Опубликовано: 17 октября 2016 г., 18:59 Обновлено: 17 октября 2016 г., 19:08
3K
Профессия писатель
Автор: Юлия Зайцева, продюсер писателя Алексея Иванова
Юлия Зайцева, продюсер писателя Алексея Иванова, о тонкостях писательского ремесла, о взаимоотношениях с издательствами, спонсорах, гонорарах, авторских правах и многом другом.
Мне часто звонят из маленьких, но очень нефтяных городков:
- А можно Алексея Иванова к нам в библиотеку пригласить на встречу с читателями? Мы все оплатим, и гонорар, а заодно он книжки свои сможет попродавать.
Обычный звонок, таких много. Удивляет, что времена меняются, а представление о писателе – нет. Для большинства – это затюканный интеллектуал в дешёвом костюме и толстых очках. Он всюду расхаживает с пакетом книжек собственного сочинения, приготовленных на продажу, и всегда рад где-нибудь подработать.
Наверное, такая картинка была актуальна лет двадцать назад, в девяностые. Но тогда и бизнесмены выглядели по-другому. Сейчас от них уже и не ожидают золотых ошейников, «гаек» на пальцах и малиновых пиджаков, а писателя почему-то упорно запихивают в старый затёртый костюмчик.
Есть еще много других мифов. Например, что гонорар зависит от количества страниц в произведении. Поэтому развитие сюжета подчиняется не художественному замыслу, а счетчику у писателя в голове. Или миф о том, что псевдоним увеличивает тиражи. Или миф о издателе-диктаторе, который диктует писателю темы, сроки и буквально заставляет его выдавать по роману в год. Перечислять можно долго, за десять лет работы продюсером Иванова у меня много примеров скопилось. Наверное, уже пришло время их развенчать.
Но сразу оговорюсь, писатели бывают разные: кто-то пишет гениальные сказки для собственных внуков, кто-то вечерами после смены роман всей своей жизни, а кто-то раз в пять лет за счет спонсоров и местных грантов издает небольшим тиражом свои книжки. Все эти люди могут быть очень талантливы, но я буду говорить не о них. Я расскажу о том, как устроена жизнь и работа профессионального писателя. Причём профессионального в чистом виде, то есть того, кто живёт только за счет писательского труда. Просто мне это хорошо знакомо. И я честно могу признаться, что я тоже живу только за счет писательского труда. Этот писатель – мой босс, я на него работаю.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВОСЕМЬ МИФОВ О СОВРЕМЕННОМ ПИСАТЕЛЕ
1.ПИСАТЕЛЬ НЕ ПРОДАЕТ СВОИ КНИГИ, ОН ИХ ПИШЕТ.
Книги успешных писателей выходят десятками тысяч. Например, общий тираж ивановских книг уже давно перевалил за миллион. Их изданием и распространением занимаются издательства. Им принадлежат крупные книжные сети, охватывающие всю Россию. В одной такой книжной сети может быть больше сотни магазинов.
В этих магазинах работают тысячи профессиональных продавцов, которые и занимаются продажей книг писателя. От писателя требуется лишь передать издательству право на произведение и потом периодически заглядывать в банк, чтобы получить роялти (процент с продаж).
И здесь я должна снова оговориться. Успешный – не идеальное определение, но другого я пока не могу подобрать. Бывают писатели одной книги, эта книга может быть на слуху у читателей, критиков, получить все возможные премии и войти в золотой фонд русской классики.
Безусловно, в общечеловеческом смысле автор этой книги успешен. Но сейчас я пишу как продюсер, поэтому говорю об успешности только с точки зрения книжного рынка. Поэтому успешным буду здесь называть только писателя, который регулярно предъявляет публике новые книги, эти книги благополучно существуют на книжном рынке в течение многих лет и дают возможность их автору кормиться только от литературных трудов.
2.ПИСАТЕЛЬ НЕ ОРГАНИЗУЕТ ПРЕЗЕНТАЦИИ, ЕГО НА НИХ ПРИГЛАШАЮТ.
Презентации книг, встречи с читателями организуют издательства, книжные магазины, библиотеки, университеты, рестораны, кинотеатры, клубы. От писателя требуется написать хорошую книгу, которую захотят презентовать.
3.ПИСАТЕЛЬ НЕ ЗАРАБАТЫВАЕТ НА ВСТРЕЧАХ С ЧИТАТЕЛЯМИ.
Литературные и киногонорары успешных писателей достаточно высоки, даже в России. Как правило, они измеряются в миллионах. Поэтому представление, что писатель зарабатывает чёсом по встречам с читателями мягко говоря абсурдны.
Иванов, например, никогда не берет деньги за встречи, хотя предлагают почти всегда. Алексей зарабатывает только писательством (романы, сценарии, нон-фикшн).
4.ПСЕВДОНИМ НЕ УВЕЛИЧИВАЕТ ТИРАЖИ, А СОКРАЩАЕТ.
Блоггеры-всезнайки часто транслируют ошибочную мысль, что писатель в борьбе за внимание публики способен выкинуть любой фортель, например, взять псевдоним. Это мнение дилетантов. Если писатель известный, то каждая его книга – событие. Ее ждут и покупают. Главным рекламным фактором является само имя. А псевдоним обнуляет имя, обнуляет аудиторию и при этом взвинчивает расходы на рекламу никому не известного автора. Зачем тогда эта игра в псевдонимы? В каждом случае есть своя причина. Иванов, например, выпустил под невыгодным для издательства псевдонимом Алексей Маврин роман «Псоглавцы». Объясню зачем.
Иванов нетипичный писатель, он с легкостью жонглирует литературными жанрами. Исторические романы «Сердце пармы» и «Золото бунта» нельзя сравнивать с городской прозой типа «Блуда и МУДО» и «Географ глобус пропил» или сделанными по закону триллера «Псоглавцами» и «Комьюнити». Это разные художественные системы и законы построения у них собственные.
К сожалению, критики и читатели не всегда это понимают.
Им легче придумать один ярлык и пришпилить его сразу на все обложки. В результате фантастику объявляют провалом, потому что в ней недостаточно историзма, а триллер громят за отсутствие тонкой психологии.
Упрощенно говоря, если сравнить «Преступление наказание» с детективом Агаты Кристи, то получится что Достоевский – посредственный детективщик, а Кристи – провальный представитель психологического реализма.
Иванов хотел получить оценку, а не очередной ярлык, поэтому пошел на эксперимент и спрятался за Маврина. А издательство было вынуждено согласиться. Потому что успешный писатель по отношению к издательству – всегда диктатор.
5.ГОНОРАР АВТОРА НЕ ЗАВИСИТ ОТ КОЛИЧЕСТВА СТРАНИЦ.
