6 апреля 2017 г., 09:10

977

6 способов, как оживить уроки литературы

79 понравилось 13 комментариев 16 добавить в избранное

o-o.jpeg Автор: Елена Погорелая

…и заинтересовать школьников классикой

Вокруг школьной программы по литературе без конца кипят споры и страсти. Про то, какие произведения стоит изъять из курса, а какие добавить, не пора ли перейти к единому учебнику и так далее. При этом гораздо актуальнее стоит вопрос о том, как добиться от школьников если не прочтения целиком «Преступления и наказания», то хотя бы чёткого представления об основном посыле автора.

Большинство школьных учителей продолжают преподавать «по старинке», лишь изредка сетуя, что редкий десятиклассник доберётся до середины «Обломова» или что современные дети не понимают классическую поэзию от слова совсем. Хотя есть несколько простых способов сделать уроки литературы интересными для школьников.


1. Создавать всевозможные литературные дайджесты и аннотации

картинка Arlett

В эпоху дайджестов, клипов и разнообразной рекламной продукции мало кто из подростков способен справиться с толстым романом, из которых на 90% состоит школьная «литература». А что если зацепить учащихся броским газетным заголовком, в котором будет затронута тема произведения? На первый взгляд может показаться, что такой способ — заигрывание с аудиторией. Но в то же самое время он позволяет оттачивать формулировки и учит связывать воедино разрозненные сюжетные нити.

«Героиня светской хроники решила предпочесть перспективному политику-оппо­зиционеру убеждённого консерватора и стала жертвой общественного скандала» — чем не актуальный дайджест грибоедовского «Горя от ума»? Кроме того, проведённая в конце года «газетная угадайка» способна не только повеселить школьников, но и реально проверить их знания по школьной программе. «Студент юридического факультета наносит смертельные повреждения двум женщинам, руководствуясь (анти)рели­гиозными соображениями», «Зажиточный провинциал, живущий на съёмной квартире в столице, в любой непонятной ситуации прокрастинирует».

А вы догадались, о каких это произведениях?

2. Переносить действие в современность

картинка Arlett

Осовременивание классического сюжета — казалось бы, примитивный метод, но порой вопрос: «А как, по-вашему, это происходило бы в наши дни?» — начинает творить чудеса. Классическая литература хороша тем, что поднимает универсальные проблемы и архетипические сюжеты. Они свойственны любому времени, а значит, легко встраиваются в современные декорации. Этим активно пользуется, например, кинематограф. Взять хотя бы «Бориса Годунова» (2011), перенесенного Владимиром Мирзоевым в Москву 2000-х со всеми её политическими интригами и народным протестом. Другой пример — «Ромео и Джульетта» (1996) База Лурмана с Леонардо Ди Каприо в главной роли, где всё начинается взрывом на бензоколонке. То же и в школе: возможно, девятиклассникам будет легче оценить и обсудить «Евгения Онегина», если это будет история про модного хипстера. Как он стал героем грёз провинциальной абитуриентки, которая, в отличие от своей бойкой младшей сестры, не зависает в социальных сетях в поисках перспективного бойфренда, а посвящает время чтению романтических «Сумерек».

3. Менять точки зрения

картинка Arlett

Как виделось бы происходящее в «Преступлении и наказании» глазами следователя Порфирия Петровича? Или Сонечки Мармеладовой? Или Дуни Раскольниковой-Разуми­хиной? Подростки, по крайней мере из гуманитарных классов, с удовольствием перевоплощаются в любимых героев либо находят способ расправиться с нелюбимыми.

А как насчёт того, чтобы придумать альтернативный финал для романа — своего рода фан-фикшн по следам Толстого, Гоголя, Достоевского и других? Поколение создателей и читателей фанфиков берётся за это легко и уверенно. И пусть их трактовка характера того или иного персонажа будет далека от канонической, это вживание в чужую судьбу и историю определённо полезно. Во-первых, собственное творчество «по мотивам» способствует более личному и внимательному прочтению первоисточника. А во-вторых, именно способностью понять и услышать чужую позицию определяется степень эмпатии, умения «прочесть» чувства другого и отреагировать на них в соответствии с ситуацией.

