24 сентября 2017 г., 11:39

10K

5 причин, почему Стивена Кинга нужно читать всем (а особенно подросткам)

138 понравилось 36 комментариев 38 добавить в избранное

o-o.jpeg Автор: Гоша Матавкин

Кто знает лучше, чем может закончиться для буллеров выпускной в школе!

Первый роман Стивена Кинга вышел в далёком 1974 году, но с тех пор его книги, кажется, никогда не покидали списков бестселлеров. А 21 сентября 2017 года королю ужасов, который когда-то работал обычным учителем, исполняется 70 лет. Гоша Матавкин объясняет, почему стоит читать Кинга (даже если это не входило в ваши книжные планы).

1. Творчество Кинга очень кинематографично

картинка Arlett

Первый фильм по произведению Стивена Кинга вышел больше 40 назад, и с тех пор его экранизируют чуть ли не каждый год. Среди экранизаций хватает проходных и откровенно неудачных работ. Но, к примеру, первые два места в списке лучших фильмов по версии «Кинопоиска» занимают ленты, основанные на книгах Стивена Кинга. Только в 2017 году вышли фильмы по двум произведениям Стивена Кинга «Тёмная башня» (провальный, но вины писателя в этом нет) и «Оно» (первая версия экранизации вышла в 1990 году — Прим. ред.). А ещё Кинг снова захватывает телевидение: «Мгла», увы, мало кому понравилась, зато очень хорош «Мистер Мерседес». На очереди ещё десяток экранизаций. Самые любопытные — российская короткометражка «Пустите детей» и сериал «Касл-Рок» — антология всего кинговского творчества.

Популярность писателя у киноделов — сама по себе не очень большая ценность. По произведениям Дарьи Донцовой тоже снимали сериалы. Голливудских продюсеров его книги привлекают своими рекордными продажами, режиссёров — хорошо прописанными персонажами и закрученными сюжетами, а читателей — кинематографичностью. И хотя Кинг почти всегда раскрывает внутренний мир своих героев (и не только в переносном смысле этой фразы — это всё-таки ужасы), передаёт их мысли и чувства, он не тратит на это много времени и не отвлекается от действия. Сам он в детстве гораздо больше любил кино, чем литературу — наверное, поэтому читать его книги так же легко и интересно, как смотреть фильмы или сериалы. Если вам пока не удалось отвлечь ребёнка от экрана книжкой, попробуйте посоветовать ему Кинга (а не кого-то из школьной программы).

2. Кингу есть что рассказать подросткам

картинка Arlett

Детство Кинга, впрочем, не было беззаботным и не состояло только из походов в кино. Скорее наоборот, он тогда сбегал в тёмные залы с вымышленными чудовищами от настоящей жизни — она была куда страшнее. Сначала их семью бросил отец, потом Кинг увидел, как друга сбил поезд, а после этого пару лет болезненно лечил уши. Мальчик с самого детства смотрел на мир через очки, но они никогда не были розовыми. Стивен Кинг страдал от бедности, алкоголизма, наркомании, творческих неудач и сумасшедших фанатов. Когда он рассказывает обо всём этом в своих книгах, он знает, о чём говорит.

К опыту Кинга стоит прислушаться всем, а молодым людям — особенно. Пусть любые ужасы в его произведениях обычно находят человеческое (или не совсем) воплощение, их далеко не всегда стоит воспринимать буквально. Хотя, может, все эти пугающие метафоры различных угроз, зависимостей и слабостей в одушевлённом виде впечатляют читателя только сильнее.

3. Кинг хорошо знает детей и часто о них пишет

картинка Arlett

После голодных детства и юности и перед тем, как добиться успеха в писательстве, Кинг какое-то время работал школьным учителем. Кинг не забыл преподавательскую работу, а извлёк из неё бесценный опыт и много идей и образов. Точно известно, что девочку Кэрри из одноимённого романа, который и сделал Кинга знаменитым, он списал не с учениц, а с бывших одноклассниц — двух девочек, одна из которых была из слишком бедной семьи, другая — из чересчур религиозной. Дети и подростки потом появлялись чуть ли не в каждой книге Кинга: часто они были вспомогательными персонажами, редко злодеями (редко, но метко — взять хотя бы «Детей кукурузы»), а иногда главными героями. Все радости и проблемы подростков (школьная травля, первая любовь, сложности с родителями) в его книгах тоже есть.

