25 ноября 2022 г., 07:00

11K

Дьявольски хороший дворецкий: душа Англии в отражении глаз Японии

165 понравилось 16 комментариев 45 добавить в избранное

Считаю, что существует две загадочных страны, изолированных от больших континентов и лелеющих свои традиции. На первый взгляд — какие же они разные. Англия и Япония. Совершенно разные традиции, разный менталитет, разные люди. Но это лишь на первый взгляд. В таких разных фантиках спрятались весьма похожие конфетки. Не верите?

Начнем с самого очевидного — праворульные машины и левостороннее движение. Не могу сказать, что это невообразимая уникальность в мире, но, однако же — совпадение. А как насчет того, что в Англии есть традиционное чаепитие? 5 o’clock tea, знаете же? А что если я скажу, что у японцев один из важнейших ритуалов — чайная церемония. Не ежедневная, конечно, но если уж взялись, то основательно и красиво. Оба народа находят удовольствие в созерцании. Неспешном, вдумчивом. Красота важнее почти всего на свете, особенно если она соответствует красоте содержания. Передовые технологии во главе индустрии. Литература, сосредоточенная на чувствах, эмоциях и мыслях. Театр, основанный на громкой речи и любви к Чехову. Пейзажи, от которых захватывает дух. И собаки, корги и сиба-ину, ставшие узнаваемым символом страны. Такие разные, но такие похожие страны. Этого сходства достаточно, чтобы однажды японская мангака (автор и художник манги — прим. автора) вдохновилась на создание уникального в своем роде произведения.

Яна Тобосо родилась в Японии и всю жизнь прожила в этой удивительной стране. С детства у нее был талант к рисованию и интерес к мрачной готике. Она любит слушать музыку, которая соответствует такому настроению: Linkin Park, Slipknot, SID, Gackt, а также самый известный магический композитор для фильмов Дэнни Эльфман. Себя Яна изображает демоном, чертенком, намекая и на интересы, и на тихий омут своей фантазии. Самое известное произведение, которое потрясло и завоевало весь мир — манга «Темный дворецкий».

o-o.jpeg Фото: обложка одного из томов манги

Сеттингом для манги стала Викторианская Англия. Главный герой — Сиэль Фантомхайв — ребенок, чьи родители погибли в пожаре. Теперь мальчик один управляется с поместьем и несет нелегкий груз звания Цепного Пса Королевы. Ему поручают самые загадочные и сложные дела. Он разбирается с мафией, ищет серийных убийц, выходит на след контрабандистов. Всё во имя спокойствия и мира. Всё ради того, чтобы не поругать достоинства фамилии. У него есть все: особняк, слуги, невеста, фабрика игрушек, положение в обществе. Нет только самого главного — покоя. Он одержим жаждой мести. Мести за утерянное детство. Мести за погибших дорогих родителей. Мести и справедливости. Именно ради них Сиэль заключил сделку с демоном, который стал в поместье дворецким. По условиям Себастьян Михаэлис должен исполнять роль дворецкого, пока не поможет юному Сиэлю отомстить обидчикам. Как только цель будет достигнута, демон сможет поглотить душу хозяина.

На сегодня существует 33 тома манги (выпуск которой продолжается по сей день прямо с 2006 года), 3 сезона аниме (первый сезон заканчивается вольной интерпретацией сюжета манги, второй — абсолютная выдумка режиссера и сценариста, третий — происходит где-то в середине первого сезона и снят по одной из арок манги), 2 дополнительные серии, полнометражный аниме-фильм и полнометражный игровой фильм. Каждый день армия поклонников этих произведений только растет. Фанаты скупают фигурки любимых героев, плакаты, значки, артбуки, мангу. Ни одного фестиваля не обходится без косплея персонажей этих произведений. Так чем же интересен этот феномен нам?

1. Викторианская Англия глазами японки

Удивительно, насколько уважительным к чужой культуре получилось произведение. Да, здесь присутствует немало стереотипов (или не стереотипов?) о Великобритании и англичанах. Изумительное внимание к чаю сводится к одержимости им: персонажи не просто пьют его в те моменты, когда наступают 5 o’clock. Нам, читателям, расскажут о сорте чая, как его нужно правильно заваривать, сколько настаивать и выдерживать, с каким десертом его лучше подать, а также — в каких чашках. Это одновременно нелепо и прекрасно. Честное слово, при просмотре аниме хорошо бы держать поблизости чизкейки или хотя бы просто печенье — очень уж захочется насладиться чаем.

О чашках упоминаю не случайно. Автор называет такие бренды посуды, которые действительно существуют и славятся во всей Англии. Художница даже повторяет узоры чашек.

