21 сентября 2017 г., 19:42

536

Игры со смертью и тайны «Моби Дика»

36 понравилось 0 пока нет комментариев 9 добавить в избранное

o-o.jpeg Источник: канал @cultpop

«Есть такие предметы, разобраться в которых можно только принявшись за дело с методической беспорядочностью».
Герман Мелвилл

Сегодня мы говорим о романе, признанном величайшей американской книгой ХIХ века (правда, уже сильно после смерти её автора — вот что значит невнимательно читать).

Итак, «Моби Дик, или Белый кит» писателя и моряка Германа Мелвилла. К несчастью, это программное произведение, а, значит, у кого-то из вас уже наверняка напрочь отбито желание к нему приближаться. Но, если разобраться, оно вовсе не скучное.

Роман создан одним писателем-романтиком, посвящён другому писателю-романтику, и полон необычных авторских трактовок мифов внутри нового мифа, придуманного уже самим автором. В сюжете — загадки непознанного, тайны, игры со смертью и... киты. Именно особенной системой символов, собственной мифологией и свободной формой «Моби Дик» отличается от всего, что было создано в литературе до него и появилось после.

«Моби Дик» действительно не самое легкое для чтения произведение — сюжет развивается медитативно, очень много отступлений с информацией о китах и философскими размышлениями автора. Вообще, китами в больших концентрациях «пропитана» вся книга. Современники Германа Мелвилла не стали заморачиваться поисками здесь смыслов и решили, что «Моби Дик» — это такое научно-популярное издание о жизни крупных морских млекопитающих... Это был провал.

Роман заметили только спустя 70 с лишним лет после его написания. Одним из первых проникся особой магией Мелвилла создатель «Любовника леди Чаттерлей» Дэвид Лоуренс. Он назвал автора «величественным провидцем, поэтом моря» и понял, что тот «уходит в море, спасаясь от человечества». «Мелвилл ненавидел мир», — писал Лоуренс. Ненавидел ли он его в действительности, мы, конечно, не знаем, но то, что в «Моби Дике» Мелвилл продемонстрировал иррациональность любых социальных отношений — пожалуй, факт.

Следом за Лоуренсом на роман обратил внимание и итальянский писатель и переводчик Чезаре Павезе. Он перевел на родной язык «Моби Дика» и назвал его «поэмой варварской жизни», а Мелвилла сравнил с древнегреческим трагиком.

Наконец, Камю увидел в романе «притчу о великой битве человека с творением, творцом, себе подобным и самим собой», а в его авторе — «могучего создателя мифов». И, пожалуй, именно Камю ближе всех подошёл к истине.

Герман Мелвилл оттолкнулся от готовых мифов и сюжетов — для этого в романе проведены очевидные параллели с Ветхим Заветом и мифами Древней Греции — и опрокинул их традиционное понимание. Автор старался увести читателей от буквального восприятия мифологических и библейских сюжетов с помощью... своего собственного мифа. И на привычные символы он смотрит под новым углом. Главный символ романа — кит, то есть нечто колоссальное, непостижимое, непредсказуемое и абсолютно не контролируемое. Такая вот метафора одновременно жизни, смерти, неких высших сил и человеческого подсознания.

По сюжету герой романа Ахав маниакально охотится за Белым китом, Моби Диком, который символизирует для него абсолютное зло и причину всех его бед. Но, как все мы знаем, абсолютного зла не существует в реальности, это абстракция. А вот корень почти любой проблемы — в нас. У каждого свой «Белый кит». И мало того, мы сами провоцируем его явление. В романе голос разума в лице одного из героев пытается остановить Ахава:

«Моби Дик не ищет встречи с тобой. Это ты, ты в безумии преследуешь его!»

Это стремление Ахава ринуться в пучину отчасти было свойственно и самому Мелвиллу, который признавался, что часто от бездеятельной и скучной жизни у него начинается хандра. Писатель предпочитал вместо серой действительности отправляться в море.

«Всякий раз, как в душе у меня воцаряется промозглый, дождливый ноябрь; всякий раз, как ипохондрия настолько овладевает мною, что только мои строгие моральные принципы не позволяют мне, выйдя на улицу, упорно и старательно сбивать с прохожих шляпы, я понимаю, что мне пора отправляться в плавание, и как можно скорее. Это заменяет мне пулю и пистолет».

Создав «Моби Дика», Мелвилл, видимо, смог совладать с внутренними демонами. Своему другу Натаниэлю Готорну, которому и посвящён роман («в знак преклонения перед его гением»), он сообщил:

«Я написал порочную книгу и теперь чувствую себя чистым, как агнец».

Для любого автора, особенно если мы говорим о признанных классиках, каждая книга - это часть жизни. По сути, любой роман и есть трактовка этой самой жизни. Опыт написания «Моби Дика» дал Мелвиллу «очищение». Достойна ли в таком случае книга нашего с вами внимания, несмотря на то, что читать её — дело не из легких? Как видим по опыту автора, если не побояться и рискнуть «навести шороху» в своих понятиях и в своей душе, результат может получиться очень интересный... А чужой уникальный опыт в этом деле очень часто хороший помощник. Если воспринимать роман так, то через призму «Моби Дика» можно много понять и о себе.

Источник: Источник
В группу Статьи Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

36 понравилось 9 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также