Конспект: Ирина Распопина о том, как создать свой книжный блог и о чем там писать

8 февраля 2017 г., 22:05
Arlett

o-o.jpeg Автор конспекта: Анастасия Долгополова

В Иркутской областной библиотеке имени Уткина продолжается серия лекций о книжном блоггинге. Преподаватели, журналисты и собственно блогеры три месяца рассказывают, как правильно писать рецензии и отзывы о книгах.

Спикер: Ирина Распопина bookeanarium окончила факультет филологии и журналистики ИГУ, десять лет работает в университете и пять из них ведет книжный блог. За это время, по подсчетам Ирины, она написала про книги около 700 тысяч печатных знаков, а это — больше 500 рецензий. Книжный блог Bookeanarium читают в 74 странах мира.


Про площадки

Писать про книги можно на любых доступных площадках — от твиттера и инстаграма до книжной колонки газеты или журнала. В каждом из этих случаев меняться будет только стиль публикаций.

В Твиттере можно публиковать ссылки на свои материалы, шутить в том числе на книжные темы, провоцировать на диалог, знакомиться с единомышленниками. Механизм создания вирусного текста в Твиттере: актуальные темы дня — например, премьера фильма + неожиданный момент.

На Фейсбуке лучше всего работают лонгриды — подборки книг с упоминанием известных людей — например, переводчиков или журналистов — так текст увидит большее число потенциальных читателей.

Во ВКонтакте стоит ориентироваться на картинки — они должны быть, как минимум, хорошего качества. Лучший вариант — если вы сделаете картинку сами. Портрет автора + его цитата, написанная в том же Power Point. Лучше создавать свой контент, чем использовать сделанное кем-то до вас.

О видах книжных блогов

Букстаграм — это книжный блог в Инстаграме. Хорошая и оригинальная фотография с правильно подобранными хэштегами собирает по несколько тысяч лайков. Можно вовлекать подписчиков в диалог, используя игры, делясь впечатлениями от прочитанного, читательскими планами на будущий месяц. Не обязательно писать только положительные отзывы — отрицательные тоже побуждают к диалогу. Важно уделять внимание раскладке и фону — они делают фото интересным. Посмотреть: @sammy_chita, @ptrsbrg.

Буктьюб — это книжные обзоры на YouTube. Больше всего подходят для визуалов. Важно позаботиться о дизайне и заставках — они должны быть узнаваемыми. Посмотреть: Ulielie, Uncle Shurik, Теория большого чтива.

картинка Arlett

Подкасты — для аудиалов и тех, кто всегда в движении. Достаточно популярный вид книжных блогов. Послушать: Почитун (golodnyj).

Текстовые блоги. Площадка может быть абсолютно любой — главное, чтобы вам было удобно. Хороший вариант для поиска единомышленников — Общероссийское читательское сообщество LiveLib, там зарегистрировано уже больше тысячи читателей из Иркутска. Почитать и поучиться: Анастасия Завозова (biggakniga.ru), Галина Юзефович, Татьяна Наумова (Книгочервивость), Егор Михайлов, Читатель Толстов.


Краткий курс книжного блогера

1. Найдите площадку
2. Найдите свою нишу
3. Помните, что авторский контент — лучше всего
4. Находите то, что вас самих удивляет и делитесь этим
5. Поддерживайте книжную тематику ВСЕГДА
6. Ищите единомышленников и дружите с ними
7. Подпишитесь на рассылки издательств, чтобы узнавать о новинках
8. Определитесь с целевой аудиторией (книги для детей, студентов и т.д.)

Как рассказать о книге

1. делать конспекты книг
2. составлять подборки
3. фотографировать процесс
4. писать истории
5. придумывать фанкаст
6. писать рецензии

Как написать рецензию на книгу

Чтобы написать отзыв о книге, нужно только ваше личное мнение. Можно начать с отзыва на самую любимую или последнюю прочитанную книгу. А специальную литературу или нон-фикшн очень полезно конспектировать. Первое предложение должно быть самым ярким и запоминающимся. Оно — как входной билет: люди либо заходят, либо нет. Ради интереса можно посмотреть, с чего начинаются топовые публикации, знаменитые книги или газетные статьи про книги.

Важно стараться писать про книгу так, чтобы из текста не было понятно, кто пишет: мальчик или девочка. Не надо лишних подробностей про свой пол и возраст.

