Больше историй

31 марта 2017 г. 11:19

7K

Кто такая Медуза Горгона - только лишь чудовище из очень популярного мифа? Что означает ее имя и что эта героиня символизирует сегодня? Почему этот образ так важен для людей интересующихся женской психологией? Какую роль в истории Горгоны сыграла Афина и почему богиня мудрости превратила прекрасную девушку в чудовище?

Древнегреческая мифология (как и вся античная литература) – настоящий кладезь ценной информации для любого профессионального психолога или просто интересующегося психологией человека. Такого количества многозначительных образов, архетипов и историй с подтекстом вы не найдете больше нигде. По сути, на сегодняшний день, герои античных поэм или волшебные существа из мифов - это уже символы. Но, символы очень особенные. Почему они ценны? Потому, что на примере простых сказок (каковыми и является большинство мифов) они рассказывают нам о сложнейших особенностях человеческой психики и помогают лучше узнать себя и других. Парни из Древней Греции очень много сделали для человечества (без всяких шуток - мы должны быть крайне им благодарны).

картинка Beatrice_Belial
Winifred Hope Thomson, «Medusa».

Одним из наиболее показательных в этом плане мифов я считаю историю Медузы Горгоны, о которой сегодня и пойдет речь. Для меня она вообще имеет большое значение, так как по причине ее особенной выразительности в детстве эта героиня пугала и интересовала меня больше всех других чудовищ из книжки «Мифы и легенды Древней Греции» вместе взятых.

Что же в ней такого особенного и ценного? Могу сказать, что для людей, интересующихся психологией (особенно женской), здесь просто море полезной информации. Не забегая вперед и хоть в какой-то мере интригуя читателя, начну свой рассказ с описания того, КЕМ, КАК и ПОЧЕМУ была Медуза Горгона, ну а потом уж подойдем к самому интересному.

Из всех чудовищ древнегреческой мифологии Медуза Горгона – самая могущественная и пугающая. Мало вы отыщите существ, которых герои знаменитых мифов (и их читатели) боялись бы в такой же степени и которые были бы также опасны и смертоносны. Она пугает не только своим видом и способностями, но и своей предысторией.

Итак, Горгоны в греческой мифологии- чудовища, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини земли Геи и бога моря Понта. Горгоны - это три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза.

Горгона Медуза (греч. Μέδουσα — «стражник, защитница, повелительница») — наиболее известная из сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Обратим внимание на значение имени. Медуза - и стражник, и защитница, и повелительница. Все это очень важно, как мы поймем далее. Но родилась эта героиня вовсе не страшным монстром, а прекрасной девой. Она была настолько привлекательной, что бог морей Посейдон решил возлечь с ней. Но место для этого выбрал не совсем удачное – храм Афины. От Медузы Посейдон получил отказ и исполнил свою волю с помощью насилия, что придает истории совсем уж неприятный оттенок. После случившегося, несчастная и охваченная справедливой яростью Медуза воззвала к Афине и стала просить ее защиты и помощи, но коварная богиня мудрости вместо того, чтобы «поговорить по душам» с Посейдоном превратила несчастную Медузу в жуткое чудовище с весьма многозначительным обликом. Огромная любовь Афины к змеям (которые с древности считаются символом мудрости) «подарила» Медузе змей вместо ее некогда прекрасных волос. Помимо этого Афина дала девушке крылья и наделила ужасающей силой – превращать в камень все живое своим взглядом. Афина превратила в монстров и ее ни в чем неповинных сестер. Сестры Медузы были вынуждены скрывать от всех свой безобразный облик, и перебрались «на край земли», на затерянный отдаленный остров. И люди рассказывали друг другу страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах. Все быстро забыли о былой красоте горгон и с нетерпением ждали, когда появится герой, который избавит мир от отвратительной Медузы, под взглядом которой все живое становится камнем.

Так, прекрасная дева, подвергшаяся насилию со стороны Посейдона, стала одним из самых страшных чудовищ древнегреческой мифологии. Любопытная история, не правда ли? Поведение Афины никому не кажется странным? Несправедливым, например? Но к этому мы вернемся чуть позже.

