Больше историй

2 марта 2017 г. 09:44

2K

Что мы знаем о «Руслане и Людмиле»?

Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.

В чем выражается чувственная сторона поэмы? Что символизируют соперники Руслана и само похищение Людмилы? Была ли Людмила девой или княжной и чем, кроме похищения, увенчалась их с Русланом брачная ночь? Почему Пушкин сделал акцент именно на чувственных подтекстах «Руслана и Людмилы»? Об этом далее.

картинка Beatrice_Belial

Подумалось мне перечитать эту известную поэму (вроде как детскую сказку, так хорошо всем знакомую). И какие же открытия меня подстерегали! Не удержалась и написала целый разбор (полетов).

Во-первых, «Руслан и Людмила» - вовсе не сказка, а самая настоящая быль. Да еще и очень чувственная, воспевающая страстную любовь и земные наслаждения. Можно сказать, что эта поэма- пушкинский вариант «Песни Песней». И, как и Царь Соломон (который, кстати, упоминается в тексте поэмы), Пушкин не видит в чувственном ничего плохого. Напротив, именно в этом то поэт и зрит залог счастья и венец любви земной. И с ним трудно не согласиться (как невозможно спорить и с необоримой прелестью «Песни»). Так живо, так трепетно, так просто и гармонично написана поэма «Руслан и Людмила», что не проникнуться ее искрящейся жизненной силой просто невозможно. А уж сколько параллелей можно увидеть между этим произведением и, например, знаменитыми древнегреческими образцами – подвигами Одиссея, Геракла или Ясона. Определенно, перед нами не просто сказочная поэма, а глубокомысленное сказание о вещах самых разных, не всегда созвучных только лишь любви.

«Руслан и Людмила»- одна из сильнейших и прелестнейших вещей Пушкина. Как я уже отмечала ранее, любовь в ней - живая и страстная, абсолютно земная, с превосходным и всегда уместным юмором и чувственность в ней играет важное значение. И для Руслана, и для его соперников Людмила становится символом не небесным, не божественным, а земным ( символом любви, наслаждений и власти). Это не значит, что Руслан не любит свою жену, это значит, что Пушкин не считал чувственную любовь зазорной, а напротив, восхвалял и пыл сердечный, и утехи, которые являются наградой за терпение и подвиги.

Людмила.

Моей причудливой мечты
Наперсник иногда нескромный,
Я рассказал, как ночью темной
Людмилы нежной красоты
От воспаленного Руслана
Сокрылись вдруг среди тумана.
Несчастная! когда злодей,
Рукою мощною своей
Тебя сорвав с постели брачной,
Взвился, как вихорь, к облакам

Значение имени Людмила - «милая людям».

Пушкин описывает Людмилу классической идеальной возлюбленной. У этой девушки есть все, чтобы воспалить любовь в мужчине, но при всей своей прелести, она всегда остается верна избраннику, тоскует о нем и ждет, когда он ее спасет и освободит. Людмила в этой поэме – воплощение роли женщины в природе, женщины как части земного мира, как спутницы мужчины, несущей в его жизнь свет, красоту, прелесть чувственных наслаждений и искусство.

Описание внешности.

Внешности Людмилы уделено огромное значение. Описываются и ее прелестные ножки, и косы, и бледная кожа, а уж сколько раз Пушкин будет упоминать вздымающуюся грудь… Совершенно ясно, что данное произведение, в котором эротический аспект играет немаловажную роль, уделяет большое значение физическим данным героев. Автор делает акцент на красоте и сексуальности Людмилы, на небывалой удали и силе Руслана и на немощи и уродстве Черномора.

