Рецензии на книги серии «Забытая книга»

Оценка OlichLelich:  4.5  

Давно я хотела познакомиться с творчеством Белого. Я была наслышана о его манере письма, о том что много завораживающей мистики в ней, самобытности, и в хотелках давненько томился Петербург. Но вот ворвался Серебряный голубь, и я совсем не жалею.

"Серебряный голубь" это история про молодого хорошо образованного человека, Дарьяльского, из города он приезжает в отдаленную глухую деревню. А соседнем поселении живет молодая красивая дочь богатой помещицы Лиза, с которой он помолвлен. Приехав в деревню Дарьяльский сталкивается с совершенно другими миром, незнакомым ему и учитывая его образованность далеким для него. Но постепенно этот новый мир, мир деревни его все же поглощает. Дарьяльский узнает о тайном обществе "Серебряный голубь", его члены создают и проповедуют свою религию и веру.  И… Развернуть 

Оценка Gidraria:  0  
Красиво пишет, но меня не тронуло

Парадоксально не зная ничего об авторе, я как бы случайно взялась за прочтение этой книги, не строя ожиданий. С первых строк автор погрузил меня в чарующий водоворот ярких метафор изящного слога и сам процесс чтения сперва показался мне весьма приятным.
Однако через несколько страниц весьма рванного повествования и всё большего количества персонажей я поняла, что не улавливаю сути, смысла, даже какого-то подобия линии.
Этот поток сознания, а точнее воспоминаний, хоть и безупречно изложенный, всё же не зацепил меня своей изобретательностью и яркостью образов, поскольку сюжета как такового в нём нет.

Не дочитана в рамках Годового флешмоба 2023

Оценка N_V_Madigozhina:  4  
Жизнь авантюриста.

Калиостро, знаменитый авантюрист 18 века, воспринимается скорее как персонаж, чем как историческая личность. Но М.Кузмин решается написать биографию Калиостро. Русский акмеист в своей повести даже называет "точную" дату рождения Калиостро и сообщает, что родился мальчик"в семье честных купцов". Отец мечтал о помощнике , а вот мать с чего-то решила, что ее Иосиф "должен стать графом". Впрочем, в жизни ребенка не было почти ничего необычного до встречи с таинственным незнакомцем. Разве что незадолго до этого мальчику стали сниться молотки, отвесы, лопаты, циркули...Как-то эти вещи были связаны с ощущением праздника, пира, затем спящему стало казаться, что торжества устроены в его честь. И наконец произошла судьбоносная встреча Калиостро с человеком или ангелом, который пообещал герою… Развернуть 

Оценка si_ena:  3.5  

Все таки слушать этот роман, лёжа в постели с температурой, та ещё затея я вам доложу. Для меня сцены из книги, сменялись как бредовые картинки во сне. Я не испытывала ни-че-го, просто просматривала калейдоскоп подлых и гнусных деяний, сотворенных не только главным героем, но и практически каждым героем книги. Сочувствие или сопереживание проявить было не к кому. Ни одного слабо положительного героя, только жирные, потные, толстые существа, которые норовят ухватить кусок да пожирнее друг у друга.

Итак, автор погружает нас в 1660 год. Главный герой - голландец Йост, молодой художник, вынужденный зарабатывать себе на жизнь, работая маляром. Решается круто изменить свою жизнь и завербовавшись волонтером в Ост-Индскую компанию, на торговом корабле покидает родной Амстердам. Ну, а дальше… Развернуть 

Оценка aps3:  5  
Нескучная жизнь

Роман «Бамбочада» перекликается с плутовским романом. Главный герой его – авантюрист и обманщик, впрочем, довольно обаятельный и благородный. Евгений Фелинфлеин больше всего боится скуки. Потому он не может служить, меняет место жительства и жён. Он талантливый музыкант и мог бы стать известным композитором, но для этого надо много работать, а Евгений ищет развлечений.
Ищет радостей жизни и другой герой – Торопуло. Он познаёт мир через призму кулинарии. Благодаря кулинарии он владеет языками, сведущ в науках. Вместе с профессором Пуншевичем он создаёт «Общество собирания мелочей», которое призвано коллекционировать конфетные обёртки, меню, вывески и прочее.
Роман вышел в 1931 году и был явно не ко времени. Эпоха требовала других героев. Поэтому Вагинов в послесловии настаивает на… Развернуть 

