Больше историй

2 мая 2017 г. 13:59

13K

Исследование повести "Вий". II часть.

Ссылка на I часть.

Содержание II части:
1. Ведьма?
2. Старая церковь
3. Способности и особенности главной героини "Вия"
4. Первая ночь
5. Вторая ночь
6. Третья ночь
7. Вий
8. Финал

Ведьма?

Должна уточнить, что в рамках данного исследования я ставлю перед собой задачу лучше понять, кем же являлается панночка «Вия». Едва ли ее можно назвать простой ведьмой, ведь и способности этой героини и ее любопытные особенности (которые мы обсудим позже) ясно дают читателю понять, что перед нами не ведьма, а некто гораздо более могущественный, иначе у нее не было бы возможности: 1) быть бессмертной или после физической смерти остаться в мире живых в течение трех ночей, 2) призывать нечистую силу и заставлять ее подчиняться себе, 3) призвать Вия и использовать его в своих интересах. Обычные ведьмы в рамках славянской мифологии, как правило, наделены гораздо более скромными возможностями. Чаще всего они являются служителями Матери-Природы, варят различные снадобья (как целебные, так и ядовитые), упражняются в искусстве заговоров, занимаются знахарством, имеют способность обращаться в различных животных и вступать в сговоры с прочими представителя темных сил (вроде леших или домовых), могут быть как злыми, так и нейтральными по отношению к людям. Понятно, что представления Гоголя о ведьмах (исходя из того, как он описывал их в своих произведениях) несколько отличались от традиционных в рамках славянской мифологии. Его ведьмы во многих своих чертах похожи скорее на западноевропейских демониц, летающих на метлах (и не только), участвующих в шабашах, убивающих младенцев, пьющих кровь и т.п. Но даже на их фоне панночка сильно выделяется. Данная героиня Гоголя является очень ярким и впечатляющим персонажем, в сравнении с которым меркнут все остальные женские героини писателя. Она являет собой как бы апогей гоголевского представления о женщине в рамках его творчества, все в ее образе доведено до абсолюта: красота, могущество, сексуальность, злость и жестокость. Кроме того, в конечном итоге победу в рамках повести одерживает именно панночка. Пытаясь определить ее место в творческом мире Гоголя, можно с уверенностью сказать, что она там – главная, а сама эта повесть – один из важнейших шедевров писателя.

Комната с мертвой панночкой.

Весь пол был устлан красной китайкой. В углу, под образами, на высоком столе лежало тело умершей, на одеяле из синего бархата, убранном золотою бахромою и кистями. Высокие восковые свечи, увитые калиною, стояли в ногах и в головах, изливая свой мутный, терявшийся в дневном сиянии свет. Лицо умершей было заслонено от него неутешным отцом, который сидел перед нею, обращенный спиною к дверям. Философа поразили слова, которые он услышал:
– Я не о том жалею, моя наймилейшая мне дочь, что ты во цвете лет своих, не дожив положенного века, на печаль и горесть мне, оставила землю. Я о том жалею, моя голубонька, что не знаю того, кто был, лютый враг мой, причиною твоей смерти. И если бы я знал, кто мог подумать только оскорбить тебя или хоть бы сказал что-нибудь неприятное о тебе, то, клянусь богом, не увидел бы он больше своих детей, если только он так же стар, как и я; ни своего отца и матери, если только он еще на поре лет, и тело его было бы выброшено на съедение птицам и зверям степным. Но горе мне, моя полевая нагидочка, моя перепеличка, моя ясочка, что проживу я остальной век свой без потехи, утирая полою дробные слезы, текущие из старых очей моих, тогда как враг мой будет веселиться и втайне посмеиваться над хилым старцем…

Как мы видим, сам сотник человек крайне суровый, жестокий и дочь свою он любил очень сильно. Догадывается ли старый пан о том, кем именно была его дочь? На первый взгляд, нет. Но позже текст повести покажет нам любопытные детали в поведении сотника и всех жителей его селения, из чего мы сможем сделать вывод о том, что все они на самом деле - преданные слуги своей хозяйки, а хутор, где они обитают - таинственное место, которое имеет массу мистических особенностей.

А теперь обратим внимание на более подробное описание внешности панночки. Речь в этом тексте идет уже о мертвой (как кажется) девушке, лежащей на столе в доме сотника.