Иначе на полках стояли бы только романы-эпопеи, а детских писателей, чьи книжки могут состоять всего из нескольких предложений, - вообще бы не было. Гонорар зависит от многих факторов, и все они скорее имиджевые, чем количественные: известность, экранизации, премии, авторитет писателя, профессионализм его агента и т.д.
6.ХОРОШИЙ ПИСАТЕЛЬ ПИШЕТ ТО, ЧТО ИНТЕРЕСНО ЕМУ, А НЕ ИЗДАТЕЛЬСТВУ ИЛИ ЗАКАЗЧИКУ.
Обычно издательства стараются «застолбить» хорошего автора: заключают с ним договор на книгу заранее и выплачивают приличный аванс. При этом издательство не знает, какое произведение получит в итоге. Тему, сюжет, название писатель определяет сам. А издательству остается только надеяться на то, что талант писателя не подведет.
Художественные произведения профессиональных авторов не требуют особенных вложений и как правило коммерчески успешны. А вот документальные книги (нон-фикшн) можно издать только с помощью спонсоров, одно издательство такой бюджет не потянет.
У Иванова это «Хребет России», «Горнозаводская цивилизация», «Ёбург», «Вилы». Для их подготовки нужны экспедиции, фотографии, люди.
В каждую книгу спонсоры вкладывают по несколько миллионов, им известна тема, они верят в автора. Но содержание Иванов всегда определяет сам. Не только потому, что хороший писатель – это свободный писатель. Но и потому, что заказной корпоративный продукт никогда не станет всероссийским бестселлером. А писать для сотрудников предприятия и их жен – расточительство.
7.ПРОДЮСЕР НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО ПРОДВИЖЕНИЯ.
Часто приходится слышать ироничное: «Продюсер у писателя? Вот бы Пушкин лопнул от зависти». На что хочется ответить: «А вас не смущает, что у земледельцев появились комбайны?» А если серьезно. Сегодня это нормальная практика, когда интересы писателя представляет кто-то.
Чаще всего это агентство, которое курирует сразу несколько авторов. Оно помогает им управлять правами, борется с нарушениями, заключает договоры с издательствами.
Самостоятельно писателю достаточно сложно с этим справляться не только потому, что нужно разбираться в авторском праве, налогах и ориентироваться в книжном рынке. А еще и потому, что одновременно с произведением возникает множество способов его использования.
Роман, например, можно издать, перевести на другой язык, выпустить в электронном виде, записать в формате аудиокниги, сделать инсценировку для театра, экранизировать, разработать квест или компьютерную игру. И все это разные виды прав, разные компании и разные договоры. А теперь умножьте это на количество произведений, у Иванова, например, их 20. И еще не забудьте учесть, что каждые 3-5 лет по каждому случаю нужно решать: продлевать отношения с этой компанией или подыскивать новую.
Это я описала самую простую схему: успешный писатель + его агент. Она подходит, когда автор пишет только художественные произведения.
Но бывают ситуации посложнее, как с Ивановым. Кроме романов, ему интересно писать сценарии, готовить сложные иллюстрированные книги в жанре нон-фикшн и снимать телепроекты. Поэтому здесь нужен продюсер, который будет решать все задачи агента и еще, плюсом, искать деньги на сложные проекты, организовывать съемки, экспедиции, обеспечивать продвижение, следить за имиджем и т.д. Чаще всего под руководством продюсера все эти вопросы решает команда из нескольких человек (продюсерский центр): бухгалтера, юриста, фотографа, имиджмейкера, водителя и т.д.
8.ПИСАТЕЛЬ И ЕГО ПРОДЮСЕР – ЭТО ДВА РАЗНЫХ ЧЕЛОВЕКА.
Иногда пишешь что-нибудь об Иванове или о наших проектах, а потом встречаешь в СМИ: «Писатель устами своего продюсера объявил …». Писатель ничего не объявляет устами своего продюсера так же, как Билан не поёт устами Рудковской. Продюсер и писатель – это два самодостаточных человека со своим голосом и со своей позицией. Они вместе делают одно дело, только у каждого в этом деле своя роль.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПИСАТЕЛЬ vs ИЗДАТЕЛЬ
Современный писатель связан множеством отношений: с библиотеками, театрами, кинокомпаниями, СМИ, звукозаписывающими студиями, производителями компьютерных игр и гаджетов… Но вся эта цепочка мгновенно рассыплется без главного – отношений с издательством.
В ПОИСКАХ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Профессия писатель начинается ни с первой изданной книги (ее можно выпустить и за свой счет), а с первого издательского гонорара. Не важен его размер, пусть это две сотни долларов, главное, что издательство раскошелилось на писателя. Оно как минимум потратилось на верстку, дизайн переплета, гонорары редактору и корректору, полиграфию, рекламу и распространение. А если учесть, что за издательским кошельком неустанно следят не только филологи с дипломами и диссертациями, но и экономисты маркетингового отдела, то сразу можно сделать три вывода.
Первый, и самый главный, - текст чего-то стоит.
Второй – у писателя появилась аудитория, потому что издательство захочет вернуть потраченное и продаст его книги.
И третий вывод – от писателя ждут следующего произведения, иначе для чего было все это начинать?
Я имею в виду прежде всего ведущие издательства. К сожалению, российская действительность такова, что сетями распространения (книжные магазины) владеют только крупные издательства, поэтому профессиональные писатели в основном печатаются в столицах.
БЕРЕГИТЕСЬ СПОНСОРОВ
Алексей Иванов искал своего издателя 13 лет. За это время он написал в стол несколько фантастических повестей и романы «Общага-на-Крови», «Географ глобус пропил», «Сердце пармы».
Но у большинства начинающих авторов на годы борьбы и поисков стойкости не хватает, и они, отчаявшись, выбирают другой путь: выпускают книгу за свой счет, за счет спонсора или гранта. А это, как ни странно, уже приговор.
Скорее всего, эти люди никогда не станут профессиональными писателями. Они будут известны в узком кругу ближайших знакомых и не получат ни экспертную аудиторию, ни читательскую, прежде всего потому, что самостоятельно с одной книгой невозможно пробиться в книжные сети, а потерять на этом кучу времени, энергии, да еще и разочароваться в человечестве – очень легко. Бывают, конечно, редкие исключения, когда такой «самиздат» выстреливает. Но правильно ли основывать стратегию на одном из тысячи шансов?
