Больше историй

20 марта 2015 г. 19:15

299

Обсуждение трилогии желаний Драйзера на "BookTube"

Вот уже практически год, прознав о существовании литературной социальной сети "LiveLib" на досуге в качестве определенного хобби, я не только продолжил свое знакомство с классикой, но решил попробовать писать здесь рецензии на прочитанные тексты. И вот в 2015 году, познакомившись с романом Ирвина Шоу " Богач Бедняк" и с "трилогией желаний" Теодора Драйзера, я почувствовал, что мне будет недостаточно выговариваться текстуально, но стоит и словесно проанализировать данные американские саги. Поэтому, я на некоторое, не уверен, что на долгое, время ввиду моей занятости и возвращения к своей основной любимой работе в реальной жизни, я решил все-таки завести свой канал и снять некоторые видео-обсуждения. Пожалуй, это интересный опыт, который прекрасно ложится на мой сегодняшний жизненный переходный период. И закрытие этого периода практически мною уже предначертано. А в целом, посмотрим.
Снимая обсуждения трилогии желаний, я пришел к выводу, что даже обсуждения того или иного романа Драйзера следует изначально описывать ввиде текста, а потом уже и озвучивать. Поэтому в данной рубрике я бы хотел представить изначальный текст моего обсуждения. А в конце и предоставить ссылку на саму рецензию романа "Титан".
Разница заключается в том, что в рецензии описаны первые впечатления сразу же после прочитанного. А обзор писался, ориентируясь целиком и полностью от послевкусия на прочитанный текст гениального классика.

В литературе написаны ряд произведений, которые появившись у Вас в определенные периоды жизни, некоторым образом, меняют ваше мировозрение и восприятие жизни. И вторая часть "Титан" трилогии желаний Драйзера - это как раз такая вот книга. Я не могу сказать, что до прочтения книги я не догадывался о возможности происходящего в повествовании и присутствия параллелей с жизнью в действительности. Но Драйзер так точно и так строго раставляет акценты, что вы, как читатель невольно задумыветесь и смотрете на предмет уже совсем по-другому. Впринципе данная книга во многих своих отдельных моментах заставляет задуматься о самой жизни. И поступки героев думаю любой читатель начинает сравнивать с современностью. И выводы получаются неожиданные и весьма удивляющие. Ведь в данном произведении описан 1897 год.

Роман безусловно культовый. Я бы смело его вставил в некоторый список культовых книг, которые в жизни должен прочитать обязательно каждый. В финале повествования невольно сравниваешь финал с творчеством Льва Толстого. Его филосовские рассуждения в финале "Войны и мир". И разумеется, "Хождение по мукам" Алексея Толстого. Народ выполняет ту же самую роль у Драйзера, что и русский мужик у Льва Николаевича. И сам процесс слома и противостояния народа с индивидуальной личностью так напоминает события и основные мотивы "Хождения по мукам". Безусловно роман Титан крайне нетипичное произведение для американской литературы. Потому что в ней нарушается главная заповедь американской системы общества и ценностей - заложенный образ жизни свободного индивидуалиста. Именно по этой причине роман, как и вся "трилогия желаний", и был в Америке запрещен. И по той же причине так популярен в Советском союзе. Да, Драйзер был настоящий социалист. Но, что интересно несмотря на советское например прошлое, которое наше поколение не застало, именно в этом тексте автор в финале демонстрирует реальные позитивные и логичные мотивы социализма. Не хочется касаться политики , но напримере главного героя автор так четко иллюстрирует подмену ценностей и девольвацию понятий индивидуальности и эгоизма. Грань между данными понятиями столь незначительна, что наводит на интересные мысли.
Примечателен тот факт, что Драйзер пишет совершенно по-другому второй роман трилогии нежели первый роман "Финансист". По-началу перед читателем раскрывается необычайно красивым и изящным способом повествование. Главный герой, как я уже отмечал в предыдущей рецензии, отправляется в город Чикаго, чтобы построить там свою новую жизнь и завоевать весь этот город и как он ранее и обещал его новой жене Эйлен берет ее с собой в свою новую и незаурядную жизнь. В первой половине романа интрига повествования держится на разительном видоизменении характеров и образов обоих героев. Ветренная, малообразованная, но красивая и весьма характерная Эйлен по-своему пытаться влиться в новое общество и благодаря своим значительным недостаткам терпит фиаско. Главный герой, руководствуясь привычными жуликоватыми и уже отработанными методами достигает определенных успехов в столь деликатном и не простом деле, но вся его перпендикулярность обществу и непривлекательный портрет и поведение его жены в обществе очень мешает греою в достижении цели.
В результате герой обвиняет во всех своих грехах общество и свою жену Эйлен, и начинает им по своему мстить. К Эйлен же он , как выясняется, как и ко всем другим представительницам женского пола относится одинаково посреднечески и потребительски, беря во вниманию одну красоту. Притом, что сам начинает стареть, не замечая своих недостатков. Изменяя Эйлен он не учитывает и не берет во внимание характер своей жены. Чья кульминация продемонстрирована автором в сцене избиения любовницы Алджернона его разъеренной женой.
Эйлен тоже меняется. Из пустоватой, мелковатой и по совему наивной девушки она постепенно превращается в жесткую, но уже порядком раздавленную стареющую жену, в какой то момент, зализывающую свои раны вначале неудачными любовными связями, в которых себя же винит, а потом и многочисленным алкоголем. До героини наконец доходит истинное положение вещей в ее сложившейся жизни и та весомая разница между ее отцом и ее мужем. Главным героем. Она видит себя, словно со стороны, в образе бывшей жены Кауперфилда и понимает обреченность и безвыходность своего положения. Впереди так или иначе только смерть.
Тем временем главный герой, набирая обороты в поисках карьеры и настоящей, с его точки зрения любви, подходящей только ему , путем долгих поисков и препирательств с Эйлен находит молодую едва совершеннолетнюю девушку, мать которой еле сводит концы с концами и становится мицинатом и спонсором их невезучей по жизни семьи. Тем самым он делает жизнь новой главной героини очень красивой и ее характер и сущность с детства в корне меняется. Главный герой всегда так или иначе менял жизнь всех своих женщин. Но во временем ощутив на себе все осуждение и презрение общества, которое всей своей деятельностью спровоцировал главный герой, да бы спасти свое положение- чисто из эгоистических целей- она соглашается разделить его судьбу и если быть более точным все его деньги. Данная пара отправляется в третий роман "Стоик".
Перед этим бывшая жена пытается покончить с собой и в этом эпизоде читатель становится свидетелем всей чудовищности главного персонажа, хотя дать убить себя он жене не дает и она выживает. Но Эйлен уверена, что свое мщение она еще наверстает.

