Больше историй

29 августа 2017 г. 07:24

4K

Анализ «Сказки о золотом петушке» Пушкина. Часть II.

Читайте I часть статьи.

Шамаханская царица.

Вдруг шатёр
Распахнулся... и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась - и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатёр свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать,
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищён,
Пировал у ней Дадон.

О ней сообщено всего несколько важных сведений: царица очень красива, один ее взгляд обладает волшебной силой, способной буквально поработить кого угодно (вероятно, таким способом она и расправилась с сыновьями Дадона) и она околдовывает царя, который забывает обо всем, одержимый единственным желанием – увести Шамаханскую царицу в свое царство.

картинка Beatrice_Belial

Gustave Moreau (1826–1898) "Невеста ночи"

Что это за героиня? Могущественная и злая колдунья, схожая с Наиной из «Руслана и Людмилы» или очередное чудесное колдовство мудреца, уже подарившего Дадону золотого петушка? Является ли царица самостоятельной героиней или она действует в согласии с мудрецом или вовсе подчиняется ему? А может, именно она явилась главной героиней этой истории, которая расправилась и с мудрецом, и с Дадоном одним махом при помощи золотого петушка? Слишком много спорных и неоднозначных мотивов вокруг этой героини. Пожалуй, в степени таинственности с ней может тягаться лишь еще одна знаменитая волшебница пушкинских сказок - Царевна-Лебедь.

Дальше...

Прежде, определим, что означает прозвище-имя этой героини – Шамаханская царица. Вероятнее всего, оно берет свое начало от названия города Шемахи. Этот город в Азербайджане, административный центр Шемахинского района. Расположен в юго-восточных предгорьях Большого Кавказа на высоте 800 метров над уровнем моря, на автодороге Баку — Тбилиси, в 122 км к западу от Баку. По всей видимости, в данной сказке Пушкин слегка переиначил название азербайджанского города Шемахи, откуда родом была царица-жена Ивана Грозного.

Прототип Шамаханской царицы.

Вполне вероятно, что образ пушкинской Шамаханской царицы навеян реальным историческим персонажем, а именно- одной из самых жестоких жен царя Ивана Грозного.

7 августа 1560 года скончалась русская царица Анастасия Романова, супруга первого русского царя Ивана Грозного. К этому времени к России были присоединены Казанское и Астраханское ханства, и Россия вплотную приблизилась к Кавказским горам. Незадолго перед этим, в 1556 году, делегация из Кабарды прибыла ко двору Иоанна IV с богатыми дарами и с целым табуном великолепных кабардинских коней. Кабардинские мурзы просили царя принять их самих и их народ в российское подданство. Русские бояре, в свою очередь, тоже обратились к государю с просьбой закрепить союз с кавказскими народами царской женитьбой на одной из знатных кабардинок. И поехали государевы гонцы в Шемаху, и в Дербент, и в другие местности Северного Кавказа в поисках подходящей невесты для царя Московского и Всея Руси к тамошним властителям - шамхалам.
Царская невеста нашлась среди дочерей мурзы черкасов горских Темрюка Юнгича. Черкасами на Руси именовались выходцы из Кабарды. Дочь свою, восемнадцатилетнюю Кученей Темрюковну, в Москву отец не отпустил, не будучи уверен в серьезности намерений русского царя. И тогда Иван Грозный повелевает сделать "парсуну", то есть портрет кабардинки, и доставить оную парсуну пред его светлые очи. Царю портрет очень понравился, и он повелел крестить в православную веру красавицу-горянку, что и было исполнено митрополитом Гурием Казанским и Свияжским. Кученей Темрюковна сделалась Марией Черкасской и 21 августа 1561 года была обвенчана с царем Иваном Грозным: "И нача с царицею своею царь и великий князь Иван Васильевич, с великою княгинею Мариею Темрюковною царствовать любезно".

Царица изумила бояр не только своей красотой, но и необычным поведением. Облачившись в черкеску, легко вскакивала в седло и вместе с венценосным супругом отправлялась на царские охоты. Когда царь отправлялся в военные походы, царица не сидела у окна в ожидании, а была его спутницей и верной помощницей. В марте 1563 года у Марии родился сын Василий, но он, к сожалению, скончался в младенчестве. Царица Мария придумала и опричнину, как отряд вооруженных людей, охраняющих царскую особу, - прообраз современного президентского полка. Существуют также сведения о том, что именно эта жена Ивана Грозного с особым удовольствием вместе с ним присутствовала при так называемых «медвежьих забавах». Это была надменная, жестокая и красивая женщина, которая вполне могла бы стать прообразом Шамаханской царицы из «Сказки о золотом петушке».

Финал.

В конце сказки Дадон возвращается вместе с Шамаханской царицей в свое царство, забыв о смерти сыновей. Путь им преграждает тот самый мудрец, который именно теперь решил потребовать от Дадона оплату долга.

Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, -
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон...
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.

