16 сентября 2017 г., 19:55

8K

Что я прочитала в сочинениях, когда проходила педагогическую практику в школе

185 понравилось 37 комментариев 26 добавить в избранное

o-o.jpeg Автор: Нина Любинарская

Как школьники сами пишут книги и что есть в их домашних библиотеках

Обычно первая неделя активной педагогической практики у студентов профильных специальностей проходит за проверкой тетрадей и заполнением отчётных документов. Так случилось и со мной, когда я пришла на практику в школу.

Уже третья стопка тетрадей лежит перед моим носом. Две пачки по русскому языку позади, теперь приступаю к литературе. Я никогда ещё не оценивала вольные сочинения девятиклассников на тему «Моя библиотека». Немного волнительно. Перед тем, как открыть первую тетрадь, мысленно прокрутила в голове нелюбовь к чтению, отсутствие дома любых книг, нежелание читать художественную литературу по школьной программе. Вспоминая свой класс и всего пять поднятых рук на уроке, я была готова ко всему. Литературу в школе любят далеко не все, и это факт.

Читаю сочинения. Понимаю, что с этими детьми что-то не так. У каждого есть любимые книги и предпочтения по жанрам, каждый третий читал Гарри Поттера, Жюля Верна, Рэя Брэдбери и Стругацких. Используют цитаты писателей, философов. Даже немного с юмором подходят. Один из учеников пишет: «У меня тоже есть библиотека, она, конечно, поменьше библиотеки Конгресса США, но она всё же есть». Некоторые придумывают собственные мотивирующие высказывания, некоторые я выписала в свой блокнот. Вот одно из них: «Мне кажется, что книги дают нам сигналы, которые невозможно услышать, но можно уловить».

Один ученик пишет, как он читает книги: те, что не понравились, уезжают в ссылку к бабушке или остаются пылиться на полках.

Ещё меня поразило, что у школьников есть огромный интерес к зарубежной литературе, которой в школьной программе по минимуму.

Обычно всё крутится вокруг русской. Но школьники читают Джека Лондона, «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, Хемингуэя и Ремарка. Ещё рассуждают о понедельниках Стругацких, погружаются во Вселенную игры Warcraft, а потом просто отправляют в мир фэнтези: Джордж Мартин, Ведьмак, «Властелин колец», Стивен Кинг и прочие саги. Невероятно!

Проверяю дальше. Одна из учениц написала огромное сочинение на восемь страниц, в котором пригласила в гости в свою библиотеку. В сочинении она рассказала о первом знакомстве с книгой: сначала это были сказки, детские рассказы Николая Носова и любимый Незнайка. Потом родители начали подкидывать ей книги о приключениях, и уже в семь лет Аня знала Жюля Верна и Марка Твена. К 15 годам прочитала «451 градус по Фаренгейту», а сейчас готовится к знакомству с «булгаковским мастером» и увлекается современной французской литературой. Смотрю на обложку тетради, срочно надо познакомиться с этим талантищем Аней из 9 «Г».

Перемена. Тут как раз приходит 9 «Г». Прерываю разговор двух юношей и прошу найти мне Аню. Очень хочу выразить ей своё восхищение и восторг. Подходит скромная и милая девушка:

— Я Аня, вы меня звали? — очень спокойно и слегка настороженно проговорила девушка.

— Здравствуй. Я тут читаю твоё сочинение, я просто в восторге. Спасибо за то, что ты пишешь. Это круто! Ты где-то публикуешься?

— Ну… не так чтобы печатаемся, мы просто с подругой пишем книгу про гимнасток. — И показывает мне свой паблик в соцсети.

Тут, конечно, моя челюсть отвисла. И было бы здорово, если бы её кто-то подобрал. Я просто сидела и восхищалась.

А говорят, молодёжь книги не читает… Конечно, она их пишет.

— Ого! Ничего себе, какие вы умнички! — говорю я. — Да ещё и больше 600 подписчиков со всей России. Просто снимаю шляпу!

Потом Аня нашла меня во «Вконтакте», добавила и дала почитать одну из глав книги.

Возвращаюсь обратно к своим сочинениям и вижу прекрасное про «Евгения Онегина». В этой книге говорится о Евгении, который ходит по балам и играет на женских чувствах, и о девушке Татьяне, которая не такая как все… Конечно, немного не раскрыл парень тему, но зато запомнил героев. Это уже плюс.