Прекрасно и детально автор проработала костюмы своих героев. Каждое платье, каждая шляпка, каждые туфельки и украшения — всё соответствует эпохе, выбранной Яной. Конечно, мода докручена до максимума и легкой нелепости, которая свойственна манге и аниме в целом, но при этом — изумительно точна. Пышные платья, корсеты, цветы, перья, банты — это сплошная эстетика. Непросто удержаться и не залюбоваться. Мне кажется, эта манга и это аниме могут послужить источником вдохновения для дизайнеров. Буйство красок и стилей, свойственных определенным персонажам. У каждого свои отличительные и характерные черты. Героев можно узнать просто по одежде.

Безусловно, в манге и аниме встретятся исторические неточности или намеренные допущения. Но даже с этими неточностями произведение умудряется быть достаточно достоверным. Китайцы здесь занимаются, конечно же, опиумом. Встречаются фольклорные песенки, традиционные развлечения. Пейзажи и места соответствуют истории и представлениям людей о времени и стране.

Характеры персонажей прекрасно передают настроение эпохи и тех ролей, что им отведены.

Сиэль Фантомхайв

картинка Arlett

На нем очень сильно сказалась потеря родителей и насилие со стороны секты, в которую он попал после пожара. Это поломанный ребенок, который научился скрывать свою боль за маской надменного безразличия. Он не просто аристократ, он рыцарь, верный подданный королевы. Несмотря на его возраст и рост, он несет свое имя с достоинством и холодностью. Он больше не позволяет никому причинить себе боль. Теперь он выше этого. В нём сосредоточен один из главных принципов жителей Англии — никто не должен видеть вашу настоящую боль, истинные эмоции. Чопорность и отчужденность — разве не это мы представляем, когда говорим об аристократии Великобритании? И это то, чем выделяется главный герой манги.

Себастьян Михаэлис

картинка Arlett

Здесь не нужно искать какого-то типично английского характера. Фактически Себастьян — демон. Не думаю, что демоны делятся на нации или расы. Но он учится выглядеть, как человек. Он учился быть идеальным и незаменимым дворецким. И также учился быть истинным британцем. Он расчетлив, обладает тонким вкусом, точен, в меру дружелюбен и достаточно хорошо осведомлен о том, что он лучше всех. Он держится с достоинством и видимым уважением к своему хозяину. Но так как фактически Сиэль является не столько хозяином, сколько заказчиком по контракту, Себастьян позволяет себе наедине с ним некоторое снисхождение и иронию.

Элизабет Мидфорд

картинка Arlett

Невеста Сиэля. Внешне всё еще юная и наивная девочка. Она стремится к тому, чтобы заполнить мир вокруг себя теплом, добротой, красотой. Конечно, ее стремление сводится к нелепым кружевам, рюшам и мягким игрушкам, но всё это, скорее, в угоду жанру. За этой миленькой мордашкой скрывается сильная личность. В ее лице автор показала нам непростое положение женщин того времени. Даже с учетом влиятельной семьи и состоятельности, Лиззи может быть лишь красивой и милой девочкой — это то, чего от нее все ждут. Даже ее маленький жених уверен, что именно он должен защищать эту хрупкую блондинку. И, конечно, ни он, ни читатели не ожидают того, что леди Элизабет и сама в состоянии постоять не только за свою честь, но и за жизнь своего возлюбленного. Она прячет свою боль и глубокое горе за видимым стремлением к милоте.

2. Литературные референсы

Хоть я и считаю, что манга сама по себе тоже является литературой (как и комиксы), но есть и еще причина для того, чтобы я взялась за эту статью. В манге и аниме достаточно много отсылок к известным произведениям.

Артур Конан Дойл

Буквально в дополнительных сериях, «Книга убийства», писатель появляется сам в роли себя. Сюжет этих серий рассказывает историю, которую мы знаем как «Пестрая лента». Закрытая комната, таинственная смерть, необъяснимая загадка, а во всем виноваты змеи. Мы знаем это всё и по рассказу сэра Артура, и по советской экранизации. Сценаристы аниме представили свою версию происходившего и сделали Дойла свидетелем, который посетил званый ужин в доме Фантомхайв. Писатель видел демоническую сущность Себастьяна, но пообещал сохранить это в секрете. Поэтому рассказ он написал без сверхъестественного, стремясь лишь поделиться самой историей, которая так его потрясла. Особенно это интересно в том ключе, что в жизни Артур Конан Дойл действительно верил в сверхъестественные явления. Он даже конфликтовал с Гудини на почве веры в магию и потусторонние силы. Встреча с демоном-дворецким вполне могла поспособствовать такой вере.

