5 января 2017 г., 13:35

15K

«Тренируй память»: рождественское письмо Умберто Эко внуку

246 понравилось 52 комментария 141 добавить в избранное

o-o.jpeg Итальянский писатель Умберто Эко написал это письмо своему внуку-школьнику. Обязательно прочитайте его, если у вас есть дети, которые родились в эпоху интернета и понятия не имеют, как мы обходились без всемирной сети раньше. Впрочем, тем, кто привык к интернету уже взрослым, тоже полезно прочитать.

Мой дорогой внук,

я не хотел бы, чтобы это рождественское письмо звучало слишком назидательно, в духе Де Амичиса (Эдмондо де Амичис — итальянский писатель — прим. «Избранного»), и проповедовало бы любовь к нашим ближним, родине, человечеству и тому подобным вещам. Ты не стал бы к этому прислушиваться (ты уже взрослый, а я слишком стар), так как система ценностей настолько изменилась, что мои рекомендации могут оказаться неуместными.

Итак, я хочу дать только один совет, который может пригодиться тебе на практике сейчас, когда ты пользуешься своим планшетом. Я не стану давать тебе совет не заниматься этим из страха показаться глупым стариком. Я ведь и сам им пользуюсь.

В крайнем случае могу посоветовать тебе не задерживать внимание на сотнях порнографических сайтов, демонстрирующих сексуальные игры между людьми, между человеком и животными. Не верь, что сексуальные отношения сводятся к этим довольно монотонным действиям. Эти сцены задуманы, чтобы удержать тебя дома и чтобы ты не мог пойти и познакомиться с реальными девушками. Предполагаю, что ты гетеросексуален, в противном случае прими мои рекомендации в приложении к твоей ситуации, но смотри на девочек в школе или на игровых площадках, потому что они лучше телевизионных персонажей и когда-нибудь подарят тебе большую радость, чем девушки online. Верь мне, потому что у меня больше опыта (если бы я только наблюдал за сексуальными играми по компьютеру, твой отец никогда бы не родился, да и тебя бы не было).

Но я не об этом хотел с тобой говорить, а о болезни, которая поразила твое и предыдущее поколение, которое уже учится в университетах. Я говорю о потере памяти.

Это правда, что если ты захочешь узнать, кто такой Карл Великий или где находится Куала-Лумпур, то ты сможешь нажать на кнопку и тотчас узнать все из интернета. Делай это, когда тебе нужно, но, получив справку, старайся запомнить ее содержание, чтобы не искать вторично, когда эти знания тебе понадобятся в школе, например. Плохо то, что понимание того, что компьютер может в любой момент ответить на твой вопрос, отбивает у тебя желание запоминать информацию. Этому явлению можно привести следующее сравнение: узнав, что с одной улицы до другой можно добраться на автобусе или метро, что очень удобно в случае спешки, человек решает, что у него больше нет необходимости ходить пешком.

Но если ты перестанешь ходить, то превратишься в человека, вынужденного передвигаться в инвалидной коляске.
О, я знаю, что ты занимаешься спортом и умеешь управлять своим телом, но вернемся к твоему мозгу.

Память подобна мускулам твоих ног. Если ты ее перестанешь упражнять, то она станет дряблой, и ты превратишься в идиота. Кроме того, все мы в старости рискуем заболеть болезнью Альцгеймера, и один из способов избежать этой неприятности заключается в постоянном упражнении нашей памяти.

Вот в чем заключается мой рецепт. Каждое утро выучивай какое-нибудь короткое стихотворение, как заставляли нас делать в детстве. Можно устраивать соревнование с друзьями на лучшую память. Если тебе не нравится поэзия, то ты можешь запоминать состав футбольных команд, но ты должен знать игроков не только команды Римского клуба, нo и игроков других команд, а также их прежние составы (представь, что я помню имена игроков Туринского клуба, бывших на борту самолета, потерпевшего крушение на холме Суперга: Бачигалупо, Балларин, Марозо и так далее). Состязайтесь в том, кто лучше помнит содержание прочитанных книг: помнят ли твои друзья имена слуг трех мушкетеров и д’Артаньяна (Гримо, Базен, Мушкетон и Планше)... А если ты не хочешь читать «Трех мушкетеров» (хотя ты не знаешь, что при этом теряешь), то проделай подобную игру с той книжкой, которую ты прочел.

