Mise en abyme — 65 книг

Здесь я собираю произведения, в которых есть рекурсия, где сюжет строится по принципу матрешки.

Википедия объясняет:

Mise en abyme (букв. с фр. «помещённая в бездну»; рус. мизанаби́м) или принцип матрёшки — рекурсивная художественная техника, известная в просторечии как «сон во сне», «рассказ в рассказе» и т.д.

Термин пришёл из средневековой геральдики, где французским словом abyme обозначался миниатюрный герб в центре герба. Mise en abyme означало «поместить геральдический элемент в центр герба». В современном значении метонимического воспроизведения фигуры внутри себя самой этот геральдический термин впервые употребил в начале XX века писатель Андре Жид.

Что я ищу:

✔ Рассказ о писателе, который пишет рассказ (перекликающийся с тем, в котором он персонаж!).
✔ Рассказ в рассказе, при условии, что их сюжеты похожи друг на друга.
✔ Книгу, персонажи которой читают книгу, в которой они персонажи.
✔ Сложно устроенные «литературные шкатулки», построенные по принципу матрёшки, когда одна реальность раскрывается через другую (при условии, что эти реальности схожи).

Дальше...


О путанице в понятиях:

— Схожие понятия
Рекурсия — то же самое, что mise en abyme, используется во многих областях знаний, может описывать в т.ч. литературные произведения; это ситуация, когда объект является частью самого себя.
Докучная сказка — сказка с бесконечной рекурсией, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.
Порочный круг — логическая ошибка или уловка, при которой утверждение выводится из самого себя, обычно через несколько промежуточных утверждений.
Self-insertion — сравнительно редкое явление в литературе, когда автор вводит себя самого в качестве персонажа своего произведения (не путать с автобиографией). В рамках этой подборки считается частным случаем мизанабима, но в литературоведении это явление пока чётко никуда не «подшито».

— Более широкие понятия
Метапроза, метаповествование, metafiction — более широкое понятие; повествование о повествовании, т.е. автор книги не позволяет читателю забыть, что у него в руке книга, искусственно созданный кем-то объект.
Обрамление, frame story — вид композиции. Более широкое понятие, чем mise en abyme, но является необходимым условием для использования этого приема.
• Рассказ в рассказе, story within a story — более узкое понятие, чем обрамление, но всё ещё более широкое, чем mise en abyme.
Шкатулочный роман — также более широкое понятие; рассказ о рассказывании историй. Если эти истории тесно связаны с их рассказчиками, можно говорить об использовании приема mise en abyme.

— Похожие понятия из других областей знаний
Эффект Дросте — понятие из живописи, не связано с литературой; этот эффект можно наблюдать, встав между двумя зеркалами; это частный случай техники mise en abyme.
Самоподобие, self-similarity, самореференция — практически то же самое, что mise en abyme в литературе, но не в литературе.

Рукопись, найденная в Сарагосе
Ян Потоцкий
ISBN:978-5-699-62614-4
Год издания:2013
Издательство:Эксмо
Серия:Библиотека всемирной литературы
Язык:Русский

Ян Потоцкий написал «Рукопись, найденную в Сарагосе» шкатулочным стилем (powieść szkatułkowa): рассказчик и его герои постоянно рассказывают друг другу истории, внутри которых зачастую оказываются истории героев этих историй. Роман состоит из более чем ста рассказов, которые замысловато переплетаются и пересекаются друг с другом.

natasha1337 1 мая 2016 г., 00:01

Мельмот Скиталец
Чарлз Роберт Метьюрин
ISBN:978-5-699-33770-5
Год издания:2009
Издательство:Эксмо
Серия:Библиотека Всемирной Литературы
Язык:Русский

«Мельмот Скиталец» Ч. Р. Метьюрина, как и «Рукопись, найденная в Сарагосе», является примером «литературной шкатулки» эпохи романтизма, но это произведение устроено менее сложно.

natasha1337 1 мая 2016 г., 00:02

Дон Кихот
Мигель де Сервантес Сааведра
ISBN:978-5-699-69983-4
Год издания:2014
Издательство:Эксмо
Серия:Классика в школе
Язык:Русский

В «Дон Кихоте» священник и цирюльник, осматривая библиотеку главного героя, находят там книгу Сервантеса и начинают обсуждать её достоинства; выясняется, что цирюльник — друг Сервантеса. По словам Борхеса, «цирюльник, вымысел Сервантеса или образ из сна Сервантеса, судит о Сервантесе».

