8 апреля 2018 г., 11:00

13K

6 мифов о «Вие» Гоголя, в которые все почему-то верят. Не делайте этих ошибок!

90 понравилось 25 комментариев 8 добавить в избранное

5 апреля 2018 года на экраны российских кинотеатров вышел фильм «Гоголь. Вий» – продолжение похождений русского классика, лично бросающего вызов тёмным силам в окрестностях села Диканька.

Враньё про Вия в фольклоре, загадка происхождения имени, злодейская сущность убийцы и другие заблуждения – развеем вместе с вами!

О «Вие» мы с детства знаем, что это отличный ужастик, замешанный на славянском фольклоре. Будущий монашек, а ныне студент по имени Хома Брут должен три ночи читать молитвы над трупом дочери сотника. Дева, между тем, оказывается ведьмой, и смерть ей не помеха. Она бродит по церкви, летает с хохотом в гробу и вообще всячески пытается достать Хому, но тот проявляет догадливость, чертит вокруг себя круг и таким образом спасается. На третью ночь в церковь сползается вся окрестная нечисть и приводит с собой Вия – страшного карлика с веками до земли. Вий ревёт: «Подымите мне веки!», и вот тогда уже дело для героя заканчивается плохо.

Всё это нам известно (хотя пока и не понятно, что нам покажут в фильме с участием Александра Петрова). Но есть несколько распространённых мифов о «Вие», в которые мы вам верить не советуем.

1. Вий – это персонаж славянской мифологии

картинка Arlett
Иллюстрация Эдуарда Новикова к подарочному изданию «Вия»

Эту распространенную ошибку породил сам Гоголь, который в примечании к тексту назвал Вия «колоссальным созданием простонародного воображения». На самом деле, автор создал грандиозную мистификацию. Хотя он написал, что именем Вий у малороссиян назывался «начальник гномов» с веками до земли, такого персонажа в славянской мифологии не существовало. Это подтверждает большинство современных филологов, которые занимались исследованием вопроса, а не ограничились чтением «Википедии».

Из народных преданий Гоголь взял совсем другие элементы своей истории – дежурство у гроба в течение трёх ночей, брожения якобы умершей ведьмы, обращение нечистой силы за помощью к «главному злодею», от которого героя спасало пение петухов. В старых сказках роль злодея обычно исполняла «старшая ведьма». Вия русский классик придумал сам. Тем более что в славянском фольклоре никаких гномов просто не существовало, и начальствовать над ними было не за чем.

2. Такого страхолюдины, как Вий, больше не существует

Точно такого, как мы уже сказали, в сказках нет. Зато есть кое-какие похожие – например, в «Иване Быковиче», истории из сборника народных сказок А.Н. Афанасьева. В ней трое добрых молодцев разного социального происхождения, сыновья царицы, кухарки и коровы, отправились на поиски приключений. Одолели Бабу-Ягу и Чудо-юдо, а потом самого вёрткого из них, Ивана Быковича, похитила ведьма и притащила в подземелье к своему мужу, старому колдуну. Тот лежал на кровати, и ресницы с бровями у него были такие длинные и густые, что совсем глаза закрывали. Пришлось звать на подмогу 12 могучих богатырей, и те железными вилами подняли это безобразие, чтобы старик смог взглянуть на пленника.

В Интернете эту историю часто называют сказкой о Кощее Бессмертном, хотя имени старого колдуна в оригинале не упоминается.

картинка Arlett
Кадр из фильма «Гоголь. Вий» (2018)

3. Его имя украинский народ придумал из-за схожести со словом «вія» (ресницы)

Повторим ещё раз – украинский народ вообще Вия не придумывал. Это авторское творение Гоголя. Филологи гарантируют, что само слово «вий» в значении волшебного существа отсутствовало в украинских словарях до появления одноимённой повести. И если у Николая Васильевича Вию поднимали не ресницы, а веки, можно ли быть уверенными, что он использовал для его имени украинские «ресницы»? Скорее, тогда украинский «вий» – вой.

4. Вий – главный злодей всей истории, и именно он убил бедного Хому Брута

У Гоголя Хома Брут фактически умер от страха. Интересно, что современные исследователи нередко трактуют эту историю как пропаганду против пьянства – Брут, вроде бы, слишком много употреблял, словил белую горячку, а дальше помер то ли от привидевшегося в алкогольном угаре, то ли от того, что печень отказала.

