Больше историй

14 ноября 2013 г. 17:29

929

Расскажите...

Я знаю, что каждый из моих земляков может рассказать не одну такую историю, но они, - мои, наши истории, знаете, отчаянно запросились из меня, из детской памяти, из семейных рассказов и фотоснимков. Потому что судьба моей семьи также отмечена красным штампом блокады, как судьбы всех коренных ленинградцев.
Нет. Я не хочу рассказывать истории. Я хочу сказать. Я хочу спросить. Я хочу вспомнить.
Мои бабушка и дедушка - дети блокадного Ленинграда. А я ребенок, потомок, кусочек блокадной семьи. Что это такое? Вы, такие же, конечно, знаете.

История первая. Героическая.

Семья моей бабушки всегда жила на Васильевском острове. Отец ее служил на Ленинградском фронте. В семье было ТРОЕ детей. И все трое и мама выжили в блокаду. Моя бабушка была самой младшей и самостоятельно мало что помнит, а вот ее старшей сестре, бабушке Нине, на тот момент было уже 12 лет. Поэтому, впервые эту историю мне, малолетней, рассказывала именно она. Такое чудо (вся семья выжила в такое время!!!) она объясняла тем, что отец, находясь на фронте относительно поблизости, каким-то образом пересылал весь свой солдатский паек семье. А его боевой товарищ свою еду делил с ним пополам. Конечно, было много рассказов об ужасах, о голоде, о людях вокруг, но меня тогда больше всего в этой истории поразило именно это: отдавал половину пайка. Пусть я и не особенно представляла себе тот скудный рацион бойца Ленинградского фронта (в моем представлении это было что-то вроде сока, яблока и маленькой булочки, что выдавали нам в школе на экскурсиях), но на тот момент меня потрясла глубина этого поступка. Это сейчас такие вещи кажутся моральной нормой жизни, дружбы и взаимопомощи, после длительного процесса воспитания, чтения и какого-никакого личного жизненного опыта. Но детский мир куда приземленней (в хорошем смысле), и некоторые вещи в шестилетнем-семилетнем возрасте могут стать настоящим и ошеломляющим открытием. Он делился своей едой, хотя сам недоедал, а моя троюродная сестра запиралась и съедала одна банку "Алисы", даже если от этого становилось потом худо.
Именно этот человек тогда в этой истории показался мне героем, с которым я жутко захотела познакомиться, сказать "спасибо". И какие же я испытала удивление и разочарование, когда на мои судорожные вопросы о том, как его звали и где он сейчас, бабушка Нина лишь пожала плечами и вымолвила: "Бог его знает, однополчанин какой-то..." КАКОЙ-ТО ОДНОПОЛЧАНИН??!! Это невероятно! Человек, который спас мою семью, тот, благодаря кому моя бабушка сейчас сидит за столом и улыбается, не может быть просто каким-то однополчанином! Тогда мне не виделся ни подвиг народа, ни подвиг города, ни общий подвиг всей семьи, в моем сознании был лишь выдуманный нечеткий снимок мифического человека, нарисованный образ которого, честно, до сих пор есть в моей голове.

История вторая. Не менее героическая.

Мой дедушка во времена блокады был совсем маленьким и пробыл в Ленинграде не до конца. Бабушка вместе с ним и его двоюродным братом были эвакуированы, мама осталась врачом на фронте. Единственный путь, по которому возможно было выбраться из города, как всем известно, был только один - замерзшая Ладога. В день икс маленькое семейство забралось в кузов машины. В кузов, хотя женщина просила посадить ее с малышами в теплую кабину. Но почему-то ей отказали, сейчас уже никто и не помнит, почему. И вот в этой веренице спасительных машин именно их провалилась под лед (обстрел ли это был, или же просто озеро внезапно дало трещину, дедушка из рассказов не помнит). Утонули сразу или замерзли в воде почти все, а те, кто был в кабине погибли в первую очередь. Но мой дедушка и его брат живы до сих пор. А их бабушка прожила с тех пор еще долгую жизнь. Потому что бабушка все время, пока ожидалась следующая машина, пока вытаскивали выживших, каким-то странным образом держалась на воде, держа ДВОИХ маленьких детей на руках так, чтобы они не захлебнулись. Когда же я тогда, в далеком детстве, задала вопрос: "Как же так? Почему же она не утонула?", моя бабушка на это совершенно возмущенно воскликнула: "Как же она могла? У нее двое детей было с собой!!!". И, хотя, конечно же, люди с детьми все-таки умирали, и я это знала, мне стало очень стыдно. Я на всю жизнь запомнила, что, если у тебя на руках кто-то маленький, слабый и беззащитный, ты не имеешь права утонуть.