Медленно поворотил он голову, чтобы взглянуть на умершую и…
Трепет пробежал по его жилам: пред ним лежала красавица, какая когда-либо бывала на земле. Казалось, никогда еще черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте. Она лежала как живая. Чело, прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось, мыслило; брови – ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста – рубины, готовые усмехнуться… Но в них же, в тех же самых чертах, он видел что-то страшно пронзительное. Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть, как будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто-нибудь песню об угнетенном народе. Рубины уст ее, казалось, прикипали кровию к самому сердцу. Вдруг что-то страшно знакомое показалось в лице ее.

Итак, перед нами (и Хомой) необыкновенно красивая девушка, роскошная, не имеющая в облике своем никаких недостатков (даже не смотря на то, что она мертвая). Лежала она как живая, что в очередной раз заставляет нас вспомнить о «Мертвой Царевне» Пушкина, так как образ словно бы живой принцессы, лежащей в гробу, там очень ярко описан. Да и вообще вся концепция "смертного сна", известная по сказкам и мифам, тут обретает до странности ясное воплощение. Героиня не умерла, побои Хомы не убили ее, а лишь на время лишили сил, для восстановления которых героиня впадает в некое состояние, схожее с летаргическим сном. Окружающим она кажется мертвой, хотя девушка так прекрасна и следов тления никто не наблюдает. Смертный сон, который имел мощное символическое значение в жизни (а может, и смерти) самого Гоголя находит тут воплощение в его повести.

Далее мы снова видим знакомые детали: чело, нежное и белое, как снег; брови- ночь, которые указывают на черный цвет волос панночки; ресницы- стрелы; уста-рубины, т.е. огненно красные, как и алые (кровавые) губы Мертвой Царевны.

картинка Beatrice_Belial

Дальше...

Кадр из фильма "Вий" 1967 г.

Старая церковь.

Посмотрим на еще одного едва и не полноценного персонажа этой повести - старую полуразрушенную церковь, где и разворачиваются события трех роковых ночей. Место это очень странное. Фактически, оно становится своеобразным приютом панночки, да еще и легко принимает в свои стены призываемых ею упырей и даже Вия. Что же это за церковь такая? Почему ее стены позволяют войти нечистой силе и более того- почему нечистая сила чувствует себя в них столь комфортно?

Когда солнце стало садиться, мертвую понесли в церковь. Философ одним плечом своим поддерживал черный траурный гроб и чувствовал на плече своем что-то холодное, как лед. Сотник сам шел впереди, неся рукою правую сторону тесного дома умершей. Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла почти на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения. Свечи были зажжены почти перед каждым образом. Гроб поставили посередине, против самого алтаря.

Итак, мы видим, что церковь была заброшенной, давно уже в ней не проводились никакие служения, а сама она пришла в совершенное запустение. Это выглядит, как меткая метафора на состояние веры в душах жителей селения сотника. Быть может, и появилась панночка именно в этом селении (или выбрала именно его) по той причине, что люди, жившие там, совершенно утратили всякую веру. Таким образом, церковь из этой повести представляет собою место очень своеобразное и наводящее ужас. Но в чем же причина? Только ли в том, что жители селения утратили веру? На самом деле, суть особенностей этой церкви следует рассматривать неразрывно от особенностей самого селения, из которого, например, невозможно убежать. Ранее я уже отмечала, что данный хутор, как и все его обитатели - место мистическое и наиболее хорошо его суть становится понятна, когда понимаешь суть самой панночки. Ее хутор - местность, находящаяся на границе двух миров (мира живых и загробного мира), как только Хома попадает туда, он становится пленником данного места и уже не может сбежать, он полностью во власти своей мучительницы, а привезли его туда ее верные слуги. Читая повесть, присмотритесь повнимательнее к описанию хутора - домам, деревьям, их расположению, поведению жителей, даже эпизоду с внезапной сединой Хомы - все это многое расскажет и о самой панночке и об ее обители. Потому и церковь данного хутора особенная, так как, строго говоря, она вообще находится не в мире живых, не в реальном мире.

Философ остался один. Сначала он зевнул, потом потянулся, потом фукнул в обе руки и наконец уже обсмотрелся. Посредине стоял черный гроб. Свечи теплились пред темными образами. Свет от них освещал только иконостас и слегка середину церкви. Отдаленные углы притвора были закутаны мраком. Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость; сквозная резьба его, покрытая золотом, еще блестела одними только искрами. Позолота в одном месте опала, в другом вовсе почернела; лики святых, совершенно потемневшие, глядели как-то мрачно.