Таким исключением стал писатель Андрей Рубанов. Первый роман «Сажайте, и вырастет» он издал за свой счет, каким-то чудом книга попала к ведущему российскому критику Льву Данилкину, он опубликовал рецензию, издательство обратили внимания на новое имя, и дело пошло…
Но сотни других авторов всю жизнь хранят коробки оплаченных ими книг. Поэтому писателю нужен издатель, а не спонсор. Путь к издателю лежит через семинары, конкурсы дебютантов, личные контакты, литературные агентства, и деньги здесь ни при чём.
РОМАН С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Первый издатель – это всегда чудо, счастливый случай, которым писатель вознаграждается за талант, настойчивость и потерянные нервы. И к этому чуду нужно не только стремиться, но и готовиться.
На сайт Иванову как-то пришло раздражённое письмо от одного господина. Он считал себя автором гениального романа, заслуживающего «Большой книги». Но в оргкомитете премии писателя, понятно, отфутболили, и теперь он ищет правды вместо того, чтобы подумать о следующей книге.
Издательствам не интересны авторы одного текста. Всё очень прагматично, в них не выгодно вкладывать деньги. На рекламу нового имени нужно потратиться, одна книга вряд ли окупит вложения, поэтому издатель должен быть уверен, что автор будет писать еще и писать качественно.
В этом смысле дебютант Иванов с тремя будущими бестселлерами в кармане оказался идеальным писателем, издательской мечтой, и уже через год после публикации первого романа стал знаменитым.
ПИСАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ
И здесь наступает долгожданный перелом. Известный писатель уже не ищет издательство – он его выбирает.
Выбирает подходящее качество, финансовые условия, авторитет. Автор, доказавший свое мастерство и намерение писать до «последней капли чернил», получает полный карт-бланш, подкрепленный увесистым авансом за еще ненаписанное произведение. Некоторые читатели и даже критики наивно полагают, что автор постоянно находится под редакторским прессом, согласует название, жанр и тему произведения.
Ничего подобного. Заключив договор с писателем, издатель знает только, что к назначенному сроку получит новый роман. Название, тема, сюжет, объем и даже жанр никому, кроме автора, не известны. Бывает, что в момент заключения договора, и сам писатель не знает, о чём будет его следующая книга. Так что лучший контролер современного автора – это его совесть и, конечно, читатель, голосующий за книгу своим кошельком.
ПОЛЦАРСТВА ЗА РОМАН
Книги читаются быстро, а пишутся очень медленно, поэтому главный вопрос издателя к автору всегда один и тот же: «Когда следующий роман?» Издательская мечта - получать два новых романа в год. Редкий писатель с магистрали российской прозы согласится на это твёрдое задание. Ведь в современном мире столько соблазнов, а известность и финансовая состоятельность дают писателю свободу пойти у них на поводу.
Пелевин, Быков, Прилепин, Иванов и др. выпускают примерно один роман за два года. А в перерывах Быков, например, пишет сборники стихов, эссе и пьес, снимается в ток-шоу, ведёт эфиры на радио, активно курсирует по стране с литературными делегациями и писательскими поездами, принимает участие во всевозможных презентациях, премьерах и фестивалях. А не большой любитель тусовок и презентаций Иванов развлекается тем, что, путешествуя по стране, пишет нон-фикшн («Хребет России», «Увидеть русский бунт», «Горнозаводская цивилизация», «Ёбург»).
НОН-ФИКШН НА МОЮ ГОЛОВУ…
Вздыхает издательство, ему предстоит вложить деньги в книгу, которая, в отличие от романа, потребует больших затрат на дизайн и полиграфию, а тиражи и прибыль заведомо будут меньше. Вздыхает продюсер, ему нужно убедить спонсора выложить приличную сумму, чтобы писатель, фотограф и сам продюсер год путешествовали по стране и не думали ни о чём, кроме уральских горных заводов и пугачёвского бунта.
Радуется только беспечный писатель, пусть он получит за этот труд в разы меньше, чем за роман, пусть мозги вскипят над историческими талмудами, пусть будет заезжен в хлам новый автомобиль, зато писатель оторвется по полной.
А если серьезно, то нон-фикшн в том формате, котором работает Иванов, – это роскошь от культуры, и ее может себе позволить только состоявшийся и состоятельный автор. Деньги спонсоров дают возможность писателю и его команде год работать над книгой, вложения издательства помогают книге выйти в свет.
Конечно, в итоге писатель получит свой гонорар, но он будет не сопоставим с доходами от романа. Капитализация романа всегда гораздо выше, у него большая аудитория, тиражи и множество способов использования (экранизации, постановки и т.д.) Так что каждая новая книга Иванова в формате нон-фикшн – это удовольствие, за которое он готов заплатить.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ВАКУУМА
В первой части («Восемь мифов о современном писателе») своего инсайдерского текста я уже рассказала о продюсерах и агентах, их функциях и отличиях. Осталась только добавить, что главная задача продюсера – создать вокруг автора вакуум, свободное пространство, которое писатель заполнит тем, что нужно ему, чтобы творить в свое удовольствие.
За пределами этого творческого пространства останутся денежные расчеты, организация встреч, интервью, оскорбления завистников, неумная критика, особенно настойчивые фанаты, политические разборки и даже издательство. Потому что все они упрутся в забор с табличкой «Продюсер». А писатель будет выглядывать из-за забора только тогда, когда ему захочется погулять.
P.S. Из давнего разговора с Дмитрием Быковым.
Д.Быков: Я так много работаю (книги, эфиры, шоу, преподавание…), и у меня нет продюсера.
Ю.Зайцева: Потому, Дмитрий, вы так много и работаете…
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. БУМАГА ВСЕ СТЕРПИТ
Ну вот мы и добрались до темы, которую яростно обсуждают последние пятнадцать лет издатели, редакторы, экологи, журналисты, писатели, учёные, библиотекари, блоггеры: Кому нужны бумажные книги? И связанную с эти проблему авторского права в сети.
Как любой пользователь, я очень люблю халяву и мечтаю абсолютно бесплатно прочитать все книги мира. Как любой продюсер я стремлюсь поменьше работать и побольше получать и мечтаю, чтобы книги моего автора покупали все и дорого.