картинка Arlett
Кадр из фильма «Гоголь. Вий» (2018)

5. Это отдельная книга

«Вий» – всего лишь повесть в одном из двух томов сборника «Миргород» (1835). В отличие от «Вечеров на хуторе близ Диканьки», где почти все истории имели сказочные мотивы или мистический элемент, «Миргород» гораздо более серьёзен. К этому же сборнику относится, например, «Тарас Бульба» – повесть о сложностях семейных и политических отношений казацкого гетмана. Два других произведения («Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») рассказывают бытовые сатирические истории из жизни самых обычных жителей Малороссии. Как в такую компанию занесло увлекательного, почти хоррорного «Вия» – загадка.

6. Вий – это всегда страшно

О Вие есть несколько удачных анекдотов, например: «В конкурсе детских рисунков на асфальте победила девочка, нарисовавшая круг. Остальных забрал Вий».

картинка Arlett
Промо-фото к фильму «Гоголь. Вий» (2018)

До новых книг!

Источник: Book24
В группу Статьи Все обсуждения группы
90 понравилось 8 добавить в избранное

Комментарии 25

Мотив "поднимите веки", скорее всего, от Балора - это из кельтской мифологии, причём вполне реальной.

О Вие читала шикарную книгу про киноискусство, там разбирали эту повесть по предложению и доказывали, что Хома Брут изнасиловал паночку, от чего она умерла. И мне нравится, что в фильме 14-го года использовали этот мотив.

angelofmusic,

там разбирали эту повесть по предложению и доказывали, что Хома Брут изнасиловал паночку, от чего она умерла

Ты смотри! Как же они такое смогли доказать? Неужели бревно, которым Хома колотил панночку, так извращённо истолковали?

Bookvoeshka, Ой, да ладно бревно, если пофрейдить, то в этой повести ещё и не то можно увидеть... Как говорится, что у кого болит.
А вот в одной из сказок Афанасьева на эту тему, если приглядеться, можно увидеть довольно откровенный народный эротизм а-ля Рабле : там дочка ведьмы превращается в кошку и приходит к озадаченному пареньку. Он надевает на неё уздечку и ездит на ней ( у Гоголя, кстати, действительно эротический мотив был, но не в смысле "насилия").

Bookvoeshka, Он летает на ней, обхватывает бёдрами. Потом и домогательства до него бабки в ту же степь ("Я такой человек, который в пост не оскоромится").

Bookvoeshka, Кстати, если реально интересно, то я могу поискать. Там слишком много теоретических рассуждений, которые мало имеют отношения к структуре кино, но вот эти рассуждения были реально оригинальными. Только бы вспомнить, как книга называлась.

angelofmusic, Согласна. Ваши о ней рассказы очень заинтересовали. Тоже хочу теперь прочитать ;)

Так Гоголь вроде сделал подсказку, упомянув европейских гномов...
А так, этот персонаж и правда выдуманный, по большей части.
Его веки, их открытие, перекликаются с открытием гроба, оком гроба, смерти.
В некотором смысле, Гоголь, первый в русской литературе описал а-ля Эдгар По Delirium tremens, как последствие "зелёного змия", алкоголя.

Вы бы не только фильмы смотрели, но и книги читали.

Не сумев справиться с Хомой своими и местными силами, панночка призывает европейских гномов и их главаря. Отечественная нечисть всегда против наших содомскую нечисть из Евросоюза призывают. А те рады всегда напакостить. Вот о чем повесть.

Sergej328, так извратить смысл произведения ещё надо постараться. может вам ещё и обамка в штаны насрал?

somethinginfurs, А чо, он может? Ну, вам наверно виднее, на какую ещё пакость ваши способны...

Слушайте, ну это же ужас. У меня не вызывает доверия автор, который пишет "будущий монашек" или "брожение ведьмы". Слушайте, 14го тотальный диктант, сходите, а? Может поможет на себя со стороны посмотреть

TatyanaZdrikovskaya, А чем "монашек"-то не угодил? :)
Есть такое слово в словаре, хоть и разговорное.

ИМХО, статья вызывает сомнения потому что:
1. Автор не аргументирует почему именно информация из Википедии не вызывает у него доверия. Тем не менее, схожесть Вия со Святым Касьяном мне кажется более убедительной, чем псевдофилологические изыскания того же автора статьи. Днем этого святого считали 29 февраля (1 раз в 4 года). Считалось, что это исключительно несчастный день, а у Касьяна - дурной глаз.
2.