картинка Beatrice_Belial
картинка Beatrice_Belial
Кадры из фильма "Вий" 1967 г.

Согласно традиционным представлениям церковь должна служить местом безусловной защиты для людей от всяческой нечистой силы. Но Гоголь парадоксально выбирает именно церковь для свершения своеобразного ритуала отмщения Хоме и теперь мы уже понимаем почему.

Теперь снова вернемся к панночке и поговорим подробнее об ее способностях. Дело в том, что самая известная героиня Гоголя прославилась не только ночными полетами на незадачливых мужчинах, подвернувшихся ей под руку. Все жители селения знали за ней те или иные ведьмовские проделки. Многое, конечно, было придумано специально для Хомы и Гоголь сознательно пишет об этом так, чтобы читатель легко мог различить вымысел от правды, но некоторые поступки панночки были подтверждены фактами (например, мертвыми телами ее жертв). Рассмотрим отрывок из повести с описанием ее деяний.

Итак, панночка была способна на самые типичные ведьмовские проделки (вроде наведения порчи или приворота понравившихся ей мужчин). Но, в числе прочего мы видим, что она еще и была самой настоящей вампиршей. Причем, описанной именно так, как их описывали в старинных сказках, на основе которых еще сам Брэм Стокер писал своего «Дракулу».
Если помнить о вампирских проделках героини, то ее необыкновенная красота (в ней не было ничего тусклого, мутного, умершего), которая поразила Хому во время первой ночи, кажется вполне объяснимой. Как и странности с возрастом ведьмы, ведь как мы помним в повести она предстает перед читателем то старухой, то молодой красавицей. Но я должна предупредить читателя о том, что совершенно неверно считать панночку вампиршей. Кровь- лишь незначительный атрибут, маленькая деталь образа. Панночка - не ведьма, но и не вампирша, однако она объединяет в себе способности и тех, и других, а это уже говорит о ней многое, лишний раз подтверждая мнение о том, что данная героиня Гоголя - создание поистине демоническое, древнее и всемогущее. Далеко не с простой ведьмой малороссийского хутора довелось встретиться Хоме. А раз так, то почему именно он? Случайно подвернулся, сам пришел в заранее расставленную ловушку? Быть может...

Такая страшная, сверкающая красота!
Он отворотился и хотел отойти; но по странному любопытству, по странному поперечивающему себе чувству, не оставляющему человека особенно во время страха, он не утерпел, уходя, не взглянуть на нее и потом, ощутивши тот же трепет, взглянул еще раз. В самом деле, резкая красота усопшей казалась страшною. Может быть, даже она не поразила бы таким паническим ужасом, если бы была несколько безобразнее. Но в ее чертах ничего не было тусклого, мутного, умершего. Оно было живо, и философу казалось, как будто бы она глядит на него закрытыми глазами. Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза ее покатилась слеза, и когда она остановилась на щеке, то он различил ясно, что это была капля крови.

Далее рассмотрим подробно три роковые ночи, в течение которых ведьма пыталась найти и убить Хому.

Первая ночь.

В рамках повести к помощи непосредственно своих прислужников панночка прибегнет только в третью ночь (это в церкви, а не на хуторе в целом). Две первые героиня будет пытаться самостоятельно отыскать Хому. Обратим внимание на любопытные метаморфозы в ее внешности. Она то прекрасна, как живая, то вдруг становится вся синяя с позеленевшими глазами и злобным, страшным выражением лица. О чем это говорит? Поведение панночки в течение этих трех ночей показывает постоянные переливы между ее сущностью и своего рода ведьмовской маской, которая и при жизни скрывала ото всех ее подлинный облик. И дело тут не столько в истинном возрасте этой героини, сколько в том, что будучи существом не из мира живых, панночка в истинном своем облике имеет массу черт, указывающих на ее происхождение. О значении этих черт подробно можно почитать в моем исследовании сказки Пушкина "О Мертвой Царевне" (ссылка в профиле).