НеИстория третья. Современная.

Как живут эти семьи потом? И семьи детей этих семей сейчас? Расскажите, обязательно расскажите об этом!

В нашем доме никогда не выбрасывают хлеб. На даче зачерствевшие остатки бабушка складировала в специальную коробочку на веранде, которая при этом никогда не бывала полной. К вечеру же к нашему домику начинали тянуться вереницы бездомных и голодных соседских собак, а иногда даже котов за порциями долгожданного ужина (и не только из хлеба, конечно). В наших городских квартирах на балконах и кухонных подоконниках были...нет, это не кормушки, это ангары! для птиц. И все в этом же духе. В помойку корку хлеба? Никогда!

Моя вторая бабушка, перед тем как приехать к нам в гости, всегда звонит и задает один и тот же вопрос: "У вас хлеб-то есть?". Не совсем логичный вопрос для современного мира изобилия и двух работающих людей? Обязательный и неоспоримый для бабушки. Вроде "как поживаете?" или "все ли здоровы?". И, независимо от ответа, она всегда привозит свежую буханку. Я хлеб практически не ем. Мой молодой человек - тоже. Но вот эта буханка... напоминает. Это символ. "Хлеб должен быть всегда!" - говорит бабушка, не имея никаких намеков на здоровое питание. Да. Должен.

Моя мама всю жизнь работает учителем. Я училась в той же школе, потом некоторое время работала. И вот часто я и другие школьные обитатели наблюдают в столовой примерно одинаковую картину. Это происходит, когда мама вновь становится предводителем "новобранцев", - первоклашек, и они приобщаются к кулинарной атмосфере образовательной среды. Точнее, не приобщаются. А начинают баловаться и кидаться хлебом (почему-то этот сценарий всегда повторяется). И тогда вдруг мама становится белее стены и начинает взволнованно вопрошать к обвиняемому: "Ты что, не знаешь, в каком городе ты живешь??!!". Наверно, не знает. Но, будьте уверены, она расскажет. Расскажет так, что следующие четыре года (а хочется верить, что и всю оставшуюся жизнь) никто из ее класса. Никто. Никогда не будет кидаться, баловаться или играть хлебом.

"Вы что, не знаете, в каком городе вы живете?". А знают ли? Успеют ли узнать? Нет, не о блокаде, не о подвиге жителей, не о Ленинграде вообще, - об этом написано в каждом учебнике истории, об этом расскажет учитель, книги, телевизор, интернет. А вот об этих вот крошечных личных, своих собственных, историях, которые на самом деле огромны, как мир, и неповторимы. И так важны, так необходимы именно детям, чтобы стать.... чтобы стать.

А вы знаете, в каком городе вы живете?

Комментарии


Слов нет, чтобы выразить мою Вам благодарность.
Я прочла "Блокадную книгу" еще в юности.
Я горжусь, что один из ее авторов - белорус Алесь Адамович.
Помню слова "блокадного мальчика", моего любимого писателя Виктора Конецкого: "у каждого был свой спаситель" и его восхищение Граниным и Адамовичем.
Сам он о блокаде писать пытался, но, по его словам, "зарекся".
Он называл создание этой книги писательским подвигом: идти и спрашивать.
Ленинградцы, идите и спрашивайте.
Пока еще не поздно.


Вам спасибо, что не прошли мимо!
Да, я очень хочу прочитать Хатынскую повесть и Я из сгоревшей деревни... Я была в Хатыни, мои друзья живут в Белоруси. И это... Ужасно.


Спрашивайте - это не пустые слова.
Попросите бабушку и ее сестру записывать, что помнят. Бессистемно. Про своих бабушек и дедушек. Фамилии, даты. И не только про войну. Девичьи фамилии прабабок, деревни, откуда вышли.
Мы когда- то упросили одну из бабушек. Образовалась тетрадка. Переписанная ею же несколько раз, она уже "разошлась" по Европе к ее правнучкам.
А со второй бабушкой опоздали. И уже безвозвратно.


Всегда спрашиваю. Мне все интересно. Бабушка, к сожалению, уже никогда ничего не сможет рассказать, а ее сестра - да.
Тетрадка - хорошая идея, память не вечна, обязательно начну!


Знаю про блокаду по рассказам бабушки.
Жалею, что спрашивала мало, но кое-что все же запомнилось.
В их семье была собака, овчарка, и когда стало уже сильно голодно, бабушка, сама еще девчонка 15-ти лет, в отчаянии спросила папу - может, съедим Грея? (или как-то так собаку звали, и она уже тоже голодала) Папа ее укорил - ну что ты, это же друг, нельзя так поступать с другом. Грея усыпили. Папа и мама ее умерли в первую зиму. Ее же спасло, что взяли работать и дали пайку.
У нее тоже навсегда сохранилось очень трепетное отношение к хлебу. А еще выковался очень сильный характер и сила духа.


