Больше историй

18 мая 2019 г. 10:59

1K

"Человек в шинели" или об истоках темы двойничества у Достоевского на примере рассказа «Честный вор».

Рассказ «Честный вор» был опубликован в 1848 году и относится к раннему (до каторжному) периоду творчества Достоевского. Помимо прочих особенностей, это произведение наиболее примечательно двумя аспектами: темой маленького человека и темой двойничества. И если первая достаточно понятна для исследователя, изучающего ранний период творчества Федора Михайловича, то вторая гораздо любопытнее. Маленький человек, пришедший из гоголевской «Шинели» (1843г) обрел интерпретацию в целом цикле ранних произведений Достоевского. Очевидно, писателя трогал этот персонаж с психологической точки зрения. Видел ли Федор Михайлович в гоголевском маленьком человеке что-то помимо трогательного типажа? Ответ на этот вопрос мы хотя бы отчасти попытаемся сегодня дать. Однако, касательно рассказа «Честный вор» интереснее рассмотреть аспект двойничества, несомненно, присутствующий в данном произведении. Важнейшая для творчества Достоевского тема, которая позже ярко отзовется в романах Великого Пятикнижия и в той или иной степени практически во всех произведения послекаторжного периода - тема двойничества у Федора Михайловича берет свои корни именно с ранних повестей и рассказов 1846-1848 гг. Это и знаменитая повесть «Двойник» - культовое на сегодняшний день произведение русской классической литературы, гениальный образчик психологической прозы; и многие рассказы раннего периода (в числе которых и «Честный вор»). О котором и идет речь в данной работе.

«Честный вор» - рассказ о непростой дружбе двух главных героев, которые, как дает нам понять текст, вполне возможно являются одним человеком. При таком рассмотрении и сам факт «кражи» (основа сюжета произведения), и психологическое взаимодействие героев становятся куда как глубже и интереснее для рассмотрения. Астафий Иванович (главный герой) и Емельян Ильич (его странный друг пьянчужка) – персонажи обыденные только с первого взгляда. Но стоит повнимательнее присмотреться хотя бы к их именам, как произведение сразу становится сложнее. Астафий с греческого «крепкий» или «здоровый». Таким образом, главный герой именуется «здоровым», что в контексте рассказа имеет немаловажное значение, почему – рассмотрим далее. Имя Емельян имеет римское происхождение и означает «соперник». Любопытно. Отметим, что имена Астафий и Емельян чрезвычайно редкие как сами по себе, так и для творчества Достоевского, что дает нам повод думать, что они даны персонажам с четким умыслом. Итак, с точки зрения значения имен, в данном рассказе мы видим «здорового» и его «соперника». Это уже во многом раскрывает данных персонажей, потому что в контексте двойничества (если полагать, что герой то на самом деле один), мы наблюдаем, так сказать, «основную личность», поведение которой можно охарактеризовать, как здоровое (Астафий Иванович не пьет, работает, живет честно и старается всячески облагоразумить своего друга) и личность «подпольную» (выражаясь терминами достоевсковеда), поведение которой можно охарактеризовать как «соперническое», т.е. выражающее в себе все затаенные печали и желания личности основной (Емельян Ильич пьет, ворует, не работает и доводит себя до смерти в конечном итоге).

Теперь, сделаем остановку и поясним общий сюжет рассказа – история о том, как разумный Астафий помогал неразумному Емельяну, который в итоге отплатил другу кражей и умер от мук совести. Сюжет кажется весьма простым, так почему же я прихожу к выводу, что Астафий и Емельян вполне вероятно являются «Голядкиным старшим» и «Голядкиным младшим»? Повод думать так дает нам сам текст. После того, как в начале повести Астафий пытается сбежать от назойливого друга (который, кстати, пришел в его жизнь в период кризиса), Емельян вдруг непонятно как находит новый угол Астафия, который тот подыскал и снял в полной тайне от него, чтобы избавиться от нахлебника. Емельян не мог знать нового адреса своего благодетеля и, будучи постоянно пьяным и пребывающим в забытьи, едва ли мог бы за ним следить. Тогда как он смог практически молниеносно в тот же день отыскать новое жилье Астафия? Эта деталь не кажется случайной.

Ну, думаю, прощай теперь, Емельянушка, родной человек, не найдешь ты меня! Что ж, сударь, думаете? Воротился я повечеру (к знакомому человеку повидаться ходил) и первого вижу Емелю, сидит себе у меня на сундуке, и клетчатый узелок подле него, сидит в шинелишке, меня поджидает… да от скуки еще книжку церковную у старухи взял, вверх ногами держит. Нашел-таки! И руки у меня опустились.