Хома спасает себя кругом, который не дает ведьме увидеть своего обидчика. Панночка же блуждает по церкви, словно слепая, летает в гробу, но все равно не может найти Хому. Почему так происходит? Почему простой меловой круг не дает могущественным силам пройти за его границы? Такой своеобразный магический круг с древних времен считался своего рода оберегом. Надо заметить, что даже сам Вий не смог бы пройти за границы этого круга, если бы Хома не посмотрел на него. Это раскрывает один из самых важных и интересных моментов повести, но о нем мы погорим чуть позже.

«Чего бояться? – думал он между тем сам про себя. – Ведь она не встанет из своего гроба, потому что побоится божьего слова. Пусть лежит! Да и что я за козак, когда бы устрашился? Ну, выпил лишнее – оттого и показывается страшно. А понюхать табаку: эх, добрый табак! Славный табак! Хороший табак!»
Однако же, перелистывая каждую страницу, он посматривал искоса на гроб, и невольное чувство, казалось, шептало ему: «Вот, вот встанет! вот поднимется, вот выглянет из гроба!»
Но тишина была мертвая. Гроб стоял неподвижно. Свечи лили целый потоп света. Страшна освещенная церковь ночью, с мертвым телом и без души людей!
Он дико взглянул и протер глаза. Но она точно уже не лежит, а сидит в своем гробе. Он отвел глаза свои и опять с ужасом обратил на гроб. Она встала… идет по церкви с закрытыми глазами, беспрестанно расправляя руки, как бы желая поймать кого-нибудь.
Она идет прямо к нему. В страхе очертил он около себя круг. С усилием начал читать молитвы и произносить заклинания, которым научил его один монах, видевший всю жизнь свою ведьм и нечистых духов.
Она стала почти на самой черте; но видно было, что не имела сил переступить ее, и вся посинела, как человек, уже несколько дней умерший. Хома не имел духа взглянуть на нее. Она была страшна. Она ударила зубами в зубы и открыла мертвые глаза свои. Но, не видя ничего, с бешенством – что выразило ее задрожавшее лицо – обратилась в другую сторону и, распростерши руки, обхватывала ими каждый столп и угол, стараясь поймать Хому. Наконец остановилась, погрозив пальцем, и легла в свой гроб.

Вторая ночь.

Теперь посмотрим, что происходило в церкви во вторую ночь. Кстати отмечу еще и то, что Хома поначалу довольно таки странно реагировал на ночное поведение панночки. Конечно, он очень сильно ее боялся, но его переживания были крайне примитивными - герой переживал не за свою душу, а лишь за сохранность тела. Да еще и не забывал думать о вознаграждении вплоть до третьей ночи. Нужно заметить, что этот герой так до самого конца и не осознает своих ошибок и не обретет веры, а к молитвам будет прибегать как любой глупый человек, который пытается использовать их как, своего рода, инструмент для решения проблем.

Труп уже стоял перед ним на самой черте и вперил на него мертвые, позеленевшие глаза. Бурсак содрогнулся, и холод чувствительно пробежал по всем его жилам. Потупив очи в книгу, стал он читать громче свои молитвы и заклятья и слышал, как труп опять ударил зубами и замахал руками, желая схватить его. Но, покосивши слегка одним глазом, увидел он, что труп не там ловил его, где стоял он, и, как видно, не мог видеть его. Глухо стала ворчать она и начала выговаривать мертвыми устами страшные слова; хрипло всхлипывали они, как клокотанье кипящей смолы. Что значили они, того не мог бы сказать он, но что-то страшное в них заключалось. Философ в страхе понял, что она творила заклинания.
Ветер пошел по церкви от слов, и послышался шум, как бы от множества летящих крыл. Он слышал, как бились крыльями в стекла церковных окон и в железные рамы, как царапали с визгом когтями по железу и как несметная сила громила в двери и хотела вломиться. Сильно у него билось во все время сердце; зажмурив глаза, всё читал он заклятья и молитвы. Наконец вдруг что-то засвистало вдали: это был отдаленный крик петуха. Изнуренный философ остановился и отдохнул духом.

Третья ночь.

Вий.

Ну и наконец, обратимся к одному из самых интересных героев этой повести- жуткому и загадочному Вию. Прежде посмотрим, что из себя представляет это существо и какими именно способностями оно обладает, а также почему у панночки есть власть призывать его. Уже потом определим, почему Вию удается увидеть Хому.

