2 июня 2016 г., 11:11

2K

«Как денди лондонский одет...»

87 понравилось 18 комментариев 13 добавить в избранное

o-o.jpegФото: Оскар Уайльд в раннем детстве

Оскар Уайльд — личность эпатажная, порой шокирующая чопорных британцев своим слишком вольным поведением. Он оставил богатейшее литературное наследие, куда входят и пьесы, и романы, и сказки, и эссе, повести и рассказы, поэмы, афоризмы и эстетические зарисовки, письма. 25 мая 1895 года писатель был осужден лондонским судом за «аморальное поведение» — связь с Альфредом Дугласом — и приговорен к двум годам тюремного заключения (с конфискацией имущества, лишением супружеских и отцовских прав). Мария Молчанова выясняет, как Оскар Уайльд превратился в икону стиля и какую цену он вынужден был заплатить за свою известность.

Полное имя писателя — Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд, часть имени в честь кельтского воина, героя британского фольклора. Оскару повезло родиться в обеспеченной и образованной дублинской семье. Родители будущего денди были не просто рядовыми буржуа, а настоящими интеллектуалами левых взглядов, любителями культуры и наук. Мама, ирландская националистка, сочиняла стихи для революционной партии, отец писал книги по истории и фольклору и содержал бесплатный медпункт для бедных. До пяти лет мальчик Оскар думал, что он девочка; так ему говорила мама, мечтавшая о дочери. Более того, ребенка одевали в платья и в таком виде выводили на прогулки. Сохранилась фотография, на которой несчастный Оскар позирует в пышном платье. Принципиальная мать называла сына Мистером и по любому поводу запирала в чулане, что приходилось весьма по нраву Оскару, ведь темноты он не боялся и использовал любую возможность остаться в одиночестве.

картинка Arlett

В школе юный Уайльд поражал и учителей, и одноклассников невиданной скоростью чтения вслух, а самое главное — фантастической коммуникабельностью, саркастическим юмором и болтливостью. Несколько позже в моду войдут знаменитые афоризмы Уайльда. Целые подборки высказываний о хорошем вкусе и искусстве одеваться на страницах модных романов и трактатов никого не удивляли.

Афоризм вообще считался истинно дендистским жанром благодаря своей лаконичной форме, соответствующей принципу минимализма у денди. В афоризмах Уайльда выражается демонстративное презрение щеголя к «вульгарным» вещам. О книге Киплинга «Отважные капитаны» он заметил: «Не понимаю, почему автор решил написать роман о ловле трески. Но, возможно, мне не дано это понять, поскольку я никогда не ем треску — это слишком вульгарная рыба!»

Поступив после школы в Оксфорд, Уайльд продолжил вести весьма богемный образ жизни. Свое время он посвящал чтению книг и бесконечным компаниям, а вовсе не учебе. В Оксфорде за ним закрепилась репутация везунчика — человека, который не трудится в поте лица и при этом получает все, что хочет. На светских мероприятиях Уайльд экспериментировал с нарядами, оттачивал умение быть в центре внимания и избавлялся от ирландского произношения.

В возрасте 23 лет Уайльд перебирается в Лондон. В своих нарядах, делающих его похожим на попугая, он быстро становится звездой салонов и заметной персоной в английской столице. Он бесконечно перемещается по вечеринкам, и в то же время основательно берется за литературную деятельность. Дальше все происходит очень быстро — через три года после появления в Лондоне денди-эстет Уайльд издает первую книгу, сборник стихов, и переходит в стан модных и уважаемых литераторов.

картинка Arlett

С этого момента на ближайшие тринадцать лет Уайльд становится медийной персоной: о нем говорят и пишут, им восхищаются. Оскар начинает покорение мира, совершает турне по Америке, где читает лекции об искусстве. На одну из лекций полтораста студентов пришли к Уайльду в коротких бриджах, чулках и с подсолнухами в петлице — непременным атрибутом костюма писателя. Сам Уайльд издевательски комментирует — пусть мои последователи перестанут сходить с ума, а то я сильно утомился наблюдать за своими копиями.

На лекциях писатель выступает в специальном костюме, который сам разработал. Осознавая игровую зрелищность своих лекций, он снабдил театрального костюмера детальными распоряжениями: «Это должны быть красивые вещи: этакий облегающий бархатный камзол с большими украшенными цветочным узором рукавами и круглым гофрированным бархатным воротничком, выглядывающим из-под стоячего ворота».

картинка Arlett

После триумфального визита в Америку Уйальд возвращается в Европу, но не домой, а в Париж. Франция оказывается идеальным местом для богемных амбиций писателя. Главные парижские звезды становятся его друзьями, а столица Франции — второй или третьей, если считать Дублин, — родиной. В Дублин он вернется сразу после Парижа, будучи в очень затрудненном финансовом положении. Статус знаменитости не особенно помогал приобретению доходов, вернее, статус денди требовал больше денег, чем Оскар мог себе позволить.