Во 2-м томе «Дон Кихота» есть персонажи, которые ищут встречи с героем, ибо прочитали 1-й том о его подвигах. Сам Сааведра обосновывает необходимость написания 2-го тома ещё и тем, что некий Авельянеда издал продолжение истории, чем он, естественно, доволен не был, а посему весьма жёстко расправляется с автором Лжедонкихота уже в своём тексте.

natasha1337 30 апреля 2016 г., 23:57

Гамлет
Уильям Шекспир
ISBN:978-5-699-79205-4
Год издания:2015
Издательство:Эксмо
Серия:Классика в школе. Новое оформление
Язык:Русский

В «Гамлете» Шекспира главный герой ставит пьесу, которая отражает и пародирует события самой пьесы «Гамлет» (сцена «мышеловки»).

natasha1337 30 апреля 2016 г., 23:56

Речные заводи. В двух томах. Том 1
Ши Найань
Год издания:1955
Издательство:Художественная литература
Язык:Русский

Наибольшее распространение этот китайский классический роман XIV века получил в обработке Цзинь Шэн-таня (XVII в.), с которой переведён на русский и другие европейские языки. В старинном издании «Речных заводей» Цзинь Шэнтань провозгласил принцип:

Нет ничего более фантастичного, чем вглядываться в отражённое в зеркале зеркало, толковать сон внутри другого сна, вести рассказ внутри рассказа.

natasha1337 1 мая 2016 г., 00:11

Обладать
А. С. Байетт
ISBN:978-5-389-10433-4
Год издания:2015
Издательство:Азбука-Аттикус, Иностранка
Серия:Большой роман
Язык:Русский

Это история отношений современных литературоведов Роланда и Мод, расследующих историю любви викторианских поэтов Райнольда Генри Падуба и Кристабель Ла Мотт. Помимо писем поэтов друг другу в частью романа являются дневники жены Р. Г. Падуба и племянницы К. Ла Мот.

elena-shturneva 2 мая 2016 г., 06:11

Если однажды зимней ночью путник...
Итало Кальвино
ISBN:978-5-17-068210-2, 978-5-271-30417-0
Год издания:2010
Издательство:АСТ, Астрель
Серия:Книга на все времена
Язык:Русский

Повествование в романе ведется от второго лица («Ты, Читатель»). Действие начинается с того, что Читатель покупает в книжном магазине новый роман Итало Кальвино «Если однажды зимней ночью путник». Однако книга оказывается бракованной, и Читатель идёт заменить её. В книжном магазине ему сообщают, что начатая им книга — польский роман Тазио Базакбала «Неподалёку от хутора Мальборк». Заменяя книгу, он знакомится с Читательницей. Однако и эта книга оказывается бракованной. Дальнейший сюжет представляет собой попытки Читателя и Читательницы разыскать полный вариант этих книг, однако им всё время попадаются отрывки новых романов.

natasha1337 3 мая 2016 г., 21:31

Франкенштейн, или Современный Прометей
Мэри Шелли
ISBN:978-5-17-092594-0
Год издания:2015
Издательство:АСТ
Серия:Эксклюзивная классика
Язык:Русский

Сюжет «Франкенштейна» раскрывается по принципу двойной матрёшки.

natasha1337 3 мая 2016 г., 21:54

Маленький принц
Антуан де Сент-Экзюпери
ISBN:978-5-699-28683-6
Год издания:2014
Издательство:Эксмо
Серия:Интеллектуальный бестселлер
Язык:Русский

Эпизод «Маленького принца» про пьяницу является примером порочного круга — логической ошибки, при которой утверждение выводится из самого себя.

