Больше историй

22 января 2013 г. 03:32

2K

Урок Чистописания

Наша школа гордилась своими традициями. С первого класса мы писали только перьевыми ручками. Слава Богу, самописками, а не такими перьями, которые надо макать в чернильницу, но и с самописками дела мои были довольно плохи.
Чистописания как предмета, конечно, уже не существовало - это тоже большая удача, - но с самого начала, с первых же прописей, со штрихов и палочек я выказала полную неспособность к каллиграфии. Перо скользило, выворачивалось из пальцев под немыслимыми углами, ворсило, надрывало и протыкало насквозь некачественную бумагу прописей, болезненно натирало сустав, внезапно пересыхало, а стоило заправить - злорадно текло и капало, размазывая чернила. Чвяк! - и жирная клякса плюхается на свеженькие строчки, тут же разбрызгиваясь, окружая себя мелким гаденьким потомством, сочась на другие листки... Я хваталась за промокашку, но руки тряслись, и кляксы елозили, оставляя за собой чернильный шлейф. Грязно, Майорова. Тройка. Ну что ты мараешь? Ошиблась - аккуратненько зачеркни. Но я ожесточённо исправляла свои буковки-кривульки и протирала тетрадки до дыр.

Дома начинался второй раунд. До сих пор вспоминаю с дрожью: Выводи-и! Кружочек! Петелька! Хвостик! Я кому сказала "хвостик"? Выводи! Соедине-ение... О, зараза. Вырывай к чёрту, будем переписывать.
Но настал неотвратимый миг, когда тетрадка перевалила за вторую половину, и вырвать лист уже не получалось. Я представила, как буду перебелять всю тетрадь, и мне сделалось дурно. Мама плюнула, рыбными ножницами отрезала испорченный лист и сказала: Сойдёт. Сойдёт, повторила я и засмеялась.
Не сошло.
На уроке чтения я не ожидала никаких подвохов. Проходили очередной рассказ о детстве Ленина. Анна Петровна патетически возвысила голос:
- Владимир Ильич был невероятно способный ученик, и в то же время – невероятно старательный. Обязательно почитайте Бонч-Бруевича, «Наш Ильич». Там описано, как маленький Володя однажды поставил в тетрадке кляксу – и трудолюбиво переписал всю тетрадь! Всю тетрадь! А не как у нас некоторые – отрезали страничку и подают на проверочку: ах, посмотрите, как у меня в тетрадочке чистенько…
Мама, встречавшая меня после уроков, переменилась в лице:
- Дочь, что с тобой?
И я рассказала про Анну Петровну, и про то, что она не подняла меня с места, не ткнула пальцем, не записала замечание в дневник, но всё равно стыдно, и про маленького Володю, как он поставил кляксу.
- Кто поставил? Какой Володя?
- Ленин…
- Ленин? – повторила мама. Вдохнула, выдохнула и опять проговорила: - Ленин?! Ленин не катался в школу на трёх перекладных, это первое. Ленину не кололи антибиотики утром и вечером – это второе. И третье: Ленин бы на месте Анны вашей Петровны промолчал.
Спорить я не стала. В ленинских делах мама разбиралась. Диплом писала по проблеме личности у Ленина.

1 2

Комментарии


Просто законченный рассказ! Аплодирую! Все так и было. Представляете, если бы ученику вздумалось писать карандашом, да еще и держать этот самый карандаш в левой(!) руке?! Учительницу кондратий хватил бы. А нынешние пишут, а кому лень прописью изгаляться, так вовсе и на компе набирают, и быстро так, мне не угнаться. Вот он, прогресс..


У нас левши в классе были и писали левой рукой вполне благополучно. А карандашом писать действительно воспрещали. И не дай Бог шариковую ручку принести.


