13 ноября 2017 г., 20:21

11K

15 фактов о «Стеклянном зверинце» Теннесси Уильямса

27 понравилось 3 комментария 4 добавить в избранное

Автор: Кристи Пучко (Kristy Puchko)

Стеклянный зверинец – классическая американская пьеса, рассказывающая трагическую семейную историю о любви, горечи, ощущении оставленности. Эта история не только подарила нам трогательную драму и хрупкого хрустального единорога, но также стала поворотным моментом для автора и истории театра.

1. «СТЕКЛЯННЫЙ ЗВЕРИНЕЦ» – ЭТО ПЬЕСА-ВОСПОМИНАНИЕ.

История, изложенная в пьесе, преподносится как рассказ центрального персонажа, оглядывающегося назад, в свое прошлое. Такой формат предполагает большую творческую свободу, ведь наши воспоминания имеют свойство меняться под влиянием эмоций и прошедшего времени. Именно об этом писал Теннесси Уильямс в заметках по поводу декораций к постановке: «Сцена – воспоминание, и потому она выглядит нереалистично. Память зачастую сопряжена с поэтической вольностью. Какие-то детали она упускает, другие, напротив, преувеличивает – это происходит в зависимости от эмоциональной ценности затрагиваемого предмета, ведь наша память в основном хранится в сердце».

2. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ, ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАДЕЖНЫМ РАССКАЗЧИКОМ.

Сюжет разворачивается вокруг обедневшей семьи Уингфилдов в тот момент, когда Аманда, мать семейства, принуждает своего взрослого сына Тома подыскать кавалера для его слабой и хрупкой сестры Лауры. Именно Том выступает в пьесе рассказчиком. В первом же монологе он предупреждает: «Эта пьеса – мое воспоминание. Являясь таковой, она тускло освещена, сентиментальна, нереалистична».

3. «СТЕКЛЯННЫЙ ЗВЕРИНЕЦ» – ЭТО ПЕРВАЯ ПЬЕСА-ВОСПОМИНАНИЕ.

Уильямс придумал этот термин, чтобы подчеркнуть принципиальное новаторство подхода. В примечаниях к постановке Уильямс написал: «Являясь пьесой-воспоминанием, «Стеклянный зверинец» может быть представлен с чрезвычайной свободой воплощения. Поскольку повествовательный материал очень тонкий и деликатный, особое значение имеют атмосферные штрихи и искусно заданное направление». Он призывает постановщиков «отказаться от традиционных приемов», ведь именно постоянный поиск нового поддерживает жизнь в театральном искусстве. К другим образцам пьес-воспоминаний можно отнести «Старые времена» Гарольда Пинтера и «Танцы на празднике Луга» Брайана Фрила .

4. «СТЕКЛЯННЫЙ ЗВЕРИНЕЦ» НАЧАЛСЯ В 1941 ГОДУ С РАССКАЗА.

В 30 лет Уильямс написал рассказ Лицо сестры в сиянии стекла , в центре которого не Том, а его сестра Лаура, обожавшая фигурки из стекла. Она изображена до отчаяния застенчивой молодой женщиной под опекой грозной матери, которая в этом образе осталась безымянной. В 1943 году Уильямс попал в Голливуд и переделал рассказ в черновой сценарий под названием «Визит джентльмена». После того, как студия «Метро Голдвин Майер» не обратила на него особого внимания, Уильямс переработал сценарий в пьесу, которая увидела свет в 1944 году.

5. ЗАГЛАВИЕ ОТСЫЛАЕТ К ЛАУРЕ И ЕЕ КОЛЛЕКЦИИ СТЕКЛЯННЫХ ЗВЕРУШЕК.

Главная героиня «Стеклянного зверинца» трепетно относится в своей коллекции, вынесенной в название пьесы, и бесконечно полирует ее части с настоящей одержимостью. Заветные фигурки, очаровательные, но такие хрупкие, являют собой метафорическое воплощение образа своей хозяйки. Примечательно, что любимец Лауры – стеклянный единорог, необычное существо, которое, по словам потенциального ухажера девушки, «в современном мире исчезло». Популярная трактовка заключается в сравнении Лауры с этим единорогом, словно и она в окружающем мире не к месту.

6. «СТЕКЛЯННЫЙ ЗВЕРИНЕЦ» СЧИТАЕТСЯ САМЫМ АВТОБИОГРАФИЧНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ АВТОРА.

Разбитый протагонист Том – тезка драматурга, получившего при рождении имя Томас Ланир Уильямс III (имя Теннесси было прозвищем Уильямса со времен колледжа). Несчастная семья, вокруг которой строится сюжет, отражение его собственной семьи. Как и у Уингфилдов, семьей Уильямсов руководила властная мать Эдвина, растившая детей практически без участия мужа, который все время находился в разъездах, продавая обувь. Подобно Аманде, Эдвина была поблекшей южной красавицей. Прототипом Лауры по прозвищу Голубая Роза была старшая сестра писателя Роуз, которая боролась с психическим заболеванием и сознательно спряталась от мира среди стеклянных безделушек. Даже описание квартиры Уингфидов в Сент-Луисе полностью повторяет интерьер квартиры, которую Уильямс когда-то занимал со своей семьей.