придумал из-за схожести со словом «вія» (ресницы)


Я честно скажу, меня раздражают авторы, которые не проверяют информацию по словарям.
"Вія" - это единственное число, ресница. Множественное - "Вії"

Скорее, тогда украинский «вий» – вой.


"Вий" - это глагол. А ну, вой на луну!
Вытье, вой по-украински "виття" и читается через "Ы", что мне очень мало напоминает имя литературного героя Гоголя. Ну и еще - а Вий выл? Он, по-моему, только говорил "подымите мне веки не вижу", еще и "подземным голосом". Я не встречала героев в сказках, которых бы называли "Руби", "Тяни", "Кричи" или "Беги". Поэтому такое объяснение вообще кажется взятым с потолка.
Вий - весьма колоритный персонаж. Конечно, интересно узнать откуда он появился. Даже если он - плод воображения Гоголя, то может быть, его правобразом послужила какая-то сказка или легенда. Но такая категоричность, мол, "все фигня", ни "один филолог...", "Википедия врет!" требуют более развернутой аргументации. Ну, или научной степени у самого автора.

3. Статья на указанном сайте не подписана. С чего бы мне доверять автору, который боиться назвать свое имя?

Melkij_Parazit, А вот, что я нашла: ВИЙ — царь подземного мира, сын Черного Змея, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури-Яги. Слово "вии" означает "ресницы". Вий одним взглядом своим убивает людей и обращает в пепел города и деревни; его убийственный взгляд закрывают густые брови и близко прильнувшие к глазам веки, и только в том случае, когда надо уничтожить вражеские рати или зажечь неприятельский город, поднимают ему веки вилами. Вий считался одним из главных служителей Чернобога (Черта). Его также полагали судьей над мертвыми. Вий считался также насылателем ночных кошмаров и видений; связан также м с сезонной смертью природы во время зимы. Образ Вия тесно связан с Велесом - в его ипостаси проводника душ мертвых и хранителя Нави.http://paganism.ru/sl-dict.htm

Melkij_Parazit, Если обратиться к тому же словарю Славянской мифологии, то и второй пунктик статьи (2. Такого страхолюдины, как Вий, больше не существует) разбивается в прах. Читаем: про , так сказать, ПАПОЧКУ ВИЯ ЧЕРНОБОГА (ЧЕРТ, ЧЕРНЫЙ ЗМЕЙ) — воплощение всех "Сил Тьмы", рожденный РОДом в начале творения одновременно с Белобогом. По одной из версий - Чернобог страще Белобога (Тьма была до начала начал; Тьма самодостаточна - она может существовать сама по себе, тогда как в для существования Света необходим некий Источник). Чернобог (Черт) - темный надличностный лик Рода, воплощающий собой Вселенские Силы Изменения (Творчество); также и - Силы Разрушения: ради последующего воскрешения и возрождения на новом уровне (нельзя создать что-либо новое, не разрушив или не потеснив хотя бы часть чего-либо старого). Его символы - Левый Путь, Левая Сторона и Черный Кречет, несущий во клюве "сухой ком земли" (еще не смоченный Водами Окиян-Моря). Чернобог - Бог Тьмы, Ночи, Смерти. Великий Черный Змей подполз к Алатырю-камню и ударил по нему молотом. От этого удара разлетелись по миру черные искры - так родились все темные силы, демоны-дасуни. Черный Змей так же полетел к Сварге. Он языком пролизал три небесных свода и влез в небесную кузницу. И тогда Сварог ухватил раскаленными клещами язык Черного Змея, укротил его и впряг в плуг. Этим плугом Земля была разделена на царство Яви и царство Нави. В Яви стали править Сварог и светлые боги, а в Нави - Черный Змей и темные боги. В западно-славянской традиции Черный Змей - Чернобог, бог ночи. В предании об одном из храмов Черного Бога в западнославянских землях упоминается, что статуя Чернобога была выкована из чермного железа. Престол его составлял краеугольный камень из черного гранита. В знак своего владычества он имел на голове зубчатый венец, в руке свинцовый скипетр и огневидный бич. В народном фольклоре также имеет сокращенное имя - Черт.

