместо соски успокаивают с помощью iPad. Дети младшего школьного возраста читают книги со смартфонов. Мальчики постарше вообще не читают, а уходят с головой в видеоигры. Родители и другие пассажиры читают с Kindle или просматривают ворох электронных сообщений и ленты новостей.

Большинство из нас и не догадывается, что все участники этой сцены связаны одним невидимым процессом.

Нейронная сеть, которая лежит в основе способности мозга к чтению, неуловимо и быстро меняется, и эти изменения чреваты последствиями для всех: от малышей, которые еще не умеют читать, до умудренных опытом взрослых.

Исследования в области нейробиологии показывают, что зарождение письменности более 6 тысяч лет назад повлекло за собой появление новой нейронной сети в мозге наших предков. Эта сеть развилась из очень простого механизма расшифровки базовой информации (например, подсчета голов в стаде) до современного уровня высокоразвитого читающего мозга.

Мои исследования показывают, как современный мозг читающего человека обеспечивает возможность развития самых важных мыслительных и эмоциональных процессов.

Это усвоение знания, рассуждение по аналогии, умозаключения; умение рассмотреть ситуацию с точки зрения других людей и эмпатия; критическое мышление, понимание причин и взаимосвязей.

Исследования, которые проводят специалисты по всему миру, говорят о том, что важнейшим процессам «глубокого чтения» грозит опасность. Она растет по мере того, как мы все активнее переходим на цифровой режим чтения.

И речь здесь не о простой проблеме вроде «чтение с бумажного носителя vs чтение с цифрового носителя». Как пишет профессор Массачусетского технологического института (MIT) Шерри Теркл (Sherry Turkle), как общество мы допускаем ошибку не тогда, когда внедряем высокотехнологичные новшества, а когда не задумываемся о том, какие стороны нашей жизни понесут от этого ущерб.

На текущем этапе развития — между печатной и цифровой культурами — обществу необходимо задуматься: что именно ослабевает в нейронной сети «читающего мозга», что не развивается у наших детей и что мы со всем этим можем поделать?

Из исследований нам известно, что умение читать не заложено в человеке генетически, в отличие от зрительного восприятия изображений. Для развития навыков чтения необходима соответствующая среда. Более того, чтение будет адаптироваться к требованиям конкретной среды — начиная с системы письма и заканчивая свойствами современного носителя текста.

Если преобладающий носитель предполагает стремительные процессы, ориентированные на многозадачность и работу с большими объемами информации (а именно на это ориентируются современные цифровые устройства), на то же будет настраиваться и нейронная сеть, отвечающая за чтение в нашем мозге.

В результате мозг уделяет меньше внимания и времени более медленным процессам глубокого чтения. А они требуют других навыков.

Среди них способности к логическим умозаключениям, критическому мышлению и эмпатии, которые являются неотъемлемой частью обучения в любом возрасте.

Педагоги и исследователи, работающие в области психологии и гуманитарных наук, все чаще подтверждают этот вывод. Преподаватель английской литературы Марк Эдмундсон (Mark Edmundson) утверждает: многие студенты колледжей сознательно избегают изучения классической литературы XIX и XX веков, поскольку у них не хватает терпения читать длинные, насыщенные, сложные тексты.

Однако нас должна беспокоить не столько «когнитивная нетерпеливость» студентов, сколько то, что за ней стоит. А это — потенциальная неспособность значительного числа молодых людей читать с тем уровнем критического мышления, который необходим для понимания глубоких мыслей и доводов, содержащихся в более сложных текстах.

Это не только художественные произведения или научные работы, изучаемые в колледже, но также завещания и юридические договоры с характерными расплывчатыми формулировками.

Использование цифрового носителя может вызвать у старшеклассников и студентов колледжей целый ряд затруднений, которые будут мешать пониманию смысла текста.

Психолог из Ставангера (Норвегия) Анне Манген (Anne Mangen) и ее коллеги исследовали различия в понимании старшеклассниками одного и того же материала в зависимости от того, на каком носителе они его читали.

