Больше историй

7 августа 2013 г. 17:55

984

Неправильная любимая книга

История стара как мир – учительские несправедливости это вообще бесконечная тема, которую и через тысячу лет не вычерпать. Но тем не менее.

Дело было классе, наверное, в шестом. Главные герои этого невеселого рассказа – мои одноклассники и, конечно, учительница литературы, которую я, в общем-то, очень любила. Но, что и говорить, бывали случаи, и у меня без невеселых воспоминаний не обошлось.

Итак, классу было задано на дом написать сочинение о любимой книге. И вот они, два основных персонажа: девочка и мальчик. Девочка грамотная от природы, писать свое неплохо умеет, читать вполне себе любит, школьную программу послушно штудирует и ей не ограничивается. Мальчик не без способностей, но в сторону других наук, а с русским и литературой дело у него далеко не так блестяще, как у вышеупомянутой девочки. Учительница, понятно, не может этого не знать. Нет, она прекрасно это знает и, кстати говоря, ни одного из этих учеников она не примечала – то есть, ни любимчиков, ни конфликтных ситуаций. Девочка по русскому-литературе получала стандартно «пять», реже – «четыре», мальчик – чаще «четыре» или даже «три». Все справедливо, по заслугам.

И вот – сочинение. Девочка, на тот момент открывшая для себя «Артемиса Фаула», выплескивает свои чувства на бумагу, не делая ни единой ошибки. Объем сочинения много превышает указанный минимум – девочке хочется сказать все о любимой книге. И сюжет, и персонажи, и почему понравилось, и почему это такая хорошая, интересная книга.

Мальчик, долго ломая голову над темой, открывает конспект и кое-как дотягивает до указанного минимума сочинение об одном из сборников Пушкина. Делает пару ошибок – ну да литература не русский…

Поразивший всех финал: мальчик получает жирную пятерку, девочка – четверку.
- Почему? – задает расстроенная девочка резонный вопрос. И получает неоднозначный ответ:
- Потому что про Пушкина лучше.

Лучше что? Само сочинение? Отнюдь. Отписка против искреннего порыва – понятно, что выигрывает. Нет, здесь налицо принцип – Пушкин – это хорошо, а какой-то неизвестный, не включенный в программу «Фаул» - увольте.

Иными словами, наивная девочка просто выбрала неправильную любимую книгу, как бы глупо это ни звучало. Правильно ли поступила учительница – этот вопрос я даже не ставлю. Это было неправильно, несправедливо и совсем не так, как должен поступать учитель литературы, задача которого – взрастить в учениках любовь к чтению.

1 2

Комментарии


Мне кажется, все учителя зациклены на русской классике, она для них эталон и другую они не признают. Может это им вдолбили в университете. Читать русскую классику - иметь развитый литературный вкус.


Эх, остается надеяться на то, что все-таки есть среди учителей уникумы, которые не до такой степени зациклены на родной программе. Поощрять любовь к классике - это хорошо, но вот так вот отметать все остальное...


Вы считаете, что они должны научить вас всему на свете?


Мой преподаватель литературы напрочь отбил всякое желание читать классику. В 9-10 классах (я училась еще в десятилетке) я не прочла ни одного программного произведения, при том, что была очень читающей девочкой. Создавалось впечатление, что она хочет отбить всякое желание вообще читать что-бы то не было... Хорошо, что ей это все-таки не удалось


Рад за вас! У меня тоже была странная "училка" (иначе не назвать), про книгу Чернышевского "Что делать?" она говорила - читать не будем, идиотское произведение. Тут уж и не поспоришь.


И ведь действительно, как тут поспоришь...
А нам на уроках литературы давали под запись материалы по книгам - официальная версия, которую мы должны были озвучивать на уроках (отвечая материал) и на экзаменах. Я так подозреваю учительница диктовала нам собственные конспекты лекций из института


Мне больше всего претило, когда училка весь урок рассказывала нам суть произведения по свои институтским конспектам, а потом нужно было ее перенести на бумагу в виде сочинения. Если бы ты написал, что Каренина - психованная истеричка (в других фразах) считай двойка.


Ну и что делать с такими "учителями"? Чему они могут научить? Хорошо, если ребенок крепко прикрыт со всех сторон родителями, которые и книжку, которую нужно прочесть, подскажут, и после прочтения о книге поговорят. А если нет?


Так вам сразу и не отвечу. Мне кажется, проблема еще в том, что учительство превращается в ремесло, встает на накатанные рельсы и надоедает по полной. Тут и перманентная однообразная каждый год программа по литературе, и несформировавшиеся подростки, которым не до таковой и всякие административные нагрузки. У нас был в школе учитель литературы мужчина(!), творческий человек, всегда любил слушать мнения учеников, имел свой взгляд на каждое произведение и умел его отстоять. Интересный человек, всю учебу в школе жалел, что не попал к нему.