Тогда неслышными шагами
Одна поближе подошла;
Княжне воздушными перстами
Златую косу заплела
С искусством, в наши дни не новым,
И обвила венцом перловым
Окружность бледного чела.
За нею, скромно взор склоняя,
Потом приближилась другая;
Лазурный, пышный сарафан
Одел Людмилы стройный стан;
Покрылись кудри золотые,
И грудь, и плечи молодые
Фатой, прозрачной, как туман.
Покров завистливый лобзает
Красы, достойные небес,
И обувь легкая сжимает
Две ножки, чудо из чудес.
Княжне последняя девица
Жемчужный пояс подает.
Меж тем незримая певица
Веселы песни ей поет.
Увы, ни камни ожерелья,
Ни сарафан, ни перлов ряд,
Ни песни лести и веселья
Ее души не веселят;
Напрасно зеркало рисует
Ее красы, ее наряд:
Потупя неподвижный взгляд,
Она молчит, она тоскует.

В этом отрывке мы видим, как Пушкин любит свою Людмилу.

Ax, как мила моя княжна!
Мне нрав ее всего дороже:
Она чувствительна, скромна,
Любви супружеской верна,
Немножко ветрена... так что же?
Еще милее тем она.

Дальше...

Руслан.

Я еду, еду, не свищу,
А как наеду, не спущу!

Значение имени- «лев».

Руслан описан классическим героем. Он – храбрый витязь, красавец, сильный и смелый воин. При этом, Руслан вовсе не чрезмерно горяч и несдержан (в отличии от Рогдая). Он способен проявить терпение, когда нужно (например, ожидая первой брачной ночи с Людмилой), хотя это ему очень нелегко дается, что Пушкин весьма забавно обыгрывает. Может Руслан и пуститься в дальнее путешествие, будучи верным супругом и желая спасти возлюбленную. Очевидно, что автор показывает свое сопереживание именно этому герою, не единожды указывая на его превосходство в самых разных качествах перед соперниками.

Соперники Руслана - Рогдай, Фарлаф и Ратмир.

То три соперника Руслана;
В душе несчастные таят
Любви и ненависти яд.
Один — Рогдай, воитель смелый,
Мечом раздвинувший пределы
Богатых киевских полей;
Другой — Фарлаф, крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей;
Последний, полный страстной думы,
Младой хазарский хан Ратмир:
Все трое бледны и угрюмы,
И пир веселый им не в пир.

Значение имен: Рогдай- «мудрый», Фарлаф- «радостный свет», Ратмир- «ратующий за мир».

Людмила становится символом власти для соперников, обладать ею- значит одержать окончательную победу. И противники Руслана рады, что герой потерял свою жену, теперь они снова вступают в бой, в котором Людмила для них- просто трофей. Руслан же относится к своей возлюбленной иначе, что в дальнейшем станет одной из причин его победы.

Наина.

Значение имени- «невинная».

В поэме помимо Людмилы, символизирующей образ классической, доброй и верной возлюбленной, присутствует еще и образ роковой красавицы, несущей горе и боль своим обожателям. Это - неприступная Наина. В рассказе старика мы видим трогательную историю его любви к прекрасной чаровнице, которая в итоге обернулась для несчастного настоящим проклятием.

Обожатель Наины положил всю жизнь ради того, чтобы добиться руки своей возлюбленный и все ради тех же чувственных ласк. Пошел и на подвиги, и на колдовство, а в финале его рассказа мы видим, что Наина в облике старухи уже не прельщает взора и не вызывает желаний, она не нужна. Любовь в «Руслане и Людмиле» -это именно чувственное явление, в ней нет подтекста вечности. И именно в этом поэма очень созвучна «Песне Песней», она - гимн любви страстной, наслаждениям плотским, но гимн завуалированный, спрятанный под сказку с вполне типичным сказочным сюжетом и вполне обычным подвигом героя ради спасения своей возлюбленной.

Можно ли в рассказе старика увидеть насмешку над пылкими влюбленными, готовыми на все ради долгожданной победы? Вот цена вашим желаньям, вашей трепетной любви, вашим подвигам и вашим стремлениям - всему виной лишь жажда чувственных наслаждений, а чуть угаснет красота, то жажды не уж и следа. (Как бы говорит нам Пушкин). А мы слушаем и думаем: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

Черномор.