Манген и ее коллеги задавали ученикам вопросы по содержанию короткого рассказа о любви, крайне популярного в молодежной среде («Jenny, Mon Amour»). При этом половина исследуемой группы читала рассказ на Kindle, другая — в бумажной версии. В итоге ученики, которые знакомились с произведением на бумаге, гораздо лучше поняли смысл, могли обстоятельно излагать подробности и пересказывать сюжет в хронологической последовательности.

Лю Цзимин (Ziming Liu) из Университета Сан-Хосе (США) провел ряд исследований, которые доказывают: новой нормой стало чтение по диагонали, или skimming. При использовании этого навыка из текста «выхватываются» отдельные слова, на основе которых читающий делает выводы о смысле.

У многих читателей траектория движения глаз напоминает букву F или Z. То есть они читают первую строчку, а потом бегло читают разрозненные слова на странице.

Когда мозг ведет себя подобным образом, время на процессы глубокого чтения сокращается. Другими словами, у нас не остается времени для постижения смысловой сложности текста, понимания чувств, вложенных автором, восприятия литературной красоты и формулирования собственных мыслей.

Карин Литтау (Karin Littau) и Эндрю Пайпер (Andrew Piper) отмечают и другое измерение, которым обладает чтение: телесность. Исследователи подчеркивают, что тактильное восприятие при чтении с бумажного носителя добавляет тексту насыщенности и объема, дает ощущение присутствия.

Как отмечает Пайпер, это позволяет лучше усваивать материал при повторном переживании ощущений от чтения. Ученый называет это «технологией повторения». Важность повторения и для молодежи, и для читателей старшего возраста заключается в том, что она дает возможность вернуться назад, проверить и оценить уровень понимания текста.

Когда молодой человек просматривает текст по диагонали на экране, тактильное ощущение присутствия теряется, в итоге эффект мысленного «возвращения в текст» не работает.

Американские исследователи в области медиакоммуникации изучали влияние различных носителей на восприятие информации, особенно у молодежи. Выяснилось, что негативные последствия чтения с экрана могут проявиться уже в 4-5 классах, и сказываются они не только на понимании содержания, но и на развитии эмпатии.

Вероятность того, что критическое мышление, эмпатия и другие процессы глубокого чтения станут «случайными жертвами» цифровой культуры, — это не просто вопрос о преимуществах чтения с бумажных или электронных носителей. Речь об изменении способа и даже цели нашего чтения. И касается это не только молодежи.

Незаметная атрофия критического мышления и эмпатии проявляется у всех нас.

Это сказывается на нашей способности ориентироваться в непрерывном потоке данных. Из-за этого мы склонны обращаться к знакомым источникам непроверенной информации и забывать о ее анализе, и в результате мы становимся уязвимыми для ложной информации и демагогии.

В нейробиологии есть старое правило, которое с годами не теряет актуальности: используй или потеряешь.

Очень многообещающий принцип применительно к критическому мышлению, поскольку оно предполагает наличие выбора. История изменения читающего мозга едва ли завершена.

Мы располагаем научными данными и технологиями, чтобы выявить и скорректировать изменения в стиле нашего чтения, причем еще до того, как эти привычки укоренятся.

Нам необходимо воспитывать новый тип мозга: мозг «двойной грамотности», способный к самому глубокому погружению в смысл текста, независимо от формата носителя. От этого зависит очень многое: способность граждан проверять разные точки зрения и устанавливать истину; способность наших детей и внуков понимать и создавать красоту; способность нас самих вырваться за пределы нынешнего потока информации, чтобы обрести знания и мудрость, которые помогут нашему обществу развиваться.