Обратим внимание и на упоминаемую шинель, она позже обретет огромное значение в этом рассказе. А также заметим перевернутую церковную книжку, которая является своего рода символом «перевертыша» Емельяна, как побочной личности Астафия.

Далее главный герой так привязывается к своему незадачливому сожителю, что уже и не мыслит о том, чтобы расстаться с ним.

Доконает он меня на питейном, подумал я, да тут же, сударь, и другое в голову пришло, и ведь как забрало меня. Да так, что вот если б Емеля ушел, так я бы жизни не рад был…

С психологической точки зрения суть рассказа сводится к взаимодействию в рамках одной личности двух противоположных натур, а Емельян выступает иллюстрацией, своего рода, воплощением, потаенных желаний героя – загубить себя до смерти. Но исследователи творчества Достоевского знают, что Федор Михайлович писал далеко не только о психологической стороне бытия человека, куда как серьезнее его волновали темы гораздо более сложные и глубокие. Интересно посмотреть, есть ли для них место в «Честном воре».

Так возникает «тема шинели». Она интересна в этом рассказе потому, что этот предмет одежды упоминается до крайности часто в отношении Емельяна, так часто, что было бы наивным не обратить на это внимание. Шинель – неотъемлемая спутница Емельяна, а в конце, умирая, он словно бы завещает ее своему другу, как великую ценность. Все это, разумеется, очень важно.

— Да хоть бы ты, пропащая ты душа, говорю (зло меня такое взяло!), хоть бы ты портняжному-то искусству повыучился. Ишь у тебя шинель-то какая! Мало что в дырьях, так ты лестницу ею метешь! взял бы хоть иголку да дырья-то свои законопатил, как честь велит. Э-эх, пьяный ты человек!

Для того, чтобы понимать значение шинели, как некоего символа в контексте темы «маленького человека», нужно подробно анализировать саму гоголевскую «Шинель», в рамках же исследования «Честного вора» мы скажем о том, что шинель – безусловно, предмет магический, символ одержимости, символ раздвоения и превращения (вспомним Акакия и призрака), символ значительный. Достоевский, вероятно, использовал его в своем рассказе, дабы подчеркнуть мистическую раздвоенность души Астафия, которая вполне возможно выходила за рамки психологии. Почему? Об этом поговорим в финале данного исследования.

А пока вернемся к тексту «Честного вора». Сама кража происходит на особенный праздник.

Вот, сударь, так это всё и было; а на ту пору случись праздник большой. Я пошел ко всенощной; прихожу — сидит мой Емеля на окошечке, пьяненький, покачивается. Э-ге! думаю, так-то ты, парень! да и пошел зачем-то в сундук. Глядь! а рейтуз-то и нету!.. Я туда и сюда: сгинули!

Всенощное бдение (также разг. все́нощная (сущ.); в Типиконе церк.-слав. бдѣніе; греч. ’αγριπνία; παννυχις; лат. vigilia) — торжественное, праздничное, общественное богослужение, — установленное чинопоследование в православии, которое при строгом соблюдении устава должно продолжаться от захода солнца до рассвета (примерно с 18 часов до 6 часов — в зимнее время удлиняться, а в летнее — сокращаться). В более широком смысле — аскетическая практика отказа от сна в целях продолжительного молитвословия в ночное время суток.
(Википедия)

Поскольку действие рассказа происходит зимой, стоит думать, что речь идет именно о всенощной на Рождество. Эта деталь едва ли случайна. Что она символизирует? Трудно судить об этом.

Далее после случившейся из-за кражи размолвки между друзьями Емельян уходит от Астафия, что повергает последнего в крайнюю печаль. Однако, вскоре Емельян возвращается и снова на праздник.

И сам себя проклинаю, зачем я тому попустил, чтоб глупый человек на свою волю ушел от меня. Только смотрю: чем свет, на пятый день (праздник был), скрипит дверь. Вижу: входит Емеля: синий такой и волосы все в грязи, словно спал на улице, исхудал весь, как лучина; снял шинелишку, сел ко мне на сундук, глядит на меня. Обрадовался я, да пуще прежнего тоска к моей душе припаялась. Оно вот как, сударь, выходит: случись, то есть, надо мной такой грех человеческий, так я, право слово, говорю: скорей, как собака, издох бы, а не пришел. А Емеля пришел!

