Чтение на лето — из обязаловки в удовольствие

24 мая 2017 г., 20:10
Arlett

o-o.jpeg Автор: Егор Михайлов

Рассказываем, где найти подборки книг для чтения на каникулах, как их осилить и волноваться ли, если не все книги прочитаны к сентябрю.

«Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: «любить» «мечтать» Попробовать, конечно, можно. Пробуем? «Люби меня!» «Мечтай!» «Читай!» «Да читай же, паразит, кому сказано — читай!»
Даниэль Пеннак «Как роман»

Последние уроки сданы, годовые отметки получены, школьный рюкзак и сменка отправляются в дальний угол. Но от школы просто так не отделаться: учителя нагружают детей списками книг, длинными, как гомеровские списки кораблей — и завещают прочитать к новому учебному году. Неужели придётся вместо дач и пляжей сидеть всё лето, уткнувшись в чьё-то собрание сочинений? Без паники: мы поможем со всем справиться.

Где взять списки книг на лето

«Экзамен.ру»
Списки для тех, то готовится к пятому, шестому, седьмому, восьмому, девятому и одиннадцатому классам.

Подборки не назовёшь бедными, но это всё же скорее минимум: к примеру, в одиннадцатом классе не хватает Чехова и Бабеля, да и постсоветская литература не представлена никак. Есть у сайта и находка: они выделяют два-три самых объёмных произведения в каждом списке, что помогает оценить силы.

«Педсовет»
Списки для тех, то готовится к пятому, шестому, седьмому, восьмому, девятому и одиннадцатому классам.

Здесь подборки богаче: Замятин «переехал» из дополнительного списка в основной, в девятом классе уже предлагают Сэлинджера, а бонусом служат книги Улицкой и Толстой. Есть и «Золотой список» для читателей любого возраста. В него попала хорошая приключенческая литература зарубежных и отечественных авторов. В числе последних почему-то оказался Айзек Азимов — видимо, потому что родился великий американец под Смоленском.

По тегу «Списки литературы для школьников» есть и несколько тематических списков: о родине, о путешествиях, о семье. Если обязательные книги уже прочитаны, в этих подборках есть хорошие идеи, за что взяться дальше.

«Год литературы»
Списки для тех, кто готовится к первому, второму, четвёртому, девятому, десятому и одиннадцатому классам.

Подборки на этом сайте позаимствованы у гимназии им. В. Ф. Орлова. Ничего особенного в них нет, зато есть списки для начальной школы. А ещё несколько специальных подборок: например, от Сергея Лукьяненко и Тутты Ларсен. И огромный список учителя Алексея Олейникова для 7–11 классов. Здесь Гоголь соседствует с «Маусом», Чехов — со Стивеном Кингом, а в конце добавлены десять томов нон-фикшна. В этом списке и начитанные взрослые найдут что-то для себя.

Как читать

Не заставляйте

Перечень неотъемлемых прав читателя, составленный писателем Даниэлем Пеннаком, начинается с декларации права не читать и права не дочитывать до конца. Эти два уточнения превращают чтение из «обязаловки» в возможность. Используйте список не как руководство, а как приглашение к чтению, путеводитель по миру литературы. Пусть лучше пара романов из списка останется непрочитанной, чем юный читатель потеряет любовь к книгам. А к недочитанным томам можно будет вернуться позже. Кстати, никто не заставляет втискивать весь список в летние месяцы, оставьте немного книг и на учебный год.

Не переживайте

Довлатов рассказывал, как в эмигрантской компании зашёл разговор о детях, которые отказываются читать Достоевского. На риторический вопрос: «Как они смогут жить без Достоевского?» художник Вагрич Бахчанян заметил: «Пушкин жил, и ничего». В этой шутке есть доля правды. Литература — не застывший список самых важных книг, у самого начитанного человека найдётся пробел. И в пробеле этом нет ничего дурного. Кроме того, каждый читатель развивается по-своему: одни проглатывают «Мастера и Маргариту» в седьмом классе, другие осиливают Толстого только к сорока.

Читайте вместе

Чтение — одинокое занятие. Но это не значит, что им нельзя заниматься вместе. Почитайте вслух ребёнку или вместе с ним. Может получиться, что книга, которая обычно вгоняет в сон, вдруг заворожит в вашем исполнении: чтение вслух предполагает другой темп чтения. Вспомните, что авторы тоже свои произведения читали вслух. Представьте, как Достоевский диктовал своей жене новую главу романа, как Мэри Шелли в дождливую ночь рассказывала друзьям историю Франкенштейна, как Маяковский во весь голос декламировал стихи завсегдатаям «Бродячей собаки». Отправляетесь куда-то на автомобиле? Выключите радио и поставьте аудиокнигу. Если ребёнок уже старше, читайте те книги, которые читает он — а потом обсудите с ним. Так вы не только обсудите книги, но и узнаете собственного ребёнка ближе.