Источник: ЧТД
В группу Статьи Все обсуждения группы
82 понравилось 29 добавить в избранное

Комментарии 57

Тема интересная. По себе замечаю, что с экрана читаю быстрее, чем с бумаги, но для меня это связано с возможностью настройки текста до удобных параметров. И с меньшим объемом текста на страницу - видимо, люблю листать :).
Еще было бы интересно посмотреть на какие-то исследования в этой области. А то наблюдения наблюдениями, но они все же могут быть неточными.

KorobeSta, Да тема интересная, но результатов грамотно поставленных экспериментов я не встречал.

Я тоже люблю очень короткие строки, примерно в два три слова.

KorobeSta, Не сказала бы, что читаю с экрана существенно быстрее, но удобнее в плане шрифтов, освещения и перелистывания страничек.

Другими словами, у нас не остается времени для постижения смысловой сложности текста, понимания чувств, вложенных автором, восприятия литературной красоты и формулирования собственных мыслей.


А вот с этим полностью не согласна. Сколько классики перечитано с монитора, и при этом выписываются красивые цитаты, погружаешься в реальность книги с головой, становишься героем книги... Всё зависит от автора и нашего взгляда на мир. Если бы я все книги, которые уже прочитала или планирую прочесть, искала в бумаге, многие гениальные произведения прошли бы мимо меня.

kupreeva74,

А вот с этим полностью не согласна. Сколько классики перечитано с монитора, и при этом выписываются красивые цитаты, погружаешься в реальность книги с головой, становишься героем книги...

Мне кажется, Вы игнорируете один важный фактор - фактор времени.
Будучи Вашим ровесником, хочу обратить Ваше внимание на то, что люди нашего поколения научились читать давным-давно. Тогда, когда айфонов, айпадов, планшетов и всего остального просто не было в природе. Поэтому, разумеется, большую часть жизни мы читали бумажные книги, журналы, газеты и так далее, и это успело въесться в нас так глубоко, что вряд ли уже выветрится.
А вот за молодое поколение более тревожно. Обилие экшна, распространение клиповой техники видеосъемки, цифровых носителей и всякого рода внешних эффектов, боюсь, действительно не способствуют вырабатыванию привычки к вдумчивому медленному чтению и критическому осмыслению информации :(((

krokodilych, Виталий, в чём-то Вы правы; школа чтения, если можно так выразиться, у нас была бумажная, и сейчас любой текст ассоциируется с бумагой. Я до сих пор покупаю бумажные книги, но только те, которые я уже прочла на электронном носителе и поняла, что жить без этой книги не смогу. Но в библиотеках не хватит фонда, а у простого смертного читателя денег, чтобы всё, что мы читаем или хотим прочесть, искать в бумаге. Думаю, истина где-то посередине. Пока в школах бумажные учебники, а у родителей дома хорошая бумажная библиотека, ситуация поправима, и можно научиться всё совмещать.

kupreeva74, Очень хочется верить и надеяться, что так и будет :)

...потому что читатели с экранов, как правило, являются потребителями, парадоксально не приносящими дохода книжной индустрии - электронные книги по-прежнему очень легко где-нибудь пиратить.

Вокруг так рьяно пропагандируют однозначное преимущество бумажных книг и вред электронных, что это первая мысль, которая возникла, уж простите. А все остальное - спорно, лирика и неочевидные тонкости.

Verdena_Tori, Кормите любимую кису Вискасом, покупайте е-буки, а главное волосы особенно хороши, если их мыть шампунем два раза!)))

Verdena_Tori, Прозвучало так, словно пиратство - это что-то хорошее, а бумажные книги и естественное желание авторов и издателей получать деньги за свой труд - это что-то плохое.

krokodilych, Плохое тут - стремление во что бы то ни стало уцепиться за умирающий бизнес, бумажные издания.
А толковых исследований нет, потому что чтение с экрана вообще ничем не отличается от чтения книги. При двух важных условиях: убрать отвлекающие факторы и иметь хоть какую-то привычку читать именно книги, а не новости, учебник или что-то другое, но такое же коротенькое и упрощенное.