Как читатель и филолог я ценю качественную литературу и мечтаю, чтобы талантливых писателей было больше, и чтобы всё они были профессионалами, то есть все свое время тратили на производство хороших текстов для моего потребления. Вот эти лебедь, рак и щука и тянут повозку, в которой сидит ничего не понимающий автор и ждёт, кто же, наконец, победит. Из этой повозки и начну рассуждать.
РЕАЛЬНОЕ ИЛИ ВИРТУАЛЬНОЕ?
Бумажные или электронные книги? Есть несколько противоположных мнений по этому поводу, и все они, как мне кажется, правильные. Бумажные книги – загубленные леса, электронные книги – это, возможно, испорченное здоровье (никто ведь пока доподлинно не знает, чем гаджеты обернутся для человека).
Бумажные книги – кубометры пространства, электронные – тысячи текстов у тебя на ладони. Бумажные книги – многовековая культура чтения и полиграфии, электронные – очень удобный для потребления дистиллят. И т.д. и т.п. Сколько плюсов – столько и минусов. С точки зрения содержания писателю все равно, в каком виде его текст дойдёт до читателя. Но вот с точки зрения финансов – разница просто критическая.
В нынешней рыночной ситуации смерть бумажных книг будет означать конец профессии писатель. Причина очень простая: реальный гонорар сегодня приносят только бумажные книги. И дело не в том, что современный интернет – это пространство для вполне законного с точки зрения морали воровства.
Даже в этой ситуации официальных (скачивающих за деньги) читателей у электронного издания в несколько раз больше. Каждый квартал я получаю отчёты от «ЛитРес» по электронным правам Иванова. Количество просмотров и скачиваний очень приличное, и по некоторым позициям в разы превышает бумажные тиражи, а гонорары почти такие же виртуальные, как сами тексты.
Что делать? Повышать плату за скачивание? Не думаю, в России она и так не маленькая. Бороться с воровством? Не уверена, что это увеличит количество официальных просмотров в необходимое количество раз. Поиски пока еще ведутся.
Кто-то экспериментирует с системой добровольных постфактумных платежей, когда после прочтения книги читатель перечисляет автору сумму, которую определяет сам. В России, на мой взгляд, в силу менталитета это не очень жизнеспособная система.
Есть и другие варианты.
Несколько лет назад руководство портала «Имхонет» предложило Иванову такую альтернативу: автор пишет роман, текст которого по главам выкладывается в сеть. Каждая следующая глава появляется только после того, как взносы читателей оплатят предыдущую. Интересный эксперимент, Иванов пока от него воздержался, а вот писатель фантаст Лукьяненко, говорят, решился попробовать. О результатах пока не знаю.
В МАГАЗИН ИЛИ НА ПОМОЙКУ?
Большинство россиян ходят в интернет не как в магазин, а как на помойку. В магазине всё только за деньги, воровать – страшно, стыдно, а для кого-то и не имеет смысла, потому что и так на всё хватает. На помойке всё общее, не первой свежести, не лучшего качества и брать нужно пока никто не видит, но зато абсолютно бесплатно. Самая качественная помойка в мире – это рунет.
Сюда вперемешку с мусором выбрасывают все достижения современной мировой культуры: книги, фильмы, сценарии, иллюстрации, фотографии, архитектурные и дизайнерские проекты. И выбрасывают, конечно, не производители, а их «благодарные» потребители: читатели, зрители, слушатели. Делают это абсолютно открыто, без злого умысла, полные желания кому-то помочь.
У Иванова, как и у всех писателей, режиссеров, музыкантов, в интернете есть фанатские странички, к которым сам автор не имеет никакого отношения. Там почитатели не только обсуждают творчество, но и делятся друг с другом халявными ссылками на романы. В России это в порядке вещей. Помню, когда вышел в прокат «Географ», поклонники Тодоровского с готовностью кидали пиратские ссылки на фильм прямо в фейсбук Валерия, не задумываясь, что этим могут сорвать прокат, лишить прибыли компанию Тодоровского и убить производство других хороших фильмов.
УКСУС НАХАЛЯВУ
Интернет обрушивает гонорары профессиональных писателей. Я четко почувствовала это пять лет назад, когда суммы контрактов с издательствами сократились в разы. Идеальная для писателя рыночная среда сегодня выглядит не только утопично, но и слишком непрогрессивно: для писателя лучше, чтобы в интернете книг не было вообще, даже за деньги. А это не только невозможно, но и неправильно.
Поэтому нужно придумывать какие-то механизмы обитания культуры в сети выгодные не только потребителям, но и производителям. И, на мой взгляд, эти механизмы обязательно должны быть рыночными, иначе писатель потеряет возможность свободно творить и конвертировать результаты своего творчества в адекватный заработок.
Это либо вернёт нас в совок, когда государство возьмет на себя финансовую ответственность за судьбу писателя и, конечно, будет требовать от него идеологического соответствия, либо писательство, как профессия, умрет, превратившись в хобби, что, безусловно, снизит качество текстов. И в том, и в другом случае мы нахаляву получим уксус.
ЭЛЕКТРОННЫЙ СТАРТАП
Понятно, что интернет-контент не может быть платным тотально. Хотя бы потому, что существует армия любителей, которые согласны сами приплачивать за то, чтобы их читали, смотрели или слушали. Интернет – идеальная площадка для стартапа, он помогает получить аудиторию, обратить на себя внимание профессионального сообщества и т.д.
Именно так начал свою карьеру писатель Дмитрий Глуховский. Он дебютировал в сети, регулярно выкладывая главы своего романа «Метро 2033» в своем ЖЖ и на сайте m-e-t-r-o.ru. Таким образом Глуховский получил широкую аудиторию, привлёк к себе внимание профессионалов, и в 2005 году его роман вышел в издательстве «ЭКСМО».
Интернет сделал свое дело, теперь Дмитрий профессиональный писатель, последние свои произведения издает в «АСТ», а их электронные версии доступны для платного скачивания на официальных сайтах.
Так что современный профессиональный писатель – это всё еще тот, кто издается на бумаге. Сетевые варианты появились, но пока не сложились в рынок. И писателю остается рассчитывать только на то, что бумага все стерпит.
Комментарии 44
Показать все

