20 апреля 2017 г., 23:10

1K

Куда ведет дорога из желтого кирпича?: Александр Волков и его главные сказки

64 понравилось 3 комментария 8 добавить в избранное

o-o.jpeg Тескт: Сергей Сдобнов

20 апреля в прокат вышла новая экранизация знаменитой сказки Александра Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». К премьере фильма «Афиша Daily» вспоминает автора и его цикл историй о Волшебной стране.

С чего все началось?

Математик Александр Волков (1891–1977) накануне революции 1917 года опубликовал в журнале «Сибирские огни» свои первые поэтические опыты «Ничто не радует меня» и «Мечты», уже в СССР писал в газету «Друг народа» и пока еще ничего не знал о сказке, которую будет писать до самой смерти. В 1929 году Волков экстерном — за семь месяцев — освоил программу физмата МГУ и долгие годы преподавал высшую математику.

В середине 1930-х годов руководитель курсов по изучению английского языка среди сотрудников университета показал Волкову книгу классика американской литературы Фрэнка Баума «The Wonderful Wizard of Oz» . Волков пересказал историю Волшебной страны своим детям, и к 1937 году текст «Волшебника Изумрудного города» был уже готов. Автор показал рукопись Самуилу Маршаку: «Сказка Фр. Баума имеет объем в шесть печатных листов. Из оригинала сохранилось (и притом в свободной переработке), я думаю, около трех. Две главы, замедляющие действие и прямо не связанные с сюжетом, я выбросил» — и получил одобрение мэтра.

«Детгиз» выпустил переработанную сказку в 1939 году. До войны книга выдержала три переиздания, и общий тираж достиг 227 000 экземпляров. Сказка Волкова стала такой важной для советского ребенка, что многие дети забирали «Волшебника» в эвакуацию. Иллюстратор Виктор Чижиков вспоминал: «Всю ночь мы с бабушкой собирались… Я укладывала в портфель самое необходимое: карандаши, учебник арифметики, книгу «Волшебник Изумрудного города» и коробку с фантиками».

Что было потом?

После войны книгу не переиздавали якобы из-за нехватки бумаги, но, скорее всего, в свете борьбы с космополитизмом «Детгиз» в очередной раз сверял повесть Волкова с оригиналом: важно было не пропустить детскую литературу, в которой западный мир изображался бы ярче советского. В итоге Волков описал родной дом Элли не так мрачно, как Баум, и внес множество изменений, уходя все дальше от первоисточника. Но переиздание «Волшебника Изумрудного города» стало возможным только в 1959 году. В послесловии Волков оправдывался, отмечая, что Волшебная страна «очень похожа на знакомый писателю капиталистический мир, где благополучие меньшинства строится на эксплуатации, обмане большинства. Поэтому-то и Гудвин видел в обмане жителей Волшебной страны единственный способ своего спасения. Многое в сказке Фрэнка Баума я изменил, написал новые главы — про встречу с людоедом, про наводнение. У американского писателя Тотошка немой. Но мне казалось, что в Волшебной стране, где разговаривают не только птицы и звери, но даже люди из железа и соломы, умный и верный Тотошка должен говорить, и он у меня заговорил».

В годы оттепели у «Волшебника Изумрудного города» появились новые иллюстрации: двадцать лет читатели видели на страницах сказочной повести рисунки Николая Радлова, иронизирующие над бытовой стороной сказки, а с 1959 года оформлять книги (а порой и влиять на детали) Волкова стал автор иллюстраций к «Буратино» Леонид Владимирский.

Что еще написал Волков?

Вторую повесть о Волшебной стране «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» Волков сочинил за две с половиной недели (по 12 страниц в день) в 1963 году. Через год в журнале «Наука и жизнь» появились «Семь подземных королей» — повесть про мир, максимально напоминающий Средневековье. Действие этих книг разворачивалось в той же Волшебной стране, но писатель почти полностью ушел от заимствований из повестей Баума.