Оценка Bufonidae:  4.5  

Это первое крупное произведение Андрея Белого, и «Серебряный голубь» не является ритмизованной прозой, он имеет довольно четкую и прямую хронологию, оттого и читается легче любой другой прозы Белого. Сама история крутится вокруг графского поместья Гуголево, где живёт Лиза, невеста Дарьяльского(главный герой), деревни Целебеево, где живёт Матрена вместе со столяром и уездного города Лихова, где живёт Лепёха, основной способ дохода секты, а костяк романа довольно прост: метание главного героя между Матрёной и Катей, и, как всегда, ни Катя, ни Матрена не виноваты в этом выборе, но каждый вариант несёт свои тяжелые последствия. Изюминкой в сюжете является секта, устройство и мировосприятие которой очень хорошо показаны через мысли и диалоги сектантов. Ещё этот роман, разумеется, из жанра… Развернуть 

Оценка olgavit:  4  
"Богатство стоит чужой жизни"

Написанная в 1933 году году книга, оказалась совершенно не советской, более того, даже и не русской. Авантюрно-приключенческий роман, нечто в духе Александра Дюма, согласитесь, в эпоху расцвета соцреализма, это скорее нонсенс. В Предисловии к книге сказано, что исторические неточности носят лишь фрагментарный характер, что является явным ее плюсом.

Середина XVII века, крупные торговые компании Англии, Португалии и Голландии конкурируют между собой за восточные рынки. Далеко не все торговые суда возвращаются из Ост-Индии обратно в Европу. Кораблекрушения, пираты, свирепствовавшие тропические болезни, уносили жизни искателей приключений. Однако удачный рейс приносил огромную прибыль и тысячи купцов и людей без определенных занятий, желающих разбогатеть, нанимаются волонтерами на суда и… Развернуть 

Оценка GaarslandTash:  5  
"Русский Габорио..." или По стези Фёдора Михайловича Достоевского...

Сборник исторических детективов Александра Шкляревского, известного почитателям его творчества как "Русский Габорио" это не совсем детективы... На мой взгляд, на произведения Шкляревского очень большое влияние оказало творчество Фёдора Михайловича Достоевского... Ибо по сути схема построения детективного сюжета у Шкляревского и классика русской литературы весьма схожая... Героями произведений Шкляревского являются всё те же "униженные и оскорблённые" "маленькие люди". Как и Ф.М.Достоевский в "Преступлении и наказании" Шкляревский в своих произведениях стараясь ответить на вопрос - почему человек совершает преступление и пытаясь проанализировать, что происходит при этом в его сознании приходит к мысли о том, что происходящее сейчас предопределено прошлым. Исходя из парадигмы, что человек… Развернуть 

Оценка Primula:  4  

Удивительно, но почему-то этот главный роман Сергея Шервинского, поэта и переводчика, не очень известен. Он написан был в 1933 году, и, возможно, остался в тени потому, что там нет не только ни одного русского персонажа, но и нет никакой классовой борьбы. И благодаря этой "незаметности", думаю, автору удалось избежать многих неприятностей, выпавших на долю интеллигенции того времени.
Всё-таки автор происходил из хорошей семьи и был блестяще образован.