А вот как описано юморное знакомство Людмилы с «грозным колдуном» Черномором. Замечательно, что Пушкин не стал превращать Черномора в типичного злодея - жуткого, сильного, могучего и опасного. Тут своего рода «родственник» Кощея Бессмертного.

И Людмила, между прочим, не собирается, сдаваться без боя. Она и за бороду схватит и шапки разные примеряет по ходу дела. Деятельная девушка.
Появление Черномора.

Чувственное в поэме «Руслан и Людмила».

Остановимся подробнее на эротическом аспекте поэмы, о котором мы уже немного говорили ранее.
Нижеследующие строки показывают, насколько чувственна эта история, страсти играют в ней важную роль. Брачные утехи, а также сама по себе традиционная концепция первой брачной ночи ( когда влюбленный получает невинность своей жены), утоление распаленной страсти – все это показано Пушкиным ярко и имеет немаловажное значение в поэме.

Но, страстью пылкой утомленный,
Не ест, не пьет Руслан влюбленный;
На друга милого глядит,
Вздыхает, сердится, горит
И, щипля ус от нетерпенья,
Считает каждые мгновенья.

И вот невесту молодую
Ведут на брачную постель;
Огни погасли... и ночную
Лампаду зажигает Лель.
Свершились милые надежды,
Любви готовятся дары;
Падут ревнивые одежды
На цареградские ковры...
Вы слышите ль влюбленный шепот,
И поцелуев сладкий звук,
И прерывающийся ропот
Последней робости?.. Супруг
Восторги чувствует заране;
И вот они настали... Вдруг
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа в Руслане...
Всё смолкло. В грозной тишине
Раздался дважды голос странный,
И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной...
И снова терем пуст и тих;
Встает испуганный жених,
С лица катится пот остылый;
Трепеща, хладною рукой
Он вопрошает мрак немой...
О горе: нет подруги милой!
Хватает воздух он пустой;
Людмилы нет во тьме густой,
Похищена безвестной силой.

Далее же описываются вполне понятные переживания Руслана, который волнуется о том, как бы его жена не досталась Черномору именно в сексуальном плане. И тут же мы видим, что ясно и четко волнения Руслана развеивает старик, который уточняет, что Черномор в данном плане не опасен (по причине физической немощи). Все это крайне любопытно. Зачем давать такие уточнения? На мой взгляд, причина именно в том, что поэма изначально задумывалась Пушкиным как гимн чувственной любви, но по понятным причинам поэт спрятал все самое интересное под сказочную обертку.

На вспыхнувшем лице кручина...
«Ясна тоски твоей причина;
Но грусть не трудно разогнать, —
Сказал старик, — тебе ужасна
Любовь седого колдуна;
Спокойся, знай: она напрасна
И юной деве не страшна.
Он звезды сводит с небосклона,
Он свистнет — задрожит луна;
Но против времени закона
Его наука не сильна.
Ревнивый, трепетный хранитель
Замков безжалостных дверей,
Он только немощный мучитель
Прелестной пленницы своей.

А вот какой комментарий дается по поводу наряда Людмилы в первую брачную ночь. Казалось бы, зачем такие уточнения в детской сказке, а между тем, они очень хорошо формируют общее игривое и сладострастное настроение поэмы.

Вы знаете, что наша дева
Была одета в эту ночь,
По обстоятельствам, точь-в-точь
Как наша прабабушка Ева.
Наряд невинный и простой!
Наряд Амура и природы!
Как жаль, что вышел он из моды!