OlgaU410,

Плохое тут - стремление во что бы то ни стало уцепиться за умирающий бизнес, бумажные издания.

Знаете, вот я - папирофил, консерватор и кинестетик. Электронной книгой не пользовался отродясь и не планирую начинать. При этом читаю достаточно много. И Я ВЕДЬ ТАКОЙ НЕ ОДИН, НАС СОТНИ ТЫСЯЧ, ЕСЛИ НЕ МИЛЛИОНЫ :)
А еще я вхожу в состав оргкомитета ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№. И каждый год вижу, как люди уходят с ярмарки, унося с собой в рюкзаках, тележках и пакетах по хренадцать килограммов бумажных книг.
Поэтому ну никак не могу считать этот бизнес умирающим.

krokodilych, Мне кажется, дело именно в том, что «не пользовался отродясь». Это как девчонку за руль посадить: сначала «не хочу не буду а-а-а мне страшно а зачем тогда мне муж», а потом оттуда не выгонишь.
А ещё меня много лет уже мучает загадка. Куда люди девают книги? Человек ведь не может читать мало. Либо не читает практически совсем, либо уже десятки и сотни книг в год.

OlgaU410,

Мне кажется, дело именно в том, что «не пользовался отродясь». Это как девчонку за руль посадить: сначала «не хочу не буду а-а-а мне страшно а зачем тогда мне муж», а потом оттуда не выгонишь.

Тут немножко другой случай. Когда ты консерватор, папирофил и кинестетик, то к гаджету не потянешься. Шелест страниц в процессе перелистывания - отдельное удовольствие, электронная читалка его не даст.

А ещё меня много лет уже мучает загадка. Куда люди девают книги? Человек ведь не может читать мало. Либо не читает практически совсем, либо уже десятки и сотни книг в год.

Раз в год я отношу 5-10 книг в библиотеку. Правда, покупаю за тот же период раз в десять больше :)))
Ну, вот недавно новый книжный шкаф купил. Полшкафа заполнил сразу же :)))

Вообще тема касается интеллектуалов, они и будут читать бумажные книги, причем хорошо изданные и дорогие. Наслаждаться... Образование уже давно стало элитным, переживать за весь земной шар поздно

AlexWolkow, Забавно, у меня с детства противоположные ощущения. Лучшие Книги - криво сшитые светокопии, а великолепные издания - что-нибудь из области марксизма-ленинизма.

Отличие бумажного носителя от смартфона или компьютера в описанном в статье смысле (рассеянное внимание, переключение между задачами и пр.) я понимаю. Но чем отличается электронная читалка от бумаги? Опять же - именно в указанном смысле. И там и там - один и тот же текст. У меня в читалке никакого интернета, никаких игрушек, никаких картиночек. Книга и книга.

LoyolaTactical, Может быть, степенью привычности - бумажную книгу видел каждый и давно уже привык, ее форма не отвлекает от чтения. Киндл есть не у каждого, и если есть, то не так давно, потому еще хочется его повертеть, рассмотреть со всех сторон, понажимать кнопки и т.д., подумать, а не прикупить ли и себе такой же, что, конечно, отвлекает.

Sergiusz, Слушайте, может и так, но этот период привыкания может занять месяц, ну два. Куда ж его больше-то вертеть? :) Kindle может и не у каждого и недавно. А вот PocketBook у меня уже много лет (вот не поленился, пошёл посмотреть - 8 лет).

LoyolaTactical, Так это если человек имеет девайс в постоянном пользовании. А теперь представьте норвежского школьника, которому родители не купили киндл, потому что вроде как незачем - к чтению он особо не тянется, смартфон и без того есть, а на Рождество дитё выпросило игровую приставку. И тут взрослые дяди (или тети) экспериментаторы дают ему это невиданное устройство в руки - до чтения ли тут будет пытливому детскому разуму?