7. ПЬЕСА МОМЕНТАЛЬНО ПРИНЕСЛА УИЛЬЯМСУ УСПЕХ (ПОСЛЕ ВОСЬМИ ЛЕТ РАБОТЫ НА НИВЕ ПИСАТЕЛЬСТВА)

До премьеры «Стеклянного зверинца» в Чикаго в 1944 году Уильямс написал множество пьес. Но эта стала первой, способной привлечь внимание широкой публики. Театральный критик Клаудия Кэссиди из «Чикаго трибьюн» заявила, что пьеса «живо написана» и «превосходно сыграна», к тому же «парадоксально, но это одновременно словно запыленное видение и короткая жесткая пьеса, написанная со знанием людей и их поведения». Благодаря восторженным отзывам столь личная пьеса Уильямса вызвала такой интерес, что 31 мая 1945 года постановку перенесли на Бродвей, где спустя две недели после новой премьеры она выиграла премию объединения театральных критиков Нью-Йорка. Всего спектакль показали 563 раза, и он сделал Уильямса восходящей звездой американского театра.

8. БРОДВЕЙСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ЛОРЕТТЫ ТЕЙЛОР СТАЛО ЛЕГЕНДОЙ.

Уроженка Нью-Йорка играла на сцене и в немом кино, но помнят ее прежде всего как первую исполнительницу роли Аманды Уингфилд на Бродвее. Едва «Стеклянный зверинец» был представлен публике, на актрису посыпались многочисленные похвалы от критиков и коллег.

«Никогда происходящее на сцене не затрагивало меня так глубоко. Это вызвало у меня слезы», – рассказывал поэт Фред Эбб. Актриса Патрисия Нил считала, что образ Аманды, созданный Тейлор, был «лучшей актерской работой, которую ей доводилось видеть в жизни». А писатель Роберт Готтлиб, еще подростком видевший актрису в этой роли, говорил: «Едва увидев ее, я знал, что это лучшая игра, какая только может быть, и спустя 65 лет мое мнение осталось прежним».

9. УИЛЬЯМС БЫЛ САМЫМ БОЛЬШИМ ПОКЛОННИКОМ ТЕЙЛОР.

Поразительная игра Тейлор укрепила блистательную славу «Стеклянного зверинца». Вспоминая о работе актрисы, Уильямс рассказывал: «От нее исходило сияние искусства, сравнимое разве что с тем, которое присуще лучшим поэтическим строчкам. Оно вызывало у меня же шок откровения, словно мрак вокруг внезапно прорезает яркий свет откуда-то из чистой дали».

10. ХОДЯТ СЛУХИ, ЧТО СПЕКТАКЛЬ ПРОКЛЯТ.

В театре всегда есть место суевериям и байкам. Одна из таких историй зиждется на кажущейся недосягаемости стандарта, заданного Тейлор. Даже спустя десятилетия ее исполнение остается эталоном, по которому судят все прочие воплощения Аманды Уингфилд. Уже семь раз с момента дебюта спектакль переживал новое рождение, но ни одна из исполнительниц роли Аманды не получила знаменитой премии Тони. Театральная легенда гласит, будто причина в том, что раз сама Тейлор не удостоилась награды за эту роль (премия была учреждена спустя год после того, как актриса выступила в «Стеклянном зверинце»), то и никто другой ее не заслуживает.

Работы Морин Степлтон (1965, 1975), Джессики Тенди (1983), Джули Харрис (1994) и Джессики Лэнг (2005) прошли незамеченными. Шерри Джонс и Салли Филд в 2013 и 2017 годах соответственно попали в число номинантов. Но ни одна не унесла приз домой.

11. СПЕКТАКЛЬ ПОДАРИЛ УИЛЬЯМСУ ВТОРОЙ ШАНС В ГОЛЛИВУДЕ.

Покидая Лос-Анджелес, драматург тяжело переживал провал «Визита джентльмена», однако вернулся он уже с прославленным бродвейским хитом. В 1950 году вышла первая экранизация «Стеклянного зверинца». Уильямс хотел бы видеть в роли Аманды великую американскую актрису Этель Бэрримор, но режиссер Ирвинг Рэппер пригласил английскую комедиантку Гертруду Лоуренс сыграть южную красавицу. Позднее возмущенный автор объявил это решение «чудовищной ошибкой». Получившая картина подверглась безжалостной критике. Босли Кроутер, критик «Нью-Йорк таймс» так отозвался о ленте: «В самых пронзительных сценах фильм опасно близок к тому, чтобы скатиться в абсолютное шутовство. И потому болезненно смазывается прозрачная трогательность пьесы».