Обратим внимание на облик Медузы еще раз и запомним его важные особенности. Например, способность превращать все живое в камень одним лишь взглядом.

«Вместо волос у Горгоны — шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У Горгоны медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгоны все живое превращается в камень»

Так описывает горгону древнегреческий поэт Гесиод (ок. 700 до н.э), в поэме «Теогония» («Происхождение богов»). Слово «gorgos» в переводе означает «страшный, грозный». В зависимости от обстоятельств ее жертва окаменевает, теряет дар речи, лишается чувств или умирает. Составляющими образа Медузы можно считать саму голову со змеями вместо волос; ее кровь; щит Персея, натертый до блеска, как зеркало; и камень, в который превращалось все живое при взгляде на Горгону. Это такие универсальные символы, которые характерны для этого мифа: красота, змеи, зеркало и кровь.

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Дальше...

Кровь и змеи.

Кровь Горгоны обладала одновременно целительными и губительными свойствами. Асклепий с помощью крови Медузы, взятой из левой части тела, мог оживлять людей, а из крови, взятой из правой части тела, мог мгновенно умертвить. Интересно то, что Асклепий изображается всегда с посохом, обвитым змеей - порождением крови горгоны Медузы. А изображение змеи, обвивающей чашу, появилось в XVI веке благодаря знаменитому врачу Парацельсу (1493-1541), и сегодня стало символом медицины. Так, символизм змей и крови чудовищно двойственный. Они могут быть и орудием для убийства, и орудием для спасения. Все это находит очень яркое воплощение в образе Медузы Горгоны, которая могла убить кого угодно, но позже станет орудием для добрых дел Персея. Все в этой истории таково – Медуза крайне неоднозначна, от своей предыстории до своей смерти.

Красота.

Чем является красота - даром или проклятием? Это один из основных вопросов мифа о Медузе Горгоне.

Как мы помним, отрубленная голова Медузы обладала мощнейшими магическими свойствами (которые так потом помогли Персею). И в отрубленном состоянии голова Медузы обладала теми же способностями- превращать людей в камень. Показав лик Медузы, Персей спас Андромеду, царскую дочь, которую предназначили в жертву. Перед этим он превратил в камень титана Атланта, поддерживающего небесный свод неподалеку от острова горгон, и тот превратился в гору Атлас в современном Марокко. В средневековых книжных легендах владение головой горгоны приписывалось Александру Македонскому, чем объяснялись его победы над всеми народами. В знаменитой помпейской мозаике доспех царя украшен на груди изображением головы горгоны. Остров Сицилия традиционно считается местом, где жили горгоны и была убита Медуза. Её изображение до сих пор украшает флаг этого региона.

Всем знакомо выражение: «Остолбенел от такой красоты». Оно весьма соответствует магическому действию головы Медузы. Но если до превращения она могла обращать людей в камень силой своей красоты в переносном смысле, но после превращения обрела эту способность уже в буквальном. Вообще, красота является мощнейшим символом в этой истории, потому что именно она и погубила Медузу. Иногда говорят, что девушка была гордячкой и пострадала именно по этой причине. По моему же мнению никакая гордыня Медузы не оправдывает насилия Посейдона и жестокости Афины. Да и неприступность девушки для ухажеров могла быть связана вовсе не с гордыней, а с целомудрием.

Зеркало.

Как мы помним, великий герой (полубог) Персей победил Медузу вовсе не с помощью своей невероятной силы или смекалки, а всего лишь с помощью отполированного до блеска (фактически ставшего зеркалом) щита. И это наводит нас на любопытные мысли- Медузу мог победить кто угодно, если у этого человека было зеркало. Нужно было лишь заставить горгону посмотреть в него и убить саму себя своим смертоносным взглядом. Именно зеркало стало погибелью для Медузы, а не какой-то герой (пусть даже и полубог). А почему зеркало? Тут миф поднимается максимально высоко в своем символизме. Глаза (зеркала души) у Медузы после превращения становятся смертоносными, и зеркало несет смерть (хотя и относительную) уже ей самой.
И тут можно провести любопытнейшие параллели как: 1) Медуза погибает от ужаса, увидев в зеркале свой ужасный лик после превращения, это перевернутый мотив губительной красоты, 2) Медуза погибает от символического осознания своей чудовищной души-монстра, когда видит свои глаза (символ зеркала ее души) в отражении зеркала-щита. 3) Медуза погибает, испытав на себе свои же чары (круг замкнулся).