Любопытнейший отрывок, в котором Пушкин нашел нужным пояснить, почему Людмила зовется девой и княжной. И тут все далеко не так то просто. Как же Людмила может быть одновременно и девой, и княжной? Была ли близость в первую брачную ночь у них с Русланом или не успели? Пушкин отвечает на эти вопросы «молчанием и смиренной кротостью», упоминая Климену ( а есть ведь стихотворение «Красавице, которая нюхала табак»), которую он называет «жертвой скучного Гимена» (а гимен- это как раз девственная плева). Видимо, такие уточнения даются, чтобы было лучше понятно, о чем именно идет речь. Но точного ответа Пушкин не дает, думайте сами, было или нет.
Вот этот отрывок.


Напрасно вы в тени таились
Для мирных, счастливых друзей,
Стихи мои! Вы не сокрылись
От гневных зависти очей.
Уж бледный критик, ей в услугу,
Вопрос мне сделал роковой:
Зачем Русланову подругу,
Как бы на смех ее супругу,
Зову и девой и княжной?
Ты видишь, добрый мой читатель,
Тут злобы черную печать!
Скажи, Зоил, скажи, предатель,
Ну как и что мне отвечать?
Красней, несчастный, бог с тобою!
Красней, я спорить не хочу;
Довольный тем, что прав душою,
В смиренной кротости молчу.
Но ты поймешь меня, Климена,
Потупишь томные глаза,
Ты, жертва скучного Гимена...
Я вижу: тайная слеза
Падет на стих мой, сердцу внятный;
Ты покраснела, взор погас;
Вздохнула молча... вздох понятный!
Ревнивец: бойся, близок час;
Амур с Досадой своенравной
Вступили в смелый заговор,
И для главы твоей бесславной
Готов уж мстительный убор.

Далее приведу отрывок о приключениях Ратмира у прекрасных дев, тоже очень любопытный.

Проснись — твоя настала ночь!
Проснися — дорог миг утраты!..
Она подходит, он лежит
И в сладострастной неге дремлет;
Покров его с одра скользит,
И жаркий пух чело объемлет.
В молчанье дева перед ним
Стоит недвижно, бездыханна,
Как лицемерная Диана
Пред милым пастырем своим;
И вот она, на ложе хана
Коленом опершись одним,
Вздохнув, лицо к нему склоняет
С томленьем, с трепетом живым,
И сон счастливца прерывает
Лобзаньем страстным и немым...
Но, други, девственная лира

Чувственные соблазны знакомы даже Черномору и в поэме присутствует очень эмоциональный отрывок на эту тему о Черноморе, ласкающем Людмилу. Кроме того, нижеследующий отрывок скорее всего говорит о том, что Руслан и Людмила в первую брачную ночь все же ничего не успели. Потому Руслан и волнуется так сильно и столь торопится спасти возлюбленную.

О страшный вид! Волшебник хилый
Ласкает сморщенной рукой
Младые прелести Людмилы;
К ее пленительным устам
Прильнув увядшими устами,
Он, вопреки своим годам,
Уж мыслит хладными трудами
Сорвать сей нежный, тайный цвет,
Хранимый Лелем для другого;
Уже... но бремя поздних лет
Тягчит бесстыдника седого —
Стоная, дряхлый чародей,
В бессильной дерзости своей,
Пред сонной девой упадает;
В нем сердце ноет, плачет он,
Но вдруг раздался рога звон...

Далее отрывок о мучениях несчастного Руслана уже по дороге домой (после того, как он спас Людмилу). Девушка спит волшебным сном и будет спать до самого дома и Руслану нельзя ее трогать, а ему страсть как хочется. Но он терпит. Вот это я понимаю - герой: ))

Тема сексуального воздержания вообще имеет огромное значение в этой поэме и во многом чувственная сторона строится именно на ней. Что хотел сказать этим Пушкин? Что порою ожидание праздника лучше самого праздника?

Меж тем, по долам, по горам,
И в белый день, и по ночам,
Наш витязь едет непрестанно.
Еще далек предел желанный,
А дева спит. Но юный князь,
Бесплодным пламенем томясь,
Ужель, страдалец постоянный,
Супругу только сторожил
И в целомудренном мечтанье,
Смирив нескромное желанье,
Свое блаженство находил?
Монах, который сохранил
Потомству верное преданье
О славном витязе моем,
Нас уверяет смело в том:
И верю я!