Это кажется игрой, да это и есть игра, но ты увидишь, как твоя голова наполнится персонажами, историями и самыми разными воспоминаниями. Ты спросишь, почему когда-то компьютер называли электронным мозгом. Это потому, что он был задуман по модели твоего (нашего) мозга, но у человеческого мозга больше связей, чем у компьютера.

Мозг — это такой компьютер, который всегда с тобой, его возможности расширяются в результате упражнений, твой же настольный компьютер после продолжительного использования теряет скорость и через несколько лет требует замены. А твой мозг может прослужить тебе до 90 лет, и в 90 лет, если ты будешь его упражнять, ты будешь помнить больше, чем помнишь сейчас. Он к тому же бесплатный.

Потом есть еще историческая память, которая не связана с фактами твоей жизни или с тем, что ты прочитал. Она хранит те события, которые случились до твоего рождения.

Сегодня, если ты отправляешься в кинотеатр, ты должен прийти к началу фильма. Когда фильм начинается, то тебя как бы все время ведут за руку, объясняя, что происходит. В мои времена можно было войти в кинотеатр в любой момент, даже в середине фильма. Множество событий случалось до твоего прихода, и приходилось домысливать то, что происходило ранее. Когда фильм начинался сначала, можно было увидеть, правильна ли твоя реконструкция. Если фильм нравился, то можно было остаться и посмотреть его еще раз. Жизнь напоминает просмотр фильма в мои времена. Мы рождаемся в момент, когда уже, за сотни тысяч лет, произошло множество событий, и важно понять, что же случилось до нашего рождения. Это нужно для того, чтобы лучше понять, почему сегодня происходит столько новых событий.

Сегодня школе (помимо твоего собственного круга чтения) следовало бы научить тебя запоминать то, что случилось до твоего рождения, но ей это плохо удается. Различные опросы показывают, что сегодняшняя молодежь, даже и университетская, рожденная в 1990 году, не знает, а, может быть, не хочет знать о том, что происходило в 1980 году, уже не говоря о том, что было 50 лет тому назад. Статистика говорит, что когда молодых людей спрашивают, кто такой Альдо Моро, то они отвечают, что он возглавлял «Красные бригады», а ведь он был убит членами этой подпольной леворадикальной организации.

Деятельность «Красных бригад» для многих остается тайной, а ведь они присутствовали на политической сцене всего лишь 30 лет тому назад. Я родился в 1932 году, через 10 лет после прихода фашистов к власти, но я знал, кто был премьер-министром во времена марша на Рим. Может быть, в фашистской школе мне рассказали о нем, чтобы объяснить, каким глупым и плохим был этот министр («трусливый Факта»), смещенный фашистами. Пусть так, но я знал об этом. Но оставим в стороне школу. Сегодняшняя молодежь не знает артисток кино двадцатилетней давности, а я знал, кто такая Франческа Бертини, снимавшаяся в немом кино за 20 лет до моего рождения. Может быть, так было, потому что я листал старые журналы, сваленные в кладовке нашего дома. Я и тебе предлагаю перелистывать старые журналы, потому что это помогает понять то, что происходило до твоего рождения.

Но почему так важно знать о событиях далекого прошлого? Потому что часто подобные знания помогают понять ход сегодняшних событий и в любом случае, как знание состава футбольных команд, помогают обогатить нашу память.

Учти, что ты можешь тренировать свою память не только с помощью книг и журналов, но и с помощью интернета. Он пригоден не только для того, чтобы болтать с твоими друзьями, но и для изучения мировой истории. Кто такие хетты и камизары? Как назывались три корабля Колумба? Когда вымерли динозавры? Был ли штурвал на Ноевом ковчеге? Как назывался предок быка? Сто лет тому назад водилось больше тигров, чем сейчас? Что ты знаешь об империи Мали? Кто рассказал о ней? Кто был вторым папой в истории? Когда был создан Микки Маус?