Кинг почти всегда отмечает детскую невинность и беззащитность, но всё-таки часто наделяет подростков сверхспособностями. Кэрри обладает телекинезом, Чарли Макги из «Воспламеняющей взглядом» — пирокинезом, Дэнни Торранс из «Сияния» — даром ясновидения. Неудивительно, что когда Кинг сам стал родителем, молодыми родителями были и его персонажи. Но даже сейчас, когда Кинг давно уже дедушка, помощником старика Ходжесса из «Мистера Мерседеса» он делает его подростка-соседа. Даже успех современного сериала «Очень странные дела», который открыто заимствует у Кинга тему и атмосферу, держится на плечах нескольких крутых мальчишек и одной ещё более крутой девчонки.

4. Кинг учит читателя правильным ценностям

картинка Arlett

Конечно, избегая откровенного морализаторства. Наверное, всем родителям, которые прячут книги «короля ужасов» от детей, эта мысль покажется странной, но поверьте, Кинг скорее научит ребёнка хорошему, чем плохому. Продравшись через страшные, а часто и мерзкие сцены, читатель всегда приходит к простым и потому вечным истинам о всепобеждающей силе доброты, любви, дружбы.

Скажем, подросток, который прочитал «Кэрри», вряд ли будет издеваться над слабыми сверстниками, как делали герои книги (для них всё закончилось не очень). Когда Кинг вспоминает тех самых двух своих одноклассниц, которые были прообразами Кэрри, он не говорит, что сам вёл себя с ними хорошо. Наоборот, он относился к ним как все, и поэтому «Кэрри» — его искреннее извинение, искупление перед ними. Пусть это извинение и заканчивается литрами крови — всё-таки рамки жанра.

5. Кинг — действительно отличный писатель (а не беллетрист для поездов)

картинка Arlett

В начале своей карьеры Кинг, конечно, мог похвастаться только талантом, но в XXI веке он достиг вершин настоящего мастерства. Что-то в его последних книгах банально, другое немного вторично, третье не до конца проработано, но какая разница, если всё это всё равно бьёт в цель? Злодеи пугают, шутки смешат, трогательные сцены выдавливают слезу, а страшные заставляют прислушиваться к каждому шороху. Например, сейчас Кинг часто использует приём повторения — пишет последнее предложение в главе, а потом пишет его или какую-то его часть ещё раз, усиливая эффект. Что-нибудь вроде «Но тогда я боялся как никогда в жизни. Клянусь, как никогда в жизни». Просто, но работает.

Серьёзные критики и литературоведы долго не признавали заслуг Кинга. Они считали его пусть и популярным, но второсортным беллетристом, чьи произведения могут понравиться только скучающим пассажирам поездов метро и самолётов. Тем, кто выбирает, что бы почитать в поездках, Кинга и правда можно советовать смело, но это вовсе не значит, что его книги плохо написаны или лишены смысла. Кинг хорош в деталях. Мало кто из современных писателей может так полно передать характер персонажа одним его жестом или словом. Или заставить читателя поверить в реальность происходящего, просто упомянув известное шоу или бренд. Или так точно создать нужную атмосферу — некоторые выдуманные Кингом города кажутся реальнее настоящих. Но на то и мастер, конечно. На то и мастер.

Источник: МЕЛ
В группу Статьи Все обсуждения группы
138 понравилось 38 добавить в избранное

Комментарии 36

Честно сказать, "обладает кинематографичностью" - это про правильные описания, которые создают картинку в голове, а вовсе не про то, как его экранизируют. Экранизируют его, кстати, отвратно: до "Побега" и "Зелёной мили" было распространено мнение (и за бугром особенно), что Кинг просто не поддаётся экранизации. И вот да - то, что сделано много экранизаций, не говорит о ценности. А кинематографичностью (то есть точностью описаний) он обладает нечеловечески прекрасной.