Они приблизились к церкви и вступили под ее ветхие деревянные своды, показавшие, как мало заботился владетель поместья о боге и о душе своей. Явтух и Дорош по-прежнему удалились, и философ остался один. Все было так же. Все было в том же самом грозно-знакомом виде. Он на минуту остановился. Посредине все так же неподвижно стоял гроб ужасной ведьмы. «Не побоюсь, ей-богу, не побоюсь!» – сказал он и, очертивши по-прежнему около себя круг, начал припоминать все свои заклинания. Тишина была страшная; свечи трепетали и обливали светом всю церковь. Философ перевернул один лист, потом перевернул другой и заметил, что он читает совсем не то, что писано в книге. Со страхом перекрестился он и начал петь. Это несколько ободрило его: чтение пошло вперед, и листы мелькали один за другим. Вдруг… среди тишины… с треском лопнула железная крышка гроба и поднялся мертвец. Еще страшнее был он, чем в первый раз. Зубы его страшно ударялись ряд о ряд, в судорогах задергались его губы, и, дико взвизгивая, понеслись заклинания. Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитые стекла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Страшный шум от крыл и от царапанья когтей наполнил всю церковь. Все летало и носилось, ища повсюду философа.
У Хомы вышел из головы последний остаток хмеля. Он только крестился да читал как попало молитвы. И в то же время слышал, как нечистая сила металась вокруг его, чуть не зацепляя его концами крыл и отвратительных хвостов. Не имел духу разглядеть он их; видел только, как во всю стену стояло какое-то огромное чудовище в своих перепутанных волосах, как в лесу; сквозь сеть волос глядели страшно два глаза, подняв немного вверх брови. Над ним держалось в воздухе что-то в виде огромного пузыря, с тысячью протянутых из середины клещей и скорпионьих жал. Черная земля висела на них клоками. Все глядели на него, искали и не могли увидеть его, окруженного таинственным кругом.

Обратим внимание на то, как описана эта нечисть. Гоголь почти не дает точных описаний и, тем не менее, исходя из реакции Хомы, у читателя складывается довольно таки точное представление о том, насколько страшными были эти существа и как именно они выглядели. Это один из ярчайших моментов писательского дарования Гоголя, когда мастер способен с помощью незначительных вроде бы деталей создать необходимое у зрителя настроение. Что за существо Гоголь описывает в этом отрывке? И что это в виде черного пузыря с тысячью протянутых из середины клещей и скорпионьих жал висело над этим монстром? Диву даешься.

– Приведите Вия! ступайте за Вием! – раздались слова мертвеца.
И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.
– Подымите мне веки: не вижу! – сказал подземным голосом Вий – и все сонмище кинулось подымать ему веки.
«Не гляди!» – шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
– Вот он! – закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха.

Итак, мы видим, что панночка именно призывает Вия. Т.е. он не является сам по собственному (так сказать) желанию. Почему так происходит? Потому что Вий, как и все прочие упыри и вурдалаки - не более чем слуга панночки, но не простой, а так сказать... высокоранговый. Он предводитель других ее слуг, обладающий особенной способностью - видеть душу. Но видеть ее он может только если ему позволят. Отсюда и его имя и внешний облик. Придумал ли Гоголь данного героя с ноля, без всякой фольклорной первоосновы? Я склоняюсь именно к этому варианту. Вспомним, как в начале I части данного исследования я писала о том, что несмотря на предисловие Гоголя к "Вию" специалисту по фольклору так и не обнаружили следов этого существа в этом самом малороссийском фольклоре. И если Гоголь выдумал Вия специально для этой повести, то это было сделано неспроста. Функция этого существа- видеть скрытую душу, прозревать душу (даже скрытую магическим кругом) и для этого у него огромные глаза и не менее огромные веки (от слов "глаза" и "веки", напомню, образовано и название существа). Обрати глаза свои (зеркало души) к древним существам иного мира (посмотри на Вия) и они увидят тебя (как Вий и увидел Хому). Впервые ли Гоголь описал Вия или это существо все же уже существовало в мифах и сказках- не суть важно. Важнее, в чем была суть этого существа и его способностей. Это одна из ярчайших смысловых жемчужин повести - причина смерти Хомы лежит в его собственном желании обратиться ко злу, выраженном во внезапном любопытстве этого героя. Смерть Хомы наступает не по вине нечисти (так как пропели петухи), злобные служители панночки не разрывают Хому на куски, он умирает от страха. Причем, очень любопытно, какими именно словами Гоголь это описывает –«Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха». Именно от страха душа покидает тело героя и Хома умирает. Таким образом, повесть четко показывает читателю, что главный герой погиб исключительно по своей вине. Из-за страха и любопытства (желания обратиться к темным силам) и неверия... а может быть, и любви к той самой панночке. Как знать...