картинка Arlett

«Собака Баскервилей»

Раз уж зашла речь про Дойла, то давайте разберемся со всем, что с ним связано в этом аниме. В первом сезоне несколько серий посвящено интерпретации самой известной истории автора. И на этот раз собака действительно не от мира сего. При просмотре нужно понимать, что у аниме есть свои определенные законы и настроения. Уровень некоторого сюра поддерживается на одном, изначально заявленном градусе. Поэтому необъяснимого и довольно пошлого трэша будет достаточно

картинка Arlett

Шерлок Холмс

По сути, им являются Сиэль и Себастьян вместе. Но есть в произведении Артур Рэндалл. Это комиссар полиции, который против путей, используемых Сиэлем в расследованиях. Внешне Артур похож и на Холмса, и на Ватсона. Но фактически — он инспектор Лестрейд. Можно сказать, что образ Сиэля в принципе вдохновлен персонажем Конан Дойла, поэтому его окружают персонажи, которые соответствуют героям из рассказов о великом детективе.

картинка Arlett

«Остаток дня»

Да, как ни странно, есть отсылка и к этому произведению, хотя я не знаю, насколько она преднамеренная. Среди людей, работающих на Сиэля, есть дворецкий Танака — это единственный персонаж-японец. В романе Исигуро главный герой — старый дворецкий, который размышляет о жизни, о прошлом, о долге. Танака тоже уже в возрасте и среди остальных слуг поместья. Он выделяется отсутствием активности (которое хотя бы не приводит к катастрофам). Он спокойный, рассудительный, почти незаметный. В нем сосредоточены уверенность и умиротворение. Он прислуживал семье Фантомхайв еще тогда, когда родители Сиэля были живы. Ему свойственна философия и перемалывание того, что было раньше. И мне сразу пришел на ум Стивенс.

картинка Arlett

«Принц и нищий»

Один из самых известных романов Марка Твена также повлиял на историю о Сиэле и демоне-дворецком. Правда, очевидное влияние можно увидеть во втором сезоне аниме, в появлении Алоиса Транси. Алоис — бедный мальчик из деревни, уничтоженной неведомой силой. Он попал в рабство к графу Транси, но позже смог стать наследником его титула. Алоис становится протагонистом этой истории, открыто выступая против Сиэля. Это история о том, как разбитый мальчик из низшего слоя попал в высший свет. Сам Сиэль (и это спойлер манги, внимание) оказывается не тем, за кого себя выдает. Все его знакомые и родные считают его странным, сумасшедшим после трагедии. Его воспринимают всерьез в первую очередь из-за его положения, и лишь потом из-за его характера и поступков.

Джек Потрошитель

Мне кажется, только ленивый не выдвигал свою версию о самом известном серийном убийце. Он даже в России побывал, по мнению Бориса Акунина. Свою версию представили и автор со сценаристами «Темного дворецкого». Трагичная и философская история мадам Рэд, тетушки Сиэля, пробирает до мурашек и заставляет задуматься. Это попытка увидеть злодея с другой стороны, не обеляя его полностью, но с возможностью стереть кровавое клеймо. Готичная и трогательная история, которая не может не задеть струны души.

«Фауст»

Это самая очевидная отсылка всего произведения в целом. Сама идея заключения контракта с демоном на душу навеяна произведением Гете. В манге печать закрепления контракта даже называется фаустовской печатью. На этот монументальный труд есть и такая отсылка: фаустовская печать контракта Сиэля и Себастьяна. У демона она на левой руке, у хозяина — в правом глазу.

картинка Arlett

«— Я должен выбрать тебе имя?
— Конечно.
— Тогда, ты будешь Себастьяном.
— Себастьян? Это имя кого-то из ваших близких?
— Так звали пса…»

Само по себе это, конечно же, намек на то, насколько Сиэль относится пренебрежительно к демону, с которым заключил контракт. Но и отсылка. У Гете Мефистофель является Фаусту сначала в облике собаки. Аниме продолжает снова и снова оглядываться на «Фауста». Первый сезон заканчивается тем, что контракт выполнен, и демон, наконец, может поглотить душу мальчика. Но… Уже второй сезон начинается с того, что ничего у Себастьяна не вышло. Конечно, напрямую божественного вмешательства в этом не было, но это отсылает нас к финалу поэмы, где Мефистофель не смог получить душу Фауста. А затем создатели аниме и вовсе кидают зрителю прямо в лоб отсылку — появляется второй демон, Клод Фаустус — дворецкий Алоиса Транси.