Спасибо за историю!
Да, характеры этот кошмар породил невероятные по силе и глубине, такое не пройдет бесследно.


Молодец, Саша! Об этом надо продолжать говорить, писать. Я боюсь, что когда умрут последние свидетели того страшного времени, всё это забудется, превратится в миф, который не станут принимать всерьёз. Я замечаю, как уменьшается из года в год количество цветов у Вечного огня. Как дети не знают дат и не хотят знать.

А Ленинград...Что тут скажешь? Я на уроках показывала о нём фильмы и рассказывала именно о нём.

"Если у тебя на руках кто-то маленький, слабый и беззащитный, ты не имеешь права утонуть." - наша философия! ;-)


Да. В этой книге есть история про университет, уже после войны. Когда профессор рассказывал о блокаде, о том, что сам пережил, а одна студентка сказала: "Подумаешь, 125 грамм хлеба в день, я сейчас могу неделю хлеб не есть и прекрасно себя чувствовать". И это 60-е, 70-е годы, когда все еще было достаточно свежо, и блокадники были живы, работали.

Это не менее важно. Знаешь, что меня удивило, когда я начала путешествовать? В Европе во всех учреждениях, транспорте, музеях указано, что жителям блокадного Ленинграда все бесплатно. До сих пор! А у нас не бесплатно, у нас льготы....

Да)


Я ещё не читала, наметила на игру, но взяла этого Гроссмана!((
да уж. Уникальные "непонимающие" персонажи находятся всегда, в любую эпоху...

Ха. Я не удивлена. В нашей стране ничьи заслуги и ничей труд никогда не ценился.
Ты посмотри на уровень жизни ветеранов...льготы...это льготами смешно называть.


Ты обязана иметь эту книгу дома!!! Я настаиваю!

Да нет... Тут, видимо, что-то другое. Хочется в это верить, по-крайней мере. Просто...им, там, ... Как стыдно что ли....
Да я знаю.


Будет возможность - обзаведусь=)

Цивилизация. Понятно. У нас моральные ценности в 17м году уничтожили.


от "неИстории" аж слезы выступили. Спасибо. Эта тема будет волновать меня всегда,хоть моя семья и жила вдалеке от Ленинграда и сама я там никогда не была)


Спасибо Вам большое!
Растрогали до слез...


Спасибо ...кому?.. за то, что в нас это отзывается. Это самое главное.


Спасибо Вам.
За то, что напомнили то, о чем ни в коем случае нельзя забывать


Мне кажется, что об этом напомнить нельзя. Потому что это невозможно забыть. Это либо есть внутри, либо нет. Я именно это имела в виду, когда говорила о теперешней жизни, быте - что это никуда не исчезает и по песчинке впрыскивается в кровь и передается дальше и дальше. Это не забывается, это живет в каждом из нас. Важно только посеять, запустить механизм.


Вы, несомненно, правы, это либо есть, либо этого нет. Но, мне кажется, мы так "быстро" живем, настолько поглощены днем сегодняшним, настолько суетны, что память и боль о тех событиях отходит на второй план (если можно так выразиться). А "запустить механизм" - это и есть "напомнить"


Согласна. Это грустно. очень.


Вы очень правильно написали, что нужно УСПЕТЬ поговорить с нашими бабушками-дедушками. Моя бабушка рассказывала мне историю нашей семьи, о том как и где жили наши предки до революции, о своей жизни во время войны. Но с годами, неизменно что-то забывается - и это тоже очень грустно. Мне очень понравилась идея записывать. Как не догадалась раньше? Самое главное - успеть.
Так что, спасибо Вам еще раз!


Спасибо! Честно!


Спасибо, огромное спасибо за еще одну историю о том времени, что нельзя забывать.


А вы знаете, в каком городе вы живете?


Челябинск - могучий Танкоград. Он дал фронту 18 тысяч тяжелых танков, ежемесячно выпускал 45 легендарных «Катюш». Не говоря о том, сколько эвакуированных людей, заводов приняла Челябинская область


Была там! Там живут отличные люди!
А Ваши родные рассказывали истории о том времени?


Спасибо :)
Прадеды ушли добровольцами на фронт: один вернулся с тяжелым ранением, второй до сих пор числиться пропавшим без вести :( Семья одной бабушки была эвакуирована из Украины, во время эвакуации подверглись бомбежки - бабушка всю жизнь прожила с осколком от мины в ноге. А вообще, я из семьи шахтеров и все во время войны трудились в шахтах - тяжелый, изматывающий многочасовой труд.


