28 мая 2017 г., 16:55

37K

«Вздорная баба с пустыми глазами». Что Есенин нашёл в Айседоре Дункан?

94 понравилось 12 комментариев 15 добавить в избранное

o-o.jpeg Автор: Константин Кудряшов

Сергей Есенин любил Айседору Дункан странной любовью. Он постоянно сравнивал её то с матерью, то с ведьмой, то с коровой, и считал, что её скоро забудут, в отличие от его стихов.

140 лет назад, 27 мая 1877 г. родилась Айседора Дункан. Первая и, наверное, единственная ассоциация с этим именем у наших соотечественников такая: «Жена Сергея Есенина». И хотя в этом качестве она провела лишь 4% своей жизни – 2 года из 50, с 1922 по 1924 гг. – память о ней в России жива лишь по этой причине.

Правда, в тот момент, когда они встретились, всё было с точностью до наоборот. Ошеломляющая мировая слава танцовщицы-новатора, основоположницы свободного танца. Большие деньги, блестящий статус, сомнительное прошлое, лишь добавляющее шарма. В общем, «скандалы, интриги, расследования». Слава Айседоры была настолько громкой, что в Советской России Дункан стала своего рода абсолютом во всём, потрясающем воображение. Помните, как в «Собачьем сердце» Булгакова домком приходит уплотнять профессора Преображенского? «Столовых нет ни у кого в Москве, – звонко крикнула женщина. – Даже у Айседоры Дункан!»

Коровьи глаза

А что у Есенина? Локальная известность русского стихотворца, который не до конца ещё избавился от несколько унизительного статуса «крестьянского самородка».

Примерно об этом зло, но по-своему точно отзывался поэт Сергей Городецкий, друг Николая Гумилёва и некогда покровитель Сергея Есенина: «Это был выход из его пастушества, из мужичка, из поддёвки с гармошкой. Это была его революция, его освобождение. Этим своим озорством Есенин поднимал себя над Клюевым и над другими поэтами деревни».

Вообще судачили об этом союзе много и не всегда благожелательно. Поражало всё. И 18-летний разрыв в возрасте – именно на столько Дункан была старше Есенина. И то, что американка оставила подмостки ведущих театров мира ради нищей, но такой свободной и привлекательной Советской России. И, разумеется, во всём этом сквозил плохо скрытый интерес: «Что же она нашла в нашем рязанском пареньке?»

mqdefault.jpg
0:14


Обратным вопросом – «А что же он в ней нашёл?» – задаются реже. Тем более любопытно посмотреть на мировую знаменитость глазами провинциала. Благо, свидетелей хватает – роман и семейная жизнь четы, взявшей после регистрации в Хамовническом ЗАГСе Москвы двойную фамилию «Дункан-Есенин», проходила у всех на виду. И охотников донести до общественности подробности о скандальной паре хватало с избытком.

Иногда это звучит щемяще-трогательно. Как у Ирины Одоевцевой, которая повстречалась с ними в Берлине. Вот что говорит Есенин: «В десять лет я ещё ни с одной девушкой не целовался. Не знал, что такое любовь, а, целуя коров в морду, просто дрожал от нежности и волнения. И сейчас ещё, когда женщина мне нравится, мне кажется, что у неё коровьи глаза. Такие большие, бездумные, печальные… Вот как у Айседоры». Сомнительный комплимент. Сравнить женщину с коровой – это на грани фола. Но очень по-нашему, а, главное, эффективно. Что подтверждается буквально минутой позже: «Часто мы с ней ругаемся. Вздорная баба, к тому же иностранная. Не понимает меня, ни в грош не ставит… Если будет ерепениться и морду воротить – вклейте ей комплимент позабористее по женской части. Она это любит. Сразу растает. Она ведь, в сущности, неплохая и даже очень милая иногда».

Мать или ведьма?