Аффтар показывает не писателя, не человека, а придаток к себе подобным "продюсерам" и издевательству с точки зрения прибыли. При этом не стесняется подчеркнуть убожество этого тандема "продюсер-издевательство", когда говорит, что автор одной книги не интересен.
Иванов..... Не читал. И Сидорова тоже не читал. А вот автор одной книги Харпер Ли мне запомнилась навсегда.

Я не особенно подвержен ханжеству, поэтому статья понравилась: много интересной информации, хотя отдельные моменты кажутся весьма... гиперболизированными. Вот, например, "вседозволенность", которой пользуются известные писатели. Даже голливудские режиссеры с мировыми именами и мировыми звездами в касте вынуждены соответствовать формату, а русские писатели от этого свободны? Хм. Кстати, англоязычные птсатели так же страдают от формата, см. хотя бы речь Ле Гуин в 2014 на эту тему. А в России этого нет? Хм.
И, кстати, странно, что продюссер не сечет фишки с псевдонимами. Там дело не в том, что псевдоним полезен любому автору, а в том, что начинающему автору-женщине полезно писать под мужским псевдонимом, т.к. женское имя отпугнет часть аудитории.
А в целом, повторюсь, статья очень хороша.

JoeNoname, А разве то, что в литературе есть женские имена, доказывает, что женское имя никого не отпугивает?
Скрыть свою гендерную принадлежность - стандартная рекомендация издателей начинающим писательницам и существует эта практика с 19 века и до наших дней. Вы ведь в курсе, как Джоан Роулинг обзавелась инициалом K. в имени? К подобной уловке прибегали многие дебютантки - т.к. до сих пор "мужская книга" вызывает больше интереса, чем "женская".
Почему? Сложно сказать. Возможно, есть стереотип, что женщины пишут преимущественно "о своем, о женском".

