Литературные войны — 21 книга

В подборке хочу собрать книги, в которых авторы изображают своих творческих современников: писателей, поэтов, художников, музыкантов, режиссеров, актеров и т.д.

Условия включения книги в подборку:
-автор списывает своего героя с современника, с которым был знаком лично.
-произведение художественное. Мемуары, дневники, письма и пр., где могут описываться творческие современники не в эту подборку.
-описываемый современник должен быть творческим человеком. Книги, где есть персонажи, списанные с реальных политиков, общественных деятелей, военачальников и пр. не в эту подборку.


Друзья, буду рада помощи в пополнении подборки.

В описании книг, пожалуйста, указывайте кто именно из современников автора изображен в произведении.

Категория: подборки по темам
Бесы
Фёдор Достоевский
ISBN:978-5-17-063868-0, 978-5-403-03037-3
Год издания:2010
Издательство:АСТ, АСТ Москва
Серия:Книга на все времена
Язык:Русский

В образе «великого писателя» Кармазинова в «Бесах» Ф.М. Достоевский описал ненавистный ему тип либерала-западника, которого он считал виновником появле­ния в России С.Г. Нечаева, Д.В. Каракозова и им подобных. Прототипом Кармазинова выступил И.С. Тургенев.

Anais-Anais 11 января 2016 г., 16:51

Woodcutters
Thomas Bernhard
ISBN:978-0571276097
Год издания:2011
Издательство:Faber and Faber
Язык:Английский

Композитор и писатель Герхард Ламперсберг и Томас Бернхард более 20-и лет дружили и сотрудничали, в частности, были поставлены оперы на либретто Бернхарда и музыку Ламперсберга.
Но в 1984г. Ламперсберг подал Бернхарда в суд за то, что тот опубликовал повесть «Лесоповал», в которой в негативном свете изобразил свои давние отношения с четой Ламперсберг. После этого скандала Бернхард наложил запрет на публикацию своих произведений в Австрии.

Anais-Anais 11 января 2016 г., 16:53

Золотой ключик, или Приключения Буратино
Алексей Толстой
ISBN:978-5-699-61981-8
Год издания:2013
Издательство:Эксмо
Серия:Книги - мои друзья
Язык:Русский

Читала, что Пьеро - пародия на Блока, а Карабас-Барабас - на Мейерхольда.
За что купила, за то продаю.

MMaria 11 января 2016 г., 17:17

Двенадцать стульев
Илья Ильф, Евгений Петров
ISBN:978-5-17-063252-7
Год издания:2010
Издательство:АСТ
Серия:Русская классика
Язык:Русский

Служил Гаврила почтальоном, Гаврила письма разносил... а фашисты были, конечно, переодетые. Привет Маяковскому!

MMaria 11 января 2016 г., 17:17

Война и мир (комплект из 2 книг)
Лев Толстой
ISBN:978-5-389-07123-0
Год издания:2014
Издательство:Азбука, Азбука-Аттикус
Серия:Мировая классика
Язык:Русский

Когда читала Ефимова "Неверная" зацепилась за это, интересное (кто его знает, правда или нет, но вдруг?):
Но меня всегда занимала одна загадка: с кого Толстой писал Анатоля Курагина? Ведь он, как и Тургенев, обильно использовал современников в качестве прототипов для своих романов. Вот как он характеризует Анатоля:

«Курагин с женщинами был гораздо умнее и проще, чем в мужском обществе. Он говорил смело и просто, и Наташа… со страхом чувствовала, что между ним и ею совсем нет той преграды стыдливости, которую она всегда чувствовала между собой и другими мужчинами…

Анатоль… сводил с ума всех московских барынь, в особенности тем, что он пренебрегал ими и, очевидно, предпочитал им цыганок и французских актрис, с главой которых, мадмуазель Жорж, как говорили, он был в близких отношениях…

С девицами, в особенности с богатыми невестами… он не сближался, тем более что Анатоль, чего никто не знал, кроме самых близких друзей его, был два года тому назад женат.

Он был инстинктивно всем существом своим убежден в том, что… он никогда в жизни не сделал ничего дурного. Он не был в состоянии обдумать, как его поступки могут отозваться на других…

Он был не скуп и не отказывал никому, кто просил у него. <…> В душе он считал себя безукоризненным человеком, искренне презирал подлецов и дурных людей и со спокойной совестью высоко носил голову».