Я мог бы продолжать задавать вопросы до бесконечности, и они стали бы прекрасными темами для исследования. Все это надо помнить. Наступит день, и ты состаришься, но ты будешь чувствовать, что прожил тысячу жизней, как если бы ты участвовал в битве при Ватерлоо, присутствовал при убийстве Юлия Цезаря, побывал в том месте, где Бертольд Шварц, смешивая в ступке различные вещества в попытке получить золото, случайно изобрел порох и взлетел на воздух (и так ему и надо!). А другие твои друзья, не стремящиеся обогатить свою память, проживут только одну собственную жизнь, монотонную и лишенную больших эмоций.

Итак, обогащай свою память и завтра выучи на память «La Vispa Teresa».

Источник: Избранное
В группу Статьи Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

246 понравилось 141 добавить в избранное

Комментарии 52

Замечательная статья! И она полезна не только маленьким детям, но и взрослым.

Очень хорошее письмо.
А хуже всего то, что я не помню имена слуг Мушкетеров...

derral, Черт... Всегда гордилась собственной памятью - смогла вспомнить лишь одного, и то сейчас полезу проверять, точно ли вспомнила, а не придумала.. И вообще будет повод перечитать книгу.

Чертов Эко!
Если б вы знали, сколько тысяч раз я пыталась запомнить долбанные корабли Колумба, чтоб их разорвало! У, растроилась! Пойду ещё раз попытаюсь. Не получиться - вообще забуду кто такой Колумб, надоело!

Хорошее письмо. Память надо тренировать.
а ведь я когда-то знала названия кораблей Колумба, а сейчас, кроме Санта-Марии ничего не вспомнила....

Кстати, а ведь про подход современных кино- и теле- творцов к материалу верно замечено... Они всё меньше полагаются на наш интеллект...

Был ли штурвал на Ноевом ковчеге?


И был ли вообще Ноев ковчег? ))

Примеры у Эко, конечно, дурацкие.. Альдо Моро, Франческа Бертини.. Вот их как раз помнить и не обязательно. Есть поинтереснее персонажи. И вообще посыл Эко в корне ложен. Просто помнить - полдела, и далеко не самая важная. Помнить действительно может и компьютер/интернет. Мыслить - вот то самое важное, что должен уметь делать человек, а компьютер как-раз не умеет! Конечно, память способствует мысли, дает ей пищу, но мысль далеко не только память. Индейцы помнили тысячи трав и растений на своей земле, впоследствии ботаники ничего нового там не нашли, но ученый не просто помнит данные, а анализирует, сопоставляет, классифицирует, находит общее, выводит принципы и законы, умеет предсказывать. Вот что нужно учиться делать с фактами, а не просто собирать их в чуланах своего разума, как коллекцию марок в кляссере! Помнить факты не ради фактов (и не ради предположения не заболеть Альцгеймером), а ради того общего понимания, которое можно на основании фактов построить.

Zangezi, Эко и не писал о том, что важна одна лишь память. Иначе он не приводил бы пример с кинофильмом, который смотрят с середины. Просто он говорил о том, что если мы не будем помнить какие-то факты, события, имена, нашей соображалке, какая бы она не была отменная, нечем будет оперировать. Эко - историк-медиевист, он копается в средних веках, сопоставляет целые эпохи, и видит, как современная молодёжь не в состоянии сравнить "сегодня" и "двадцать лет назад", о каком глобальном мышлении можно говорить.

Smeyana, Именно поэтому и нужно о нем говорить! Кричать! Требовать! А не так, что "ах, если ты не запомнишь сегодня любимую футбольную команду, то на старости тебе нечего будет вспомнить, и Альцгеймер придет!" Мл..ть, нафига мне нужно будет помнить футболистов!? Актеров!? Да нет, Эко не в теме, дети прекрасно помнят героев комиксов, компьютерных игр, уровни и читкоды из них! Мой племянник (11 лет) может часами рассказывать о компиграх, он помнит каждый уровень буквально покадрово, каждого монстра! У них нормально с памятью, но что это за память??? Вот в чем проблема, а не в запоминании как таковом.

