Больше историй

15 января 2016 г. 15:39

87

Перечитывая "Ведьму"

(Не то, чтобы это была история в привычном ее понимании, но и под формат рецензии сии не в меру наивные размышления не подойдут.)

При первом прочтении "Ведьмы" мое внимание было занято историей молодой красавицы, волею судьбы запертой в тесной, темной и неопрятной сторожке. Замуж она вышла не по любви, муж для нее вряд ли привлекателен, но кровь играет и молодость дает о себе знать - дьячиха тоскует по мужчине и использует каждую возможность ощутить томительную близость, закрывая глаза на сковывающие ее узы брака. Она страдает без искренней симпатии, изнывает по жизни с желанным суженым , мечется как ошпаренная, не в силах даже взгляда оторвать от попавшего в сторожку почтальона, и бесстыдно ластится к нему в то время, когда муж - буквально за стеной.

Ведьма ли она? Не знаю, может быть, и ведьма. Самая настоящая, наколдовывающая непогоду и завлекающая в свои объятья случайных путников. А может быть, нет, и ночные визиты представляют собой лишь следствие того, что окна сторожки - единственный огонек на многие мили вокруг и в непогоду только они и в состоянии привлечь ищущих приюта. Но сейчас не об этом. Сейчас я о том, что, читая "Ведьму" впервые, я видел только "ведьму". При втором же прочтении я - мои аплодисменты автору - увидел совсем другую историю.

Молодого дьякона "берут" из консистории и женят на дочери предшественника, тем самым привязывая служителя к месту - месту глухому, далекому и тоскливому. Жена его красива, но к мужу не тянется, и нрава оказывается - как выясняется - весьма шаткого. Читатель видит, как дьячок защищает служащего в тех местах священника, вклиниваясь в разговор супруги и почтмейстера, и из этого вправе сделать вывод о том, что дьякон - лицо духовное не только де юре, но и де факто. Дьякон понимает, что жена изменяет ему (и в этом читателю сомневаться не приходится - мы в отличие от Савелия видим, что происходит между "ведьмой" и гостем), но, судя по всему, терпит. Почему терпит? Может быть потому, что не испытывает ревности? А не ревнует потому, что и не любит ее - не выбирал ведь невесту. Мало того - со временем он начинает видеть в происходящем нечто сверхъестественное и утверждается в мысли, что жена его - ведьма, и что вовсе не случайно блуждающие в непогоде путники набредают на их сторожку. Да и в самой непогоде Савелий видит не произвольную игру стихий, а дело рук ворожащей. (Впрочем, уверенность дьякона - не окончательная, описывающуюся в рассказе ночь он берет за "последнее доказательство", заявляя жене, что если история с "гостями" повторится, тогда он уж точно отправится жаловаться.) Разумеется, для Савелия колдовство - неприемлемая чертовщина, явление богопротивное; представьте же себе бурю в душе дьякона, считающего свою жену ведьмой. Но этого мало - к концу рассказа мы видим, что сам Савелий попадает под действие чар красавицы и она начинает манить его как женщина, манить несмотря на то, что все нутро его противится связи с "ведьмой". Более того - дьякона притягивает не просто женская красота, а некоторая, если так можно выразиться, "опоэтизированная (именно это слово употребляет автор) демоничность" - "к сугубому горю его, эта таинственность, эта сверхъестественная, дикая сила придавали лежавшей около него женщине особую, непонятную прелесть, которой он и не замечал ранее. Оттого, что он по глупости, сам того не замечая, опоэтизировал ее, она стала как будто белее, глаже, неприступнее..."

В этом, близком к заключительному отрывке, кстати, очень интересно (сознательно или нет - это не важно) сыграл писательский талант Антона Павловича. "Дикая сила" придает жене в глазах Савелия не красоту, не очарование, а именно прелесть. А "прелесть" по Далю - это (одно из значений, весьма и весьма подходящее к контексту рассказа) высшая мера обольщения - пре-лесть, то есть лесть в превосходной степени. Более того - одним из смыслов прелести прямо указывается "мана, морока, обман, соблазн, совращение от злого духа". Именно от этого слова можно разворачивать рассуждения о рассказе. Дьякон в ловушке. Теперь он обольщен именно ведьмой - даже, если существует "ведьма" только в его мыслях.

"Боль в переносице скоро прошла, но пытка все еще продолжалась" - так заканчивается рассказ. Мы наблюдаем историю искушения и чем она закончится - Бог знает. Справится ли Савелий с соблазном, пожалуется ли вышестоящему руководству и разорвет спеленавшую его паутину? Или продолжит погружение в зыбкий песок вожделения, которое раздирает его надвое? - не вызывать в душе священнослужителя жуткого диссонанса ситуация, в которой он оказался, не может.

Комментарии


мне кажется или эту же историю я читала позавчера?


Верно.)

Я перенёс её на страницу книги, которую прочёл (в которой и была "Ведьма") - до этого неосмотрительно ткнул на страницу рассказа. Извиняйте за неудобства.)

Но раз уж Вы это прочли, мб поделитесь какими мнением?) Копятся понемногу заметки о прочитанном, вот, решился-таки выкладывать.


хм... мнение интересное, но вы мужчина и на Савелия смотрите с мужской точки зрения)) пред моим же взором стоит нерадивый грязнуля и наполовину дурачок)


Грязнуля - может быть, но "наполовину дурачок"... Не знаю, с чего такой вывод можно сделать, по тексту вроде ничего не намекает на его умственные способности.)

Но не об этом даже речь.

Речь о том, что при первом прочтении в центре повествования мне виделась исключительно "ведьма". А при втором рассказ был понят совершенно иначе. Посмотрите на ситуацию глазами Савелия, тут не в мужской солидарности дело.)


Я не смотрела в одну точку изначально, если вы об этом)
на беду ли на счастье у меня яркая фантазия и то как Чехов описывал Савелия решило дело)


Не совсем об этом, ну да ладно.)

Ваша фантазия должна быть благодарна Антону Павловичу за то, что через год после первой публикации рассказа он несколько откорректировал "Ведьму". Убрал из текста описание пупка Савелия, в частности.)))


каждый видит своё!))

почему?) было бы забавноооо))) люблю живые картинки))