Беспутный чаровник, умеющий размывать стену стыдливости, пленяет сердца и не оглядывается, беззаботно игнорирует богатых невест, но имеет связь с французской актрисой, не способный на угрызения совести, легко занимает деньги без отдачи, но так же легко раздает, равнодушный к тому, что о нем подумают другие, – чей это портрет? Вспомним еще, что Тургенев, к ярости Толстого, пускал волны романтического тумана в сторону его сестры, Марии Николаевны, с таким же легкомыслием, с каким Анатоль вел себя, приехав свататься к княжне Марье Болконской. В дневнике Толстого есть запись: «Тургенев скверно ведет себя с Машей. Свинья!» И если добавить сюда сцену с Иваном Петровичем из «Дворянского гнезда», в которой он похищает Маланью и тайно женится на ней, и наложить ее на попытку Анатоля – тайно женатого! – похитить и увезти Наташу, два портрета сольются, как два отпечатка одного пальца.

Отношения между Тургеневым и Толстым – это история притяжений и отталкиваний, любви-вражды, достойная быть воссозданной в большом романе. Они встречаются часто, и после каждой встречи Толстой делает в дневнике противоречивые записи:

«Он дурной человек по холодности и бесполезности, но очень художественно умный и никому не вредящий… У него сперматорея, кажется, а все-таки не лечится и шляется… Сколько я помучился, когда, полюбив Тургенева, желал полюбить то, что он так высоко ставил. Из всех сил старался и никак не мог».

Но и Тургеневу часто их отношения в тягость.

«С Толстым я все-таки не могу сблизиться окончательно, слишком мы врозь глядим… Он слишком иначе построен, чем я. Все, что я люблю, он не любит – и наоборот… Думаю, если я похвалю суп, он тут же скажет, что суп дурен…»

Гром грянул посреди, казалось бы, безоблачного неба: во время дружеского визита в доме Фета, за завтраком, два главных русских писателя заспорили о правильном воспитании детей, раскричались, перешли на оскорбления, выбежали из дома, разъехались, обменялись оскорбительными письмами и порвали отношения на многие годы. Письмо с вызовом на дуэль не дошло до нас, мы знаем его в пересказе Софьи Андреевны. Она записала в дневнике со слов Толстого, что тот «не желал стреляться пошлым образом, то есть что два литератора приехали с третьим литератором, с пистолетами, и дуэль бы кончилась шампанским, а желает стреляться по-настоящему и просит Тургенева приехать в Богуслов к опушке леса с ружьями».

Обмен оскорбительными письмами продолжался несколько месяцев (Тургеневу нужно было уехать за границу) и закончился короткой запиской Толстого: «Милостивый государь! Вы называете в своем письме мой поступок бесчестным, кроме того, вы лично сказали мне, что вы дадите мне в рожу, а я прошу у вас прощения, признаю себя виноватым – и от вызова отказываюсь».

Так можно ли считать правомерной гипотезу, что три года спустя образ Тургенева всплыл в «Войне и мире» в обличье Анатоля Курагина? Судите сами.

MMaria 11 января 2016 г., 17:51

Творчество
Эмиль Золя
Год издания:1959
Издательство:Гослитиздат
Язык:Русский

Эмиль Золя дружил с Полем Сезанном с ранней юности. Но в романе «Творчество» Золя описал главного героя, художника Клода Лантье, очень похожим на Сезанна, после чего друзья поссорились и общение между ними практически прекратилось.

Anais-Anais 11 января 2016 г., 16:51

Лягушки
Аристофан
ISBN:978-5-4458-0059-0
Год издания:2012
Издательство:Книга по Требованию
Язык:Русский

Ехидный комедиограф сурово обошелся с современными ему трагиками. И если Эсхила с Софоклом еще похваливает, то Еврипиду досталось полной мерой

RichardThomasJerome 12 января 2016 г., 03:13

Республика ШКИД
Леонид Пантелеев, Григорий Белых
ISBN:978-5-08-004477-9
Год издания:2009
Издательство:Детская литература
Серия:Школьная библиотека
Язык:Русский

Соавторы вдоволь потешились над собой и друг над другом.