События происходят в ХVII веке - "золотом"веке для развития мореплавания, а также торговли, ремесел, живописи... В это же время идёт и колониальный захват заморских территорий. В книге мы узнаём о жизни и быте людей в Голландии, Индии (Гоа) и Индонезии (Батавия). Узнаем через историю приключений бывшего голландского художника Йоста… Развернуть 

Оценка shnur777:  4  
В свободном полете

Чтобы понять феномен Андрея Белого и лучше уяснить для себя его стилистику, потребуется совершить краткий экскурс в историю. К началу двадцатого века структура литературного повествования начала претерпевать кардинальные изменения. Единая и четкая нарративная система начала рассыпаться вместе с господствующей идеологией. Остро встал вопрос не только того о чем писать, но и как вообще что-то описывать. Вместе со всем искусство и наукой, литература начала активно крениться в экспериментальную область. Такие течения как символизм, сюрреализм, дадаизм стали активно пускать свои корни не только в области живописи, но и художественного творчества. Представляется, что суть всех этих течений на самом деле крайне проста - они пытаются обнаружить смысл, не копаясь в глубинах непознаваемой… Развернуть 

Оценка Oksi28:  2  

Не мой автор. Не моё произведение. Написано словно черновик, который недоработали. Так в аннотации немного и упоминалось об этом. Хотя тема достаточно интересная и можно было сделать конфетку. Но увы...

Оценка AzbukaMorze:  4.5  

Интересный роман, не столько приключенческий, сколько исторический в более широком смысле, а ещё антиколониальный и роман воспитания. Нисколько не похоже на Верна, Сабатини или там Купера, нет того романтизма, адресовано не только подросткам. Автор описывает в первую очередь Индию (Гоа) и Индонезию (Батавию) 17 века, время португальского и голландского колониального владычества. Католики и протестанты не сильно отличаются в этом плане, автор их не жалеет и приводит множество примеров страшных жестокостей (нежным лучше не читать). Антирелигиозное и антиколониальное направление бросается в глаза сразу, но это не выглядит слишком искусственным, да и автор предисловия утверждает, что Шервинский тщательно работал с источниками и отсебятины почти не писал.
Если говорить о приключениях, их в… Развернуть 

Оценка DollyIce:  3  

Эта повесть входит в сборник,главным героем которого выступает Граф Калиостро.
Серебряный век немыслим без поисков новых форм самовыражения и увлечения мистикой и оккультизмом.
М.А.Кузмин, поэт  в своем прозаическом произведении обращается к жизнеописанию реального исторического лица. Джузеппе Бальзамо известен как Граф Калиостро масон,авантюрист.Эта одиозная личность очень притягательна для творческих натур.
Кто же на самом деле этот таинственный человек. Самозванец? Величайший мошенник и мистификатор?
Автор представляет в своей повести биографию героя, имя которого называет на русский лад Иосиф.
Сын мелких  Сицилийских лавочников родился в 1743 году. С детства мальчик отличался добротой,смелым нравом и острым умом.Его посещали необычные вещие сны.У Иосифа появилась повышенная… Развернуть 

Оценка Julia_Sharn:  4  
Очень информативная книга, много интересных деталей.

Чулков описал их психологические портреты, управление страной, политику и близкое окружение.

Но не о всех императорах рассказал автор. Только о 5: Павел I, Александр I, Николай I, Александр II и Александр III.

Чулков описал их далеко не с самых лучших сторон. Например, Александра III он называет безвольным и без большого ума человеком, а Александра II – плаксой.

Но что больше отвернуло меня от этой книги, так это орфографические ошибки и опечатки.
Может в печатной версии всё и в порядке, но электронную книгу читать было практически невозможно.
А ведь это книга по истории России .

Оценка GaarslandTash:  5  
Отец русского детектива или Закон и беззаконие

Сборник исторических детективов "Что побудило к убийству", основанный на реальных событиях привлёк меня не только необычностью сюжетов, но и личностью Александра Шкляревского, при жизни получившего известность "Русского Габорио". В 1860-х - 1880-годах он был необычайно популярен в России , как автор многочисленных повестей и романов уголовного содержания. По сути именно Александр Шкляревский вправе называться «отцом русского детектива». Отличительной чертой детективов А.Шкляревского является не сам процесс судебного расследования, сколько переживания преступившего закон. Автора интересует не само злодейство, а причины, побудившие последнего к преступлению. Интересен у Шкляревского и образ следователя, который следуя морально-нравственным максимам нередко игнорирует закон.… Развернуть 