Я считаю что Стивен Кинг - классика американской литературы для подростков. Он умеет действительно показать о чем думает ребенок, о чем мечтает и чего боится. Однако тезис, который написан в данном контексте - "каждому подростку", это по моему перебор. Кинг пишет много и хорошо, но он рассчитан на впечатлительного подростка, на того подростка, который глубоко чувствует и переживает. И это конечно залог успеха, однако знаете ли, эмоциональность и глубокий психологизм не есть панацея для развития. Я лично знаю многих, кого извините за выражение "тошнит" от Кинга. А выражение это применимо к нему потому что в его книгах нет места суровым реалиям. Да, тут можно возразить, что для суровых реалий есть и другие книги, где тема произведения точно и подробно задана и описана. Но потому то я и пишу, что Кинг "не для всех", ибо что впитывает мозг подростка, то уж остается в нем надолго, а потому не стоит думать, что каждый подросток жаждет эмоциональной бури и глубокого психологического настроя "на ночь глядя". У меня все.

Pliuschansky, А как вам "Девочка, которая любила Тома Гордона"? "Долорес Клейнборн"? "Последняя перекладина" (она же "Последняя ступенька"? "Тело"? "Тот. кто хочет выжить"? Это что. не суровые реалии?

PrekrasnayaNeznakomka, Чарльз Буковски "Хлеб с ветчиной", Ирвин Уэлш "Кислотный дом" - вот это суровые реалии, а то что описывает Кинг в например "Долорес Клейборн" - очень качественный закос под реализм

Pliuschansky, Э...
"«Кислотный дом» — последняя история, в которой футбольный хулиган и отребье Коко Брайс после приёма ЛСД и удара молнией обменивается телами с только что рождённым в обеспеченной семье среднего класса ребёнком." А где тут реализм?

PrekrasnayaNeznakomka, Реализм тут в описании главного героя и вообще общем реализме описания. И элементы фантастики в книге ее реализм никак не преуменьшают

Pliuschansky, Да тут, похоже, не элементы, тут сплошь фантастика.)

PrekrasnayaNeznakomka, Вот только обдолбанный ЛСД парень ближе к реальности, чем почти все герои Кинга

Pliuschansky, Ну если человек обдолбан, он от реальности как раз далёк.))

Кинг не всегда учит подростков хорошему. Сюжет рассказа "Возвратившийся Каин" подвиг одно придурка взяться за оружие, пойти в свою школу и начать мочить своих однокашников.
Кинга это потрясло и он отказался от дальнейших публикаций своего рассказа.

muzlaner, Насчёт "Возвратившегося Каина" не слышал, а вот то, что то же самое творил подросток, прочитавший "Ярость" Кинга - про это слышал не раз.

1. Может, творчество и кинематогафично, но лично я видела только одну пристойную экранизацию -"Сияние". И не то, которое с Кубриком, а то, которое в три серии. Правда. последнее "Оно" я не смотрела.
2 и 3. Ну не стоит так преувеличивать несчастное детство и голодную юность Кинга. Что-то и сам он такового не считает. и не так уж он голодал. если сравнить с биографией... Валентина Пикуля. А сказать.. А сказать он может действительно много чего. Ранний Кинг. Что-то в последнее время он нравится мне всё меньше и меньше.
4. Про правильные ценности -согласна. На мой взгляд лучшие его книги в этом смысле - "Последняя ступенька", "Тело", "Долорес Клейнборн", "Девочка. которая любила Тома Гордона" А вот "Мистер Мерседес" ничему особо не учит, да ещё и пидарскую тему суёт ни к селу ни к городу.
5. В 21 веке у него что угодно. но не вершина. Ну или может у автора не лучший период для творчества.

PrekrasnayaNeznakomka, А как Вам "Под куполом" и "11/22/63"? Многие нахваливают эти его книги.

KuleshovK, До "Купола" пока не дошла. "11/22/63" нормально, хотя о том, что миссия главгероя кончится чем-то таким, было понятно с самого начала: вон, история-то не поменялась.
А вот "Страна радости" и "Мобильник" - убожество редкостное.

Насчёт того, что Кинг учит правильным ценностям - очень спорно. В том же самом "Оно" дети после победы над монстром устроили... Ну, вы сами знаете. По моему не очень правильный посыл для 11-ти летних девочек. Да и для мальчиков. Рановато такими вещами заниматься в их возрасте.
В "Способном ученике" Кинга со смаком описывает, как подросток убивает бомжей, как мечтает о пытках и изнасиловании, но как-то блекло доносит мысль, что это не правильно и не допустимо.
В "Теле"("Трупе") подростки безнаказанно издевались над собакой, которая просто гавкала на них из-за того, что они зашли на охраняемую ею территорию. И после этого, несмотря на отличное раскрытие персонажей, я не мог им сочувствовать и переживать.