Упорство и стойкость Руслана.

В этой поэме помимо эротической стороны акцент сделан еще и на том, какими именно качествами должен обладать мужчина, чтобы заполучить приглянувшуюся ему девушку. У Пушкина таким образцом, бесспорно, является только Руслан. Фарлан ленив, жалок и труслив и в итоге решает, что оно ему вообще не надо. Любовь Людмилы этому герою не слишком то нужна, в бою он не искусен, рисковать жизнью не намерен, зато поразить врага в втихаря (пока тот спит) – это в духе подлого Фарлафа. Рогдай- коварный убийца и злодей был побежден в бою Русланом и отправился «на корм» русалкам. Ратмир же попал под власть чаровниц Девьего Царства и обрел любовь, забыв о прелестях Людмилы. И только Руслан остался верен своей возлюбленной, был упорен, тверд , стоек и не отступал.

Кстати, приключенческая сторона поэмы также великолепна. Сцены с огромной головой брата Черномора и приключениями Ратмира в Девьем Царстве оказывают впечатление.

Бесстрашный витязь невредим;
В его душе желанье дремлет,
Он их не видит, им не внемлет,
Одна Людмила всюду с ним.

А финал? Это же настоящий эпик! Бедный Руслан! Как можно было такое допустить и еще от какого-то там Фарлафа?

Фарлаф с боязнию глядит;
В тумане ведьма исчезает,
В нем сердце замерло, дрожит,
Из хладных рук узду роняет,
Тихонько обнажает меч,
Готовясь витязя без боя
С размаха надвое рассечь...
К нему подъехал. Конь героя,
Врага почуя, закипел,
Заржал и топнул. Знак напрасный!
Руслан не внемлет; сон ужасный,
Как груз, над ним отяготел!..
Изменник, ведьмой ободренный,
Герою в грудь рукой презренной
Вонзает трижды хладну сталь...
И мчится боязливо вдаль
С своей добычей драгоценной.
Всю ночь бесчувственный Руслан
Лежал во мраке под горою.
Часы летели. Кровь рекою
Текла из воспаленных ран.
Поутру, взор открыв туманный,
Пуская тяжкий, слабый стон,
С усильем приподнялся он,
Взглянул, поник главою бранной —
И пал недвижный, бездыханный.

Это же надо было убить Руслана! Какой стресс для юных и трепетных читательниц, Александр Сергеевич! Но, слава поэту, Руслан успешно воскрешен. Людмила так никому и не досталась, потому что спит волшебным сном (как это удобно для Руслана в такой ситуации). Счастливый финал и лишь об одном может сожалеть читатель - вишенка на торте в виде подробного описания первой настоящей брачной ночи Руслана и Людмилы отсутствует, ибо сказка. Но, она итак хороша: ))

В эпилоге Пушкин признается, что для него было настоящим праздником петь о влюбленных, их милых чувствах, их трепетных надеждах и в итоге даровать им счастливый финал. Поэт, столь часто погруженный в тягостные думы, находил отдых для своей души в подобных легких произведениях, которые в итоге стали бессмертным достоянием русской литературы. И, как это всегда и бывает у Пушкина, даже сказка далеко не так проста, как кажется.

Комментарии


Во-первых, «Руслан и Людмила» - вовсе не сказка, а самая настоящая быль.

Ну да, не такая уж это и сказка.)) Фильм люблю смотреть.)


Я ОЧЕНЬ давно смотрела, уже толком как там все показали)


А я всегда пересматриваю, как попадаю, там так много всего.)