А уж русская литература как психологический квест, предлагающий «прохождение» разного рода критических ситуаций, даст фору любому из тренингов так называемого межличностного общения.

4. Инсценировать литературный процесс

картинка Arlett

Эта техника подходит для профильных классов, учащиеся которых задумываются о будущей гуманитарной профессии. Инсценировка происходящего в российском книгоиздании XIX–XX веков позволяет показать, как работает эта сфера (поговорить о роли литературных журналов и о профессии литературного критика, выяснить, что такое «книжный» пиар, и так далее) и оживить зачастую самые трудные для учителя «поэтические» уроки. Увы, многие школьники мало заинтересованы в медленном чтении и подробном анализе стихотворения, но обычно не против выступить в роли критика, составителя сборника или редактора поэтического журнала. Помню очень толково составленные подростками циклы не только программных, но и не включённых в школьный курс стихов Серебряного века, помню и ядовито-разгромные рецензии, написанные десятиклассниками на (якобы) только что изданный сборник Некрасова. Не каждый готов высказать своё мнение в обязательном сочинении, а вот от лица вымышленного критика XIX столетия — почему бы и нет?

5. Писать стихи

картинка Arlett

Писать лимерики, как делает школьный учитель, писатель и главный редактор журнала о детской литературе «Переплёт» Алексей Олейников вместе со своими учениками. Писать пародии и писать акростихи (кстати, отличная форма для школьных признаний в любви — сама в старших классах практиковала). Писать политические фельетоны и писать «пирожки». Любые формальные упражнения в стихосложении способны развить риторические и мыслительные способности пишущих. Подростков, которые и так уже пишут стихи (а их в старшей школе немало), они продвинут чуть дальше классического стихосложения. Тех, кто стихами не интересуется, познакомят хотя бы с эстетикой существующих поэтических форм. Кто знает, может быть, эти весёлые школьные эксперименты станут первой ступенькой к серьёзному чтению или серьёзным занятиям литературой?

6. Обсуждать творчество современных писателей

картинка Arlett

Понятно, что изучение творчества тех, кто ещё жив и, стало быть, «не классик», не прописано в школьной программе. Но молодая аудитория, живущая в XXI столетии, по-прежнему хочет читать про себя. Возможно, поэтому большинство продвинутых старшеклассников выбирают современную западную литературу. Она с большим вниманием относится к запросам читателя и говорит на понятном ему языке. О современной литературе в России многие из них просто не знают. И если включить в школьную программу, допустим, прозу Андрея Геласимова или поэзию Марии Галиной, никто не позволит, то использовать их же в качестве инструмента для понимания классики очень даже возможно. Пушкинский «Пророк» вызовет куда более личное отношение у современного школьника, если провести параллели с «Кара-Барасом» Кибирова («Вдруг навстречу мой хороший / Шестикрылый Серафим, / И презрительные рожи / Корчит Пушкин рядом с ним». А пастернаковский «Доктор Живаго» с его лейтмотивом железной дороги узнаётся в «Жёлтой стреле» Пелевина. Если сравнивать тексты современных авторов с классикой, легко увидеть, как, несмотря на смену эпох, русская литература продолжает беседовать с нами о нас же самих.

Фото: iStockphoto (EloPaint, Nadzeya_Dzivakova, Ambelino, Asya_mix, Hoaru), кадры из фильмов «Ромео + Джульетта», «Дубровский», «Преступление и наказание»

Источник: МЕЛ
В группу Статьи Все обсуждения группы
79 понравилось 16 добавить в избранное

Комментарии 13

"мало кто из подростков способен справиться с толстым романом"... Не надо уж детей в дебилы записывать. Большинство вполне способны это сделать и получить эстетическое удовольствие от процесса. А на тех у кого мозг длиннее смс сообщений не принимает не нужно ориентироваться и опускать планку уровня подачи материала. Для таких ведь специальные школы существуют, с облегчённым преподаванием....