Узнайте все про автора и книгу. Обидно было бы упустить из виду ворох литературных наград или экранизацию. Кто таков этот автор, чем занимается, много ли пишет, на каком языке, в какой стране? А как выглядит обложка в оригинале? Не обязательно вываливать все найденное на читателей — только самое важное и интересное.

Пока читаете, выписывайте самое-самое, что хотелось бы не забыть. По цитате сразу понятны:

- стиль автора,
- особенности его письма,
- объем вокабуляра (или выдающаяся глупость).

Если вы пишете для интернета, делите большой текст на абзацы. Их тоже разделяйте интервалами. Да, два раза нажать enter, и только затем печатать дальше. Очень сложно читать «простыню», в которой сплошной текст. «Воздух» необходим.

Если есть возможность, лучше опубликовать большую обложку (в пределах разумного), чтобы читатель смог рассмотреть ее в деталях. По умолчанию большая обложка легко опубликуется в Тамблере, Фейсбуке, да и ВКонтакте позволяет развернуть обложку на целый экран одним кликом. Что бы там ни говорили, очень многие принимают решение читать/не читать именно по обложке. В этом есть своя логика. Если картинка большая, то и рассматривать ее можно достаточно долго, как в магазине, практически «подержать в руках». И желание разузнать о книге увеличится.

картинка Arlett

О чем писать в рецензии

- Жанр
- Сюжет / Герои
- Язык и стилистика
- Достоверность вообще и в деталях
- Основная мысль текста
- Оригинальность
- Ошибки и ляпы
- Востребованность и место книги в литературном процессе
- Плюсы и минусы

Внелитературные достоинства и общественное значение тоже важны — стоит сказать об историческом, этнографическом или социальном значении книги.

Спойлеры

Следуйте двум правилам:
1. Если книга художественная, рассказывать содержание — это портить все (вспомните про «а убийца — садовник»).
2. Если книга нон-фикшн, то рассказать содержание или сделать конспект — очень даже неплохо.

Для кого эта рецензия?

Нужно представить себя рядом с другом, который держит в руке эту самую книгу, недавно прочитанную вами. И он спрашивает: «Хорошая?». Представьте, что просто рассказываете о книге своим друзьям. Если переборщите с просторечной лексикой, дополнительно попытайтесь представить, что за вашим плечом стоит и тоже слышит вашу речь кто-то значительно старше.

Добавьте веселья

С текстом всегда можно повеселиться и нашпиговать его пасхалками: фразочками, которые поймут единомышленники, цитатами из фильмов, отсылками к другим книгам. А можно придумать неологизм («шантарамят оттенками»). Или вместо обычного отзыва можно сделать пародию. Или написать в стиле автора. Или включить весь свой сарказм. Напишите про интересную книгу так, как захочется! Правил не существует — кроме орфографии и пунктуации.

Индивидуальные особенности

Проблемы с русским языком есть у всех, кроме профессиональных корректоров и редакторов. Важно перепроверять текст на свои «любимые ошибки» (-ТСЯ/ТЬСЯ?) и любимые слова («впрочем», «эта книга», «например»).

И ничего хорошего, если вы используете некую конкретную формулировку каждый раз или специально пишете «рекомендую к прочтению». Просто расскажите о книге. И оставьте читателю право самостоятельно решить, стоит ли это все читать. Обязательного списка для чтения не может быть, потому что все люди разные.

Критика

Хамить, обзываться и кидаться обвинениями недальновидно. Ведь с нынешним развитием интернета автор запросто может наткнуться на ваш отзыв. Представьте, что вы сразу говорите ему прямо в глаза. Постарайтесь воздержаться от оценочных суждений «хорошо» или «плохо», «сильно» или «слабо», «талантливо» или «бездарно», все это понятия субъективные. Аргументируйте.

Когда хочется большего

Когда захочется большего, можно будет:
• почитать о литературно-художественной критике (список литературы на сайте любого журфака), поднабраться сведений о том, какие бывают жанры и направления,
• углубиться в учебники по стилистике и литературному редактированию (А.Э.Мильчин, Д.Э.Розенталь и ко, «Пиши, сокращай» М.Ильяхова, «Слово живое и слово мёртвое» Норы Галь). Всегда приятно понимать, как именно автор сделал тебе хорошо и как называются отдельные текстовые изыски,
• открыть коротенькие «Внутренние рецензии» Умберто Эко, там такие славные пародии на плохие рецензии, что все сразу встаёт на свои места.