От проверки тетрадей я получила настоящий восторг и сделала вывод. Дети читают и читают много. Возможно осознание и понимание приходит не в пятом классе, а чуть позже. Но то, что есть связь между книгами всех времён и народов, — это факт. И как говорил дорогой Френсис Бэкон: «Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Не переставайте читать, мои дорогие.

Источник: МЕЛ
В группу Статьи Все обсуждения группы
185 понравилось 26 добавить в избранное

Комментарии 37

Я зарубежку тоже больше русской литературы люблю. Русской и в школе начитаешься, что до 30 лет перечитывать не захочется.

lapina_ekaterina, Мне и после 30 не хочется.. Может лет через 30 после окончания школы?

lapina_ekaterina, А к тридцати ты понимаешь, что каких-нибудь Вулфов и Фолкнеров, от которых просто дух захватывает, читать-не перечитать и... прощай, "Война и мир", на "каждый культурный человек должен" у меня нет времени))

lapina_ekaterina, А у меня стойкая нелюбовь к Стендалю и зарубежной классике со школьной скамьи. У нас был предмет "зарубежная литература". :-( .

А я наоборот, после 30 открыла для себя русскую классику, некоторых детских советских писателей и английскую классику...

oxana84, А можно узнать, каких именно детских советских писателей?

Отличная тема. Детишки бывают разные, но разными бывают и преподаватели литературы. У большинства они такие, что и через 30 лет после школы книжки из программы не хочется перечитывать. Вот объясните мне, студентов тестируют на пригодность к преподаванию?

Тут даже не вина преподавателей. Проблема может быть в том, что среди всех людей около 2 процентов страдают отклонениями в виде синдрома Аспергера. Это состояние, при котором люди абсолютно лишены способности воспринимать невербальные сигналы, моделировать социальные отношения и читать между строк. Беда для аспи заключается в том, что они почему-то думают, что литература – это только то, что написано буквами и выражено словами. О невербальной составляющей художественного текста они даже не догадываются, но знают, что у них самих есть проблемы с трактовкой даже самых простых произведений.

Часто аспи идут учиться на филологов и на практике это выглядит так: не обладая способностью к самостоятельному анализу текста, они ходят на все лекции по предметам, ведут идеальные конспекты и заучивают их от корки до корки, дословно пересказывают содержание лекций на экзамене и получают пятерки. Эти люди – лучшие студенты на потоке по формальным оценкам. На самом деле, они созданы для кропотливой и нудной работы: составление словарей, ведение каталогов, корректура, редактирование. Причесать под гребенку, делать однотипную работу изо дня в день - в этом их конек, но когда они оказываются в должности преподавателей литературы в школах, то это катастрофа для всех. У детей они требуют того же, что было лично у них: заучивания правильных ответов на цитатах из Белинского и Писарева и ни шагу в сторону от требований программы. Любые попытки самостоятельного мышления они решительно пресекают, поскольку не понимают смысла в том, что им говорит ученик. Они борются с фантазией и воображением у своих школьников, поскольку сами не знают, что это такое и зачем оно нужно.

Аспергеров очень много среди студентов-филологов. Их кто-нибудь профориентирует, или они идут по общей дороге в школу учителями?

SonRazuma, Мне кажется, вовсе не обязательно быть обладателем Аспергера, чтобы пресекать попытки самостоятельного мышления. Обучение литературе строго по хрестоматии и конспекту банально легче. Легче готовиться к урокам (учителю), легче проводить уроки, легче проверять одинаковые сочинения. Поэтому достаточно быть просто ленивым.

LoyolaTactical, Разумеется. Но меня интересует как раз медицинский аспект проблемы. Ленивый учитель не будет конфилктовать с учеником, который дошел до чего-то своим умом, а вот аспи будет. Далеко не все из них готовы признать свою ущербность и заняться делом, которое им подошло бы лучше. Причина энергичного самодурства учительницы может быть в синдроме Аспергера, но никак не в лени.