Это вообще не редкость. Из всей программы литературы я вынес только, что Катерина - это луч света в темном царстве, отделывался стихами, благо много помнил, и катал итоговые сочинения с изложениями у одноклассниц - читать программу я какое-то время честно пытался, но то, что учитель принимала только одно установленное мнение какого-то именитого критика (шаг влево, шаг вправо - двойка: кому нужно твое мнение?) и не умела совладать с классом, из-за чего всегда стоял гвалт и никакого обсуждения не получалось вовсе, напрочь отбило мне всякий интерес.


Это просто предмет, который они преподают.
Вы же не говорите, что учителя математики зациклены на алгебре и геометрии.


У моей учительницы литературы один фантаст на всю планету - Бредбери. Кинг уже совсем не торт, ибо "последние произведения его... гм... ну с головой у него что-то не то". Про классическую зарубежную литературу вообще молчу - кто такая Харпер Ли и что такое ее "Убить пересмешника" вообще ни бум-бум, кто написал "Гордость и предубеждение" фиг его знает. Что уж говорить, если современной литературы вообще не существует, а "Пелевин - мой кумир". Зато любое произведение русской классической прозы - "на века" и "для любой ситуации".


но кинг действительно унылый и затянутый.


Ну так он с печатного знака получает!


Отписка против искреннего порыва – понятно, что выигрывает.


Абсолютно непонятно. Не факт, что искренние чувства хорошо ложатся на бумагу, а отписка обязательно плохо сделана.
Хотя подозреваю, что скорее всего действительно имело дело "правильность" выбора книги.


По моему опыту недавнего школьника и студента сегодня - одни "Братья Карамазовы" стоят хоть 100 моих любимых Гарри Поттеров, Фаулов, Таней Гроттер ,а тем более Пересмешника Харпер Ли.
Это к первому комментарию об эталоне русской классики.То что она повлияла на многие умы 20-ого (Ницше,Кафка,Сартр,Камю,Жан-Люк Годар,Трюффо,Вим Вендерс - на них, как пример, повлиял Достоевкий, раз уж я про него начал писать) века и сегодня актуальна.Она действительно эталон.
Анна Каренина и Нехлюдов Толстого или Живаго Пастернака намного важнее для меня, перечитывающего Гарри Поттера по 2 раза минимум каждую книгу.
Если бы я в школе писал сочинение по Поттеру и мне бы поставили тогда два, сейчас я бы сказал учительнице своей огромное спасибо.
Но это лично моё мнение.Базаров вот говорил вообще, что один материалист стоит многих идеалистов (сюда включай литературу и искусство), так что мнения разные бывают.


Понятно, что мнения бывают разные. Тут вопрос в другом, почему учителя его навязывают и частенько не признают другой литературы. У каждой книги свой возраст для прочтения. Зарубежная классика тоже немало восхищала русских писателей, процесс обоюдный. А в итоге в школе нас однобоко учат об исключительности русской литературы. Эталонности ее никто не оспаривает, вопрос только в исключительности.

Я всегда думал, что оценки за сочинения в школе ставят за умение проанализировать книгу (читай: как ты ее понял), а не за выбор произведения. Это снобизм. Тут с вами не могу не согласиться, что сумев проанализировать Достоевского, ничего нет проще понять Роулинг.
З.Ы.: жаль, вы не уловили в моем комментарии сарказм.


почему учителя его навязывают и частенько не признают другой литературы.

У них профдеформация, ясно же. Ты вот сам бы попробовал каждый год наново читать всё те же самые книги.

Я всегда думал, что оценки за сочинения в школе ставят за умение проанализировать книгу

Да щас. Смотря в какой школе. В нашей за бойкий пересказ учебника пятёрки ставили, а за своё мнение двойку можно было свободно схлопотать, а за сведения из доплитературы... ну, сарказм как минимум.


По первому пункту выше отписался)) На это я всегда делал скидку и искренне сочувствовал.
По второму... Ну что тут сказать, в основном так и есть, Только с 5 по 7 классы у меня была учительница от бога, которая ненавидела копипаст из учебников и сочинения ака пересказ сюжета. А вот с 8, когда я уже полюбил писать свое видение сюжеты (не без аргументации, есесьно), у нас резко сменился учитель. И карусель понеслась.


А у Роулинг есть, что понимать? Тем более после чтения Достоевского!


Или так: "только после прочтения Достоевского мне открылась вся глубина произведений Роулинг."


Рад за тебя, только ты опять перепутал цирк с ЛЛ.


Так ведь твоё и Шишкодрёмова появление и превращает ЛЛ в цирк!


Да вы просто сноб. То, что вы восхваляете тут классику только потому, что это классика, никакой чести вам не делает.