Sergej328, Но вот справиться с некоторыми произведениями из нынешней школьной программы бывает довольно сложно

Okkervil_river, С этими произведениями и взрослые не все способны справиться ))

Sergej328, Я лично не прочитала некоторые подобные романы чисто из-за нехватки времени. Ведь кроме литературы в школе полно других предметов, некоторые из которых были для меня много важнее литературы. А еще есть жизнь и вне школы.

И потом, даже некое гипотетическое "большинство" "продвинутых", предпочитающих западную литературу, тоже должны пройти сначала русских классиков, чтобы задать какую-то планку уровня чтения, после которой станет ясно, что большинство изданий современной западной литературы - это лишь коммерческая поделка, щекочущая вкусы потребителя скорее на животном уровне, чем на эстетическом. Ну для лёгкого чтива, не напрягающего мозг, пойдёт, да и ладно. Но точно не для ознакомления с ней в школьной программе. Как говорил наш начальник, когда нам давал стажёров, "Вы их учите, как НАДО работать - как Не надо, они и сами научатся..." Тот же литературный ширпотреб ученики сами найдут и прочитают при желании, и без помощи учителя....

Sergej328, Если вы лично предпочитаете коммерческую поделку , щекочущую ваш вкус, то не стоит приписывать свои предпочтения всем современникам и подросткам в том числе. Кроме того, они вам ничего не должны. Вкус воспитывается на разных образцах искусства.

большинство изданий современной западной литературы - это лишь коммерческая поделка, щекочущая вкусы потребителя скорее на животном уровне, чем на эстетическом.


Гарри Плотера начитались? :)

закинула себе в ВК
и комментарий (копирую)

Никогда бы не поставила "Желтую стрелу" Пелевина с "Доктором Живаго" Пастернака. И никаких параллелей у меня с этими произведениями нет (разве что, специально перечитать оба произведения). Но некоторые идеи мне все-таки понравились. Современные дети с удовольствием берут читать толстые книги (выбирают в книжном сами), хотя перевес на сторону графических романов ("Граффити Фолз", к примеру) очень заметен. Дети покупают либо то, что "круто", либо то, что им симпатично. А вот русские сказки вне конкуренции всегда!

Оживить уроки литературы можно только умертвив ЕГЭ и его адептов

редкий десятиклассник доберётся до середины «Обломова»


М-да. Чего уж говорить обо мне: редкая восьмиклассница прочла всё произведение "Обломова". Да и не думаю, что я одна. Соглашусь с первым комментатором: не надо делать из нас дебилов. Но в то же время я понимаю, что есть те, которые любят литературу, и те, которые не переносят. Также и с другими предметами, рак почему затрагивают только её?

мало кто из подростков способен справиться с толстым романом

Не проще ли заменить огромный роман меньшими аналогами. Та же "Анна Каренина" и по стилистике, и по психологизму, и по злободневности проигрывает "Разрисованной вуали" Моэма.

Resolute, Соглашусь с тем, что длина произведения ничего не говорит о его глубокомысленности. Если автор - графоман или многословен в силу особенностей исторического периода, в который он творил, то пытаться автоматически причислить его к писателям, которые своей книгой могут принести много пользы и удовольствия читателям (тем более школьникам) как-то нелепо.
И, да, все-таки смысловая акцентуация классических произведений нуждается в более тщательном рассмотрении, а обсуждение моральных терзаний российской аристократии XIX века (освобождать крестьян или не надо, надо ли жалеть бедняков, может ли женщина уйти из семьи) перспективнее было бы заменить на обсуждение более актуальных проблем.