От мук совести герой впадает в лихорадку и, умирая, завещает свою рваную шинель, как великую ценность, Астафию.

— А вот если б, примером, мою шинеленочку в Толкучий снесть, так много ль за нее дали бы, Астафий Иваныч?
— Ну, говорю, неведомо, много ли дали бы. Может, и трехрублевый бы дали, Емельян Ильич.
А поди-ка понеси в самом деле, так и ничего бы не дали, кроме того что насмеялись бы тебе в глаза, что такую злосчастную вещь продаешь. Так только ему, человеку божию, зная норов его простоватый, в утеху сказал.
— А я-то думал, Астафий Иваныч, что три рубля серебром за нее положили бы; она вещь суконная, Астафий Иваныч. Как же трехрублевый, коли суконная вещь?

— Вы продайте шинеленочку-то, как я помру, а меня в ней не хороните. Я и так полежу; а она вещь ценная; вам пригодиться может.

Герой не хочет, чтобы его хоронили в шинели, он хочет, чтобы она «жила» и после него, символически унаследованная Астафием.

В финале нашего исследования пришло время рассмотреть мистическую составляющую функции шинели в рассказе «Честный вор». Для этого вспомним начало рассказа . Некий хроникер квартирует угол вместе с Астафием Ивановичем, дело происходит уже после описанных в рассказе Астафия событий, после смерти Емельяна и у хроникера тоже вдруг случается странная кража, которая до крайности сильно воздействует на Астафия.

Однажды я остался в квартире один: и Астафий и Аграфена разошлись по делам. Вдруг я услышал из второй комнаты, что кто-то вошел, и, показалось мне, чужой; я вышел: действительно, в передней стоял чужой человек, малый невысокого роста, в одном сюртуке, несмотря на холодное, осеннее время.
На другой день после обеда, когда Астафий Иванович примерял мне сюртук, который был у него в переделке, опять кто-то вошел в переднюю. Я приотворил дверь.
Вчерашний господин, на моих же глазах, преспокойно снял с вешалки мою бекешь*, сунул ее под мышку и пустился вон из квартиры. Аграфена всё время смотрела на него, разинув рот от удивления, и больше ничего не сделала для защиты бекеши. Астафий Иванович пустился вслед за мошенником и через десять минут воротился, весь запыхавшись, с пустыми руками. Сгинул да пропал человек!

Кто же этот таинственный вор, который, скорее всего, намеревался украсть именно шинель (на что нам намекает текст)? Разумеется, можно сказать, что данный эпизод нужен лишь для логичной завязки рассказа, чтобы подвести Астафия к его истории о честном воре. Но если учитывать унаследованную от Емельяна Астафием шинель, которая в контексте темы двойничества, вероятно, является психологическим или мистическим символом в данной истории, теории могут появиться совсем другие. Был ли это призрак Емельяна, как умершей частички личности Астафия? Призрак, который теперь Астафия преследует и потому герой так взволновался из-за эпизода кражи? В таком случае суть рассказа сводится к символическому бессмертию двойника, которого Астафий изгнал из своей жизни, но не полностью.

Является ли «Честный вор» чисто психологическим рассказом или Достоевский намеревался включить в него нечто большее, эта вещь весьма занимательна для исследователя. Она, безусловно, дополняет обширную в творчестве Федора Михайловича тему двойничества, существующую далеко не только в рамках психологии. Двойник (вспомним Версилова из «Подростка», расколовшего икону на глазах своей семьи словно бы под воздействием некоего таинственного двойника) – у Достоевского символ куда более всеобъемлющий, идет ли речь и о психологических, душевных метаниях или об одержимости.

Источники:
1. Рассказ "Честный вор" Ф.М. Достоевский;
2. Справка из Википедии.

Комментарии


Привет ) Как маленькое дополнение к твоему исследованию, добавлю, что не так давно нашла первоисточник образа "честного вора" Достоевского - это один из заключенных, находившийся с Ф.М на каторге, описанный в "Записках из Мертвого дома". За деньги и еду, некоторые мужики могли, так сказать, прислуживать дворянам, что находились с ними в одних условиях, и этот, бывало, помогал, подворовывал и потом чистосердечно каялся )) Просто потрясающе, что потом с вот этого человека, Достоевский развил настолько насыщенный литературный образ, как ты пишешь. Не знала, что он настолько глубокий и настолько художественно проработанный!


