Больше историй

17 декабря 2018 г. 12:27

2K

О фильме «Основано на реальных событиях» Романа Полански.

Реальность? Серьезно? Ты выше всего этого и тебе пора бы уже это признать.

Новая картина Романа Полански, вышедшая в 2017 году, поставила в тупик многих критиков и зрителей. Кто-то пришел к выводу, что один из самых выдающихся режиссеров современности уже не тот, а кто-то просто расписался в собственной беспомощности понять данный фильм. Я, как зритель, с интересом относящийся к работам Полански, тоже хочу высказать свое мнение. Речь пойдет именно о фильме, потому что книгу я пока не читала, но полагаю, что творение сие небезынтересно и когда-нибудь я, возможно, с ним ознакомлюсь. Пока же остановимся на фильме.

картинка Beatrice_Belial
(Эммануэль Сенье и Ева Грин в главных ролях)

Мне понравилась данная картина. Она хороша, как в части визуала, музыки, атмосферы и актерской игры, так и в части замысла, режиссерских приемов, а также психологических и философских подтекстов. Фильм заставляет не просто задуматься, а размышлять, анализировать, искать ответ, находя который, находишь и весьма изящный способ выбраться из творческого кризиса.

Прежде всего, стоит сказать, что «Основано на реальных событиях» — это история о творческих людях. Кроме того, она делает особый акцент именно на женской психологии, что уже формирует причудливое (истинно в стиле Полански) повествование. Это по-настоящему его фильм, не сомневайтесь. Должна отметить, что одни из лучших фильмов Полански, на мой взгляд, посвящены именно женским героиням. Это и шедевральное «Отвращение» (мой любимый фильм режиссера), и шокирующий «Ребенок Розмари» (одна из наиболее известных и выдающихся лент Полански), да и в других его картинах женские героини представляют огромный интерес (те же «Девятые врата» или «Призрак»), так что Роману есть что сказать по этой теме. Я всегда с большим уважением отношусь к творческим мужчинам, успешно, глубоко и интересно развивающим тематику загадки женской души и психики в своих произведениях. И вот, в «Основано на реальных событиях» Полански снова показывает нам то ли сумасшедшую, о причинах поведения которой зритель гадает, как в свое время гадал при первом просмотре «Ребенка Розмари», то ли вполне здоровую, но находящуюся в творческом кризисе, писательницу. Но на самом деле, игра режиссера куда сложнее, он показывает зрителю и то и другое, показывает женщину, не то чтобы опустившуюся или уставшую, или спятившую, а женщину, ищущую себя в себе самой, стирающую границы между реальностью и вымышленным во имя искусства.

Помимо основной темы, данная лента касается и еще нескольких довольно любопытных, по которым мы сейчас вскользь пройдемся. Во-первых, тема парадоксальной бессмысленности достижения успеха. Главная героиня достигла всего, о чем может только мечтать женщина, живущая в современном мире. У нее успешная карьера писателя, деньги, слава, любящий муж, талантливые дети. Купаясь в лучах славы, находясь на вершине востребованности и одновременно пребывая в том возрасте, когда уже можно позволить себе максимальную свободу (дети выросли), героиня, тем не менее, пребывает в глубокой депрессии. Это любопытный парадокс, заставляющий задуматься над тем, что все, к чему стремятся современные женщины (как в семье, так и в карьере) — не более чем пустышка, не дающая женщине истинного удовлетворения, отчего на закате жизни начинают просыпаться демоны прошлого - сложные отношения с матерью, подавленные темные стороны личности. Еще одна интересная тема, поднимаемая данной картиной Полански - наличие альтер эго, темного двойника, сидящего в голове каждой творческой личности и как помогающего, так и способного навредить. Еще конечно тема творческого кризиса - как начать творить по-настоящему, не боясь рассказать о том, что действительно важно? Как не боятся быть эгоистом в своем творчестве, как писать не о том, что хотят прочесть, а о том, что важно только для тебя самого?

Но цепляет лента не всем вышеперечисленным и даже не умопомрачающим актерским составом (шутка ли, на главных ролях две чуть ли не самые сексуальные актрисы современности — Эммануэль Сенье и Ева Грин). Лента цепляет тонкой, странной и довольно таки жестокой игрой, которую Полански ведет со зрителем. Режиссер рассказывает запутанную историю, которая кажется очень простой, но странный финал оставляет некоторое недоумение и даже дискомфорт. Зритель чувствует, что с ним ведут игру и хочет понять, в чем загвоздка.

Сюжет.

Главная героиня Дельфин подходит к тому рубежу своей жизни, когда уже нечего доказывать и не к чему стремиться. Ее раздражает внимание поклонников и издателей, стремящихся заработать на ней деньги, отсутствие или присутствие мужа не вызывает никаких особых эмоций, а равнодушные дети, вылетевшие из гнезда, и сами не очень то горят желанием общаться с матерью. Так, достигшая всего, о чем только можно мечтать, находящаяся в толпе фанатов, успешная и талантливая женщина …. остается совершенно одна. И в этот момент возникает она, истинная главная героиня данной ленты – загадочная «Л». Она - полная противоположность Дельфин: моложе, не замужем, не имеет детей, ведет свободный образ жизни, в карьере успеха не снискала (пишет для других и о других), но парадоксально выглядит куда более успешной, чем Дельфин, хотя также несчастна. «Л» красива, ухожена, всегда полна энергии. Образ сильной, независимой, жесткой и умной женщины Ева в очередной раз воплотила превосходно.