Zangezi, Героев комиксов, мультиков и тому подобное дети помнят, потому что неоднократно смотрели эти комиксы или мультики. Тут уже утюг бы запомнил. Чтобы память тренировалась, нужно стараться запоминать что-то новое, и не из области повседневного.
Я не отрицаю, что нужно развивать логику, тренировать навыки синтеза, анализа и многие другие, но если при этом не быть эрудированным человеком, то и результаты будут соответствующие.

Smeyana, Знание состава футбольных команд, это, по вашему, необходимая эрудиция? Мда, все понятно, можете не продолжать.

Zangezi, Странно, что вы за деревьями никак не видите леса. Футбольные команды - это первая ступень, приём, неужели непонятно? Зачем тогда нужно было начинать разговор об исторической памяти, исторических событиях и их взаимосвязях.
И не нужно закрывать мне рот, когда мне захочется, я это осуществлю и без вашего напоминания.

Smeyana, Але, где логика? Первую ступень уже давно прошли, вы же сами согласились, что запоминают мультики и компигры они нормально. Это и есть первая ступень. Эко не способен понять, что его футбольные команды это точный аналог современных компигр - раньше, да, запоминали футбольные команды, сегодня запоминают компьютерные игры, и это память одного уровня, самая низовая, примитивнейшая. Пройдено - но вот дальше то что?

Zangezi, А дальше - исторические факты, актёры, политики. Сначала политики родной страны за последние десятилетия, потом - разных стран за несколько веков. Также с писателями, композиторами и так далее.
И, скорее, не способны понять что-либо мы с вами, а не Умберто Эко.

Smeyana, Актеры, политики, футболисты.. Это и есть помойка. Помойка памяти. Если вы хотите превратить свою память в такую помойку, флаг в руки. Я бы ни себе, ни своим детям такого не пожелал. Помнить нужно важное, необходимое, существенное, главное, а не третьесортных актеров и футболистов. Не удивляюсь, если внук Эко послал нахер своего дедушку с такими советами..

Zangezi, Что же вы посоветовали бы запомнить, чтобы не превращать память в помойку?

Zangezi, Воспеваемое вами умение мыслить строится на определённом фундаменте.

Первый слой этого фундамента - знание большого количества фактов. На этом построена вся современная система образования, в том числе и высшего, из которого рождаются специалисты в своих областях и упоминаемые вами учёные. Имея в голове океан фактов из разных областей, человек может начать мыслить.

Способность запоминать просто из ниоткуда не появляется, её нужно тренировать. Лучше всего начинать с интересных человеку областей, поэтому Эко предлагает своему внуку запоминать футболистов, фильмы, исторические события и прочее-прочее, что может потенциально быть интересно ребёнку.

Если перескочить с этого утомительного слоя накопления фактов и сразу взлететь к мышлению, то можно превратиться в голословного человека, имеющего ИМХО на любую тему, в которой не разбирается. Очень опасная ловушка, в неё попадаются часто и многие.

Это если отставить в сторону тот факт, что вы недопоняли посыл Эко, скукожив его до простого запоминания фактов. Статья глубже.

Вы хотели увидеть только футболистов - вы только их и увидели.

Все верно написал,гениальный дедущка!

...поймите: человеческий мозг — это пустой чердак, куда можно набить всё, что угодно. Дурак так и делает: тащит туда нужное и ненужное. И наконец наступает момент, когда самую необходимую вещь туда уже не запихнёшь. Или она запрятана так далеко, что её не достанешь. Я делаю по-другому. В моём чердаке только необходимые мне инструменты. Их много, но они в идеальном порядке и всегда под рукой. А лишнего хлама мне не нужно.

Ш. Холмс

Отлично!
Спасибо большое - получил заряд мотивации.

Читайте также