Cino, > А разве то, что в литературе есть женские имена, доказывает, что женское имя никого не отпугивает?
Конечно! Сейчас ведь не начало 20 века, когда женщинам дали избирательное право, например, в Англии, на волне движения суфражисток, поддерживаемых лейбористами. Уже более ста лет прошло, можете не бояться женщин. Не обманываю! Не бойтесь их читать. А если дадут себя потрогать, соглашайтесь!
> до сих пор "мужская книга" вызывает больше интереса, чем "женская".
С какой стати? У вас есть статистика?
> Возможно, есть стереотип, что женщины пишут преимущественно "о своем, о женском".
Они пишут о многом, но больше, - о хорошем. Они менее агрессивны, не впадают в крайности, избегают шокирующих (читателей) экспериментов, глубже чувствуют, меньше врут. Разве что политики типа Х. Клинтон, К. Райз и пр. Но это политики. Политика - та же проституция.

Cino, Согласна насчет женских имен. Может, Дафна дю Морье и привлекает, а вот какая-нибудь Катя Иванова или Оля Печкина вряд ли кого-то привлекут. Женская литература (именно отечественная) часто ассоциируется с Донцовой и прочими. Увы (( Хотя да, есть много прекрасных авторов - женщин. Но вопрос не в том, что они есть. А в том, что не все хотят в это верить ) Печально, надеюсь, когда-нибудь это изменится.

На помойке всё общее, не первой свежести, не лучшего качества и брать нужно пока никто не видит, но зато абсолютно бесплатно. Самая качественная помойка в мире – это рунет.
Сюда вперемешку с мусором выбрасывают все достижения современной мировой культуры: книги, фильмы, сценарии, иллюстрации, фотографии, архитектурные и дизайнерские проекты. И выбрасывают, конечно, не производители, а их «благодарные» потребители: читатели, зрители, слушатели.
Все плохие, сволочи, воры, копеечку не заплатили даже, последний кусок хлеба доедаем!
У Иванова, как и у всех писателей, режиссеров, музыкантов, в интернете есть фанатские странички, к которым сам автор не имеет никакого отношения. Там почитатели не только обсуждают творчество, но и делятся друг с другом халявными ссылками на романы. В России это в порядке вещей.
Почему-то пейсатели и вот такие Зайцевы забывают, что читатели книг Иванова и других авторов на халяву тоже Читатели, а не какая-то приблуда. Кто-то может прочитать на халяву, а потом купить в бумаге и/или написать хвалебную рецку, что делает книге рекламу, если книга понравилась, а если не понравилась, уж извините. Где бы были многие писатели, если бы не помойка-рунет? И не только в России пиратство норма, но и в Европах, только там все не так открыто, как у нас.
Интернет обрушивает гонорары профессиональных писателей. Я четко почувствовала это пять лет назад, когда суммы контрактов с издательствами сократились в разы. Идеальная для писателя рыночная среда сегодня выглядит не только утопично, но и слишком непрогрессивно: для писателя лучше, чтобы в интернете книг не было вообще, даже за деньги.
И тогда я не смогла купить себе новый айфон, банку черной икры, вот с воды на хлеб перебиваюсь.
писательство, как профессия, умрет, превратившись в хобби
Напоминает высказывания наших великих писателей о пиратстве. Запаситесь бумажными платочками, можно пустить слезу во время чтения, так их всех жалко, бедненьких.
Жаль, что нельзя поставить статье минус.