И именно с приходом в жизнь Дельфин «Л» Полански начинает свою игру, потому что для зрителя все выглядит очень просто – у главной героини от стресса потекла крыша, ее темное альтер эго в виде сексуальной и независимой «Л» вырвалось наружу и пытается заставить героиню сделать то, чего на самом деле хочет ее подсознание - рассказать честную историю о ее собственной жизни. Полански вроде бы делает все по проверенной схеме, он умело водит зрителей между дилеммой о том, кто такая на самом деле «Л» - плод воображения Дельфин или реальная спятившая поклонница (аля главная героиня «Мизери» Кинга), а в конце зрителю должны дать традиционную разгадку. И все было бы прекрасно, зритель был бы в «восторге» от очередной ленты про раздвоение личности, но…. «Основано на реальных событиях» - лента, в которой с самого начала то там, то тут возникают какие-то странноватые детальки, которые не дают внимательному зрителю покоя, путают его, потому что вот ты вроде бы видишь детали, которые говорят о том, что «Л» - нереальна, а потом детали, которые однозначно говорят о том, что «Л» - реальна и финал картины не дает того самого ответа. Сама главная героиня Дельфин так и не понимает, что за странность с ней приключилась, но зато получает желаемое – пишет тот самый правильный честный роман, соединяясь и практически перевоплощаясь в «Л» и достигая тем самым катарсиса.

А теперь проанализируем фильм на предмет определения реальности обеих героинь. Прежде всего, сразу поясню, что все нижеследующее- лишь теория, трактовка обычного зрителя и я вовсе не утверждаю, что все так и было задумано автором романа или режиссером. Однако, теория эта кажется весьма интересной в качестве объекта для размышления.

Часть 1. Реальна ли «Л»?

Вы не хотите написать о себе, о вашей жизни?

В первой трети фильма мы видим массу деталей, указывающих на то, что «Л» нереальна- героини всегда общаются только наедине ( за исключением сцен в баре, где бармен обращается исключительно к Дельфин и словно бы не видит «Л»). Кроме того, в фильме есть важная сцена, которая достаточно ясно дает ответ на вопрос о реальности «Л». Это сон Дельфин, в котором она видит свою мать, сидящую за рабочим столом Дельфин, возле ее макбука. И вот, смотрящая осуждающим взглядом, мать (женщина властная и жестокая, как видно по ее облику) берет макбук, подходит к окну и бросает его в окно дома напротив (в то самое окно, в котором ранее Дельфин видела «Л»). Окно разбивается в дребезги, символически выпуская «Л» на свободу. Психологическая трактовка тут вполне очевидна- чувство вины Дельфин перед своей матерью за то, что она превратила ее трагичную историю в успешный роман, разбирает тайное окно в подсознании Дельфин, выпуская «Л» на свободу. Учитывая символизм этого сна, становится очевидно, что «Л» – нереальна.

Но уже со второй трети фильма начинают появляться детали, которые заставляют сомневаться в том, что «Л» — лишь плод воображения Дельфин. Так, эпизод с переломом ноги, дает читателю понять, что самостоятельно без помощи «Л» Дельфин просто не смогла бы ни подняться по лестнице, ни управлять машиной, ни ездить за продуктами, ни обслуживать себя. Значит, «Л» все-таки реальна. Но откуда тогда все эти странности, несостыковки вплоть до финала фильма, когда оказывается, что никто кроме самой Дельфин никогда не видел «Л» и не говорил с ней? Разгадка в том, что «Л» действительно нереальна, но… только в рамках вселенной Дельфин, которая сама не является реальным человеком.

Часть 2. Реальна ли Дельфин?

Посмотри на меня, я пустышка!

Третья часть фильма, когда «Л» и Дельфин отправляются в загородный дом, дает зрителю остатки данных, по которым можно делать выводы. Сначала мы узнаем о биографии «Л», о ее муже-самоубийце, тяжелом детстве, выдуманной подруге Ки-Ки и, описывая эту подругу, «Л» говорит о том, что Ки-Ки – красивая, маленькая, рыжая девочка. У Дельфин именно рыжий цвет волос. Дельфин — это взрослая версия Ки-Ки, вымышленной в детстве реальной «Л» (Элизабет) в критической ситуации. И Дельфин снова возвращается, когда в судьбе «Л» начинается творческий кризис.