Я плюсую все твои истории и рецензии по Пушкину, Оля) и заранее извиняюсь за некомментирование) мы с тобой однажды говорили о Пушкине, если ты помнишь, то не любитель я его в стихотворной форме) но с удовольствием присоединюсь к беседе по другим пунктам в его творчестве)


Да, я помню про твое отношение к Пушкину и надеюсь, что мои истории тебя не сильно донимают:))


Ну о чем ты говоришь?)) я рада, что тебе нравится) это же хорошо) просто не могу разделить восторг) только и всего) но читаю тебя с удовольствием)


Браво, не в бровь, а в глаз! Я когда читал "Руслана и Людмилу" был прямо таки поражен, по-другому и не скажешь, эротоманистостью этой поэмы. Она буквально пропитана эротикой (для своего времени, конечно, по нонешним меркам...) и вне эротического контекста ее невозможно рассматривать, и ты как раз эту основную черту и выделяешь. Правда, для меня-то это фактор, ну не негативный, но лично меня скорее отводящий от поэмы, чем притягивающий:)


Спасибо:) В моем сознании еще с детских лет эта поэма воспринималась исключительно как сказка, но перечтение уже во взрослом возрасте открыло ее новые грани:) От этого мое мнение о "Руслане и Людмиле" не улучшилось и не ухудшилось, а просто стало несколько иным. Перечитывать было интересно, сама не ожидала:))

А ты в принципе не любишь чувственную поэзию?


Не просто "не люблю", но активно не люблю:) В поэзии я больше всего ценю сжато-афористичное выражение определенной мысли. Что-нибудь вроде:

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Это - просто образец совершенного во всех смыслах стихотворения!


Ну ты даешь, прямо активно не любишь:)) А я люблю иногда что-то подобное прочесть под настроение:) Ну и если уж зашел разговор про то, кто и что больше ценит в поэзии, то выскажу свое мнение. Я больше всего ценю скрытые подтексты и философию, выраженную в изящной поэтической форме. Как-то так:))

Какой ты оказывается серьезный человек. Представляю как тяжело тебе читать иные мои сочинения на этом сайте:)) Я иногда пишу что-то экспромтом, очень на эмоциях, быть может даже не вполне адекватно и даже не вполне понимая, как это выглядит для других людей:)))


Все же чувственность и эмоциональность это несколько разные вещи, хотя и взаимосвязанные. Однако я могу представить и чувственность без эмоций и эмоции без чувственности. А вообще у меня с чувственностью все очень запутано, я только сейчас начинаю распутываться:) А вот эмоции я уже давно принял, и с ними воевать и не думаю.

Я больше всего ценю скрытые подтексты и философию, выраженную в изящной поэтической форме.

А так как всякая философия порождает скрытые подтексты, то ты очень любишь именно философию в поэзии. А философия в поэзии это и есть философия, выраженная в изящной форме:)


Ну ладно, буду думать, что таким образом ты хотел сказать: "Не парься, ты пишешь эмоционально, но мне норм, я уже привык"))))


вроде как детскую сказку

Поэма в списке литературы на лето у ребенка. Он начал читать, но туго, говорит, неинтересно. Я - как это неинтересно, это же такая чудесная сказка, давай дочитаем и фильм посмотрим, чтобы лучше запомнился сюжет...
Дочитаем - это значит, он немного читает, и я большую часть (читаем вслух друг другу).
И вот я читаю ему вслух (сама себе читала давно, уже всех этих чувственных подробностей и отступлений не помнила...) и думаю, что сказка-то совсем не детская... Но ребенок еще в таком возрасте, что он еще не понимает всего, так что воспринимает сказку как сказку, про похищение Людмилы и спасение ее Русланом. Ну, и хорошо, что еще не понимает, не знаю, как бы объясняла...
Но сама с удовольствием перечитала)
И историю прочитала с удовольствием) Спасибо)


Да, дети не улавливают всех пушкинских намеков и метафор)) Я сама была несколько в шоке, когда уже во взрослом возрасте взялась анализировать эту поэму.


Детям - сказка, взрослым - намёки и метафоры :-)


Какую большую работу Вы проделали! Замечательно получилось!