Символизм зеркала (по понятным причинам) всегда неразрывно связан с красотой, тщеславием, гордыней и в мифе о Медузе он достигает своего апогея, раскрывая массу значений и подтекстов.

Символизм Медузы Горгоны в истории и в наше время.

Со временем миф о Медузе обрел любопытное воплощении в жизни. Она стала символом неудержимой ярости, жестокости и сверхъестественной защищенности от любых возможных нападений. А также своеобразным символом женщины, которая может (мягкого говоря) за себя постоять. Причем, этот символ привлекал не только женщин, для наиболее красивых из которых ( потенциальная опасность насилия - всегда неотъемлемая часть жизни, как и страхи, связанные с этим), но и для мужчин.

Так, голова Горгоны изображалась на военных медалях, а затем и на украшениях конской сбруи, иногда на доспехах и щитах – дабы устрашать и повергать в ужас противника. Образ Медузы на воинских надгробных памятниках, возможно, играл охранительную функцию, призванную защищать могилу от разорителей. Голова Медузы также стала эмблемой дома Versace. А в современном кинематографе эта героиня имеет беспрецедентную популярность. Существуют десятки экранных воплощений Медузы Горгоны, которые (благодаря современным технологиям) становятся по-настоящему пугающими, так что любой зритель может почувствовать себя «Персеем». Возникновение образа Медузы Горгоны зачастую связывают с преданием о «дурном глазе», однако наиболее приемлемой кажется следующая теория: с давних времен, Медуза Горгона совмещает в себе одновременно ужас и очарование, её образ нельзя понимать однозначно - это олицетворение единства в человеке хаоса и порядка, красоты и коварства, самоограничения и развращенности.

Итог.

Итак, мы определи кто такая Медуза Горгона, как она стала такой, откуда у нее особенные способности и что символизируют красота, кровь, зеркало и змеи в этой истории. Поговорили мы и о том, что символизирует сама Медуза. Остался лишь один последний вопрос- почему Афина так поступила с изнасилованной прекрасной девой, которая к тому же еще и пострадала от вовсе не дружественного Афине Посейдона? Почему Афина превратила Медузу в чудовище?

Этот вопрос ради любопытства я хочу адресовать тем немногочисленным людям, которые все же дочитали эту историю до конца (если таковые вообще найдутся). Напишите ваше мнение по этому вопросу в комментариях или мне в личку и потом я расскажу о своей версии. Будет интересно обсудить.

1 2

Комментарии


Очень интерсно! Пока что только прочитал историю, и, кстати, никаких таких подробностей я и не знал, вообще, в детстве бредил Гераклом и его подвигами:) Ну и Персеем тоже, но в истории Персея Горгона скорее персонаж эпизодический. Так что почти все внове. А что до мнения, возьму небольшую паузу, чтобы подумать - до вечера. Ну а про "парней из Древней Греции" что скажешь - даже Маркс, негодуя на рабовладельческий строй, не мог не восхищаться культурой Древней Греции:)


Спасибо, мне приятно, если тебе было интересно прочесть:) Твоего мнения по поводу того, почему Афина так поступила с Медузой я дождусь, мне реально очень интересно узнать, как на это смотрят другие люди, какие у них возникают чувства и мысли по этой ситуации.


Я думаю, тут постановка вопроса слишком человеческая по отношению к богам. Абстрагируемся на время от богов. Вот представь себе, что произошел такой роковой акт насилия, в результате которого красавица превращается в мстительное чудовище. Это превращение кажется во многом естественным; даже если совершившего насилие накажут, это вовсе не излечит претерпевшую насилие красавицу. А теперь вспомним о богах. Ведь все происходит по их воле. Но тогда решение Афины просто фиксирует этот момент жуткого превращения, раз уж все происходит по воле богов (в Древней Греции). То есть и насилие, и последующее превращение - все в воле богов. Как и вообще все происходящее.