Однако в Дублине Уайльда знакомят с 25-летней девушкой по имени Констанс Ллойд, дочерью известного и состоятельного адвоката, чуть ли не с детства влюбленной в писателя. Новоиспеченный муж перевозит жену в Лондон, там они покупают большой — в четыре этажа — дом и начинают семейную жизнь. Однако после рождения двух детей в семейной жизни Уайльда начинаются проблемы: вечера, которые он устраивает у себя, непременно заканчиваются конфузом, как только Констанс, стараясь поддержать беседу, пытается вступить в дискуссию с гостями. «Вы мне надоели и не волнуете меня больше», — говорит он ей.

картинка Arlett
Оскар Уайльд в кругу семьи

Душевное равновесие возвращается, как только Уайльд начинает заводить романы с молодыми людьми. Так было и до, и после женитьбы. В итоге Уайльд влюбляется в юношу по имени Альфи Дуглас, забывает про семью и с головой отдается новому увлечению. В 1895 году Оскар окажется за решеткой на полтора года, и это полностью переворачивает его жизнь. Друзья и свет стыдливо отворачиваются от него, он начинает пить, жена умирает, дети не желают общаться. Худой, нищий и совершенно одинокий, выйдя из тюрьмы, Уайльд отправляется во Францию, где быстро превратится в клошара, скитающегося по отелям. Так продолжится две недели, пока, вернувшись к себе в убогий номер после посещения знаменитой Парижской выставки (где он запишет свой голос на граммофон), Уайльд заметит опухоль под ухом, которая и закончит жизнь великого эстета.

картинка Arlett
Оскар Уайльд и Альфи Дуглас

Уайльд заплатил дорогую цену за завершенность своей жизненной легенды — решив идти до конца, он не уехал из Англии, когда приговор был уже почти очевиден, а все друзья советовали ему эмигрировать. Годы в заключении, полностью подорвавшие его здоровье и лишившие его последних иллюзий относительно Альфреда Дугласа, стали заключительным этапом в его жизни.

В своем самом трагическом произведении «De profundis», написанном в тюрьме, Уайльд расставляет все точки над «i» и в своей любовной истории, и в дендистском прошлом: «Я поддался очарованию бессмысленной и чувственной легкости. Я развлекался тем, что изображал из себя фланера, денди, модника. Я окружил себя мелкими и низкими людьми. Растрачивать свой гений и пускать на ветер вечную юность доставляло мне странное наслаждение. Устав от пребывания на вершинах, я намеренно спустился в самые бездны в поисках новых ощущений. Перверсии в сфере страсти стали для меня тем же, что и парадокс в сфере мысли».

В группу Статьи Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

87 понравилось 13 добавить в избранное

Комментарии 18

Одевать ребенка в девочку всё детство, неудивительно, что у него проявились такие наклонности...

OneIsAWarrior, в девятнадцатом веке практически всех мальчиков из богатых семей одевали как девочек, это никого не удивляло. так что у бравых генералов и серьезных министров тоже были похожие фотографии в семейном альбоме)

KindLion, Посмотрите фотографии детей того времени, почитайте книги по истории (хотя больше подойдут по истории моды).

Вот это фотография детей семейства Романовых. Младший ребёнок на фото не является девочкой. Это цесаревич Алексей.
картинка readernumbertwo

KindLion, Кстати, надо сказать, что традиция одевать всех детей в платье появилась раньше, чем в 19 веке, но сохранялась, примерно, до его конца.

zelenka, В бедных семьях, малышам тоже не полагалось носить мужскую одежду. Просто вместо платьев носили рубашки, до колен, подобно римской тунике.

Вообще, с древности и до начала 20го века, это было обычной практикой - одевать маленьких мальчиков в платье. Пока не научатся справлятся со сложными застежками.... памперсов не было...

OneIsAWarrior, Вам кажется, что сексуальность основывается на том, в какую одежду одевали человека? 8)

readernumbertwo, В посте сказано, что не только его одевали, как девочку, но и воспитывали, как девочку.

До пяти лет мальчик Оскар думал, что он девочка; так ему говорила мама, мечтавшая о дочери. Более того, ребенка одевали в платья и в таком виде выводили на прогулки.

А это, как мне кажется, очень серьезная заявка на проблемы у ребенка во взрослой жизни.