SonRazuma, Возможно, причина энергичного самодурства учителя результат профессионального перекоса: въевшаяся в подсознание позиция непререкаемого авторитета. Плюс общая нездоровая атмосфера в обществе. Ну хотя бы поведение школьных дам на выборах стоит вспомнить (недавно ролик в сети разошелся с директрисой самарской школы). Душевная лень и некоторая степень сервильности вполне себе позволяют конфликтовать с учеником, потому что весовые категории неравны. Не надо доказывать, достаточно заткнуть слишком умного.

nancyka, Безусловно, это тоже есть. Бабские бзики, неудовлетворенность в личной половой жизни, желание мстить всем мужчинам подряд, даже детям, используя свой административный ресурс - чего только нет в школе. Проблема в том, что никто не отлавливает таких фурий на дальних подступах, а в итоге - выпускники, которые 30 лет не хотят читать книжки из школьной программы. Тут в соседней ветке идет обсуждение вопроса, почему Россия уже давно не самая читающая страна. Из- за этих дамочек на преподавательских должностях в школах.

SonRazuma, Сомневаюсь, что СССР вообще был когда-либо самой читающей страной. Власть предержащие усиленно надували щеки, доказывая преимущества советского социализма. Советская школа вполне вписывалась в репрессивную схему государственного устройства. И эта тенденция из новой школы так и не выветрилась. Учительский коллектив встроен в государственную вертикаль накрепко, правило "ты начальник - я дурак" работает безотказно. Детей обстругивают по этому лекалу, чтобы из школы вышел винтик. В сети появилась страничка из свежего школьного учебника истории. На страничке официальная трактовка событий 2014 года...Система живее всех живых и именно на таких озлобленных и циничных тетках эта система держится.

nancyka, Знаете какие очереди были чтобы подписаться на собрания сочинений ? а подписка на литературные журналы была по блату и хорошие книги покупали по двойной цене из под прилавка так что это правда были мы самой читающей страной в советское время , по телевизору с удовольствием смотрели встречи с писателями и поэтами в концертной студии Останкино . Может книги тогда были своего рода отдушиной ."Поэт в России больше чем поэт "

nancyka, Сколько Вам лет, господин сомневающийся? Ваши заключения из личного опыта или нелепых штампов? Где Вы видели репрессивность в школе? В том, что была цензура? Что можно было открывать книги, не боясь нарваться на маты, что не печаталась оккультная белиберда? Что печатались классики различных культур? Есть ли шанс пробиться достойной литературе к нынешнему читателю, заваленному откровенным мусором. О чем только не узнаешь из современной литературы и об изнасиловании, и об инцесте, и об убийстве, и об извращениях. Только является ли такая литература художественной? Пробуждает ли добрые чувства? Есть ли защита от нее? Стараюсь читать только по предварительным рецензиям или рекомендациям, но все равно глотаю много откровенной чепухи. Спасает хороший фундамент, заложенный как раз в Советские годы.
Страна была читающей благодаря:
1. хорошей системности образования;(то чего сейчас лишились полностью)
2. прекрасной наполняемость библиотек (жили в маленьком городке, а училась в Москве. Могла оценить возможности)
3. ДОСТАТОЧНОМ КОЛИЧЕСТВЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ. Люди не работали на десяти работах.
А на счет "теток", не знаю о чем Вы пишите про какие лекала, но образование всегда с усилием. Легко деградировать, а развиваться - это как восхождение на гору, совсем легко и просто не бывает.

SonRazuma, Пожалуйста, дайте ссылку на ветку, где обсуждают не самую читающую Россию. Интересно, что люди пишут. Спасибо заранее ))

SonRazuma, а с чего вы взяли, что на филологическом много студентов с синдромом аспергера?

О невербальной составляющей художественного текста они даже не догадываются
что за невербальная составляющая? Текст всегда словесный, что в нем м.б. несловесного?

Зы: люди с аспергером просто не воспринимают жесты или интонационные оттенки при общении. Кстати, поэтому они отличные писатели - т.к. им приходится обучаться жестам на сознательном уровне. Например, что скрещенные руки - это защитный жест. Люди с аспергером не понимают этого инстинктивно, им приходится учиться это подмечать. И в тескте такой писатель очень умело включает всевозможные жесты и мимику.

А с воображением и самостоятельностью мышления у людей с аспергером все в порядке. Даже у людей с тяжелыми формами аутизма зачастую хорошее воображение, что уж говорить о синдроме аспергера!

Если учителя лит-ры такие деспоты из-за (поголовного) аспергера, то что, интересно, у учителей химии и физики?