Не стоит забывать, что все эти события разворачиваются на фоне экономического развития Америки, к которому правда чисто из выгодных одному ему финансовых целей герой приложил непосредственно свою руку. Но тем не менее вся его деятельность карикатурным образом демонстрирует всю изнанку и непривлекательность выборов, ценностей и поступков демократических и республиканских партий и прочих грязных нюансов, что и дает развернутую оценку истинной сущности такого бессмертного явления, как политика.
Как мы уже ранее отмечали основной мотив и вопрос всей трилогии : может ли один индивидуальный по своему свободный человек выступить против и одержать верх над всем окружающим его обществом. Обществом, без которого он не может жить хотя бы по той причине, что своими поступками он на него непосредственно и влияет. Примерно та же идея проилюстрирована и в романе "Богач Бедняк" Ирвина Шоу.
Однако в романе Драйзер Френк Алджернон Кауперфилд сталкивается с неожиданном для него и его стратегии противником - обществом. Ведь врага очень трудно индетифицировать и превозмочь когда он "масса". А вот когда он индивидуальная и своенравная единица - легко. Ведь все основные противники Кауперфилда были неменее милые честные люди. Но они были представителями общества и чли их законы. а главный герой на эту структуру наплевал и захотел стать настоящим Титаном над ним. Тот же самый мотив прослеживается в его изменах. Эйлен недостаточно сильно сокрушалась когда любовниц у него было достаточно много и готова была с этим смириться. Но вот когда он нашел ту единственную единицу, свой конец она сразу же поняла.
Тема народа наопминает народные настроения у Льва Толстого и написана она черезвычайно выразительно и поражает своей культовостью и актуальностью, что не может не удивлять особенно своим сроком давности.
В последней главе Драйзер дает свою оценку данному противостоянию. Жизнь не терпит Титанов, так же как и народ, и вводит понятие равновесия на котором и держится сама жизнь. Вопрос задается другой, когда наступит данное равновесие. Но на это автор не дает четкого ответа, что в свою очередь невольно позволяет сразу же сравнивать финал романа с романом Гоголя "Мертвые души". Рукопись обрывается.

Да, резюмируя хочется отметить, что финал "Титана" воистину поражает. Последние события противостояния Титана с народом не читаются, как американское произведение. Очень отдает русским калоритом уже названных классиков. Видимо история повторяется и вот оказывется откуда растут собственно корни. Роман написан еще в 1914 году. Так же под конец хочется отметить, чтобы понять всю силу прозы Драйзера -каждый роман нужно дочитать до конца. Вся его сила в финале. Он будто бы медленно не спеша с растоновкой раскладывает по полочкам всю драматургию повестования весьма выразительно, но в единый пазл все складывается в голове только, когда книгу вы уже дочитали. И никогда не повторяется. Стиль всегда совершенно другой. Я уже начал читать Стоика и в отдельном месте монолога данной рецензии упоминул тот мостик, через который герои переходят в заключительный том. На этом можно смело заканчивать рецензию на второй роман "Титан" трилогии желаний Драйзера . Встретимся после прочтения заключительного романа "Стоик".
Всего доброго!

Комментарии


Ссылка на видео обсуждение : http://www.youtube.com/watch?v=ymiZ9PAvL3U


Заглянемс, послушаемс) Ты и там есть?


Я там с недавних пор и думаю, что ненадолго, так как я скоро вернусь к преподаванию в Вузе, но уже сотрудником, а не аспирантом, поэтому времени на это уже не останется. Да и , как я думаю, мне будет вполне хватать живой аудитории в аудитории.