Больше историй

13 мая 2013 г. 16:21

252

Одилон Редон ”Дурак (Интуиция)”

Стараясь углубить понимание какого-нибудь предмета, я часто обращаюсь к произведениям живописи. Так размышления над книгой Брандта “Корабль дураков” привели меня к картине Одилона Редона “The Fool (Intuition)/ ”Дурак (Интуиция)”:

2ded514f6bf1.jpg

Почему картина Одилона Редона так называется? Что глупого в этом чудном человечке, кроме “дурацкого” колпака? Что означает выразительно поднятый мизинец, повторяющий изгиб “ослиного уха”? Чем связаны глупость и интуиция? Спрашиваю, как дурак?

Комментарии


Вика, посмотрите эту подборку блогов по творчеству Одилона Редона. Я только припоминаю его "Венеру".
http://www.liveinternet.ru/tags/%EE%E4%E8%EB%EE%ED+%F0%E5%E4%EE%ED/
Еще, помню, что его земляк философ Жак Маритен упоминал его работы, в т.ч. и эту,
в своем цикле лекций "Творческая интуиция в искусстве и поэзии", из которых составили книгу.


Инна, спасибо за чудесные ссылки. Маритена уже нашла, скачала, посмотрела, прямого ответа, конечно, нет, но нужно вникнуть в весь текст.
“может, человеческое лицо, ставшее «ликом»?” Не поняла, на какой вопрос это ответ? Не можете уточнить?


может, человеческое лицо, ставшее «ликом»?


То есть, если лицо становится ликом, то это признак глупости?


Нет, я подумала, что иногда лик интуиции прячется за дурацким выражением лица..:)


Мне так кажется, что это чаще всего и бывает. )))


Вообще первая ассоциация с одноимённой картой Таро. Про художника и картину ничего не знаю, но можно подумать в эту сторону)


Спасибо за ассоциацию. Если что надумаете, то пишите. )


Точно сразу могу сказать, что не уверена, что стоит зацикливаться именно на "дураке". The Fool - это ещё и Шут, может, так проще будет вам уйти от отрицательных значений этого слова.

Тут, в первую очередь, не глупость, а детскость, открытость вкупе со всеми вытекающими из такого способа восприятия.

Глаза у него интересные... С одной стороны, вроде и детские, но кажутся почти птичьими, как и пальцы.

Кстати, повторила этот жест - получается эдакая направленная на человека воронка. Возможно, она тоже символ восприятия обострённого, впитывания окружающей информации.


На глаза персонажей Редона я давно обратила внимание. Большинство персонажей имеют сходные глаза. Ключ в том, что они имеют большой зазор между радужкой и нижним веком. Нижнее веко как будто оттянуто вниз и обнажается белок сверх меры. Лица приобретают потустороннее выражение. Что хочет сказать «язык этого жеста», не постигла.


Согласна с предыдущим оратором. Почитайте в начале книги Хайо Банцхафа "Путешествие героя" о самой первой карте старшего аркана


Спасибо за ссылку. А вы сами как думаете, почему картина так называется?


Первое, что приходит на ум: выключен разум, работает только интуиция, мир познаётся сердцем


Готова согласиться. Тогда получается, что интуиция без разума оценивается Редоном отрицательно, интуиция без разума для него – равно дурак. Но по картине, по впечатлению, которое она производит, такого не скажешь. С какой любовью она сделана и как прекрасна. Что движет Редоном, когда он так прекрасно изображает глупость?

И еще, если интуиция — это способ познания без разума, так неужели это уже и глупость. Ведь смысл интуиции как раз и состоит в том, чтобы познавать без разума суть вещей, интуиция даже выше разума, она приходит на помощь тогда, когда не хватает разума. Не может Редон не знать об этом. А раз так, то дурак в понимании Редона выступает в другом значении, нежели умственно неполноценный, интеллектуально сниженный. Возможно, он иронизирует этим названием, как и Достоевским названием “Идиот”. Кстати, идиот и дурак идентичные понятия. Возможно, идиот и дурак – понятия, которые можно использовать в переносном смысле.