Безусловно, литературных отсылок в произведении может быть в разы больше — японцы очень любят так называемые пасхалки. С большим уважением они относятся к своей и чужой культуре. Например, серии в аниме, где персонажи попадают в произведение «Алиса в стране чудес» — это уже классика для любителей жанра. Встречаются они чуть ли не через раз («Темный дворецкий», кстати, исключением не стал). Чтобы увидеть и понять каждую, нужно знать, наверное, классику всего мира. Но от этого и интересней — такое, казалось бы, детское и легкое произведение начинает играть новыми красками и раскрываться по-новому, стоит понять и узнать отсылки.

картинка Arlett

3. Готический роман и нуар-детектив

Мое мнение таково. Появись «Темный дворецкий» изначально в Англии и в привычной форме текстового романа, он стал бы программной классикой, культовым образцом готического романа. Здесь поднимаются темы, свойственные большой литературе. Человек и власть, маленький человек, противостояние несправедливости, противостояние обществу, противостояние самому себе, человек и сверхчеловек, предназначение, путь. Эти великие и трудные темы завернуты в фантик сверхъестественных обстоятельств. Насколько автор справляется с ними? Ну для жанра — идеально. Хотя тот факт, что автор крутит и крутит сюжет во все стороны немного… Уже утомляет? Но и винить ее нельзя — она ищет тот путь, который сможет устроить и ее, и фанатов.

картинка Arlett

Но почему я считаю, что это произведение стало бы классическим представителем готической литературы? Характерная черта готического романа, помимо просто напряженной и мистической атмосферы, — романтизация и эстетика ужаса читателя. Согласитесь, в манге и аниме эстетики хватает с головой, а ужас достигается путем нагнетания атмосферы и обострения конфликтных ситуаций. Что-то похожее уже написано в этом жанре: «Тринадцатая сказка», «Призраки Джейн Лоуренс», «Франкенштейн», «Галант». Список можно продолжать бесконечно. И в него мог бы войти классический роман, скажем, «Тайна поместья Фантомхайв». Если бы он, конечно, существовал.

картинка Arlett

Также Яна очень много внимания уделяет детективным линиям, создавая уже классический для жанра нуар. Детектив-одиночка, который не пользуется особой популярностью среди коллег. Таинственные убийства, похищения, угрозы жизни самого детектива. Мрачная философия. Был бы Сиэль старше, он бы постоянно пил виски и курил сигары, приговаривая, что слишком стар для таких дел. Но он мальчик, поэтому у нас чай и сладости.

Вместо итогов. Удивительно, сколь многое можно увидеть в том, что кажется на первый взгляд таким банальным. Зачастую мы, люди, оцениваем обложку, забывая хоть глазком заглянуть за нее. Мы привыкли относиться к японской культуре в виде аниме и манги несерьезно. Ну что мы там не видели? Воины в матросках да покемоны, что нам там еще предложат. Но именно этот пласт культуры невероятно глубок, многогранен и интересен.

картинка Arlett

И удивительно же, насколько, казалось бы, совсем инопланетной культуре удалось заглянуть в сердце культуры знакомой. Готическая литература, зародившаяся в Англии и давшая дорогу мистике и ужасам, оказалась так близка Японии — королеве мистического саспенса. И на стыке этих граней появился очаровательный литературно-графический феномен — «Темный дворецкий». От души и сердца советую тем, кто любит пощекотать нервы, кто обожает детективы и вызовы разуму, кто уважает Англию и ее культуру, кто зачитывался готическими романами. Ну и, конечно, тем, кто ценит эстетику и красивую рисовку.

Текст: Лина Синявская

В группу Статьи Все обсуждения группы
165 понравилось 45 добавить в избранное

Комментарии 16

Любопытная статья, спасибо! С удовольствием прочитала.)

Спасибо - это чудесно!
А я всё никак не доберусь ни до аниме, ни до манги, хотя, конечно, наслышана. Надо исправляться!

Понравилось, как в "Дворецком" обыграли историю тауэрских принцев. В самое сердце.((

Боже. какая немыслимая красота!
Браво, Лина!

Мой самый любимый герой этой манги - это Гробовщик. Обожаю его юмор, а как он нарисован... Просто ОБОЖАЮ!!!

Этот жанр многие любят именно за изображения, а не текст

Какой прекрасный разбор у вас получился! Творчество Яны Тобосо очень люблю и тем неожиданнее на Лайвлибе увидеть разбор еë творчества.

Спасибо за чудесную статью !! Вот бы у нас лицензию выпустили ТТ

спасибо за прекрасную статью) вы как раз напомнили мне, какую мангу я  очень хотела прочесть, но вечно откладывала 😅

Танака - любимый персонаж в этой манге))) Причем, в обеих ипостасях)))