RichardThomasJerome 22 января 2016 г., 16:04

Холодный дом
Чарльз Диккенс
ISBN:978-5-699-38796-0
Год издания:2010
Издательство:Эксмо
Серия:Библиотека Всемирной Литературы
Язык:Русский

Гарольд Скимпол - Ли Хант
Далее цитата из биографии Диккенса от Хекета Пирсона:
"Я смирился с тем, что мой удел не светские развлечения, а труды и заботы, которые я посвящаю ей, и что почетные места на моих пирах занимают герои моих романов». Один из этих вымышленных сотрапезников действительно не раз пировал с ним за одним столом и мог бы причинить писателю немало хлопот, если бы не беспокоился прежде всего о том, чтобы сохранить за собою место на пирах. Это был Ли Хант, которого Диккенс совершенно правдиво, прелестно и вместе с тем чрезвычайно нелестно изобразил под видом Гарольда Скимпола. Разумеется, многие обвиняли Диккенса в том, что он проявил дурной вкус, изобразив в таком свете человека, с которым был на короткой ноге. Но ведь нет такого крупного писателя, которого его современники не винили бы в безвкусных поступках, с досадой чувствуя его превосходство и цепляясь за то единственное, к чему мог бы придраться каждый дурак. Хорошим вкусом принято считать продиктованные условностями поступки обыкновенных людей, и великие писатели непременно должны совершать погрешности против хорошего вкуса, потому что они люди необыкновенные. Дурной вкус — один из отличительных признаков большого таланта. Сейчас нет более надобности развивать эту тему. Достаточно только добавить, что Ли Хант, проживший большую часть своей жизни за чужой счет, не имел никакого права жаловаться, когда ему отплатили той же монетой. А он как раз стал жаловаться, когда кто-то обратил его внимание на сходство между ним и Скимполом. Диккенс (который по совету Форстера уже и так значительно смягчил краски, создавая этот портрет) сначала пробовал исправить положение, сказав, что между Хаитом и Скимполом нет ничего общего, но потом чистосердечно признался, что поступил неправильно и очень раскаивается. Хант стал было при каждой встрече ныть о своих обидах, и некоторое время Диккенс старался держаться от него подальше. Затем, в 1855 году, Хант стал зазывать его к себе в гости, и Диккенс обещал приехать. «Надеюсь, однако, — добавил он, — что Вы не будете вновь касаться в разговоре со мной этого тягостного предмета». После смерти Ханта Диккенс поспешил уверить читателей своего журнала в том, что единственное сходство между Хантом и Скимполом заключается в их обаянии. Эту беззастенчивую ложь, безусловно, сочли доказательством отменного вкуса. Если же говорить правду, Диккенсу удалось с величайшим мастерством передать житейскую философию Ханта, вернее — отношение этого неунывающего эгоиста и эпикурейца к самому себе. Портрет Ханта-Скимпола — это непревзойденный литературный шедевр.

MMaria 11 января 2016 г., 17:17

Моя семья и другие звери
Джеральд Даррелл
ISBN:978-5-699-39129-5
Год издания:2010
Издательство:Эксмо
Серия:Pocket Book
Язык:Русский

Лоуренс Даррелл - писатель и поэт, классик английской литературы... поднимите руки, кто догадался об этом, читая про Ларри.

MMaria 11 января 2016 г., 17:25

Роман без вранья
Анатолий Мариенгоф
ISBN:978-5-9985-0782-3
Год издания:2009
Издательство:Азбука-классика
Серия:Азбука-классика (pocket-book)
Язык:Русский

"Роман без вранья" - знаменитый роман Анатолия Мариенгофа, в котором он рассказал о своей дружбе/любви с Сергеем Есениным. К тому времени, когда создавался роман, образ…

Крошка Доррит
Чарльз Диккенс
ISBN:978-5-699-55356-3
Год издания:2012
Издательство:Эксмо
Серия:Полное собрание сочинений
Язык:Русский

Биограф Диккенса - Хекет Пирсон - утверждает, что прообразом Гоуэна был Теккерей, которого Диккенс недолюбливал.

MMaria 11 января 2016 г., 17:28

Записки покойника (Театральный роман) (сборник)
Михаил Булгаков
ISBN:5-7331-0165-2
Год издания:2003
Издательство:Гуманитарное Агентство "Академический Проект"
Язык:Русский

Общепризнанно, что Василий Иванович списан Булгаковым со Станиславского - у них был богатый опыт взаимоотношений по театральным делам.

antonrai 11 января 2016 г., 17:32

Облака
Аристофан
Язык:Русский

Досталось Сократу от Аристофана, хоть и не Сократ это вовсе, но - собирательный образ софиста.

antonrai 12 января 2016 г., 09:09

Мастер и Маргарита
Михаил Булгаков
ISBN:5-17-005064-X, 5-8195-0241-8
Год издания:2001
Издательство:АСТ, Олимп
Серия:Книга на все времена
Язык:Русский