Кстати, по поводу финала главной героини повесть нам ничего не сообщает. По фильму мы помним, что панночка легла в гроб, обратилась в жуткую старуху и вроде как окончательно умерла. Но у Гоголя ничего такого нет. Что сталось с панночкой, в кого она обратилась и куда подевалась после расправы над Хомой нам не рассказано. Зато есть слова о том, что произошло с той самой церковью- «Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги». А что с панночкой? Как бессмертное существо она никуда не делась, как и ее таинственная обитель (в повести "Вий" воплощенная в хуторе), и ее слуги под предводительством Вия.

В финале хочу упомянуть и своеобразное послесловие Гоголя, которое повествует нам о том, что Халява и Тиберий после смерти их друга Хомы, нисколько не изменились, а остались все теми же ворами, пошляками и безбожниками, успешно карабкающимися вверх по служебной лестнице. А Хома... Хома отправился в теперь уже совсем иной мир, на ступеньку отходящий от хутора панночки и какая судьба была ему там уготована, повесть о том умалчивает.

Комментарии


Нужно заметить, что этот герой так до самого конца и не осознает своих ошибок и не обретет веры

Ну, он же все-таки философ, так что тверд в том, чтобы не обретать веры:) Вообще, конец Хомы показателен - смерть в церкви от нечистой силы - как кара одновременно со стороны Бога (за то, что не верит), так и нечистой силы (последствия неверия). Жаль, что по-настоящему в "Вие" неверие Хомы действительно "глупое", а не философское. А то любопытный можно было бы конфликт развернуть...

Ну а кто же такой Вий?

На этот вопрос ответить легко. Вий - самый смехотворно-неудачно выполненный персонаж фильма "Вий". В этом признавались и сами создатели фильма:)


Ты прав, он философ и потому обретение веры не могло и не должно было быть для него типичным (скажем так), но он же все-таки прямо столкнулся с нечистой силой, а значит должен был (как философ) осмыслить это явление, поразмышлять над его причинами, а он только и делал, что думал о вознаграждении от сотника, да и о безопасности своего тела (а вовсе не души или разума). Вот это я и имела в виду под "так и не осознал своих ошибок".

Да, Вий в фильме- это что-то:)) Зато вот декорации церкви просто отличные. Но знаешь, учитывая обстоятельства (страну, год съемок, бюджет) они отлично все сделали.


Да, Хома - философ, да ума недалекого...

Меня же всегда сильно интересовала временная составляющая - как представишь себе, что ВСЮ ночь надо наедине с ведьмой провести - жуть просто! И в книге и в фильме время сжимается, жуть-эффект скрадывается. Впрочем, он с лихвой компенсируется ведьмиными па панночки-Варлей.

Фильм, конечно, отличный, претензий нет. Даже и Вия другого уже не надо:)


А как тебе такой Вий? Гугл говорит, что это из какой-то современной экранихации повести, но я не смотрела.
картинка Beatrice_Belial


Никак, я думаю. Но я вообще не воспринимаю комп-спец.эффекты. Не видел смоделированных персонажей, которые бы казались настоящими. В этом смысле кукольная нечисть "Вия" и то реалистичнее:)


Фильм дополняет текст Дурацкая фраза: не ясно, кто кого дополняет :)))
Фильм является дополнением к тексту. Без него теперь уже невозможно представить себе Панночку. Живую и мёртвую.
Мне же, как обычно, текст нравится больше, и вы его хорошо напомнили, спасибо :)
Из всего, что написал Гоголь, я "Вия" люблю больше всех.

А Панночка, конечно, не простая ведьма. Она какая-то сильная волшебница. В "нормальной жизни" ей вообще не нужна чья-либо помощь. Сама со всем справляется. Только в совсем уже трудной ситуации зовёт Вия, "узкого специалиста по снятию заклятий". И по рентгеновскому зрению :)))
Думаю, сила её происходит из её же красоты. В Испании вплоть до XIX века таких красавиц на всякий случай сжигали на кострах :)


Удивлена, что "Вий" у вас любимое произведение Гоголя. Мне почему-то казалось, что это должны быть скорее "Мертвые души")


А вот и нет :)))


Вий - первая страшная книга в моей жизни) ты продолжаешь изучать тему "белоснежного" типажа, Оля?)
Я, кстати, взяла в этом месяце биографию Гоголя)


Мне последние пару месяцев частенько попадались героини такого типажа у абсолютно разных авторов, так что я прониклась:)) Я тоже в этом месяце хочу биографию Гоголя прочесть, пару книг подобрала.