Sergiusz,

Киндл есть не у каждого, и если есть, то не так давно, потому еще хочется его повертеть, рассмотреть со всех сторон, понажимать кнопки и т.д., подумать, а не прикупить ли и себе такой же, что, конечно, отвлекает.

А если бумажная книга с крутой обложкой и куче иллюстраций?) Да ну, если читаешь и увлекаешься книгой, то уходишь в неё и тебе уже всё равно, книгу держишь или киндл. А кнопочки обычно перед чтением изучаешь, тыкаешь, смотришь, шо за зверь такой попался.)

LoyolaTactical, У меня в телефоне есть и картиночки, и интернет, и игрушки. Но чем это мешает читать? Если ты хочешь читать, ты садишься и читаешь. Если текст тебя не цепляет, то и, читая бумажный экземпляр, будешь отвлекаться.

NastyaSemenyuk812, Настя, конечно так. И мне тоже ничто не мешает, если я хочу почитать. Но это, видимо, ... как бы сказать... для сильных духом :). Легко могу себе представить, что кто-то, зацикленный на соцсетях, чатах и пр., будет всё время на них отвлекаться, если постоянно есть такая возможность.

Поэтому, например, очень сомневаюсь в чистоте и корректности эксперимента с чтением рассказа «Jenny, Mon Amour» на бумаге и с kindle. Но тут, чтобы разобраться, нужно смотреть текст оригинальной статьи, а не журналистский пересказ (это критическое мышление включилось :)) )

Исследователи подчеркивают, что тактильное восприятие при чтении с бумажного носителя добавляет тексту насыщенности и объема, дает ощущение присутствия.

Как отмечает Пайпер, это позволяет лучше усваивать материал при повторном переживании ощущений от чтения.



Не совсем понял - это про шрифт Брайля или про чтение, сопровождающееся вождением пальцем по строчкам, как у некоторых малограмотных людей? Как тактильное ощущение от уголка страницы, за который я держу бумажную книгу помогает усваивать ее текст? И ощущение присутствия в чем дает шершавая поверхность бумаги?

Многие выводы просто притянуты за уши, скорее всего так нужно, чтобы бумажные книги победили электронные. Причина очевидна. Не думаю, что когда-то возникали споры о том, что лучше читать, свиток или книгу, а парадигмы-то и когнитивность уже тогда сломались.
Забавно прозвучала фраза "мы все активнее переходим на цифровой режим чтения", Надо помнить, что мы переходим на цифровые носители, а режим чтения остаётся прежним. Если человека своевременно не научили вдумчиво читать, то и с бумажного носителя он читает сикись-накись, хоть в виде буквы F, хоть в виде буквы Z. А фразу "многие студенты колледжей сознательно избегают изучения классической литературы XIX и XX веков, поскольку у них не хватает терпения читать длинные, насыщенные, сложные тексты" спокойно можно отнести к обоим режимам чтения равнозначно.
Я согласна с рассуждениями статьи и отнесла бы все претензии к необременительному чтению с экрана новостных лент и прочей информации, за которой мы кочуем переходя со ссылки на ссылку, и вступительная часть статьи подводит нас именно к этим выводам.

Grahtatan, Да! Ещё и критически отнестись к содержанию статьи, мне не помешало чтение с экрана монитора

А как воспитать мозг двойной грамотности? Самое интересное не раскрыто

Bianka, Да наверно достаточно читать стилистически качественные тексты, например стихи, и получать от этого удовольствие. Мозг сам строит свои структуры, и этот процесс полностью управляется эмоциями.
Не удивлюсь, если через пару лет появится соответствующий коучинг.)))

tortila, Надо обдумать эту бизнес идею)))

Bianka, Why not!))
Если надумаете я вам команду подскажу, к кому можно было бы под крыло.

То есть если буду читать "Улисса" в бумаге, то я точно все пойму? А в электронке не стоит даже начинать?
Если книга скучная, то я ее даже на смартфоне в 4 дюйма буду читать по диагонали.