Все, что не подлежало "прохождению" по школьной программе, читала с удовольствием. Отечественное, зарубежное... А программное так до сих пор и вызывает отвращение, как и прежде. Школьный опыт ни чем не вытравить. Даже Д. Быков с И. Берлиным не помогли. Похоже, приемы советских училок перешли по наследству к современным. Счастье, что литература гораздо шире и глубже, чем школьная программа ))

Думаю, что автор статьи проходила практику не в самой рядовой школе. Такая концентрация читающих да ещё и пишущих детей наталкивает на мысль, что в этом учреждении действует какой-то отбор.

Bookvoeshka, Пишущих рассказы и фанфикшн прорва на самом деле, просто иногда это рассказать бывает тяжелее, чем признаться в нетрадиционной ориентации

Niarena, Нну, это такая относительная "прорва". Когда читаешь рассказы и фанфики на каком-нибудь сайте, поражаешься, как же их много, тех, кто всё это пишет. А вот, когда заходишь в среднестатистическую школу (или уровнем пониже), то чаще обнаруживаешь тех, кто два слова связать не может, а чтение считает атавизмом.

Статья приятная, но не вижу в этом ничего из ряда вон выходящего и удивительного.
Собственную книгу в моем классе пытался написать каждый третий (т.е. человек 10), а фанфики - каждый второй; не читали книг (особенно "Гарри Поттера", Булгакова, Кинга) только совсем уж ограниченные субъекты. До сих пор помню, как один из отстающих учеников в одиннадцатом классе проникся "Мастером и Маргаритой" и подробно, с явным удовольствием, отвечал на уроках, а другой отпетый двоечник внезапно выучил несколько длинных стихотворений Есенина и очень выразительно их рассказывал.
Многое от учителя зависит, а еще большее - от родителей.

У меня была учительница по литературе (в 8-10 классах), которая точно бы до конца отбила любовь к литературе, если бы я не перевелся в другую школу. Ее постоянные фразы типа "Нет, ты неправильно понял, Пушкин(любой автор) по-другому считал", "Онегин - идеал мужчины" и тесты с вопросами из серии "Какого цвета была попона у коня Андрея Балконского из "Войны и мир" сначала вызывали недоумение, но потом провоцировали внутренний протест. К слову, "Войну и мир" я прочел не в кратком пересказе, а все 4 тома...
К чему веду - очень много зависит от учителя, который может взять и отбить у ребенка желание читать и мыслить творчески, загоняя все в ненужные рамки. Ну и, естественно, родители должны прививать любовь к чтению у детей. Сейчас дети меньше читают благодаря стремительно развивающимся компьютерным технологиям. То, что написано в статье - звучит немного фантастично - но могу сказать точно, что взгляд практиканта очень сильно отличается со знаком плюс от взгляда учителя...

heyfillet, Такие тесты - не личная инициатива, а щедрый подарок минобра. Мне вот повезло с учительницей литературы, но она всё равно такие проводила для отчетности видимо.

Есть такое понятие, как "подбор класса" - случайный набор людей с разным характером, которые делают класс индивидуальным. Даже в самой обычной сельской школе никогда класс на класс не приходится. И учителя вынуждены урок на одну и ту же тему проводить совершенно по-разному, приспосабливаясь к возможностям и особенностям класса. К чтению это тоже относится. Не только прекрасный учитель влияет на любовь к книгам, например, у нас в классе читать считалось нормой благодаря тому, что лидеры любили читать. А для подростков влияние группы немаловажный фактор. Некоторые тянулись за лидерами, другие нет, но в любом случае никто не стеснялся, для нас было естественно обсуждать книги на уроках и переменах.

Alivka_V, Полностью согласна! Почему-то этот фактор не учитывается многими.

Просто ребятам повезло... У меня два племянника уже закончили школу, на двоих поучились в четырех школах (по паре каждый) и за все десять лет обучения НИ ОДИН из них не написал НИ ЕДИНОГО сочинения, и не потому что лень было, нет, все проще, ни в одной из четырех школ им просто не задавали писать сочинение НИ РАЗУ. И это за все десять лет. Итог такого обучения - они совершенно не умеют формулировать свои мысли. По работе приходится часто сидеть на профильном форуме и наблюдать как пытаются сформулировать вопросы граждане, которые не так давно закончили или заканчивают школу - становится очень грустно. Не знаю как они пишут сочинения, но даже просто вопрос сформулировать у абсолютного большинства проблема...

А можно ссылку на паблик где они пишут книгу?