12. В ЭКРАНИЗАЦИИ ЕСТЬ ОДНО БОЛЬШОЕ И СОВЕРШЕННО УБИЙСТВЕННОЕ ОТЛИЧИЕ ОТ ПЬЕСЫ.

Согласно сюжету пьесы, затея с кавалером проваливается. Том решается на отъезд, и его сестра лишается возможности найти мужа. Но студия «Уорнер Бразерс» хотела для фильма счастливого конца. «В моем сердце, – ответил Уильямс, – существующий финал единственно верный с художественной точки зрения». И все же драматург пошел на компромисс. Он написал Рэпперу: «Думаю, можно допустить вероятность того, что появится другой мужчина. И этот другой должен остаться иллюзорным, словно приближающаяся тень в конце аллеи, он возникнет параллельно основной повествовательной линии. "Долгое неустанное ожидание того, ради чего стоит жить" – это видится мне довольно обнадеживающей будущей возможностью, символической и буквальной, и такое развитие органично впишется в историю без насилия над ее характером».

Но студийным боссам этого показалось мало. Вопреки желанию Уильямса и за его спиной, студия обратилась к сценаристу Питеру Бернесу ради написания такого хэппи-энда, который был более удобен. Бернес сочинил второго ухажера по имени Ричард, логично рассудив, что печальную историю Лауры можно завершить душевным подъемом. Когда Уильямс увидел результат, он был шокирован и разгневан. Он обозвал картину «пародией».

13. «СТЕКЛЯННОМУ ЗВЕРИНЦУ» СУЖДЕНО БЫЛО ЕЩЕ НЕ РАЗ ВЕРНУТЬСЯ НА ЭКРАНЫ.

Пьеса четырежды была адаптирована для телевидения между 1964 и 1977 годами. В числе этих лент была и версия с легендой кино Кэтрин Хэпберн в роли упрямой Аманды. Затем в 1987 году Пол Ньюман занял режиссерское кресло на съемках картины для большого экрана, а на ту самую желанную для многих роль пригласил свою жену Джоэнн Вудворд. Тома сыграл молодой Джон Малкович, а Лауру – Карен Аллен, появившаяся до того в фильме «Индиана Джонс. В поисках утраченного ковчега». Все названные заслужили восторги публики. Вудворд и Аллен удостоились номинаций на премию «Индепендент Спирит», Малкович получил приз за актерское мастерство на кинофестивале Сан-Джорди, а старания Ньюмана отметили номинацией на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.

14. В ЖИЗНИ РЕАЛЬНОЙ «ЛАУРЫ» НЕ БЫЛО СЧАСТЛИВОГО ФИНАЛА.

Старшая сестра Теннесси Роуз была открытым, неунывающим ребенком, но по мере взросления она становилась все более замкнутой и «нервной». В итоге у нее диагностировали шизофрению. Желая исцелить Роуз, ее мать прибегла к популярному в то время методу, от которого ждали настоящего чуда, – префронтальной лоботомии. К сожалению, операция только усугубила состояние ее дочери. Остаток жизни Роуз провела в больничной палате.

15. УИЛЬЯМС ПОЗАБОТИЛСЯ О ТОМ, ЧТОБЫ ЕГО СЕСТРА НИ В ЧЕМ НЕ НУЖДАЛАСЬ И НЕ БЫЛА ЗАБЫТА.

Писатель вплел нити трагической судьбы своей сестры и в другие произведения помимо «Стеклянного зверинца» и его ранних вариантов. Их общее детство нашло отражение в рассказе «Сходство между футляром для скрипки и гробом». В пьесе Лето и дым драматург исследовал напряжение, которое, по его мнению, назрело в сознании его сестры из-за противоречия между викторианскими стандартами Эдвины и сексуальностью Роуз. В пьесе Внезапно прошлым летом жестокая мать задумывает подвергнуть молодую женщину лоботомии в собственных целях. И наконец, в Трамвае «Желание» измученная Бланш Дюбуа приходит к горько-сладкому финалу, полагаясь на «доброту незнакомцев», которые приехали забрать ее в лечебницу для душевнобольных.

Уильямс умер в 1983 году, оставив большую часть своего имущества сестре – он хотел быть уверен, что о ней будут заботиться до самой смерти. И когда она ушла из жизни в 1996 году в возрасте 86 лет, люди по всему миру оплакивали хрупкую сестру с большим сердцем, которую все мы, казалось, знали.

Перевод Scout_Alice
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: Mental Floss
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
27 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии 3

Интересная статья, только я не поняла, что такое "повалы от критиков"...

Bookvoeshka, Спасибо! Очепяточка, попрошу редактора поправить))

Scout_Alice, Так это были "похвалы"! Блин, а я никак не могла догадаться! Смешно )

Читайте также