Не понимаю я возмущения в комментариях по поводу недовольства писателей бесплатным скачиванием книг в Интернете. Товарищи, ну ведь это логично! А давайте колбасу в магазинах бесплатно брать, а потом хорошие отзывы на нее в интернете писать? А что, это ж вполне себе реклама. А за деньги пусть дураки всякие покупают. Вдруг я куплю эту колбасу, а она невкусная. А так, если мне понравится, то я в следующий раз заплачу. Или опять бесплатно возьму, подумаю еще. Вот о проблемах с такой логикой и говорит автор статьи. А статья, кстати, довольно интересная, на мой взгляд.

YuliyaTrifanova, Есть мнение, что сравнивать продукт питания с продуктом интеллектуального труда - как минимум не корректно, а как максимум - просто тупо.

Nektoto, То есть своровать продукт интеллектуального труда не тупо и корректно? На мой взгляд, труд и есть труд. И продукт этого труда должен быть оплачен. Не понимаю вообще, почему тот факт, что скачивать книги бесплатно не есть хорошо и правильно по отношению к людям, для которых писательство - работа, кого-то возмущает и удивляет. Если автор хочет распространять свою книгу бесплатно, то он это делает. Во всех остальных случаях продукты его интеллектуальной деятельности должны быть оплачены тем, кто эти самые продукты потребляет.

YuliyaTrifanova, ... видно эти жлобы,качающие все из Интернета на халяву,будут в дальнейшем сами себе книги сочинять,когда убьют литературу в России!

ElenaAngel, Я готова кинуть вам копеечку. Сходите к психиатру, столько сдерживаемой злобы и агрессии в вас накопилось, которую вы выливаете в интернет.

ElenaAngel, Дорогая Елена, смерть книги пророчат уже добрый век - то от кинотеатров, то от домашних видеомагнитофонов, то компьютеров, то интернета. Пока чего-то помирать не собирается. Но если уж на то пошло, то куда активнее и эффективнее литературу убивают сами издательства, выпуская низкопробный шлак целыми тоннами. А поскольку редко кто хочет обмазываться говном (пусть и литературным), которое и стоит не две копейки - имеем что имеем.

YuliyaTrifanova, Ваше сообщение - это продукт интеллектуального труда. Берете за него деньги? Почему нет? Требуйте с меня деньги за просмотр ваших сообщений.

OzTory, Вы очень странно передергиваете. Труд писателя - совсем не тоже самое, что треп в интернете. Странное какое-то обсуждение, правда. Для меня необходимость заплатить за книгу - вещь абсолютно естественная и правильная. Как-то даже диковато видеть, что для стольких людей это не так. Понятно, что все разом не перестанут скачивать книги бесплатно, но может хотя бы не будем считать это правильным?

YuliyaTrifanova, Где здесь передергивание? Вы сказали, что продукт интеллектуального труда должен быть оплачен. Я вам привел пример того, что не всегда он должен быть оплачен. Это раз.
Насчет необходимости платить за книгу. Вы о библиотеках слышали? Может, бывали когда-нибудь? Вот второй пример ваших заблуждений.

YuliyaTrifanova, Без еды жить невозможно, а без книг очень даже можно. Сравниваете несравнимое.
И вы не так уж и много читаете, поэтому у вас не стоит вопрос "платить или не платить?", отсюда и столько максимализма в ваших мыслях и словах.

YuliyaTrifanova, *вздыхает* Ну, начнём с того, что в моём комментарии нет ни слова в защиту и одобрения пиратства, он исключительно про идиотизм вашего примера. Но поскольку Вы глупость написанного не понимаете, объясню Вам на пальцах.
Хорошую колбасу Вы можете определить хотя бы по ценнику - вряд ли Вас ждёт деликатес за сто рублей кило, особенно если от него странный запашок исходит и цвет подозрительный. С книгами ситуация неоднозначная - можно найти как шедевр, прячущийся за посредственной обложкой на дешёвой бумаге с ценником рублей в 200), так и абсолютную пустышку (а то и просто дрянь, отпечатанную на сверкающей белизной бумаге и стоящей 800 рублей.
Когда вы покупаете колбасу от незнакомого производителя, вы не покупаете сразу палку на полтора кг, вы возьмёте попробовать маленький кусочек. Да, некоторые магазины дают прочитать несколько первых страниц, но этого редко когда бывает достаточно для того чтобы оценить качество всей книги.
Ну и наконец, если Вы вдруг отравились несвежей колбасой, Вы можете накатать жалобы в соответствующие инстанции типа общества защиты прав потребителей, санмединспекцию и т.д., дабы проверяющие органы пришли к директору магазина/мясокомбината и, нежно сжимая в руках его яйца, вежливо попросили бы разъяснить ситуацию. Книгу же Вы никуда не вернёте, и остаётся только поныть в уютном бложике или соцсети про то, что автор скатился.
Ну и таки да, я согласен с тем, что пиратство это плохо и уголовно наказуемо. Но это ни в кой мере не отменяет того факта, что оценивать качество интеллектуального труда (будь то книга, музыкальный альбо компьютерная игра или фильм) мы вынуждены уже исключительно после факта оплаты, по сути покупая кота в мешке. И чем издатели, увы нередко этим пользуются.