— Что это ты делаешь? — спросил Маленький принц.
— Пью, — мрачно ответил пьяница.
— Зачем?
— Чтобы забыть.
— О чем забыть? — спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.
— Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову.
— Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.
— Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

natasha1337 3 мая 2016 г., 22:11

Искупление
Иэн Макьюэн
ISBN:978-5-699-37882-1
Год издания:2009
Издательство:Эксмо
Серия:Pocket book
Язык:Русский

Роман о том, как писательница Брайони Толлис пишет роман о событиях, которые так и не смогли произойти в реальной жизни. Брайони размышляет о роли писателя, который как Бог в своей книге и творит судьбу персонажей, и приходит к выводу, что реальная правда для сюжета не имеет большого значения.

natasha1337 3 мая 2016 г., 22:37

Илиада
Гомер
ISBN:978-5-699-76553-9
Год издания:2015
Издательство:Эксмо
Серия:Библиотека всемирной литературы
Язык:Русский

В «Илиаде» троянка Елена на своей вышивке изобразила события Троянской войны (содержание поэмы).

natasha1337 30 апреля 2016 г., 23:55

Рамаяна
Вальмики
Год издания:1986
Издательство:Художественная литература
Язык:Русский

В последней песне «Рамаяны» главный герой, Рама, встречает в лесу своих сыновей, которые пропевают ему отрывки из начала «Рамаяны».

natasha1337 30 апреля 2016 г., 23:58

Кентерберийские рассказы
Джеффри Чосер
ISBN:978-5-699-50513-5
Год издания:2011
Издательство:Эксмо
Серия:Зарубежная классика
Язык:Русский

В средневековых книгах («Декамерон», «Кентерберийские рассказы») множество рассказов либо сказок зачастую нанизаны на единую рамочную историю.

Еще один рассказ о рассказах. В «Кентерберийских рассказах» герой по имени Джеффри Чосер рассказывает худшие истории этой книги [...]. Почему автор первой по-настоящему прекрасной поэмы на английском языке представил себя в столь темном свете? Источник (англ.)

natasha1337 30 апреля 2016 г., 23:59

Герой нашего времени
Михаил Лермонтов
ISBN:978-5-699-83299-6
Год издания:2015
Издательство:Эксмо
Серия:100 главных книг (покет)
Язык:Русский

Это произведение также является примером «литературной шкатулки» эпохи романтизма.

natasha1337 1 мая 2016 г., 00:06

Сон в красном тереме. В 2 томах (комплект)
Цао Сюэцинь
Год издания:1958
Издательство:Государственное издательство художественной литературы
Серия:Библиотека китайской литературы
Язык:Русский

Принцип матрёшки был хорошо известен китайским авторам, в частности, автору романа «Сон в красном тереме».

natasha1337 1 мая 2016 г., 00:07

Отрочество
Лев Толстой
ISBN:978-5-699-80389-7
Год издания:2015
Издательство:Эксмо
Серия:Классика в школе. Новое оформление
Язык:Русский

Главный герой «Отрочества» рассуждает, запутавшись в собственной рефлексии:

Я не думал уже о вопросе, занимавшем меня, а думал о том, о чём я думал. Спрашивая себя: о чём я думаю? — я отвечал: я думаю, о чём я думаю. А теперь о чём я думаю? Я думаю, что я думаю, о чём я думаю, и так далее.

natasha1337 1 мая 2016 г., 00:17

Петербург
Андрей Белый
ISBN:978-5-389-10246-0
Год издания:2015
Издательство:Азбука
Серия:Азбука-классика (pocket-book)
Язык:Русский

Роман Андрея Белого «Петербург» построен на многоуровневом акте творческого воображения: рассказчик в порыве «мозговой игры» измышляет фигуру «своего» сенатора, сенатор — «теневой» образ своего убийцы Дудкина, Дудкин — демонического перса Шишнарфне, который даёт ему приказы и травит мозг алкоголем, а тот в его галлюцинациях мутирует в разгуливающего по ночам петербургскими улицами Медного всадника.

natasha1337 1 мая 2016 г., 00:20

Тень ветра
Карлос Руис Сафон
ISBN:978-5-17-086789-9
Год издания:2015
Издательство:АСТ, Neoclassic
Серия:Эксклюзивная классика
Язык:Русский