В 1960-е Волшебная страна окончательно захватила умы советских детей, которые уже знали о запуске первого искусственного спутника Земли и ориентировались на Юрия Гагарина, которому Волков как-то раз и подарил свою книгу. «Волшебник Изумрудного города» постоянно переиздавался и пользовался огромной популярностью. В 1967 году Волков хотел наконец закончить этот цикл — в конце концов, в Волшебную страну можно попасть только три раза. Но читатели не оставляли автор в покое, и Волков обратился к школьникам СССР с таким посланием: «Многие ребята просят меня, чтобы я писал еще сказки об Элли и ее друзьях. Я на это отвечу: сказок об Элли больше не будет. Мои юные читатели, Вы забываете, что Элли растет, как и вы сами. В раннем возрасте волшебные путешествия не очень вредили учению Элли, но представьте себе, что начиная хотя бы с третьего класса Элли будет ежегодно отсутствовать в школе по четыре, пять месяцев, а потом явится и преспокойно скажет: «Я была в Волшебной стране! Там опять случились неприятности со Страшилой и Железным Дровосеком, и я их выручала». Как посмотрели бы на это учителя?»

Впрочем, Волков все-таки повторил судьбу Баума: оба популярных писателя так и остались летописцами своих миров. Новые поколения читателей ждали свежих историй о Волшебной стране, в которых птицы и звери говорят, а оказавшиеся там дети спасают воображаемый мир и взрослеют. В 1971-м вышла повесть «Огненный бог Марранов», в 1974-м — «Желтый туман»: место Элли заняла ее младшая сестра Энни, но интерьеры и проблемы остались без видимых изменений. Перед смертью Волкова свет увидела самая неудачная книга цикла — «Тайна заброшенного замка».

Так о чем сказки?

«Волшебник Изумрудного города»

Все начинается с урагана, который переносит домик с девочкой Элли и ее псом Тотошкой в Волшебную страну, защищенную от остального мира горами и пустынями. Домик падает на голову злой волшебницы Гингемы, которая хотела уничтожить мир. Тотошка приносит волшебную обувь из пещеры колдуньи, и перед Элли появляется добрая волшебница, которая направляет девочку к повелителю Изумрудного города Гудвину.

Только правитель Волшебной страны может вернуть героиню домой. Элли идет туда с запада на восток, подобно российским первопроходцам и колонизаторам. По дороге из желтого кирпича она встречает Страшилу — огородное пугало, мечтающее о мозгах, — Железного Дровосека, которому не хватает сердца, и Трусливого Льва с понятным недостатком. У Элли пока есть только одно желание — вернуться домой: для этого ей нужно помочь своим спутникам, желания которых может выполнить только Великий и Ужасный Гудвин.

«Волшебник изумрудного города» — книга о самоопределении. По сути, Железный Дровосек, Страшила и Лев ищут качества, которые для них равны смыслу жизни. Когда они получают свое, то становятся правителями в разных областях Волшебной страны. Однако, к несчастью для Элли, выясняется, что волшебник Гудвин точно такой же человек, как и она, и не может ей помочь: он обманщик, который скрывается за своими трюками и хочет починить воздушный шар, когда-то перенесший его в Волшебную страну. Элли помогает Гудвину восстановить воздушный шар, но ветер уносит бывшего правителя за пределы Волшебной страны — без юной героини. Девочка попадет домой только тогда, когда решит все местные проблемы.

«Урфин Джюс и его деревянные солдаты»

Столяр Урфин (Завистливый) Джюс ненавидит жителей Волшебной страны: с помощью магического порошка из высушенных сорняков он оживляет деревянных солдат и захватывает власть в Изумрудном городе. Элли получает сигнал о том, что Волшебная страна в опасности, и вместе со своим дядей-моряком Чарли Блэком отправляется спасать сказочный мир.