Иногда напористо и очень жёстко. Под пьяную руку Есенину кажется, что Дункан – чуть ли не ведьма, сатанинское отродье, дьявольское наваждение. Ещё одна женщина-свидетель, поэт Элизабет Стырская даёт отличную стенограмму не вполне трезвых откровений Есенина: «Не знаю. Ничего похожего с тем, что было в моей жизни до сих пор. Айседора имеет надо мной дьявольскую власть. Когда я ухожу, то думаю, что никогда больше не вернусь, а назавтра или послезавтра я возвращаюсь. Мне часто кажется, что я ее ненавижу. Она – чужая! Понимаешь, совсем чужая. На что мне она? Что я ей? Мои стихи… Мое имя… Ведь я Есенин… Я люблю Россию, коров, крестьян, деревню… А она любит греческие вазы… ха… ха… ха… В греческих вазах моё молоко скиснет… У нее такие пустые глаза… Чужое лицо… жесты, голос, слова – все чужое!.. Все это меня оскорбляет. Я ко всем холоден! Она стара… ну, если уж… Но мне интересно жить с ней, и мне это нравится… Знаешь, она иногда совсем молодая, совсем молодая. Она удовлетворяет меня и любит и живет по-молодому. После нее молодые мне кажутся скучными – ты не поверишь. А какая она нежная была со мной, как мать. Она говорила, что я похож на её погибшего сына. В ней вообще очень много нежности. Наваждение. Околдовала меня…»

Ничего не понять. То она – русская душой, то – совсем чужая. То безумная страсть, то едва прикрытый цинизм с «коровьими» комплиментами… То ведьма, а то – родная мать. И, тем не менее, одну вещь никак нельзя игнорировать. Дункан была для Есенина важна. Хотя бы по той причине, что он видел в ней фигуру как минимум равновеликую себе.

Победа поэта

Поэт-имажинист Надежда Вольпин, которая Айседору, мягко говоря, недолюбливала, всё-таки признавала важную вещь: «Да, там было сильное сексуальное влечение. Но любовью это не назовёшь. Часто говорят, что он был влюблён в её антураж – увядающая, но готовая воскреснуть слава, мнимое огромное богатство… Всё так, но добавлю – не последним было здесь и то, что Есенин ценил в Дункан яркую, сильную личность. Невольно вспоминаются его слова: «Там, где нет личности, там невозможно искусство».

Именно с этой личностью Есенин вёл жестокую войну. Слава должна была достаться только ему, ему одному. Переводчица Лола Кинел оставила стенограмму диалога между Есениным и Дункан. И, знакомясь с ним, нельзя даже представить, что это говорят муж и жена. Скорее уж непримиримые противники.

Вот Есенин:

– Танцовщики – как и актеры: одно поколение помнит их, следующее читает о них, третье – ничего не знает. Ты – просто танцовщица. Люди могут приходить и восхищаться тобой, даже плакать. Но когда ты умрёшь, никто о тебе не вспомнит. Через несколько лет твоя великая слава испарится. И – никакой Айседоры! А поэты продолжают жить. И я, Есенин, оставлю после себя стихи. Стихи тоже продолжают жить. Такие стихи, как мои, будут жить вечно.

А вот ответ Айседоры:

– Скажите ему, что он неправ, скажите ему, что он неправ. Я дала людям красоту. Я отдавала им душу, когда танцевала. И эта красота не умирает. Она где-то существует… – У нее вдруг выступили на глаза слезы, и она сказала на своем жалком русском: – Красота ни умирай!

Может быть, это жестоко, но в семейном споре придётся признать правоту мужа. И вернуться к самому началу. Если бы не Есенин, в России вряд ли бы помнили, кто такая Айседора Дункан.

В группу Статьи Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

94 понравилось 15 добавить в избранное

Комментарии 12

Немного однобоко. Конечно, Есенина знают все, но это не отменяет того факта, что помнят и Дункан. В том числе и в России. Неширокие массы, разумеется - танцоры и хореографы до сих пор вдохновляются ей, ищут поддержки в ее творчестве. Неважно, каким она была человеком, какой женщиной и какие у нее были глаза - как деятель искусства, она дала очень много. Зачем сравнивать абсолютно разные сферы?