Не говорите, что книга из списка

Бывает так, что ребёнок читает с удовольствием — но только то, что хочет сам. Он точно знает: книги, которые задают в школе, непременно будут скучными. Почему бы не умолчать о том прискорбном факте, что в школьную подборку попал действительно хороший роман? А когда Стругацкие и Твен прочитаны, с невинным лицом расскажите, что таких интересных книг в школьном списке ещё много. Особенно для этого фокуса хороши книги из «внеклассных» списков.

Начинайте с приключений

Девять месяцев за учебниками, домашками и зубрёжкой закончились, наступило лето. Вспомните, что это время, когда можно вставать позже, гулять дольше и заниматься только тем, что нравится. Не стоит сразу набрасываться на Шолохова, Достоевского и «Повесть временных лет». Начните лето с чего-то лёгкого и приключенческого: хорошо подойдут О. Генри, Джек Лондон, некоторые рассказы Чехова. А толстые серьёзные романы отложите на сезон дождей.

Чередуйте книги

Хорошенько перемешайте список: пусть эпопеи чередуются с рассказами, серьёзные книги с лёгкими, русскоязычные авторы с переводными. Это позволит избежать скуки. И не забывайте, что у юного читателя есть и свои интересы. Вышла новая Роулинг? Некрасов может подождать несколько дней, ничего с ним не случится. (И помните ещё об одном праве читателя: праве читать что попало.)

Посмотрите экранизацию

Только ленивый не заметил, что компьютеры, телевизор и кино отнимают время у чтения. Не торопитесь запрещать эти развлечения: лучше обратите их себе на пользу. Если сложно замахнуться на тяжёлый том, найдите хорошую экранизацию. Посмотрите на Евгения Миронова в образе князя Мышкина, а заодно и Достоевского. Полюбуйтесь, с какой любовью британцы сняли «Войну и мир». Любителю «Доктора Кто» и «Людей X» покажите «Гамлета» с Теннантом и Стюартом. Затем можно прочитать оригинал и вдоволь поругаться на ошибки в экранизациях.

Не ограничивайтесь книгами

Иногда для того, чтобы по-настоящему понять книгу, нужно углубиться в контекст, узнать больше об авторах, пройтись дорогами героев. Отыщите хорошо комментированное издание Чехова или приложение с аннотированным Толстым, почитайте письма Пушкина, запишитесь на экскурсию по Петербургу Достоевского. Если в вашем городе есть дома-музеи писателей — вам туда. Не забывайте и про документальные фильмы вроде «Птицы-Гоголя». Если удастся найти то, что увлечёт юного читателя, в сентябре он удивит знаниями и одноклассников, и учителя.

Читайте

Этот пункт на самом деле главный. Если вашего ребёнка не усадить за чтение, подумайте: придя домой после работы, вы тянетесь за книгой или за телевизионным пультом? Давно ли вы заходили в книжный магазин? Не просрочена ли библиотечная карточка? Даже если кажется, что дети сильно отличаются от родителей, они берут с вас пример. Вспомните радость чтения, радость знакомства со «своей» книгой — и дети возьмут с вас пример. Читайте вместе с ними и помните, что книги — не тяжёлая обязанность, а дверь в новое.

Комментарии


Я училась на филфаке, а там списки огромные на семестр (иногда несколько), временные рамки жёсткие. Читать приходилось иногда через силу, когда голова звенела от переполненности информацией. Это "надо" очень часто лишало чтение всякого удовольствия. Сейчас я временно сижу дома с дочкой и опять-таки читаю. Понемногу, раздумывая над смыслом, по старой привычке пять книг одновременно, но теперь уже не торопясь никуда. И - о да! - это наслаждение! Так что согласна с автором статьи на сто процентов! У всех свой темп чтения, свой читательский возраст, свои предпочтения. Главное - читать!


Согласна с Вами...Саму после филфака от книг подташнивало. Сейчас хочется. Но опять же работа учителя, когда приходится перечитывать. На многие вещи смотришь действительно по-другому, и пугает нехватка времени: хочется перечитать многое. Вдумчиво, без лишней суеты. Надеюсь, скоро появится у меня это свободное время)


другие осиливают Толстого только к сорока.