Прежде спросим себя - почему именно в данный момент сказки? Очевидно, не просто так. Вероятнее всего, либо скопец изначально был частью плана Шамаханской царицы, либо он изначально задумал все именно так сам. И тут есть множество вопросов, которые нужно разрешить читателю в попытках понять, что имел в виду Александр Сергеевич. Вполне возможно, что мудрец и Шамаханская царица никак не были связаны друг с другом, а действовали каждый в своих интересах. Ведь со своими могущественными чарами царица легко могло обольстить Дадона в любой момент и ей бы не пришлось для этого прибегать к чьим-то услугам. Да и как показывает пример сыновей Дадона, Шамаханской царице ничего не стоило заставить и самого царя пронзить себя мечом, избавившись от него окончательно. Стало быть, мудрец-скопец со своим петухом были отдельными героями этой сказки, не связанными с царицей.

Но почему мудрец потребовал от Дадона в качестве уплаты долга именно Шамаханскую царицу? Она обольстила и его? Но ведь он тоже был могущественным волшебником, звездочетом, владельцем чудесного петушка и т.д. Зачем ему (скопцу) прекрасная девица? Все это выглядит довольно странно. Положим, изначально, мудрец затаил какую-то обиду на Дадона, что вполне понятно (вспомним характеристику царя из начала сказки и из отсылок на «Повесть о Бове Королевиче»). Для этих целей он решил использовать волшебного петушка. Но, прежде чем спросить должок с Дадона, мудрецу нужно было избавиться от наследников царя - его сыновей. Да и в качестве уплаты долга потребовать от Дадона нужно было нечто, что царь никак не захотел бы исполнить. Тут и понадобилась Шамаханская царица. Был ли заключен некий союз между мудрецом-скопцом и Шамаханской царицей? Вполне возможно.

С другой стороны, если мудрец хотел получить оплату за своего петушка, зачем ему было совершать такой нелогичный шаг (просить Шамаханскую царицу), заранее обрекая себя на отказ Дадона выполнять условия соглашения? Этот мотив остается до конца неясен. Скорее всего, мудрец хотел получить отказ Дадона, дабы у золотого петушка появился повод наказать Дадона за невыполнение соглашения. Одного не учел мудрец – того что Дадон, разозлившись, убьет его самого. А вот Шамаханская царица едва ли в этом сомневалась, прекрасно понимая суть обоих этих героев.

“А! здорово, мой отец, -
Молвил царь ему, - что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?” -
- Царь! - ответствует мудрец, -
Разочтёмся наконец,
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу. -
Шамаханскую царицу... -
Крайне царь был изумлён.
“Что ты? - старцу молвил он, -
Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть полцарства моего”.
- Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, -
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: “Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!”
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. - Вся столица
Содрогнулась; а девица -
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот - въезжает в город он...
Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился... и в то же время
С колесницы пал Дадон -
Охнул раз, - и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Итак, Дадон убивает мудреца, что очень устраивает Шамаханскую царицу, (судя по ее реакции, описанной в финале сказки). А далее уже самого Дадона убивает тот самый золотой петушок, решивший отомстить за своего хозяина. Непонятным остается только один мотив - почему Шамаханская царица вдруг неожиданно и навсегда пропадает, словно она сама какое-то магическое создание? Почему царица не воспользовалась случаем и не захватила власть в царстве в момент, когда Дадон оказался убитым, ведь она вполне могла это сделать (с ее то способностями обольщать всех вокруг одним взглядом)? Шамаханская царица исчезает, словно бы ее главной целью изначально была вовсе не власть, а именно смерть двух других героев этой истории – мудреца и Дадона.

Мораль сказки на поверхности и ясно, какой урок должны извлечь добры молодцы, но подводных камней остается немало. Так или иначе, и недальновидный мудрец (который под конец сказки повел себя вовсе не мудро), и соответствующий своему имени несуразный Дадон в итоге оказываются жертвами друг друга, а Шамаханская царица (вместе с золотым петушком) пропадают неведомо куда.

«Сказка о золотом петушке» Пушкина, новелла Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте» и сказка Катенина «Княжна Милуша».

В статье 1933 года Ахматова писала об этой сказке Пушкина, как о произведении, навеянном новеллой Ирвинга «Легенда об арабском звездочете». И действительно, эти два сочинения имеют немало общих черт. Пушкинский Дадон и мавританский король Ирвинга в молодости были грозными воинами, но состарились, утратили силу и решили отдохнуть. Обоим им был преподнёсен чудесный дар: золотой у Пушкина и медный у Ирвинга петушок. Но в новелле Ирвинга петушок всего лишь талисман. У Пушкина же петушок — живой и полноправный персонаж. В обоих произведениях войско царя отправляется в поход и привозит соответственно готскую принцессу и Шамаханскую царицу. Но у Пушкина царица становится яблоком раздора: в ссоре из-за неё погибли сыновья Дадона, да и сам он, забыв о горе, поддался её чарам.