Спасибо вам большое! За то, КАК написали....
Я помню, что захотела прочесть эту книгу, как только услышала о ней. Но у нас в Беларуси, в Минске, в книжных магазинах продавцы просто таращили на меня глаза, когда я называла авторов и книгу. Спасибо подруге из Москвы, прислала обе книги (у меня издание 2005 года, в двух книгах). Я была тронута до слез.
Страшно, больно, жутко это читать. Но читать и знать надо. Моя мама с родным братом и своей матерью (моей бабушкой) в блокаду были в Ленинраде. Мама 30го года рождения, она рассказывала, как они, тогда еще школьники, дежурили на крышах, тушили зажигалки, рассказывала про пайки, про то, как жалела брата (хоть он и был старше на два года) и отдавала ему свой кусочек хлеба, а сама храбро говорила своей маме, что не хочет есть. Потом их вывозили по Ладоге, она рассказывала про этот безумный страх езды под бомбёжкой. Много чего сохранила ее детская память, много смогли запомнить так рано повзрослевшие дети войны.
У нас в семье тоже никогда, вот вообще никогда не выбрасывают хлеб. Это табу! Этого не делала я, теперь этого не делает уже и моя дочь. Просто рука не поднимается...


А Адамович не популярен в Белоруси? (популярен - дурацкое слово, конечно, особенно для тематики его творчества, но другого как-то с утра не нашлось).

У нас в семье тоже никогда, вот вообще никогда не выбрасывают хлеб. Это табу! Этого не делала я, теперь этого не делает уже и моя дочь. Просто рука не поднимается...



Вот это мне больше всего и жалко! Эта преемственность не должна растаять. :(


Вот именно это и поражало меня в моих поисках. Что писатель-то белорусский, наш, а продавцы смотрели на меня, как на.... вобщем, сами понимаете.

Я очень надеюсь, что и моя дочка научит этому отношению своих детей. Вот, правда, объяснить, откуда это, ей будет сложнее. В школе настолько мало им рассказывали о событиях войны, что я просто диву давалась. КАК можно отводить на эту тему пару-тройку часов в четверть? Конечно, рассказывали сами, она слушала бабушку... как-то так.


Правда, удивительно.
Кстати, какие еще достойные белорусские авторы есть? Очень плохо знакома, а любопытствую.

Я, если честно, вообще из школьной программы про войну я не узнала чуть больше, чем ничего. От учителя безумно много зависит, так как программу составляют, похоже, полные кретины, причем по всем предметам.


Я, к сожалению, не типичный представитель белорусского народа, хоть и родилась и живу в Минске) Папа у меня поляк, мама русская, из Иваново. Как следствие, в семье языка не знали, а в школе была классная. Сами понимаете, что там больше классные проблемы решались, а не язык учился)
Но Владимир Короткевич бесспорно, Алеся Адамовича уже упомянули. Адам Мицкевич, Янка Купала и Якуб Колас - это уже школьная классика. Кандрат Крапива, Михась Лыньков, Рыгор Бородулин, Янка Брыль, Иван Мележ. Это только те, с кем так или иначе сталкивалась сама. Из современных в последнее время меня покорила Алена Брава. У нас в Минском книжном клубе народ очень хорошо знает белорусскую литературу и знает, что посоветовать. А я, к сожалению, на белорусском не читаю. Хотя, вот именно В.Короткевича купила и решила прочесть на белорусском)

Да, я смотрела дочкины учебники и поражалась этому минимуму информации. А пдруга, учитель истории в старших классах, у которой одна из любимых тем Великая Отечественная, та вообще в шоке и ужасе. Князей, гворит, учим две четверти, а о войне - пара уроков(


Спасибо большое! Законспектирую:) На белорусском читать я тоже наверно не смогу, я только речь понимаю, но, возможно, многие из них есть на русском.

Обычно талантливым учителям приходится извиваться всеми мыслимыми и немыслимыми способами, чтобы как-то дать действительно важный и интересный материал (впрочем, не хочу никак оскорбить князей, но можно их и подвинуть чуточку:). У нас по литературе была ооочень расширенная программа, спасибо учителю, а по журналу - стандартненько и сухонько:)


Да, от учителя зависит оооочень многое. Со своим учителем литературы мы до сих пор периодически общаемся в инете, он мне книги советует. Нашлись после стольких лет окончания школы))


И мы с моей учительницей дружим (вместе с моей мамой)и обмениваемся книгами:) Точнее, скорее, она меня снабжает периодически:)