Да, некоторые магазины дают прочитать несколько первых страниц, но этого редко когда бывает достаточно для того чтобы оценить качество всей книги.
Никакого фрагмента не будет достаточно, чтобы оценить качество всей книги. Но ознакомительного куска, как правило, вполне достаточно, чтобы понять, хотите вы читать книгу дальше (и, соответственно, платить за нее) или нет. Допустим, ознакомительный фрагмент "Золота бунта" того же Иванова на Литресе - 160+ страниц. 160 страниц! Не знаю, как на ваш взгляд, а на мой - вполне достаточный объем, чтобы решить, готовы вы потратить 200 рублей или нет.

В нынешней рыночной ситуации смерть бумажных книг будет означать конец профессии писатель. Причина очень простая: реальный гонорар сегодня приносят только бумажные книги. И дело не в том, что современный интернет – это пространство для вполне законного с точки зрения морали воровства.
Вот поэтому я покупаю только бумажные книги.

С такими друзьями, т.е. продюсерами враги не нужны. Буду обходить Иванова десятой дорогой - и платного и бесплатного. Ничего достойного за столько лет не написал, зато миллионы заработал. Прям как в шоубизе - главное не талант и умения, а деньги и продюсеры.
Абзац про необходимость спонсирования поездок просто убил. Если Иванов захочет про Юпитер книгу написать, будете собирать ему деньги на полёт в космос? Прекрасно знаю авторов, которые не клянчили денежку у издательств и продюсеров, а сумели съездить во все необходимые места, написали и издали прекрасные книги.

По-моему, так у нас очень неохотно вообще вкладываются в писателей новых русских. Издательствам проще переводить западную литературу, печатая на обложках как круто об этом романе отозвался какой-нибудь западный журнал и тут же подхватили наши. На деле это может быть скучно, грустно и не интересно. Зато и гонорары они, очевидно, писателям никакие не платят, экономия. Это на западе (в США) какая-то левая тетка домохозяйка выкатит свой вы*ер по Сумеркам и вдруг окажется на вершине успеха. Идеи ноль, вклада ноль. Зато оказалось в тему после закончившихся Сумерек.
А у нас такого как не было, так и не будет. Так что неудивительно, что надо кучу нервов, времени, хождений на семинары и прочих вещей чтобы сдвинуть исключительно экономические (гденьги, гденьги) вопросы издательства.

LuxAeterna, Йеп. Но есть один нюанс - срок действия авторских прав, после которого произведение становится народным достоянием. В разных странах он разный, но в основном это срок жизни автора + 50-70 лет со дня смерти.

LuxAeterna, Это очень волокитно. Надо судиться. У меня одна книга в бумажном варианте разошлась тиражом не более 2000, а вот djvu вариант, который выложил какой-то добрый самаритянин, скачали более 10000 раз. И до сих пор качают с файлообменников. Открытые раздачи я обрубил, отписав на abuse этих сайтов, а вот как быть с почти анонимными файлообменниками..... Фиг с ними. Еще одну книгу выпустило, без уведомления, знакомое издательство. Без договора, без роялти. Вроде бы можно дать по шапке, но ... знакомое издательство, у меня с ними несколько других договоров, неохота ссориться.
Проблему авторских прав человек начинает понимать только тогда, когда воровать начинают у него.

JoeNoname, Вас надо пожалеть? Идите и судитесь, или продолжайте вздыхать о неполученных гонорарах.
Проблему авторских прав человек начинает понимать еще в школе, если его раздражает, когда у него клянчат списать домашку, или когда он вдруг обнаруживает свой реферат в общем пользовании. Разница тут лишь в том, что денег он не теряет, а вот нервы - вполне. Потому что это неприятно практически каждому.

Издательствам проще переводить западную литературу, печатая на обложках как круто об этом романе отозвался какой-нибудь западный журнал и тут же подхватили наши. На деле это может быть скучно, грустно и не интересно. Зато и гонорары они, очевидно, писателям никакие не платят, экономия.
Такой издательский беспредел был характерен для девяностых и начала нулевых, в большинстве своём такое сейчас почти прекратилось, так как в эпоху развития интернетов карающая юридическая длань дотянется очень и очень быстро. Не всегда и не до всех, ибо ловить стопицот графоманов, перепечатавших известное кинцо или игру на свой лад, можно до бесконечности, проще их отстреливать на выходе из издательства после сдачи очередной рукописи.
Жаль кнопки "минус" нет. Сравнение интернета с помойкой сразу показывает зачем автор туда заходит. Явно на сиськи, жопы, котиков посмотреть.
lapina_ekaterina, Более подходящее слово - свалка.