«Почему в стихах великого поэта Юлиуша Словацкого живет бессмертная красота, которая вызывает восторг?»
Тут один ученик нервно завертелся и заныл:
— А если я вовсе не восхищаюсь? Вовсе не восхищаюсь? Не интересно мне! Не могу прочесть больше двух строф, да не интересно мне это. Господи, спаси, как это восхищает, когда меня не восхищает? — ... Этим наивным признанием учитель чуть не подавился.
— Тише, Бога ради! — цыкнул он. — Я ставлю Галкевичу кол. Он меня хочет погубить!
Галкевич, видимо, и сам не понимает, что он такое сказал?
ГАЛКЕВИЧ
Но я не могу понять! Не могу понять, как это восхищает, если не восхищает.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Как это может Галкевича не восхищать, если я тысячу раз объяснял Галкевичу, что его восхищает.
ГАЛКЕВИЧ
А меня не восхищает.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Это твое личное дело, Галкевич. По всему видно, ты не интеллигентен. Других восхищает.
ГАЛКЕВИЧ
Но, честное слово, никого не восхищает. Как может восхищать, если никто не читает, кроме нас, школьников, да и мы только потому читаем, что нас силой заставляют...

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Тише, Бога ради! Это потому, что немного людей по-настоящему культурных и на высоте...
ГАЛКЕВИЧ
Да культурные тоже не читают. Никто. Никто. Вообще никто.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Галкевич, у меня жена и ребенок! Ты хоть ребенка пожалел бы!
Не подлежит сомнению, Галкевич, что великая поэзия должна нас восхищать, а ведь Словацкий был великим поэтом... Может, Словацкий тебя и не трогает, но ведь ты, Галкевич, не скажешь, что душу твою не пронзают насквозь Мицкевич, Байрон, Пушкин, Шелли, Гете...
ГАЛКЕВИЧ
Никого не пронзает. Никому до этого дела никакого нет, на всех они скуку наводят.
Никто не в состоянии больше двух или трех строф прочитать. О Боже! Не могу…
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Галкевич, это непозволительно. Великая поэзия, будучи великой и будучи поэзией, не может не восхищать нас, а стало быть, она захватывает.
ГАЛКЕВИЧ
А я не могу. И никто не может! О Боже!



В.Гомбрович. "Фердидурке"


Для объективности надо лично сравнить оба сочинения, и тогда уж делать вывод - что лучше - искренний порыв души про Артемиса Фаула или отзыв на Пушкина ) Хотя объяснение учительницы довольно стандартное для этой профессии и не вполне профессиональное.
ПС. Помню в школе тоже все отличники недоумевали - почему мои два сочинения на городской конкурс отправили. Они без ошибок про того же Пушкина, про Толстого и Булгакова или еще про кого, а тут с четверкой за грамотность пишет какая-то про войну 1812 года и про художника Куинджи ) Хорошо, что мои учителя были без такого принципиального взгляда на сравнение классиков и необязательных авторов.


Среднестатистическая училка русской литературы, какая обычно способна вызвать только легкое чувство тошноты и которая наивно полагает, что на свете есть только русская классическая литература, а все остальное -- гавно. Вспомнил свою. Она однажды заявила нам свое удивление, что оказывается, как она недавно узнала, все эти разнообразные писатели, например испанские и т. д., которые лежат на книжных прилавках, такие же люди, как и мы, и чувствуют так же, как и мы. А человеку шел, наверное, седьмой десяток.
А вообще, уроки литературы всегда меня бесили тем, что на них необходимо было говорить то, что нужно учителю, а не то, что ты думаешь сам. Учителя обычно ждут, что ты им перескажешь содержание этих идиотских анализов произведений, написанных литературными критиками с СПГС.


Торжественно клянусь таким учителем не быть!


Я бы возмутилась. В ж**у таких преподавателей.
Моя "русичка", слава богу, была классная. Классе в 5-6м кто-то как любимую книгу выбрал "Гарри Поттера" (тогда только начали издавать у нас) и она не поморщилась. Всем поставила все исходя из сделанных грамматических ошибок. =)


Имею схожую историю. В классе восьмом-десятом (точно не помню, если честно) учительница по литературе задала сочинение на тему "Три ваши любимые книги", перед этим "ненавязчиво" проведя инструкцию. А заключалась эта инструкция в публичном разборе произведения одной девочки из параллельного класса. Нет, учительница не оскорбляла ни саму девочку, ни выбранные ей книги - серия Гарри Поттер и трилогия Властелин Колец, но авторитетно заявила, что в таком де возрасте эти книги не могут считаться любимыми. Выросли уже.
После этого ни один ученик моего класса не вписал якобы неподобающие книги в сочинение, хотя я прекрасно знаю, что у многих вышеуказанные серии были любимыми. Так то.


А действительно, в каком классе это было?


Скорее всего восьмой. То есть нам тогда было по 14 где-то.


Мы тогда всё больше Мопассаном интересовались.


Наши Мопассаном тоже интересовались, но уже будучи постарше, когда нам "Пышку" в списке литературы на лето задали :)


Но ведь от этого Вы не перестали сами выбирать книги для чтения.

1 2