Хорошо мы с биографиями совпали)


Замечательный анализ повести. Браво! ( помнишь, что я тебе об этом говорил?)

Мне всегда казалось подозрительным, что Хома ( почти Фома) не знал кто его родители, особенно, кто его мать. Думается, что мать его была не простым человеком, и Панночка это почувствовала. Да и молитвы его в какой-то момент стали походить на какую-то чёрную мессу, ибо он уста его шептали совсем не те слова, что были в молитвеннике.
Да и поведение Панночки было странным, и не менее странной ( двусмысленно странной!!) было её пристрастие поездить на мужчинах. А тут, сам Хома поездил на ней ( про двусмысленность умолчим).
А может, Панночке, словно гадкому утёнку, было скучно и грустно, и она так играла, как играли в эту "езду" жители села.
Вот только я не думаю, что она была родной дочкой сотника. Он её удочерил давным-давно. Сколько ей было лет? Да под 1000 точно, а может и больше. Может потому она так и влеклась к молодости, к детям и "езде" на мужчинах.
Символика новозаветных петухов и Иродиады и того, как от Панночки мужики теряют голову, очень хороша.
Вий - вообще шикарен. Церковь - символ тела, грешного, наполненного страхами и сомнениями. Со своей душой он столкнулся, с самыми тёмными страхами. Но не каждый может вынести почти зеркально и дивно прописанный Гоголем взгляд своей души. Там ведь много зеркального в повести.

Спасибо за шикарную работу, Ольга!


Спасибо за такой лестный отзыв, но боюсь, что я тебя разочаровала. У меня сейчас очень тяжелый период в связи с рядом событий (потом напишу тебе) и голова моя думает о чем угодно, но только не о книгах. Текст у меня из-за этого получился корявый:(

Мне всегда казалось подозрительным, что Хома ( почти Фома) не знал кто его родители, особенно, кто его мать. Думается, что мать его была не простым человеком, и Панночка это почувствовала. Да и молитвы его в какой-то момент стали походить на какую-то чёрную мессу, ибо он уста его шептали совсем не те слова, что были в молитвеннике.

Интересное мнение, тоже были подобные мысли, но многое я сократила, чтобы лишний раз не смущать народ. Мне итак целый список выставили того, что я должна исправить:)

Вот только я не думаю, что она была родной дочкой сотника. Он её удочерил давным-давно. Сколько ей было лет? Да под 1000 точно, а может и больше. Может потому она так и влеклась к молодости, к детям и "езде" на мужчинах.
Символика новозаветных петухов и Иродиады и того, как от Панночки мужики теряют голову, очень хороша.

О как любопытно! Ты уверенно говоришь про ее возраст, почему так решил?)
Про церковь замечательно написал, мне вот это даже в голову не пришло, хотя сейчас понимаю, насколько это правильно и метко. Зеркального много, это я тоже заметила:)


Прекрати, не корявый у тебя текст. Если сравнивать с моими историями, то у тебя почти гармония и стройность)
Если не ошибаюсь, то и при жизни Гоголя некоторые "критики" видели в его "Вие" некоторую если не корявость, то рваность.
Не парься, у тебя всё нормально в этом плане, кому нужно, поймёт.

Интересное мнение, тоже были подобные мысли, но многое я сократила, чтобы лишний раз не смущать народ


Интересно было бы узнать подробности.

О как любопытно! Ты уверенно говоришь про ее возраст, почему так решил?)
Про церковь замечательно написал, мне вот это даже в голову не пришло, хотя сейчас понимаю, насколько это правильно и метко. Зеркального много, это я тоже заметила:)


Так это понятно с самого начала. У Гоголя не просто так упоминаются тёмные женщины древних времён. Тут символ.
Да и власть над нечистью у неё странная, словно бы она и не ведьма ( так, задержалась на 100 лет) передохнуть в этом селе), а царица всей этой нечисти, тёмного мира.
Знаешь, меня смущает то, что Набокову не нравилась эта повесть. И это несмотря на то, что повесть переливается через край любимыми им зеркальностями, символикой отражений и тонким эротизмом.
Так тема церкви , как храма, на самом виду)
Да, насколько помню, философы и богословы вечно дрались, и побеждали всегда богословы, богословие. А тут, словно бы появилось нечто такое, что мучило и Гоголя всю жизнь, о чём он лишь шёпотом писал, давая этому выход, что дало повергло и философию и богословие разом. Это что за сила и мощь такая?