Честное слово, какой-то бред, который тоже имеет права быть и существовать и в который тоже можно верить. Существует множество различных поверий и ссылаться на этнографов или на филологов совсем не корректно. Что же касается Гоголя, так он украинский писатель, так же как и Шевченко украинский поэт. На полтавщине украинский был и будет дальше быть. Мистическое существо в виде Вия представляет собой главаря нечистой силы у которого проклятый взгляд, и для того чтобы он не проклял каждого кого увидит, у него тяжелые веки, которые закрывают глаза. Такой персонаж есть и в других странах, например в Индии. Этот персонаж там спит. Можно вспомнить историю возникновения Ганеши у которого после проклятого взгляда отвалилась голова и уже даже Боги не смогли поставить ее на место, и пришлось ставить голову слона, который лежал головой повернутой на север. Если бы филологи занимались этим вопросом, то могли бы вспомнить эту не малоизвестную историю Великого Эпоса. Далее, какое отношение Миргород имеет к малороссии или новороссии или Лугандонии? Это все термины оскорбляющие народ Украины. Это было бы тоже самое, если бы я сейчас писал про Россию, что это Мордор с его уруками, уругами и кацапами. Это уже ни куда не годится. Не позволяйте себе писать подобные статьи.

Ivan_Filin,

Вий[_Вий_– есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал. (_Прим._Н._В._Гоголя_.)]


Малороссией определённую местность позволил себе называть сам Гоголь.

Ходили в прошлый вторник на фильм - очень понравился. :)

По поводу статьи: те, кто обожает Гоголя эти факты давно знает. :)

такого персонажа в славянской мифологии не существовало. Это подтверждает большинство современных филологов, которые занимались исследованием вопроса, а не ограничились чтением википедии.


Хотелось бы увидеть ссылку на публикации этих авторитетных филологов, но я понимаю, что здесь её не будет. Решила немного покопать сама.

исследователи утверждают, что до сих пор не обнаружено ни одно произведение фольклора, сюжет которого точно напоминал бы повесть Гоголя. В монографии «Художественный мир Гоголя» (М., 1979) С. Машинский отмечает, что «лишь отдельные мотивы «Вия» сопоставимы с некоторыми народными сказками и преданиями» [4. С. 80].

Статья из научного журнала за 2009-й год
https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-kontseptsiya-povesti-n-v-gogolya-viy

То есть исследователи утверждают, что идентичного сюжета они не встречали, а не персонажа, хорошо, ищем дальше.

Впервые к образу гоголевского «Вия» А. М. Ремизов обратился в юбилейном 1909 году, опубликовав в «Русской мысли» рассказ «Ночь у Вия». В свод славянских
мифологических реконструкций писателя «К Морю-Океану» (1911) этот текст под названием «Летавица» вошел по двум причинам. Во-первых, персонаж по имени Вий
на то время безоговорочно относился к славянской демонологии, что было закреплено в главной книге отечественных мифологов — «Поэтических воззрениях славян
на природу» А. Н. Афанасьева.

статья «Вий» Н. В. Гоголя в оценке и интерпретации Алексея Ремизова
http://domgogolya.ru/science/researches/927/

О, Афанасьев, это уже ближе к делу. Правда, она вышла через тридцать лет, после публикации "Вия". Ну ничего, посмотрим, что он в ней пишет.

Наши сказки[414 - Н. Р. Ск., VII, 3; VIII, 13.] знают могучего старика с огромными бровями и необычайно длинными ресницами; брови и ресницы так густо у него заросли, что совсем затемнили зрение; чтобы он мог взглянуть на мир божий, для этого нужно несколько силачей, которые бы смогли поднять ему брови и ресницы железными вилами. Этот чудный старик напоминает малороссийского вия — мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, то уже ничто не утаится от его взоров; слово вии означает: ресницы. Народное предание о вие знакомо всякому, кто только читал Гоголя; заметим, однако, что некоторые любопытные черты не вошли в его поэтический рассказ. В Подолии, наприм., представляют вия, как страшного истребителя, который взглядом своим убивает людей и обращает в пепел города и деревни; к счастию, убийственный взгляд его закрывают густые брови и близко прильнувшие к глазам веки, и только в тех случаях, когда надо уничтожить вражеские рати или зажечь неприятельский город, поднимают ему веки вилами.


То есть персонаж существовал и вне гоголевского художественного пространства, иначе только на Гоголя Афанасьев и ссылался бы.