Значит, если я тебя правильно поняла, само превращение ты считаешь как бы иллюстрацией психологического (и неизбежного в такой ситуации) состояния Медузы, так? Такую точку зрения вполне принимаю, моя ее немного дополняет, а так суть почти та же.

Если что я тебе потом свою версию в личке изложу, если интересно. Просто я тебя сегодня и так уже обсуждениями дозанимала:))


Да, я только сейчас ответил о смысле, а тут еще и голова Медузы! Но, в общем, да, проклятие Афины просто фиксирует то, что роковым образом произошло. Жду дополнения:)


А если такая схема: Медуза - красавица. Красавица эгоистичная, замкнутая на себе. Далее - Зевс как фатум, рок, а не личность. Эгоист + РОК рождает чудовище.
Повторюсь, Зевс и Афина здесь аспекты РОКА. Анализ их влияния - тонкая настройка, детализация.
Промежуточный результат - красавцы всегда под угрозой " мутации" в чудовище.
Теперь что с этим делать. Появляется Герой. Человек этого мира, но готовый решать возникшии проблемы. Психолог, по нашему.
С решением - сложно. Предположу это что то близкое к отзеркаливанию партнера, когда партнёр в итоге видит в собеседника себя истинного. И в этом получает точку опоры для " ухода" от чудовища.
Миф подсказывает, что эта операция токсична - спасение дочери царя - это скорее выброс накопленного негатива.
Как то так (°0°)/


Весьма любопытное мнение, спасибо:) Т.е. по вашему красота всегда обречена на превращение в чудовище, без этого никак? А почему? Только ли из-за эгоизма всех красавцев?


Красота, как фактор риска. Можно сказать профессионального.
Красавцы постоянно видят в глазах людей восхищение/заинтересованность/зависть. Рано или поздно они начинают пользоваться этим преимуществом. Отсюда "головокружение от побед". Вот с чем по-настоящему бьётся красавиц/а.
Человек VS красавец/а.
Горгона эту битву проиграла. В мифе неоднократно подчеркивается "змеиность" - символ ума. Красивая, умная женщина. И тут РОК. Обстоятельства непреодолимой силы. Вы чувствует насколько обострен конфликт?!?
Вспомните интервью со старыми актрисами, теми, что блистали. Ближе к середине интервью лично я "слышу" змеиное шипение. /(•~•)


Я вас поняла, повторюсь, крайне интересное мнение:)


Пусть и сильно поздно, но плюс 125!!!


Здравствуйте Ольга! У меня долгое время кружилось желание в голове решить мораль к этого мифа. И я его не могла найти, так как сопротивлением этому стоял конец, который в моём понимании полностью показывает нам что такое 3д реальность.

Но! Продолжение и перерождение ещё никто не отменял! Да!; Медуза оказалась в роли жертвы в том измерение где полубоги имели возможность творить и закалдовывать действия из своего эгоизма, зависии, ревности и этим воздействовать на всё сущее. Но я считаю что это всё было придумано создателем как большой театр, чтобы проверить истинные качества и опыт души и переродить Гаргону и Перса и Афины в 5д в тех ролях где они смогут проработать свои теневые сторону. Продолжение ещё никто не отменял!;) Сказки и мифы были в 3д в 5д рулят сериалы:) и жизнь продолжается


Женщина на картинке очень напоминает одну современную актрису) одно лицо)


Жду от тебя ответ на поставленный в конце истории вопрос:)) Знаю, как ты тонко чувствуешь психологию женских героинь, так что не могу не спросить.


Я не сильна в греческой мифологии, тк мне она никогда не была особа интересна) но в данном случае мне видится здесь не мщение и не наказание со стороны Афины и не жестокость. Напротив. На мой взгляд, это был своеобразный акт "инициации": слабой и беззащитной она приобретает новый облик, устрашающий. Любителей возлегать со страшилищами, я думаю, найдется немного) Кроме того, Афина еще и дева-воительница. Она "вооружила" пострадавшую деву способностью превращать потенциальных обидчиков в камень.