Вопрос не в том, чтобы осилить Толстого, а в том, чтобы понять. Что-то мне смутно подсказывает, что понять и почувствовать его в 16 лет (кроме любовных переживаний Наташи), современный ребенок не может. Не потому что глупый, а потому что взрослеет позже. У меня была знакомая, которая прочитала ВиМ в 11 и считала это большим достоинством. Жалко, что не в 7.
В общем-то почти все советы довольно толковые, кроме того, где предлагается юлить и не говорить ребенку, что книги из списка. Дети все-таки ценят честность, а не когда их водят за нос.


Немножко не в тему. Просто прочитала у Вас

что понять и почувствовать его в 16 лет (кроме любовных переживаний Наташи), современный ребенок не может

и хочу поделиться забавным открытием, которое сделала на днях. Как раз беседовала с сыном о том, что он так и не осилил ВиМ, а он и заявляет, что там даже эпизоды с войной не очень увлекательные, не говоря уж о мире. Я делаю круглые глаза, мол, а Наташа как же? А Наташа, оказывается, просто дурочка какая-то. Так что, это наши с Вами девичьи стереотипы, что всем интересна история Наташи. А мальчишкам вот интересна война, а Толстой её описал скучновато...


Наташа невыносима, как по мне))) У меня она кроме раздражения ничего почти не вызывала))) На счет мальчиков, вы, наверное, правы, их может сильно увлечь тема войны и она очень поучительна, в целом. Конечно, в любом возрасте роман откроется читателю с новой стороны, и чем дальше, тем он будет интереснее, при перечитывании, вообще, каждый раз будет обрастать новыми деталями и мыслями, которые не родились при предыдущем прочтении. Я могу быть сильно не права, но, мне кажется, что в 16, средний читатель, увидит скорее то, что на поверхности, какое-то общее очертание сюжетных линий и самые основные мысли, потому что нет пресловутого жизненного опыта, настоящего. У Толстого, на мой взгляд, немного не тот язык, он не помогает подросткам в понимании и сопереживании, потому что он не сильно эмоционален. Мне кажется, что в школе важнее заинтересовать чтением, той же ВиМ. Можно ведь дать самые интересные части романа, допустим, но прервать на самом интересном месте. И тогда ребенок сам обязательно возвратится к этой книге, но уже со своим интересом, и без принудиловки. А ваш сын молодец, но это, скорее исключение из правил :)))


Я согласна, что в этом возрасте ребёнок (всё-таки они ещё дети) глубоко копнуть не сможет, опыта нужного нет. Моему вот было бы интереснее, если бы было более подробно описано вооружение, сам ход боевых действий. Но у них учительница молодец, она проводила интересные дискуссии. Например, мой сын выступал в защиту Барклая. Так что, в той или иной мере они с романом ознакомились. Хоть так пока...


Да и большинство девушек сейчас не в восторге от данного персонажа, уж поверьте


Верю ) Моя дочка её тоже не любит ) Да и сама я, помнится, осуждала её за то, что она в конце так обабилась...


Спасибо, очень нужная статья. Меня интересует список для тех, кто переходит в пятый класс, но что-то он мне не очень понравился. "Муму", "Каштанка", "Белый пудель" - очень грустно. У меня у самой с детства очень предвзятое отношение к этим писателям. "Муму" никогда не перечитывала и не могу себя заставить. Так плакала когда-то. Зачем это нужно на каникулах?


А как вам «На дне»????))))) У меня на это произведение такая реакция была - зачем это на каникулах читать?))


Почему грустно? И что нужно читать на каникулах? Только развлекательную и легкую литературу, а серьезные произведения - мимо?


На каникулах нужно читать то, что хочется, что понятно и близко. И это необязательно будут несерьезные произведения.


Разговор о литературе в списках на лето, а не о "хочется", юзер без аватарки. Кому-то, может, хочется читать "Муму", "Войну и Мир" и "Тихий Дон", а не только развлекательную литературу под лозунгом "ну я же на каникулах! зачем напрягаться!".


Поплакать над хорошей книгой очень полезно. Не слишком ли мы оберегаем детей от каких-либо моральных потрясений? Мне кажется, что, если с детства не научить ребёнка сопереживать, то можно получить эмоционального инвалида, равнодушного к чужой беде.


Да, в этом я с вами полностью согласна.