Итак, реальной на самом деле была именно «Л» и ее биография, рассказанная в итоге в книге Дельфин, и была реальностью. А вот уже Дельфин и ее идеальная жизнь были плодом воображения «Л» и она использовала Дельфин, чтобы якобы от ее имени рассказать свою реальную историю. При такой трактовке все, что нам показывают в фильме происходит исключительно в голове «Л» (это, кстати, объясняет некоторые противоречия). Также данную теорию подтверждает и фраза, сказанная Дельфин: «Нет ничего, никаких запретов, сокровищ, одна пустота! Посмотри на меня, я пустышка!» Есть также сцена в финале фильма, когда «Л» бьет скалкой по гипсу Дельфин и тот, разбиваясь, обнажает пустоту внутри себя. Дельфин нереальна, она – воображаемая подруга «Л», она ее инструмент. В финале «Л» сама позволяет Дельфин сбежать, чтобы та могла издать роман о жизни «Л», написанный самой «Л», но отосланный издателю от имени Дельфин. Это, как написать роман о самой себе (своей реальной жизни) от лица твоей вымышленной героини. Становится ясно, что «Л» использует свою воображаемую подругу Дельфин для написания собственной биографии, также как когда-то использовала свою воображаемую подругу Ки-Ки для убийства собственного отца. Это психологическая защита для «Л», ее способ взаимодействия с миром в критических ситуациях.

Так о чем этот фильм?

Представляешь? Мы взаимозаменяемы.

Суть в том, что неважно, была ли «Л» реальной или нет. Это не имеет никакого значения, поскольку значение имеют только опыт и вдохновение, которые Дельфин черпает из «Л» (кем бы та не была). Границы между реальным и нереальным стерты для творческой личности, реальная история жизни «Л» превращается в вымышленный роман вымышленной же Дельфин. Возможно, этот фильм о тайной стороне жизни женской души и психики, о той ее стороне, которая невидима внешне другим людям, но для самой женщины более реальна, чем ее реальная жизнь. Роман (вымысел) сплетается воедино с реальностью (рассказанной в книге правдивой историей «Л»). И с этой точки зрения уже не важно, здорова героиня или нет, важно, что она преодолела творческий кризис, достигла катарсиса, выпустила из себя «Л» или интергрировала ее в себя (если говорить в рамках терминологии «Тени» по Юнгу). Подтверждение этому мы видим в финальной сцене фильма, где Дельфин перенимает стиль «Л», как бы перевоплощаясь в нее. Истинная жизнь Дельфин – это жизнь женщины, прожившей свою историю в голове своей создательницы. Это раздвоенная женская душа, две жизни, два сценария, объединенные в одном романе и в одном фильме.

Женщина в творческом мире Полански всегда была существом во многом ирреальным, будь то его «спятившие» героини из фильмов «Отвращение» или «Ребенок Розмари» или странные демонические женщины (те же героини «Венеры в мехах», «Призрака» и других лент). Женщина, как символ в творчестве Полански, наверное, наиболее ярко показана в фильме «Девятые врата» (играет ее все та же Эммануэль Сенье, жена режиссера). Та героиня – существо иррациональное, неземное, она по разным трактовкам то ли демон, то ли ведьма, то ли Вавилонская блудница (по Апокалипсису), то ли Лилит. Она – существо иного мира, раскрывающее главному герою (мужчине) его путь, помогающая ему, в каком-то смысле ведущая его. Юнгианцы сказали бы, что такие героини – воплощение анимы самого режиссера, они его внутренние вдохновительницы, поддерживающие аспект мазохизма, выраженный во многих мужских героях Полански. В его творчестве наиболее интересные и важные женские персонажи — неизменно необыкновенные, ирреальные, крайне не похожие на женщин обычных, что видно буквально с первого на них взгляда, подчеркивается часто и внешностью и всегда поведением.

По итогу, «Основано на реальных событиях» - это простой фильм о сложной женщине, важно подчеркнуть - не просто о женщине, а именно о сложной женщине. Это женщина мира Полански - иррациональная, творческая, опасная, странная и закономерно - нестабильная в психологическом плане. Но именно она способна создать шедевр.

Комментарии


не читала...
и не смотрела...
но любопытно. и скоро каникулы)


Фильм стоит просмотра, да и книга я думаю хорошая)


спасибо)


наконец-то посмотрела этот фильм. он мне тоже понравился)
очень неоднозначный, заставляет задуматься, что же на самом деле... где грань между воображаемым миром и реальным...
наверное, надо книгу почитать, может, станет понятнее...


Прочтите книгу, вдруг там есть тот самый ответ на все вопросы?) Я бы с удовольствием прочитала, но сейчас времени нет совсем на современную литературу. Если прочтете, напишите потом рецензию, я с удовольствие почитаю)


скачала)
люблю такие фильмы, непонятные...
так, а, может, вот так, а на самом деле только автор знает как на самом деле...


Да, есть такое дело)) После просмотра фильма, я разговаривала с одной подругой, которая читала книгу и я просила ее мне рассказать, дан ли в книге точный ответ на вопрос о том, реальны ли Л и Дельфин. Так вот, подруга сказала, что по ее мнению в книге нет ответа на этот вопрос. Но Полански, на мой взгляд, свой ответ дал вполне ясно, о чем я и написала в этой истории.


да, про творческую женщину - очень интересно)


именно прочитав историю, захотелось фильм посмотреть)