Оценка Ptica_Alkonost:  3.5  
Причины и следствия: газетный уголовный роман XIX века

Предисловие к этой книге само - как отдельная история, история жизни не слишком удачливого, не блестяще образованного, да и что греха таить, считавшегося не особо талантливым Александра Шкляревского. Однако, не смотря на все это, а также на то, что он оказался в числе забытых авторов, он сумел привнести в нашу литературу нечто необычное, отчего его и прозвали "русским Габорио". Пока титулованные именитые писатели раздумывали над судьбами человечества и решали не менее сложные и глубокие вопросы социума, Шкляревский ловил волну интереса читающей публики, и модернизировал популярнейшие заметки о судебных происшествиях и уголовных делах в тематические очерки, основная цель которых - выяснить мотивацию преступников из числа честных граждан, особенно в условиях довольно глубокой религиозности… Развернуть 

Оценка algutorov:  5  
Будем лопать пустоту, глубину и высоту

Обожаю мемуарную прозу начала XX века.

Причём - не просто описательно-бытовую, а - от имени творчески-активных людей того времени.

Вертинский - "Дорогой длинною", Паустовский - "Повесть о жизни", Катаев - "... рог Оберона", "Алмазный мой венец", Кассиль - "Кондуит..."

В этих книгах, даже в тетралогии Катаева про Петьку и Гаврика - столько фактов, что можно делать энциклопедию того времени.

Но Бен Лившиц - переплюнул всех!

Идеальное сочетание подачи исторических фактов того времени + история футуризма в России. Очень мягкая подача, ненавязчивый юмор, масса фактов, очень доступно без футуро-зауми)))

Даже Д.Бурлюк, гений самопиара, в интертрепации))) Бена не выглядит очень отвратительным)))

Оценка SergejZatsarinnyj:  4  

Роскошная игрушка. Один из самых причудливых авторов Серебряного века рассказывает об одном из самых необычных персонажей века Галантного. Игра во всём. Начиная с названия "Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо графа Калиостро в трёх книгах". Сразу настраиваешься на "роман классический старинный, отменно длинный, длинный, длинный"... и берёшь в руки книжечку меньше шести авторских листов. Включая предисловие.
А так всё по-взрослому. Как у больших. Вступительная статья, комментарии. Издательство "Художественная литература" как-никак. Лебединая песня советского книгоиздания. Издание очень умело заточено именно на автора, а не на знаменитого героя произведения. В приложении даже приведён список книг Кузмина.
Сама "Чудесная жизнь..." тоже игра. В барокко, рококо. Как в тогдашней живописи играли в… Развернуть 

Оценка AkademikKrupiza:  4  
Музыка Андрея Белого. Голубиные напевы. Largamente

Не прозаик, а скорее поэт, не поэт, а скорее композитор: Белый начинал с новоизобретенного им же самим жанра "симфоний", и эти симфонии легли в основу его прозы. Его проза - скорее не ритмическая даже, но именно музыкальная: текст всегда строится на лейтмотивах, превращающихся иногда в так раздражающие многих частные повторы, которыми изобилуют описания, насыщены повествования и перегружены рассуждения. Так примерно написан и "Серебряный голубь", сравнивать который с "Петербургом" мы не будем, поскольку до "Петербурга" еще далеко и не носится еще в исступлении по набережным красное домино, зато промеж сел гуляет по-хозяйски красный петух.

Часть трилогии, но трилогии потенциальной - не люблю слово "незаконченной", к тому же Ларс Фон Триер как-то сказал о своей трилогии "Америка", которую… Развернуть 

Оценка Ludmila_Gorskaya:  5  
Ваш замысел высок и чист: здоровый смех полезен людям

Великолепно! Получила огромное эстетическое удовольствие. Даже сложно выбрать цитаты, поскольку цитировать можно спокойно всю книгу. Например:

Любезный читатель! Сколь приятно и умилительно сердцу видеть дружбу двух существ любящих. Всей чувствительной натурой своей бедная старушка любила серенького козлика; знайте же, грубые сердцем, что и крестьянки чувствовать умеют.
Но увы! Сколь часто неблагодарность, сия змея, на груди человеческой отогретая, свивает себе гнездо в душах существ обожаемых.