у нас левшей переучивали. а какие ручки были в первом классе - совершенно не помню. зато с 4-го по 8-й математичка(!) заставляла писать перьевой ручкой и почему-то обязательно фиолетовыми чернилами. почерк у меня тогда был изумительный))


ой-ой, у Ленина с личностью были проблемы? То есть, они, наверное, были, но неужто такие дипломы допускались у мам?
Рассказ замечательный. С волнением ждала реакцию учительницы.


Надо оговориться, что то были философские проблемы личности в трудах Ленина. Правда, из них однозначно и неумолимо вычитывались личностные проблемы автора. Маме научник так сразу и сказал: выше четвёрки по этой теме получить невозможно.


Очень интересный рассказ! ) Мы тоже писали перьевыми ручками, старались - выводили кружочки и палочки с крючочками.


Это было самое прекрасное время, это было самое ужасное время...


И кляксы...кляксы...
Для меня до сих пор перьевая ручка источник ужаса, она вечно подводила меня(


Захотелось почитать о проблеме личности у Ленина.


Дьёрдь Лукач - лучший помощник в этом деле! Как я уже упомянула в предыдущем комментарии, философские проблемы личности в произведениях Ильича как-то недвусмысленно выводят на личностную проблематику автора...


Я иногда заглядываю на сайт философа Ильи Раскина. У него в разделе "Случаи" размещена очень похожая история. :)

«Киев, школа № 48.
В школе я неожиданно стал диссидентом. (Неожиданно, это как сказать, – все к тому шло. Хотя о «диссидентуре» я в то время не знал практически ничего). Просто моя мама была типичным 60-ником, не любила Сталина, любила Ленина. И накупила кучу ленинских работ (в основном, в виде брошюр), а я их читал. Угораздило меня внимательно прочитать «Государство и революцию» (даже, помню, что-то подчеркивал и выписывал). Тут в школе случился урок по истории и обществоведению (кажется, тогда они были слиты) на тему: Н.С. Хрущев сообщил, что у нас в стране, в кои-то веки, построено «общенародное» (т.е. бесклассовое) государство. А из только что прочитанного Ленина однозначно следовало, что такого не бывает и быть не может. Я и взялся это доказывать. После гневной отповеди исторички я достал Ленина с закладками (к-рого предусмотрительно взял с собой) и стал просто зачитывать. С историчкой случилась истерика, она в слезах убежала в учительскую. Урок был сорван. Разумеется, к вящему удовольствию класса – ну, такое шоу.
После этого меня не приняли в комсомол – тогда, как раз, шло массовое (по возрасту) зачисление в ряды.
В нашем классе оказалось трое лишенцев – двое второгодников и я, ученик вполне успешный (по отметкам). Свежеиспеченные комсомольцы сделали (под учительской редактурой) праздничную стенгазету и тут же вывесили ее на стенку класса. Мы, отщепенцы, немедленно сваляли альтернативную стенгазету (никакой политики, чистый стеб!), тексты писал я, а графику сделал один второгодник, оказавшийся, при этом, довольно талантливым по этой части. Вывесили газету рядом с «официальной». Сравнили – оказались довольны. Наша лучше, о чем речь. Решили оставить до утра – ребята придут, посмеются, и мы ее быстро снимем.
Как назло, в этот день вечером в школе проходила встреча выпускников – они пришли в свой родной класс, обнаружили на стенке безобразие, сняли и отнесли директрисе – настучали.
С утра началось следствие и разбирательство. Авторов долго искать не пришлось, да мы и не особенно отпирались. По результатам было собрано школьное партбюро. Присутствовал некий высокий чин из ГБ (муж нашей завучихи). Вызвали меня с мамой. Вопрос первый: «Кто научил читать Ленина»?! (оцените вопрос!) – Говорю – мама научила. А что, кто-то против? (Мама подтверждает). Вопрос быстро замяли. Вопрос следующий и главный: «Кто научил писать»?!» (разумеется, у меня мозгов не должно хватать, а главное – раскрыть организацию). Говорю вопрошавшей Марии Семеновне (она – по русскому и литературе): «Так Вы же, Мария Семеновна, и научили…»
… … …
До сих пор сочувствую Марии Семеновне, учительнице вполне приличной и уважаемой.
А нечего дурацкие вопросы задавать!»