В этой повести Волков обращается к проблеме ответственности и власти. Появление Элли в Волшебной стране говорит нам о том, что с тиранией не справиться волшебством — для этого нужен человек, который личным бесстрашием поднимет население на восстание. Девочке, как и прежде, помогают Лев, Железный Дровосек и законный правитель Изумрудного города Страшила Мудрый, который из тюрьмы призывает горожан свергнуть диктатора. В действиях Урфина Джюса несложно увидеть тоталитарную политику в отдельно взятой Волшебной стране: защита от выдуманных врагов, национализация ресурсов (изумруды), всеведущая полиция, растоптанное гражданское общество.

«Семь подземных королей»

Элли с друзьями изучает underworld Волшебной страны. Там правят семь королей, каждый по месяцу: пока один у власти, остальные вместе со своими дворами спят под действием усыпительной воды. Помощник Урфина Джюса Руф Билан скрывается после падения тирана в Стране рудокопов и разрушает источник спасительной воды. На горизонте — голод и гражданская война на почве чудовищного классового неравенства. В этой книге Волкова Волшебная страна максимально похожа на уязвимый мир детей и одновременно напоминает о внутреннем Средневековье в душе любых правителей — и добрых, и злых.

Почему эти истории так популярны?

Сказки Волкова читали миллионы советских и постсоветских людей: для них история Волшебной страны, в которой можно построить справедливое общество, стала литературной эмиграцией из недружелюбной реальности. Добро здесь, в отличие от нашей действительности, неизменно побеждает зло: у Волкова даже самая мрачная история («Семь подземных королей» или «Желтый туман») не может закончиться плохо; почти никто из положительный героев цикла не умер.

Многие чудеса и превращения этой вселенной построены на вере в себя: Страшила получает мозги в виде отрубей с иголками «для остроты ума», сердце у Железного Дровосека тряпичное и только по его воле начинает биться и страдать, Льву досталась смелость, смесь кваса и валерьянки, все остальное — магия воображения и самоуверенности. Сама же Элли попала в Волшебную страну случайно — а значит, это может произойти и с каждым из нас. Возможность проникнуть в другую реальность, получить недоступный в нашем мире опыт завораживает читателей: в этом секрет популярности всех популярных фэнтези — от «Гарри Поттера» до Макса Фрая.

Кроме того, во вселенной Волкова есть много волшебных вещей, решающих уйму проблем: всезнающая книга Виллины — почти современный ноутбук, серебряные туфельки Гингемы — аналог пока недостижимого телепорта и забытых сапогов-скороходов, ну а золотая шапка для управления летучими обезьянами найдет свое место в любом вишлисте.

Наконец, в сказках Волкова, кажется, нет взрослых — и денег.

Источник: АфишаDaily
В группу Статьи Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

64 понравилось 8 добавить в избранное

Комментарии 3

А где "Огненный бог марранов", "Жёлтый туман" и "Тайна заброшенного замка"?
Какой поиск себя у Льва, Страшилы и Дровосека? Они и так нужные качества имеют.
Какое строительство справедливого общества? Оно и так справедливо.
Какое отсутствие взрослых? Вы внимательно этот цикл читали?
Урфин Джюс ни от каких выдуманных врагов вообще не защищал. Он сам был враг, причём невыдуманный.
Волшебные предметы вообще чаще мешают, чем помогают.

...защита от выдуманных врагов, национализация ресурсов, всеведущая полиция, растоптанное гражданское общество.

Вчерашнее "взятие" псевдо-Рейхстага прямо картинка к "Урфину Джюсу". И все персонажи узнаваемы до дрожи: и сам Урфин, и его генерал Лан Пирот, и дуболомы. Именно эта книга Волкова становится в один ряд с известными антиутопиями. А весь цикл - аналог "Гарри Поттера" своего времени.

Обожала эту серию в детстве: все книги перечитывала много раз, но "Тайну потерянного замка" так и не осилила.
Три года назад прочитала Баума, но как-то не понравилось, наше лучше)

Читайте также