Это, Карамзин, если кто не узнал. А вот Булат наш Окуджава:

Стояла во дворе хибарка,
В хибарке поп Харламов жил,
А у попа была овчарка,
И он ее, как водится, любил.
Она была красавица собака.
И он ее, товарищи, любил.
А на столе лежал кусок грудинки,
И лампочка светила над куском.
Овчарка…
Развернуть 
Оценка boservas:  5  
Штурм Парнаса на Пегасе с козлом, собакой и утопленником

С этой книгой я начал знакомиться в журнале "Наука и жизнь", его, сколько себя помню, выписывали мои родители, и я тоже пристрастился к этому изданию, было в нем много интересного, чего в те годы больше никто не публиковал. Так, помнится, мне очень нравилась шахматная рубрика, печатались там иногда комиксы про Пифа и не только, криминальные задачи про инспектора Варнике, подборки обзоров зарубежной техники (фото и эмблемы всех производителей автомобилей, например), подборки иностранного юмора, и много чего еще интересного. Из художественной литературы помню "Белый Бим - Черное ухо" Троепольского, повести Волкова про Изумрудный город и романы Хейли.

И из журнала"Наука и жизнь" я впервые узнал о поэтическом проекте "Парнас дыбом". О том, как в середине 20-х годов прошлого века собралась… Развернуть 

Оценка Vladimir_Aleksandrov:  4  

Книга интересна своей многослойной информативностью… о царях, о людях, об эпохе, о стране. Истории, биографии, ситуации, события – всё это, так или иначе, известно из разных текстов, с разной степенью прото парлептипности, написанных. Самое интересное, самое ценное – в деталях. Как-то, например, периодически мелькает у нас, порой даже и не только из русофобского стана, синтагмы о том, что мол народ у нас рабский, психология рабская и тп., то, что бунтовали, мол, знаем, но мало ли где, не бунтовали.. а вот как (бунтовали)?
Рано утром приехали команды. Спиной к домам, в одну шеренгу, выстроили солдат. Между церковью и солдатами собрал бунтовщиков, сказал им убедительную речь и спросил: повинуются ли? В один голос: нет, не повинуемся!
- Вы знаете, ребята, по закону я должен стрелять?
-…
Развернуть 

Оценка Gilara:  3  
Предчувствие...

Предчувствие именно это слово наиболее полно описывает мысли героев книги. Они предчувствуют что происходит что-то ни то, что-то изменилось и что что-то грядёт. Также в этой книге есть предчувствие революции, краха России, предчувствие что мир скоро изменится и больше никогда не будет прежним.
Замысел книги и ее центральная тема весьма интересны – быт Российской глубинки на фоне жизни религиозной секты. Из этого могло получиться довольно хорошее произведение , но увы все портит стиль, которым написана книга. Количество описаний настолько огромно что из четырехсот страниц книги хочется убрать добрую половину. Ладно бы если описания были сюжетно оправданы, но ведь это не так. Десятки страниц занимает бессмысленные описания природы, какие-то пространные рассуждения, "воспоминания" из… Развернуть 

Оценка word_world:  3  

Джузеппе Бальзамо более известен как граф Калиостро – неуловимая и загадочная фигура XVIII века. Михаил Кузмин решил написать о нём небольшую повесть не в поэтической форме, а в прозе. Манера письма непривычна и слегка вычурна на мой вкус. Мне показалось, что главный герой раскрыт не полностью и неглубоко. Понимаю, что сложно изучить персону, о которой все говорили, но практически ничего не знали. Человек-загадка, человек-мираж. Кузмин взялся за сложную работу. Жизнеописание удалось на три.

1 2 3 4 5