Рассказчик — Даниэль Семпере — находит единственную копию увлекательного романа «Тень ветра», написанного неизвестным писателем, которого он будет пытаться найти, рискуя своей жизнью.

natasha1337 3 мая 2016 г., 20:55

Мизери
Стивен Кинг
ISBN:978-5-17-092564-3
Год издания:2015
Издательство:АСТ
Серия:Король на все времена (покет)
Язык:Русский

Сумасшедшая поклонница заставляет писателя возродить главную героиню его романа. Используя композиционный прием рассказа внутри рассказа, Кинг знакомит читателя с отрывками романа, написанного его персонажем.

natasha1337 3 мая 2016 г., 22:17

Энеида
Вергилий
ISBN:978-5-389-06016-6
Год издания:2013
Издательство:Азбука, Азбука-Аттикус
Серия:Азбука-классика (pocket-book)
Язык:Русский

В «Энеиде» главный герой, приплыв в Карфаген, нашёл среди статуй других троянских героев и изображение себя самого.

natasha1337 30 апреля 2016 г., 23:55

1 2 3 ...

Комментарии


Рискну предложить Ян Потоцкий "Рукопись, найденная в Сарагосе" и Гранже "Пассажир"


Спасибо! Добавила. Если не сложно, напишите еще пару слов о рекурсии у Гранже. Я так поняла, что там многократная рекурсия, история в истории в истории, но не уверенна. На него очень мало критики.


Там сюжет построен на множественных личностях главного героя, которые по ходу повествования раскрываются по методу матрешки. Т


Как программист по образованию, смею предположить, что в Маленьком принце нет рекурсии, а представленный отрывок - всего лишь цикл. Таким образом это произведение не подходит в эту подборку.


Постаралась исправить описание на более корректное, спасибо)


Во 2-м томе "Дон Кихота" есть персонажи, которые ищут встречи с героем, ибо прочитали 1-ый том о его подвигах. Сам Сааведра обосновывает необходимость написания 2-ого тома ещё и тем, что некий Авельянеда издал продолжение истории, чем он, естественно, доволен не был, а посему весьма жёстко расправляется с автором Лжедонкихота уже в своём тексте.

В части про Дуньязадиаду книги "Химера" Джона Барта описываются весьма запутанные отношения автора с персонажем. Собственно эти отношения и формируют текст.

"Новый придорожный аттракцион" Роббинса сначала содержит информацию о действующих лицах, потом рассказчик возникает рядом с героиней в одной комнате, затем автор признаётся, что он один из персонажей, причём самый скучный, и дальше пишет хронику от себя, не пытаясь подстроиться под стиль других персонажей - выходит, надо заметить, отвратительно рефлексивно и заискивающе. В конце остаётся неизвестным откуда вообще взялась эта рукопись. Книга-пустышка.


Спасибо большое, всё добавила!)


Думаю, можно добавить "Слепого убийцу" , там идет повествование одной истории, в которой рассказывают другую историю и при этом присутствует действие "сейчас", это уже третья история, но на самом деле там все сложнее)


Хороший пример, спасибо!)


Неплохо было бы сначала посмотреть сюда:

https://www.livelib.ru/selection/107981


Я тоже вышла на эту подборку, к сожалению, уже после создания моей. Там очень много слабо относящегося к теме, т.е. она скорее про обрамление как художественный прием, а не рекурсию как его вид, просто автор поставил перед собой другую задачу. Так что не думаю, что наши подборки взаимоисключающие, очень уж разные акценты.


К слову, я "Мизери" давно читала, но что-то не припомню, чтобы автор был персонажем своего романа. Он в заточении писал новую книгу, чтобы оживить убитую героиню, но рекурсии как таковой там нет, мне кажется.


Описание было неправильное, вы правы. А сам пример взят из французской вики, но судя по всему, для них всё, где персонаж-писатель что-то пишет, — уже мизанабим. Жалко Кинга, так что оставлю пока под вопросом)


В Песнь Сюзанны Кинг появляется в одном из местных миров в "роли самого себя", пишущего "Темную башню" и встречается с героями данного цикла, которые говорят ему, чтобы он продолжал его писать... Но это не "матрешка", это сумасшествие 8)