Мы с тобой все-таки сестренки:)) Твое мнение опять совпало с моим во многих аспектах. Жму руку:)


Это радует))


Что думала Афина, я не знаю, но до конца вашу историю, конечно, дочитал :)

Мифы не являются религией в узком смысле. Там в образной форме излагаются все знания о мире, которые были в ходу у греков. Поэтому там и психология, и медицина, и космология -- и чего там только нет.

Сейчас по субботам-воскресеньям Культура показывает многосерийный мультик про мифы Греции. В прошлые выходные были первые две серии, в эти выходные будет ещё две. Мне интересно :)
А ещё Академия Арзамас прямо сейчас выпускает серию аудиолекций про греков и римлян. На сегодня доступны 3 лекции, всего будет 7. Лекция #2 (45 минут) про почитание богов. Отношения людей и богов сильно отличаются от тех, что приняты в настоящих религиях. Тоже прослушал с интересом. В частности, там утверждается, что Кун проделал работу по "спрямлению" и объединению многочисленных и часто сильно различных локальных историй в одну. Вот эту-то историю мы и знаем :)


Большое спасибо вам и за то, что дочитали мою историю и за замечательные рекомендации, которые я обязательно приму к сведению. Если честно, телевизор уже давно не смотрю, но некоторые передачи и лекции того же канала "Культура" нахожу в интернете и иногда с интересом просматриваю. Та же "Игра в бисер" по-моему выходит на "Культуре", еще периодически ищу в сети интервью Людмилы Сараскиной (они всегда прекрасны и очень информативны), словами не опишешь, как бы я мечтала слушать ее лекции, но насколько мне известно, она не преподает, иногда лишь читает лекции на избранных мероприятиях о Достоевском и Солженицыне. А у вас есть любимые лекторы, которых вы по тв или в интернете смотрите (слушаете)?


У меня целая куча любимых лекторов :)
Алексей Семихатов в области естественных наук.
Леонид Млечин в истории.
Разные-разные люди, которых привлекает к сотрудничеству Академия Арзамас.
И много ещё :)


Я думаю, что все гораздо проще! Афина имела виды на Посейдона, а он Медузу выбрал! Но как такое стерпеть бедной женщине?


Мне вчера в личку одна читательница написала точно такую же версию, я с ней не согласилась, аргументировав это тем, что банальная пошлая ревность не вяжется с поведением богов. Боги на то и боги, чтобы не мыслить и не чувствовать категориями людей.


Боги хоть и недолюбливали друг друга, но всё же старались не враждовать между собой по возможности: вспомним гомеровскую "Илиаду", в которой во время осады Трои Посейдон и Аполлон предпочли не сражаться, аргументируя свой поступок тем, что они боги, а не смертные люди. Плюсом ко всему, пожалуй, основная тема в античности - тема рока, которого не избежать; предначертанное обязательно совершится - иными словами Горгона ни в чём не виновата, она лишь оказалась заложницей ситуации, а в её пугающий образ была включена вся боль и страдание, которые девушка испытала. Действительно, Афина не могла потерпеть изнасилования в своём храме - священном месте, а покарать Посейдона она не могла, так как он божество, потому всё негодование и сошло на Медузу, которая осквернила священное место.


Спасибо, ваша точка зрения также интересна:)


А по-моему, они очень даже человечные! Даже слишком мелочные и мстительные! Примеров тому в греческой мифологии масса! А люди для них служили развлечением, как шахматы или покер. Как говорится, ничто человеческое им не чуждо!


Тук-тук. Можно?)
Слушай, замечательная у тебя вышла история!
Я думал, что ты косвенно упомянешь и о превращение в соляные столпы оглянувшихся на Содом. Словно бы люди оглядывались, проникали, вторгались в прошлое и трагедию Медузы, живым и трагическим символом исказившую её облик.
А возможно, что обращение в камень, это древний символ тела человека, как храма, который неподлежит осквернению.
А вообще, что мы можем знать о мифах, придуманных мужчинами?
У древнегреческой поэтессы Артении, есть стихи о том, что Горгона превращала в камень лишь мужчин. В других стихах же говорится о том, что её страшная красота ( вспомнила Достоевского?), это лишь символ, и на самом деле Афина даровала ей мощь и силу, дар время от времени превращаться в Горгону. Понимаешь? Она не теряла своей красоты.

p.s. Уже и забыл то приятное чувство комментировать твои истории и рецензии).
Да, очень нравится этот стих Шелли о Медузе.