Лично я сначала узнала, кто такая Дункан, чем она занималась, и только потом, читая о ней, обнаружила, чьей она была женой)

Cvetlo, Точно, каждый смотрит со своей колокольни. Ваш пример напомнил мне присказку. Как отличить музыканта от филолога? На вопрос: "Кто написал "Евгения Онегина"?" музыкант ответит - Чайковский.

"...иногда - лучше жевать..."

Дункан - была известнейшей для того времени, революционной балериной, актрисой, очень яркой личностью, что нынче принято называть "харизматичной".

Удивляет, что "оставила подмостки"? Так сколько лет-то ей на тот момент было: посчитать сложно? Время пришло. Сегодня артисты балета в 28 лет на пенсию уходят, а сто лет назад - сроки жизни и общественной активности были совсем другими. Так что тут - ничего удивительного.
Айседора свой успешный творческий путь уже прошла и вполне могла себе позволить и молодого возлюбленного, и мятежную Россию.

Текст оставляет очень неприятный осадок.

Да, Есенин - гений. Но вот только не надо противопоставлять его гению Дункан.

Да не любил Есенин никого.Даже детей своих не любил.А женился только на известных женщинах(ну кроме первой,да кто ж ее помнит?)Пользовался женщинами.Вел с женами себя скотски

libr, "Чужое лицо, жесты, голос. Я был ко всем холоден". Все сказано. Любопытно, что он не мог любить вообще(деревню, например) ничего кроме водки. Она была необходима для эмоциональног оподогрева .

libr, Простите, но к "любви" гениев и их страстям не нужно подходить с обычными мерками, это грубая ошибка и эгоизм.
Помните что Пушкин говорил о пороках гениев? Зачем так пошло к этому подходить? С таким подходом вы очень много гениев искусства низведёте к скотским проявлениям обычной толпы.

Верно, никого Есенин не любил, был по отношению к людям душевно холодным вечным ребёнком. А в Дункан его привлекала её слава, и женился он на ней для дополнительного привлечения внимания к своей собственной персоне.

MatvejDjomin, И во всём цивилизованном мире (за исключением России) Дункан намного более известна, чем Есенин.

Почему сошлись два талантливых человека, это их дело, их тайна. Любовь, влюблённость, страсть... Думаю, что последнее. Она, как правило, и ломает и губит судьбы. Налетает, как ураган и нет ей объяснения и никаких правил логики. Не надо говорить о расчёте. Это не те люди... Серёжа-поэт, такой взрослый ребёнок, который жадно глотал жизнь, был целеустремлён и честолюбив. А Айседора, как женщина, обожала всё оригинальное. Оба человека с неустроенными судьбами.

UncapherLewissons, С её стороны - не сомневаюсь. А вот Есенин хоть и был падок на женщин, но о биографии не забывал: им самим было написано, что в жизни он любил только Зинаиду Райх и Дункан, а остальные так, для удовлетворения физиологической потребности. Но по странному совпадению из всех его женщин только только Райх и Дункан были женщинами с именем и тому же он был на них официально женат. Вот это и называется "жениться для биографии".

На самом деле, как хорошо, что они были...И не важно чей контекст....Я люблю стихи Есенина, но думаю, жить с ним нелегко было, гении все такие... А танец - это язык Бога, для меня....Красивые и неординарные личности, жалко их: такая трагическая развязка у обоих....

При нынешней доступности материала и библиотек в сети оказалось, что воспоминаний и книг о нем около 80-ти. Из них о Дункан в связи с Есениным (возможно ее творчество описано и известно профессионалам больше) 3 автора и плюс ее воспоминания. Мне кажется русскому человеку трудно даже сопоставить эти личности.
Что касается Надежды Вольпин, то трудно считать эти высказывания объективными, - у нее был сын от Есенина.