Привет) Спасибо за оценку моей работы, рассказ небольшой, но он меня очень увлек, произведение удивительное. Сам рассказ написан еще до каторги, но в интернете есть информация, что Ф.М. редактировал его в 60-х годах и возможно тогда к образу главного героя были приписаны черты от того человека, которого ты упоминаешь)


Знаешь, у меня как-то раньше не было интереса сравнить это... но в самом деле мой "первоисточник" спорный. Нашла на fedordostoevsky.ru издание "Отечественных записок" за 1848 год, где были впервые опубликованы "Отставной" и "Честный вор", и наш образ честного вора все-таки там есть и в том же ключе, что и в объединенной версии 1860. Это удивительно... если воспоминания, заложенные в "Записки Мертвого дома" все настоящие, то иначе как встречу со своим литературным персонажем в жизни, объяснить это совпадение сложно.


Это кажется удивительным, согласна с тобой) Но у Достоевского в биографии есть и еще более удивительные факты- совпадения в том же ключе. Так, в анализе повести "Хозяйка" я упоминаю о том, что в этом произведении Ф.М. впервые описал героя-эпилептика, хотя на тот момент у него самого еще не было настоящих эпил. припадков и сам диагноз ему был поставлен уже много позже, после каторги, в ссылке в Семипалатинске. Таким образом, в лице старика Мурина из "Хозяйки" мы видим, своего рода, предсказание Достоевским самому себе эпилепсии. А ведь в повести описаны припадки, все до крайности точно. Есть у Ф.М. вот такие "совпадения".


О, вот этим "совпадением" я интересовалась, когда читала "Достоевский над бездною безумия", там, как помнишь, авторы утверждали, что Достоевский вообще симулировал эпилепсию. Тогда мне удалось найти в опровержение, что все-таки первый не диагностированный приступ, похожий на эпилепсию, был у Ф.М после смерти отца, а так как заболевание это наследственное и было у его предков раньше, Ф.М. был уверен, что оно и у него и ожидал его проявления. А официально диагностировали, мол, только на каторге.
Да уж, у Достоевского и биография с "тайниками", не хуже его произведений ))


Ты знаешь, с эпилепсией там вообще все неоднозначно)) У меня на этот счет есть свое мнение, которое я не оглашаю публично, потому как, не будучи врачом, не считаю, что я праве публично обсуждать эту тему в биографии Ф.М. По теме эпилепсии наиболее загадочно для меня на сегодняшний день то, почему ею был наделен Смердяков? Что ты думаешь по этому поводу? Просто, все другие персонажи Ф.М. с эпилепсией так или иначе имеют общие черты, относятся к одной категории героев, но вот Смердяков как-то странно из этого ряда выбивается. Почему интересно?)


А я б с радостью услышала бы твое мнение по поводу эпилепсии Ф.М., просто потому что мы развиваем в этом свое какое-то видение, и это точка зрения, которая на не претендует на совершенную правду. Понятно, что ни о какой точности и верности диагноза говорить не приходится, если даже вот врачи не могут уже быть уверенными, хотя располагают какими-никакими записями лечения и описаниями его приступов..
Мне казалось причина в том, что раз эпилепсия в романах Д. - это форма особенного состояния души героев, когда их недуг как метка, что они чувствуют и понимают многое из того, что простым людям малодоступно, то Смердяков был примером подобного состояния, но в негативном ключе. Например, у Мышкина приступы приобретали чуть ли не духовное значение, у Смердякова, могло быть нечто обратное, что он ей даже пользовался, для своих дел. Мне казалось, эта эпилепсия у Смердякова была как бы тем исключением, развенчивающее впечатление, что Д. мог "обожествлять" свою болезнь, но это лишь очень поверхностное мнение. Так а какое у тебя сложилось впечатление по поводу эпилепсии Смердякова?


Твоя версия по поводу эпилепсии Смердякова весьма хороша и я сама частенько трактую эти мотивы именно так, потому могу с тобой согласиться) Хотя, иногда все равно не покидает интуитивное ощущение того, что есть и еще какое-то значение у всей этой темы эпилепсии в произведениях Ф.М. "Обожествлял" ли Ф.М. свою болезнь? Я думаю он придавал ей высокое символическое значение, быть может, это должно заставить читателей увидеть что-то большее и в Смердякове, ведь образ этого героя почти всегда трактуют однозначно. Спасибо за мнение)


Очень мне интересен разговор о Смердякове. Совсем непонятная личность, если личность вообще.