Больше историй

24 марта 2014 г. 18:20

423

пять лет спустя

Впервые с этой книгой я познакомилась году в 1997 или 98-м. Лет 8, а может и больше назад я решила ее читать Великим Постом по кругу (т.е. прочту - начинаю заново), т.к. по уставу ее и положено в этот пост читать. И вот, дочитала ее в очередной раз. Могу сказать, что имеет место прогресс )) Последний раз круг по ней я совершила и начала заново в 2009 г. В то время мой отзыв был: "одна из самых внятных книг по аскетике". Прошло 5 лет. Я в общем и сейчас могу сказать, что это внятная книга по аскетике, но увы! - мне от этого не жарко и не холодно.

Потому что это совершенно бесполезная книга. Ничто в ней меня не трогает, кроме нескольких пассажей в главе о молитве. Кое-что в ней меня просто пугает, например, рассказ о "Темнице кающихся" - сплошная психопатология, забыть как страшный сон. Я не вижу в ней ничего, что можно было бы реально применить в реальной жизни. Выкладки о том, какая страсть из какой происходит (типа уныние рождает блуд, а гнев - что-то там еще итп), кажутся мне странными и даже смешными. Я и раньше, когда еще усиленно старалась следить за своим типа внутренним миром, не замечала, чтобы все это таким образом порождалось одно из другого, а теперь мне и вовсе хочется только плечами на эти рассуждения пожать.

Не менее странными кажутся мне и предложенные способы борьбы - кое-какие из них я в свое время пыталась испробовать, в меру моих скромных способностей, конечно: могу лишь сказать, что они не действуют. Видимо, чтобы они действовали, надо действительно жить в пустыне и полной тишине, спать по три часа, есть раз в день и вообще уморить себя всяким образом. Никакого желания да и возможности так жить у меня нет.

Гнев! раздражение! уныние!.. Просто сбалансируйте физиологический баланс нужных веществ в организме, и вы увидите, что вы во много раз меньше будете гневаться и раздражаться. Просто займитесь полезным делом и перестаньте воображать, будто вы ведете духовную жизнь, и вы заметите, что уныние будет посещать вас гораздо реже или никогда. Просто перестаньте видеть везде бесов и искушения, и вы станете жить гораздо более спокойной и здоровой во всех смыслах жизнью. Просто перестаньте заставлять себя не думать о белой обезьяне и начните уже просто жить, наконец, и замечать хотя бы красоту Божия творения, и вы сами увидите, что будет ))

Впрочем, эта книга вообще написана не для людей, живущих в миру, не для монахов, живущих в миру, и даже не для современных монахов, живущих в монастыре, за исключением, быть может, таких монастырей, которые почти не сообщаются с внешним миром - ни интернета, ни СМИ, ни посетителей; сами понимаете - Иоанн Синайский, Синай, где это и что это. Это вполне очевидно уже с самого начала, где описывается первая ступень.

Когда-то, году этак в 1997-м, я спрашивала у о. Александра (я тогда еще все спрашивала о духовной жизни у духовника), можно ли мне "Лествицу" читать. А он ответил "нет". Я тогда обиделась. А теперь вот думаю: прав он был. Книга совершенно архивная, современному человеку там нечего почерпнуть. И если даже тебе кажется, что ты в ней что-то понимаешь (как мне раньше иногда казалось), это заблуждение - нельзя понять текст, написанный автором, жившим определенным образом для людей, живших таким же образом, если ты и сам не живешь таким же образом. Не для нас эта книга писалась и не про нас. Так что, видимо, нового круга не будет.

Комментарии


...нельзя понять текст, написанный автором, жившим определенным образом для людей, живших таким же образом, если ты и сам не живешь таким же образом.

Тогда для мирян останется непонятным почти всё святоотеческое наследие. Например, я не живу так, как жил свт. Григорий Богослов, и даже не так, как жили его современники, но это же не означает, что его слова на церковные праздники или духовные стихотворения обязательно станут непонятными.
Но соглашусь, что к "Лествице" надо подходить с осторожностью, потому что претворить её советы в жизнь почти невозможно. Да и не стоит этого делать.


Григорий Богослов это совсем другой жанр - толкования и богословие в основном, он и проповедовал для широкого круга людей, не брезговал мирским образованием (а даже прославлял его) и пр.
А "Лествица" это, можно сказать, эзотерическое знание для круга лиц, ведущих аскетический образ жизни по изложенным там принципам, такие вещи можно понять только на практике. Если там первая ступень - отречение от мира, а человек от мира не отрекся и не собирается, а живет мирскими интересами, то ему от дальнейших ступеней тоже никакого прока, раз он и первой не прошел. Монашеские книги писались не для мирян, а для монахов, а сейчас у нас даже монахи не живут так, как жили тогда, что уж о прочих говорить.


То, что миряне не отрекаются от мира никак не влияет на ту пользу, которую они могут получить из этой книги. Разве будут лишними для них такие советы:

Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: "Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как я могу его осуждать?" Ты сделаешь таким образом два добра и одним пластырем исцелишь и себя и ближнего.

Меня просто смутила фраза, что "Лествица" - это совершенно бесполезная книга. А ведь есть в ней и красивая метафоричность:

Любовь есть подательница пророчества; любовь - виновница чудотворений; любовь - бездна осияния; любовь - источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего

Хотя это, конечно, уже дело вкуса.


Ага, осталось только поискать того, кто может искренне применять подобное на практике )) Вот представьте, напр., что при Вас кто-то будет злословить какого-н. нехорошего человека - Вы сможете искренне сказать злословящему так, как в первой сентенции, т.е. считая, что Вы действительно во много раз хуже того негодяя? А если нет, то что это будет, как не лицемерие? Лучше уж перевести разговор на другое как-нибудь попроще, без такого вот смиренничанья.

Метафоричность хороша, я не против метафоричности )) Но практически подобные описания суть восторги по поводу земли обетованной, которая находится неизвестно где и войти в нее (нам) неизвестно как. Сначала это все нравится, да, мне тоже нравилось раньше. Но со временем начинает раздражать.


На практике это, конечно, будет юродством) Но я и не утверждал, что нужно без критического мышления подходить ко всем духовным советам. Своя голова на плечах всегда должна быть. Как часто повторяет диакон Кураев вслед за Честертоном:

Входя в храм, снимают шляпу, а не голову

При правильном отношении к тому совету Лествичника можно для себя, ну хотя бы, взять в привычку поменьше осуждать других.

А вообще, я всё-таки относительно недавно прочитал Лествицу. Наверно, у меня просто "синдром утёнка"))
К слову, в этот Великий пост я предпочёл Григория Богослова Иоанну Лествичнику)