Всё пыталась вспомнить, как по-русски в таро называется Fool, а то у меня все колоды на английском или итальянском. Выше сказали - Шут. Стоит действительно почитать глубокое теоретическое описание архетипа, выражаемого этой картой. Тогда многое станет ясно.
"Идиот" Достоевского у меня совсем не ассоциируется с этим образом. У Достоевского он либо статичный, либо скатывается в настоящий органический идиотизм. Архетип шута в таро - наивный дурачок, не познавший жестокость этого мира (разум ещё не включился), но имеющий огромный потенциал как поумнеть в хорошем социальном смысле (стать следующей картой - Магом), так и остаться Шутом, но в ином качестве - в качестве трикстера (бог Локи, Тиль Уленшпигель, Ходжа Насреддин).


Интуиция без разума - это не глупость. Откиньте бинарные оценки. Откиньте сознательно категорию разума. Он, предположим, у человека есть. Но в данной ситуации в фокусе его интуиция.
Не зря художник дал двойное название своей картине. Первое - для тех, кто мыслит бинарно и в одной плоскости (нормальный человек / дурак). Второе в скобках - для тех, кто выходит за рамки 2-мерной плоскости картины и допускает иной взгляд и бОльшую гибкость (интуиция - это иной способ познания мира, который вовсе не означает отсутствия у человека потенциала "быть, как все")


Правильно я поняла, что вы склоняетесь ко второму варианту, к тому, что интуиция - это достоинство, что, если человека при этом называют дураком, то это только в силу глупости тех, кто так называет?

Думаю, мы частично ответили на вопрос о смысле картины, о связи “дурак-интуиция”. Вчера нашла в сети статью А. Дугина “О роли “шута”. Он прямо отвечает на вопрос об этой связи: шут-дурак ранее принадлежал к высшей касте жрецов, которые отличались особым высшим типом мышления-интуицией. С течением времени, со сменой ценностей, политическими пертурбациями эту касту жрецов вытеснили, “понизили в должности”, оставив, правда, при правителях в качестве шутов.

Но мы все рано сосредоточены пока на названии, а на картину мало смотри. Но ведь говорят, что картина должна говорить сама за себя, безо всякого названия. Убери название – и из самой картины название должно естественным образом само появиться. Глядя на картину можно догадаться , что перед нами дурак (шут), так как на нем есть “дурацкий колпак”, но то, что он воплощает интуицию, нужно еще обосновать, то есть найти графические знаки того, что перед нами человек (существо), мыслящий интуитивно. Мы проходим мимо очень важного элемента картины — странно изогнутой руки на переднем плане, мимо того, что нам буквально “бросают” в глаза.


Я не утверждаю, что интуиция - достоинство. В нашем мире на одной интуиции не выедешь. Интуиция может быть отключенным состоянием ума, когда слушаешь своё сердце, а не рассудок. Что-то делаешь вопреки здравому смыслу, потому что чувствуешь, что это правильно. Все окружающие хватаются за головы и кричат "Ну ты и дураааааак!" А потом оказывается, что ты был прав.

Кстати насчёт жеста. В мизинце и отрощенном на нём ногте есть какой-то смысл. Надо искать культурологически и антропологически. Я не раз видела длинный ноготь на мизинце у современных нормальных мужчин, причём чаще у южных народностей (типа Кавказа, Югославии, арабских стран). Изогнутый подобным образом и обращённый к собеседнику мизинец аналогично может нести какую-то смысловую нагрузку.

Опять же, ничего особенного в колпаке персонажа я не вижу. Похоже на обычный головной убор низших сословий в Средние века. Но я не специалист по историческому костюму, так что не буду утверждать.


Кстати сейчас в связи с чтением "Голема" пошла погуглить кое-что и случайно попала на вот эту маленькую статью про дурака: http://www.intelligent.lv/ru/rolj-duraka/77_19854.html
Сразу вспомнилась эта тема :-)


Очень интересная статья! Большое Вам спасибо! Голем я читала. Это что-то фиерическое!