Саш, спасибо за добрые слова:) Мне в свою очередь интересно было прочесть твой комментарий. Как ты заметил, ответ на основной вопрос, я не озвучила в истории, а лишь поставила вопрос, поскольку мне было любопытно познакомиться с мнениями разных людей. Несколько человек написали в личку и вчера мы обсудили разные теории, там я дала и свой ответ на поставленный в истории вопрос и он своеобразно созвучен с некоторыми твоими размышлениями из комментария. Если тебе интересна Медуза настолько, чтоб это подробнее обсудить -можешь мне написать:)


И отдельное спасибо тебе за замечательное стихотворение:) Восхитительно:))


Окаменение как наказание. Интересный взгляд. В древнегреческих мифах эта тема ярко присутствует. Например Прометей тоже был прикован к скале. Ну а в нашей жизни, те кому довелось испытать сонный паралич, тоже могут рассказать много интересного.


От зависти она её , от женской зависти...


Очень интересная история! Восхищаюсь глубоким подходом, захотелось почитать что-нибудь еще о Медузе.)

А что касается вопроса, то мне кажется, что Афина Медузу спасла, а не наказала. Между ними есть внутреннее родство: Афина – единственная из богинь, рожденная из головы отца (т.е. «женщина-мозг» как она есть) и проявляющая себя не как женщина, а как разумное существо. Поэтому логично, что она пришла на выручку девушке, терпящей посягательства. Превращение в «чудовище» - отличная защита. Кроме того, это взгляд человека Медуза Горгона – чудовище, а с точки зрения божества – вполне себе нормальное существо. )

Ну а еще, мне кажется, что умные, независимые и гордые женщины (будь они даже писаные красавицы) нередко кажутся мужчинам «чудовищами», это банальный страх. Но «мужской взгляд» настолько господствует в мире, что в этом и самих женщин убеждают, это сплошь и рядом происходит, не только в мифах. Так и удалось «победить» Медузу – она увидела себя мужскими глазам.)


Вот! Поэтому я особенно ждала именно твоего мнения по этой истории:) Практически 100% совпадение с моим взглядом и по поводу Афины тоже очень согласна с тобой. Спасибо огромное, что прочитала.

Я писала эту историю в первую очередь для женщин, но оказалось, что и мужчин Медуза тоже заинтересовала. Ты наверное обратила внимание, какие разные мнения люди оставили в комментариях, но как я и предполагала, на Медузу у нас с тобой схожий взгляд:)


Афина – это мой женский архетип, поэтому мнение по поводу Медузы – однозначное. В детстве мне было обидно за Арахну, она мне казалась несправедливо наказанной, но сейчас я и в этом Афину понимаю.)


Плюсую и по поводу Арахны:) Афина была права в обоих случаях, на мой взгляд и вообще это единственная для меня богиня, чья мудрость и поступки действительно приводят в восторг.


Я не очень понимаю, для чего Афина участвует в борьбе за яблоко, если честно.)


Передо мной этот вопрос тоже стоит, сейчас черкну пару строк в личку на эту тему.


Как ни странно, голивудские сценаристы дали ответ на этот вопрос вполне в древне греческом стиле. В фильме "Битва титанов". Афина понимала, что ничего не может с этим поделать, а просьбы и плач Медузы ей крайне досаждают. Решение - сделать так, что бы Медуза уже никогда не смогла оказаться в такой ситуации. Вжух! Проблема решена.
Отдельно же хочется отметить паралельное существование бога моря Понта и бога морей Посейдона. Складывается ощущение наложения более древней мифологии на более свежую. Возможно ответ на поставленный вопрос кроется в более древних пластах мифологии, не вошедших в греческую традицию.