Ты знаешь, творчество Гоголя меня вообще сильно мучает, именно в том плане, что я остро чувствую во многих его произведениях (и в "Вие" не в последнюю очередь) этот самый шепот, который имеет большое значение и я почти знаю, что он хотел сказать, но только не могу этого осознать. Т.е. мое подсознание уже все понимает, а сознание еще нет и вот эти интуитивные ощущения по поводу произведений Гоголя именно мучают меня, потому что мой мозг так устроен, что мне надо понять. Ты же знаешь, что сам Гоголь очень расстраивался, когда видел реакцию критиков и публики на свои работы, но не потому что они ругали или хвалили его за что-то, а потому что (как он говорил) "Они опять ничего не поняли". Т.е. он что-то там такое нашептал, что точно можно и нужно понять. Но кто это может? Точно я могу сказать толь что Булгаков и Достоевский понимали.


У меня такие же мучительные мысли по поводу Набокова. Ты ведь забыла упомянуть и его, когда писала, что Булгаков и Достоевский поняли Гоголя. Знаешь что? Есть у Гоголя две мучительные орбиты души, одна - центробежная - ангелическая. Другая , центростремительная- инфернальная. Вот пересечение этих орбит, очень мучительно. Сам он до конца не понимал этих пересечений : большое видится на расстоянии. Булгаков - понял, зачерпнул инфернальную силу, смешивающуюся с ангелической. Достоевский - ангелическую, смешивающуюся с инфернальной. В некотором плане, у Набокова дивно и жутко отразилось и то и другое, но доведённое до гротеска.
Не знаю, говорят, что Пушкин унёс с собой тайну. Думается, что таких тайн в русской литературе было 3-4 : Пушкин, Лермонтов, Гоголь. А вот Достоевский унёс с собой какую-то последнюю и тотальную тайну, вмещающую все прошлые и грядущие тайны в русском ( и не только) искусстве.


Ого на людей каких наткнулся


p.s. Только сейчас заметил, что твоя история и моя рецензия выложены почти в одно время,и в той и в другой речь идёт о "глазастеньких" и бесовщинке, с упоминанием "век". Забавно)


"....Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в
чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал. (Прим.
Н.В.Гоголя.)"
Думаю, ни чего он не нашептывал...
Гоголь - рассказчик. Во время рассказа автор чувствует волнение слушателя. Я бы даже сказал "слышет".
Возникает связь...диалог рассказчика и слушателя.
Когда этот диалог прекратится - Н.В. Гоголь умрет.
Пока жив


В I части этой истории в самом начале я привожу сведения о том, что

В примечании к «Вию» Гоголь писал, что данная повесть является народным преданием, а он изложил события в точности так, как слышал их, ничего не изменив. Однако специалисты до сих пор не нашли ни одного фольклорного произведения, которое бы максимально было похоже на повесть «Вий».

Так что есть большая вероятность того, что Гоголь все-таки просто "прикрылся" примечанием о том, что он якобы ничего от себя не добавлял, защитил себя так, учитывая массу различных подтекстов, которые есть в этой повести. А на самом деле, очень много там от него.


Да, Господь с Вами.
Я и не говорил, что это не его (кстати, там есть слово "почти").
Да, и не где вы не встретите 2х идентичных пересказов.
В версии кинопересказа Гоголя Ершовым и Кропачевым очень, очень близко к тексту, но не так...Все по-своему.


Какой роскошный анализ! Спасибо большое!


Огромное спасибо) Если вам понравился этот анализ и вы хотите прочесть подобные статьи о произведениях Пушкина и Гоголя, то ссылки на них вы можете найти на странице моего профиля.


Великолепный анализ! Спасибо огромное!


Очень рада, что вам понравилось) Я сама получила большое удовольствие, когда исследовала эти повести.


Вот-вот! Это чувствуется! Когда человек что-то делает с удовольствием, то и результат получается отличный!