KuleshovK, Я вообще никогда не понимал почему кто то вообще считает что Кинг когда то кого то учил каким то ценностям. Он по моему вообще старается как Линч создать творчество, и пустить его в мир без обьяснений

KuleshovK, Точно. Сколько читала Кинга у него всегда дерьмо в почете. То про мужика, которого заперли в биотуалете и весь рассказ описывается как он оттуда вылазит, то в "Оно" постоянно все пердят, рыгают. Может американским детям смотрящим Губку Боба это и близко, а мне не нравится это. И в 12 не понравилось бы.

lapina_ekaterina, В "Куджо" тоже много всякого такого. Вульгарное, неприятное чтиво. В "Ярости" встречаются никому не нужные физиологические подробности. Мне, как подростку, не понравилось, более того, у меня вызвало отторжение кинговское творчество. Тут еще пишут про сцену в "Оно". Жесть крч. А все-таки настоящие шедевры мировой литературы написаны и пишутся без, пардон, блевотины. И слава Богу))

KuleshovK, Вообще-то в "Способном ученике" началось с того, что ученик ловил кайф от историй про концлагеря. А кончилось тем, что он разбудил в себе зверя.
В "Трупе" эпизод с собакой на самом деле был самый невинный. Просто мальчики из неблагополучных семей решили посамоутверждаться: найти труп и стать героями. Лично мне больше всего жалко Криса Чалмерса. Живя в такой грязи, сохранить доброту и моральную чистоту - это не каждому под силу.

Спасибо, посмеялся. Про экранизации есть даже такая закономерность - чем больше Кинг её ненавидит и чем меньше общего она имеет с оригиналом - тем больше шансов, что фильм получится хорошим.

Много лет назад открыла для себя Стивена Кинга. И без пафоса говорю =- Он писатель на все времена, умный,философ, писатель для мыслящих людей от 10 до 110 лет.
В канун Дня рождения пожелаю Многия Годы благоденствия и творчества!

Много лет назад открыла для себя Стивена Кинга. И без пафоса говорю =- Он писатель на все времена, умный,философ, писатель для мыслящих людей от 10 до 110 лет.
В канун Дня рождения пожелаю Многия Годы благоденствия и творчества!

Говорить о "кинематографичности" Кинга, опираясь только на количество экранизаций, не совсем правильно. Кинг любит кино и принципиально продает права на экранизацию своих книг за 1 доллар. Хотя говорят, что "Темную башню" продал дороже - за целых 19$. Отсюда невероятное количество малобюжетного шлака от начинающих режиссеров, снимающих свои дебюты по его рассказам.
Но если за дело берутся мастера, то появляются фильмы "Побег из Шоушенка" и "Зеленая миля")
В том, что касается того, подходят ли его книги для подростков... многое зависит от книги. Из моего опыта, "Воспламеняющая взглядом", прочитанная в 12 лет, и "Жребий", прочитанный в 14, зашли очень хорошо. Но "Клатбище домашних животных" я бы своим детям в подростковом возрасте не рекомендовала.

Кинг скорее научит ребёнка хорошему, чем плохому. Продравшись через страшные, а часто и мерзкие сцены, читатель всегда приходит к простым и потому вечным истинам о всепобеждающей силе доброты, любви, дружбы

Кинг - по большому счету не детское чтение и не подростковое. Вероятное исключение - очень развитый и начитанный подросток ближе к 16-17-18 годам, и то... не все книги я бы дала такому подростку в руки. "Кэрри", "Воспламеняющая взглядом", может быть, "Побег из Шоушенка"...
И да - были случаи, когда Кинг изымал свои книги, во избежание не того воздействия на неокрепшие умы, в сети его эссе "Оружие" можно прочитать.

Не моя книга сломала Кокса, Пирса Карнила или Лукаитиса. Не моя книга сделала их убийцами. Они нашли в ней руководство к действию, потому что уже были сломаны. Тем не менее, я все же склонен рассматривать «Ярость» как своеобразный катализатор, и именно поэтому я изъял ее из продажи. Не стоит оставлять канистру с бензином там, где ребенок, обожающий поджигать насекомых, может до нее добраться.
(с) Стивен Кинг