Меня так заинтересовал данный вопрос, что пришлось пообщаться с греком :)
Для начала цитата Овидия из "Метаморфоз"

Но замол­чал он ско­рей, чем того ожида­ли. И задал
Некто, один из вель­мож, вопрос: из сестер поче­му же
Воло­сы толь­ко одной пере­ме­ша­ны зме­я­ми были?
Гость же в ответ: «Раз ты вопро­сил о достой­ном рас­ска­за,
Дела при­чи­ну тебе изло­жу. Кра­сотою бли­стая,
Мно­гих она жени­хов завид­ным была упо­ва­ньем.
В ней же все­го осталь­но­го сто­крат пре­крас­нее были
Воло­сы. Знал я людей, утвер­ждав­ших, что виде­ли сами.
Но гово­рят, что ее изна­си­ло­вал в хра­ме Минер­вы
Царь зыбей. И Юпи­те­ра дщерь отвер­ну­лась, эгидой
Скрыв цело­муд­рен­ный лик. Чтоб грех не остал­ся без кары,
В гидр ужас­ных она воло­са обра­ти­ла Гор­го­ны.
Ныне, чтоб ужа­сом тем устра­шать вра­гов оро­бев­ших,
Ею же создан­ных змей на груди сво­ей носит боги­ня».

Теперь попробую описать, как это видят и изучают греки:
1. Афина принципиальная, мудрая и хладнокровная барышня, которая родилась из головы Зевса, то есть обладает по большей части мужским типом мышления. и, что очень важно, девственница.
2. Медуза прекрасна и не пытается это скрывать, плюс весьма горделива. Да, была изнасилована. Да, в храме Афины (что крайне неуважительно). Но, по-большей части, в Греции считают, что она виновата в этом сама, мол, слишком красива, спровоцировала Посейдона (не забываем, что мифы всё-таки написаны мужчинами :) ). Нормальным финалом после случившегося для тех времен было самоубийство Медузы, но этого она сделать не захотела, а обратилась к Афине.
3. Со стороны Афины: Медуза, будучи оскверненной, не кончает жизнь самоубийством (что считалось правильным, а Афина барышня принципиальная), осквернила её храм (при том что сама Афина девственна и презирает секс без брака, так что это вдвойне неприятно) и соблазнила её женатого дядю (не забываем про "мужской ум" Афины, т.е. для её априори Посейдон не виноват, да и вообще в то время для мужчин было нормальным брать то, что хочешь, не важно, взаимно это или нет). То есть, виновата во всей этой ситуации Медуза, а значит, наказать ее необходимо. Убить она её не может, так как она справедливая, так что она выбирает другой способ.
4. Во-первых, лишает её красоты, чтобы она не могла больше никого соблазнить. Во-вторых, дает ей возможность превращать мужчин (женщины не подвергались ее силам) в камень, для того, чтобы защитить себя. Отправляет ее на далекий остров со своими сестрами, где никто не сможет ее обидеть. И дает двойственную силу: исцелять и убивать своей кровью, что является метафорой о наличии темного и светлого в каждом человеке. Но на самом деле она в тайне надеется, что Медуза долго не протянет и таки убьет себя. Но этого не происходит.
5. Тогда она посылает Персея для убийства Горгоны, дает ему щит и сама же рассказывает, как это можно сделать: используя щит в качестве зеркала. Плюс стоит добавить, что сестры Медузы (в каких-то источниках Афина превратила их сама, в каких-то они попросили) были бессмертны, а вот Медуза нет. Это сразу указывает на планы Афины. Умереть Медуза должна. Таковы правила: это традиционно, справедливо и соответствует тому времени, а Афина любит заниматься такими вопросами.
6. По поводу смерти Медузы мне не смогли дать однозначного ответа: кто-то считает, что произошло так, просто потому что это красиво - умереть от собственной силы, да и вообще в этом есть цикличность, что тоже хорошо. Кто-то считает, что это был единственный способ, поэтому так и произошло. Но что самое странное, источники утверждают, что Медуза знала о своей уродстве и безобразии, именно поэтому они с сестрами и улетели так далеко, чтобы никто не мог этого видеть, так что версия с шоком от увиденного, наверно, отпадает.

Надеюсь, вам было любопытно :)


Огромное спасибо :) Очень информативный и интересный комментарий.

1 2