Это - самый загадочный из романов за всю историю отечественной литературы XX в. Это – роман, который почти официально называют "Евангелием от Сатаны". Это – "Мастер и Маргарита".…

Смерть героя
Ричард Олдингтон
ISBN:978-5-91045-034-3
Год издания:2007
Издательство:Издательский Дом Мещерякова
Серия:Переживая заново
Язык:Русский

"Мистер Бобб, щуплый рыжий человечек с колючими голубыми глазками, был одержим классовой ненавистью. Он почти безнаказанно давал волю своей злости, спекулируя на своем пролетарском происхождении и на язве желудка, от которой он умирал вот уже двадцать лет.

Да и вообще человечество идет к чертям. Оно прогнило, насквозь прогнило. Оно смердит. Его пожирают черви. Вы только посмотрите, как эти плюгавые молодчики красуются перед своими дамами! Гнусные мерзавцы, рыбья кровь…….! Посмотрите на этих женщин, им отчаянно хочется, чтобы их полюбил живой человек, у которого в жилах кровь, а не вода, – а что им достается? Какой-нибудь гнусный…….! Знаю я их, этих мерзавцев. Черт бы их всех побрал. Но скоро этому придет конец, иначе и быть не может. Рабочие этого не потерпят. Будет революция, кровопролитная революция, и очень скоро. Черт подери этих гнусных мерзавцев со всеми их гнусными гетрами и моноклями!"

привет Лоуренсу и "Любовнику леди Чаттерлей. Тобб и Бобб тоже кто-то реальный, но их я не знаю.

MMaria 11 января 2016 г., 17:16

Замечательная ракета (сборник)
Оскар Уайльд
ISBN:978-5-905424-28-1
Год издания:2013
Издательство:Искатель
Серия:Библиотечка школьника
Язык:Русский

Утверждается, что главный прообраз "Замечательной ракеты" - художник Джеймс Уистлер, с которым Уайльд одно время был дружен.

antonrai 11 января 2016 г., 17:45

Лукреция Флориани. Ускок (сборник)
Жорж Санд
ISBN:5-7030-0723-2
Год издания:1993
Издательство:Патриот
Язык:Русский

Жорж Санд выводит в образе Кароля Шопена, а уж с Шопеном Жорж Санд была знакома ближе некуда:)

antonrai 11 января 2016 г., 19:56

Любовь к трем Апельсинам
Карло Гоцци
ISBN:978-5-389-03359-7
Год издания:2012
Издательство:Азбука, Азбука-Аттикус
Серия:Азбука-классика (pocket-book)
Язык:Русский

"«Любовь к трем Апельсинам» — детская сказка, превращенная мною в театральное представление, которым я начал оказывать поддержку труппе Сакки, — была лишь шутовской преувеличенной пародией на произведения синьоров Кьяри и Гольдони, бывшие в ходу в момент ее появления на свет."
из предисловия к сказке самого автора.

Вот единственная сложность - я не знаю, были ли драматурги-конкуренты: Гоцци, Кьяри и Гольдони - лично знакомы друг с другом. Но не на разных же краях Земли они жили.

MMaria 12 января 2016 г., 08:56

Пироги и пиво, или Скелет в шкафу
Сомерсет Моэм
ISBN:5-17-040801-3, 5-7516-0618-3
Год издания:2007
Издательство:АСТ, Текст
Серия:Мировая классика
Язык:Русский

Элрой Кир списан с Ноэля Кауарда. Еще для образа Дриффилда Моэм воспользовлся личностью Томаса Гарди, но были ли эти писатели лично знакомы для создающих эту подборку не ясно.

MMaria 15 января 2016 г., 14:29

1 2

Комментарии


Роман без вранья?


Я, к сожалению, не читала. Думаю, что да. Добавишь?)


MMaria ,

спасибо за пополнение подборки!)


Пожалуйста! интересная подборка, буду еще думать.


Я тоже надеюсь еще вспомнить книги и героев, прототипов из жизни в литературе немало, а сядешь подборку делать - пустота в голове.


Если кто лучше меня знает лит.мир 90х - советую посмотреть на "Козленка в молоке" Полякова. Говорят, он там многих знакомых литераторов и людей искусства прописал.


"Козленка..." я читала, очень колоритные там персонажи,но о прототипах догадаться не могла, видимо, не знакома ни с кем.


Я, кстати, все равно Кармазинова никогда не ассоциировал с Тургеневым:) Настолько он получился "сам по себе".