Шамаханская царица — образ, заимствованный из сказки Катенина «Княжна Милуша». Это ведьма-оборотень, внезапно явившийся и исчезнувший призрак, посланный герою как испытание его верности княжне Милуше.Пушкинская царица тоже появляется для испытания Дадона. Но испытываются совсем другие его качества: родительские чувства и царский долг. Самое значительное несовпадение мы видим в сцене расплаты. В легенде Ирвинга звездочёт — женолюб, ему не нужны другие награды, так как он владеет волшебной книгой Соломона.У Пушкина отказ звездочёта от других наград и требование отдать ему царицу ничем не мотивированы внешне. В черновиках поэт называл звездочёта шамаханским, то есть союзником и соплеменником царицы, потому он её и требует в награду.

Развязка сказки существенно отличается от развязки новеллы. В новелле волшебный флюгер просто перестаёт предупреждать короля об опасности. У Пушкина он является орудием казни царя-клятвопреступника. Такая трансформация мотивов, возможно, произошла из-за влияния русских народных сказок.

Напоследок заметим, что сказка называется именно сказкой о золотом петушке, а не о Шамаханской царице или царе Дадоне с мудрецом. Это говорит о том, что основной мотив данного произведения, вероятнее всего, заключается в торжестве справедливости, которой со своей стороны способствует и Шамаханская царица и которую вершит именно золотой петушок. Его основной символизм в данной сказке, скорее всего, означает именно справедливость и ее торжество. Так как и царь Дадон (который в старости стал терпеть набеги со стороны тех, кого прежде обижал сам), и недальновидный мудрец (который решил заключить сделку с таким человеком, как Дадон) явно не были теми людьми, которых можно назвать положительными героями сказки.

Все персонажи данного произведения преследуют свои интересы и побеждает среди них именно Шамаханская царица, которая расправляется с двумя ненавистными (по всей видимости) ей людьми одним махом. Быть может, именно она в свое время одолжила золотого петушка мудрецу, чтобы тот передал его Дадону. Петушок привел сыновей Дадона и его самого к царице, а потом расправился и с Дадоном, который (как и стоило предполагать) предпочел убить мудреца, а не платить долг.

В качестве справочной информации для статьи были использованы материалы из следующих источников:
1. «Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
2. «Энциклопедия символики и геральдики»;
3. Материал сайта «Инфо школа»;
4. Толковый словарь Даля.

Комментарии


Мда, красота - это страшная сила:)!
Но ведь Дадон имел право не отдавать дамочку "мудрецу" после того, как убедился, что петушок послужил причиной гибели сыновей? Звездочет сам ему подсунул сомнительный "подарочек" с брачком, так что не мог и требовать точного выполнения обещания Дадоном. Разве нет? В сказке очень много спорных моментов, спасибо за дополнительную информацию, часть из которой была мне неизвестна.


Да, вы правы, и мудрец подсунул тот еще "подарочек" Дадону, но и сам Дадон отказался отдавать царицу, хотя изначально обещал отдать что угодно по первому требованию. Короче говоря, оба хороши)) В этой сказке действительно очень много спорных мотивов, так что пойди разберись теперь. Но я изложила все версии, до которых додумалась сама или нашла в сети.


А мне кажется по другому. Старичок и девица - посланники Бога и Сатаны. Старичок - это некий безымянный святой. Он сознательно оскопил себя, чтобы спастись от греха похоти и блуда. Секта скопцов на Руси "спасала" свою душу именно таким образом. Нападения на соседей в молодости - это грехи царя Дадона, которые также совершаются в молодости в большинстве своём. К старости грехи начинают терзать душу царя в виде нападений от обиженных ранее соседей. Посеявший ветер пожнёт бурю. Обращаясь к старику, царь обращается к Богу в лице святого и просит помощи. Старичок, когда царь просит его о добром деле, даёт ему петушка как помощника и спасителя. Но полностью получить спасение от грехов можно только искупив их. И такая возможность будет дана Дадону дважды. Для искупления греха старик берёт с царя слово о исполнении любого желания. Это как обещание в конце исповеди полностью отречься от старых грехов и не предаваться им в будущем. Девица - ведьма, посланница Сатаны. Она сама похоть и похотью овладевает другими. Она узнает, что старик помогает Дадону в добром деле - в спасении его от грехов, в защите его царства и народа. Зло не может этого оставить и девица идёт в царство Дадона. Петушок чувствует страшную опасность и извещает о ней царя. Тот отправляет сыновей, но они гибнут со своими ратями и убивают друг друга. Дадон искупил свои грехи смертью своих сыновей. Ему остаётся отречься от новых грехов, не совершать их. Но он впадает в блуд, позволяет опьянить себя похотью и ведёт царицу в своё царство. Ведёт страшную беду, само зло. Царство с девицей превратится в Содом и Гоморру. И тут старик уже сам требует от царя отречения от греха - ему демона в образе девицы. Но Дадон этого не делает, он не только впадает в грех похоти, но и совершает новый грех - убийство. Девица радуется. Она избавилась от святого, царь окончательно порабощён грехами, зло восторжествовало. Петушок превращается в посланника Бога, несущего кару за грехи. Он убивает Дадона и, исполнив своё предназначение, исчезает. Исчезает и царица. Больше ей там делать нечего. Царство без царя и потомков его и так будет погружено во зло смуты. Вспомнив смуту после смерти Ивана Грозного и отречения Николая Второго, мы можем себе представить, что ждёт это царство.