KindLion, Вам кажется, что "воспитывать как девочку" человека до 5 лет = говорить человеку, что ему должны нравиться мальчики?
Кроме того, подавляющему большинству мальчиков и девочек говорят, что они мальчики и девочки, однако, гомосексуальные люди существуют. Недостаточно часто говорят?

readernumbertwo, У ребенка не формировалась гендерная принадлежность до 5лет = все ориентиры в этом плане сбиты, вот это я хотела сказать, а мне тут минусов понаставили...

OneIsAWarrior, Вы совершенно правы, родители насильственно длительно ориентировали его психику на Ж→М-транссексуальность. Минусы - это ерунда

KindLion, Я не специалист по Уайльду, но судя по стилю статьи, наличию у Уальда младшей сестры(на два, кажется, года младше) и тому, что автор не знал общеизвестного факта про детскую одежду, миф про "мама говорила, что он девочка" мог быть и додуман. Там ведь в том же абзаце "называла Мистером" - что явно противоречит.

До чего же я не переношу фильм. Вроде и Фрай неплохо сыграл, и Лоу в роли Бози - это просто умереть от желания прямо на мониторе. Но до чего же паршивые сценарий и режиссура. Даже начало с ковбоями - это явно тупое следование пособиям, где утверждалось, что американцы смотрят фильмы только про американцев (далеки голливудские составители пособий от сводок финансовой окупаемости фильмов). И сам Оскар - одно сплошное извергание штампованных афоризмов к месту и не к месту, причём не к месту - гораздо чаще.
Хотя есть один восхитительный эпизодик, который при должном старании можно воспринять как шикарную издёвку над сценарием. В борделе Оскар: "Видимо, вы собирали по южным странам эти экзотические цветы". Обалдевший хозяин борделя (пытается понять, что несёт клиент): "Да нет, мальчики английские". Бози: "Не обращайте внимание, он всю дорогу несёт какую-то чушь!"

Уайльду повезло. что он сидел в одиночке. После такого процесса и в общую камеру -вот было бы весело.)))))))))))

Очень люблю и увлекаюсь биографией и творчеством Оскара, поэтому просто не могу не отметить в этой статье несколько "исторических" ошибок и неточностей. Для начала, я никогда не видела информации о том, чтобы Констанс была "чуть ли не с детства влюблена в писателя", и уж тем более не могу и предположить того, чтобы Оскар, всегда относившийся к своей жене с большим уважением и теплом, сказал бы ей: "Вы мне надоели и не волнуете меня больше". Свои увлечения и наклонности он всеми силами старался скрыть от жены, и для неё обвинения, в последствии брошенные в его адрес, были неожиданностью и полнейшим потрясением. Кроме того, никаких отношений с молодыми людьми до женитьбы у Оскара не было.

Наконец, следующая выдержка из статьи, - полнейшая выдумка от начала и до конца. Увлекаясь утрированием ситуации и созданием поистине трагического образа, автор статьи явно забывает о том, что это всё же биография и в настоящей жизни писателя всё было несколько по-другому:

Друзья и свет стыдливо отворачиваются от него, он начинает пить, жена умирает, дети не желают общаться. Худой, нищий и совершенно одинокий, выйдя из тюрьмы, Уайльд отправляется во Францию, где быстро превратится в клошара, скитающегося по отелям. Так продолжится две недели, пока, вернувшись к себе в убогий номер после посещения знаменитой Парижской выставки (где он запишет свой голос на граммофон), Уайльд заметит опухоль под ухом, которая и закончит жизнь великого эстета.


Во время заключения от Оскара действительно отвернулись многие, но у него всё же оставалось несколько верных друзей, которые посещали его в тюрьме, приносили ему книги и всячески хлопотали о том, чтобы облегчить пребывание Оскара в тюрьме и хотя бы немного организовать его дальнейшую жизнь на свободе. Сразу же после выходы из тюрьмы, Оскар действительно переехал во Францию, но его сопровождали верные друзья (Роберт Росс и Реджинальд Тёрнер), которые ни в коем случае не дали бы ему превратиться в "клошара" и заботились о том, чтобы жизнь Оскара была достойной. После выхода из тюрьмы Оскар прожил вовсе не две недели, а три года, в течении которых он переезжал то в один, то в другой французский город, и даже предпринял путешествие в Италию. Таинственная "запись на грамоффоне" скорее является одной из многочисленных легенд, окружающих личность Оскара, чем реальностью, так как до сих пор не доказано существование подобной аудиозаписи.

Многое в этой статье не точно и просто преувеличено, видимо, чтобы произвести наибольший эффект на читателя. Это очень печально, особенно для тех, кто действительно знаком с биографией Оскара и глубоко ей интересуется. Всё же перед тем как писать подобную статью, явно претендующую на документальность, автору следовало бы серьёзнее отнестись к материалу и глубже изучить эту тему.

Читайте также