Господи, какой ужас. Им же могли всю жизнь погубить.


Чуть было не перепутала со своей школой, тоже киевской. У нас был военрук, он говорил "надо ходить не криво, а по прямоугольному, сказано же вам , прямоугольному квадрату", или вот еще, его перл " вы, конечно, учите здесь другие предметы, берете там, лимиты, пределы.." наша мат. школа угорала.


Вопросы меня очень повеселили )))

кто научил Ленина читать, кто научил писать

)))


Очень интересно. Спасибо Вам за рассказ.


А сейчас как учат? Шариковыми ручками писать или сразу печатать, как у соседского сына в гимназии?


Меня учили шариковыми,конечно. А дальше,наверно,будут печатать. И это плохо,как по мне.

Но я до сих пор помню,как маман выдирала из моей тетради исчерканные листы,где я напачкала. Каллиграф из меня никудышний.


Мы в школе даже гусиным пером писали (немного,конечно), потом уже перьевой ручкой, и только к классу 7 стали шариковой, так хотелось нам...
Мой брат в этой же школе сейчас в 4 классе, все еще пишет перьевой.
Так что не везде сразу к клавиатуре...


Атмосферу Вы очень точно передали. Я начинала (к счастью), с классической перьевой ручки, т.е. которую нужно макать. Но воспоминания у меня об этом самые тёплые. Более того, несколько лет назад я по-любительски стала заниматься каллиграфией. Купила себе тетрадочек для первого класса...


О, каллиграфия - это моя хрустальная мечта. Три раза пыталась записаться на курсы и три раза ничего не выходило: то группа не наберётся, то помешает переезд...


Да нужны ли эти курсы? Как по мне — нужно только желание. Ну и ещё образец шрифта, т.е. прописи. Но их изготовить несложно. Берёте соответствующий текст, набираете на компьютере нужным шрифтом, распечатываете, а потом начинаете трудолюбиво копировать. Раз, другой, ... тридцатый...Только вот, каллиграфия — медитативное занятие, потому у меня получается ей заниматься только под настроение.


Мой отец обучился каллиграфии за неделю. В армии. Служил писарем в штабе. До этого почерк был отвратительный, я видела тетрадки, сохраненные бабушкой.
А после службы такие букофки стали, просто загляденье!)


Не могу не отреагировать на эту твою реплику про буковки. Моя сестра до класса четвертого писала прям, как в прописи, но медленно, а потом, когда надо было за учителем записывать, наплевала на красоту и стала строчить, хоть и криво, но как из пулемета. Выработала взрослый почерк.


О, какой котейка! Прямо мисс Холли Голайтли:)
Про почерк: мой, к сожалению, могу понять только я. А ведь выводили крючочки-хвостики когда-то )
Слышала от одного первоклассника что, мол, красота букв ему никчему, он достаточно хорошо умеет пользоваться клавиатурой.


мерси за комплеман, я освежилась: постриглась и покрасилась, как Киса Воробъянинов, в радикальный черный (синий) цвет; да, еще я похудела!


Хороша!:)


Слава Богу, нас сейчас учат только шариковыми ручками. Ничего не соскальзывает, никаких клякс и прочего. Прочитала вашу историю, будто бы это самый настоящий рассказ. Спасибо за прекрасную историю!


Бедные дети, сочувствую! Я подобной ручкой писала только раз- ставила "автограф" с бланке паспорта, самого первого в 14 лет. Так я чуть бланк этот не испоганила....К счастью, в трех остальных случаях мне подсовывали гелевую ручку


Я тоже 1 раз в паспорте подпись ставила перьевой ручкой. А 1 раз - шариковой))

1 2