Комментарии


Пять правил успеха книжного блоггера:
1) Читать популярные книжки. Если вы будете, как Каштанка, читать всяких Поплавских и "прочих п@#$ров" (с) Рутруд, то ваш книжны блог нахрен никому не сдастся (кроме тех трёх-с-половиной интеллигентов, которые в теме... но нам же нужны просмотры!);
2) Пиарить себя любимого везде. Ещё раз: нам нужны просмотры. Для этого надо зарегестрироваться на всех возможных площадках (все соцсети и даже Гугл-плюс, все блогосферы включая полудохлый дайри.ру и прочие обиталища мракобесия) и везде ссылаться на все свои странички во всех сетях. Пользователь будет шариться туда-сюда и у вас будут просмотры;
3) Говорит то, что от вас хотят услышать. Ваше изысканное мнение никому неинтересно! Народ в своей массе глуп — помните это и говорите с ними на их языке. Если вы будете использовать сложные слова, вас быстро выключат и у вас не будет просмотров;
4) Побольше ванильных картиночек! Нежные духовнобогатые девы любят ванильные картиночки в тёплых тонах, они же книжки читают не для того этого самого, а чтобы плодить в инстаграмчике красивые картиночки с книжочками (мэсседж: "Я ЧИТАЮ!!11 Я НИ ДУРА!11!") и блестать цитатами в ленте;
5) Стиль автора? Основная мысль? Это так сложно и можно ошибиться! Вы же не фелолаг... а такие ошибки нежелательны. Поэтому, больше штампов. И не забудьте погуглить про книжку у реально умных людей.
6) Шестой пункт, хоть и заявлено пять. Будьте оригинальны! т.е. будьте как все, а то вашу публику составят те долбанные три-с-половиной интеллигента, которые слышали про Поплавского, и у вас не будет просмотров. Помните, люди мыслят шаблонно и если вы им их будете рвать, то вас скорее всего отправят на Марс, например.


1) Читать популярные книжки.


Скорее покупать популярные книги (высший класс - получать от издательств), везде ими светить и постоянно говорить/писать, что читаешь самое популярное (плюс, желательно, новинки).
Непосредственно же читать их - это уже атавизм и дело десятое))))


«Нативочка — наше всё!» - цитата из книжных каналов Анны Федоровой и Анастасии Завозовой.


Её ещё уметь надо.


Я вот не веду и не собираюсь вести ни книжный, ни какой другой блог. Да я их и не читаю почти что. Так, парочка может в закладках браузера есть вместе с Горьким и ещё полудюжиной тематических сайтов. Но вот что такое 'нативочка' даже догадываться не буду пытаться. Все эти псевдоумные термины и гуглить-то лень. Проще спонтанно накать такой вот многобуквенный комментарий ни о чём)).


Поделитесь ссылкой, пожалуйста) Никак не найду, а посмотреть любопытно)


На что конкретно ссылкой, м?


Лооойс. Но эти пункты реально только для популярности.
Но на каждый товар найдётся своё покупатель: даже если Каштанка будет публиковать Поплавского и Пруста, то всё равно найдётся достаточно людей, которым понравится извращение, и они подпишутся.


Но эти пункты реально только для популярности.

А для чего ещё люди заводят блоги про себя любимых в главной роли? :) Ради чистого альтруизма, кхм, ну, может пара штук найдётся.

Вот я бы на Каштанку чисто ради интереса подписался, чтобы узнать чо это за Поплавский такой :D но всё же желающих послушать про Коэльо и Гарри Поттера явно будет больше.


У многих в главной роли книжки есть, или их домашние питомцы, не все выставляют только себя.
А вот ГП и остального мейнстрима настолько много уже в интернете, что аж глаз дёргается. Оттого и хочется разнообразия и Поплавского )


Еще люди заводят блоги, чтоб обсуждать книжки с такими же "повернутыми" на этой теме, а не слушать бесконечное "зачем тебе столько книг?", "можно же просто погуглить", "лучше бы читала в электронке, чем столько денег тратить!"