Я как-то тоже.) Но м.б. дело в том, что я Тургенева в юности читала, а "Бесов" только в 2013 году.


А может быть в том, что больно уж специфический образ, как-то не хочется так Тургенева представлять:) Он вообще, я сморю, прямо натурщик для наших главных литературных гигантов - я правда впервые слышу про ассоциации Тургенева с Анатолем, хотя знаю, что у Толстого с Тургеневым были сложные отношения.


Хороший писатель вполне может быть и "анатолем" при этом, я очень мало знаю о жизни Тургенева, чтобы судить об этом.


Я читала несколько биографий (из авторов помню Моруа), и складывается странная картина - Тургенев во всех описаниях (кроме дневников Панаевой) выглядит очень привлекательным, добрым, мягким и хорошим человеком. Только почему-то окружают его сплошь жесткие, конфликтные и нехорошие люди. В результате он рассорился с обожавшей его матерью, рассорился со своим издателем Некрасовым, чуть не подрался на дуэли со Львом Толстым, еще вроде что-то было. Не спорю, все это уж 100% не Сахары Медовичи, но что-то такое нехорошее было и с семьей Альфонса Доде, а вся эта семья вроде бы тоже была милой, доброй, неконфликтной и хорошей. В общем пусть каждый сам решает - верить ли в добро, окруженное злом, или нет.


верить ли в добро, окруженное злом


Думаю, что такого просто быть не может. Люди - не ангелы, и творческие люди - не исключения.


По сравнению с творческими людьми все остальные - просто ангелы:)


Честно, читала это только в "Неверной", книге хорошей, но художественной. Гарантий не даю, но версия забавна.


А я, вот, сейчас перечитала эти выдержки про Анатоля и подумала, а так ли уж этот персонаж плох. Ну, любил повеселиться, погулять, женщин любил, но не насильно же он их совращал. Дамам и своей головой думать надо, а не вести себя как Наташа.)
Как-то мне больше банальная мужская зависть автора видится, чем порочность Анатоля.)


Уже не по теме подборки, но возможно вся семья Курагиных была не так плоха, как это хотел показать Толстой. Если найдете (я по ЖЖ сейчас ходить не мог), посмотрите, что пишет (и с чем я согласна очень не вполне) о Элен wyradhe.livejournal.com.

Еще по поводу Анатоля забавно у Цимбаевой. Вернее по поводу его возможного будущего. Толстой же намекает, что Анатоль умер, но трупа не показывает. А выжить после ампутации шанс был (уж больше, чем после ранения в живот, как у князя Андрея). Итого, кого бы видел Лев Толстой к моменту написания романа

И вот перед нами князь Анатоль после 1812 года: герой, потерявший ногу на Бородинском поле, за одно это заслуживший Георгиевский крест, окруженный на всю жизнь всеобщим уважением, кумир барышень, несмотря на увечье и даже благодаря ему (вспомним полковника Бурмина с его перевязанной рукой, Георгием и интересной бледностью). Анатоль поневоле отказался бы от кутежей, уехал бы в деревню, где с легкостью нашел бы жену и прожил бы свой век в почете и заслуженной праздности. Толстой лично видел многих героев Отечественной войны, вызывавших в 1860-е годы искреннее преклонение новых поколений.


Но вот по поводу Анатоля и Наташи - все-таки Анатоль сволочь. Оставив Толстовские закидоны по поводу привычности к разврату, действительно одно дело замужняя светская женщина (вроде Марии в "Мэнсфилд парке"), у которой уже есть возможность и подстраховаться, и своим умом подумать. А другое - неопытная девушка.


Сейчас тоже в ЖЖ уже не пойду, ближе к вечеру смогу. Но мне и Элен никогда не казалась "порочной" и т.д., а еще я не понимала, почему ЛН её не раз "глупой" называет. Она-то как раз вела чебя рационально и неглупо, вначале вышла за богатого наследника Безухова, а потом стала жить в своё удовольствие.

одно дело замужняя светская женщина (вроде Марии в "Мэнсфилд парке"), у которой уже есть возможность и подстраховаться, и своим умом подумать. А другое - неопытная девушка.


Наличие/остутствие мозгов не связано с замужеством, в "Анне Карениной" Толстой тоже показывает, что многие светские гранд-дамы имели любовников, но никто не разрушил свою жизнь, кроме Анны. Мария Бертрам тоже могла бы остаться уважаемой миссис Рашуот, если бы не сбежала с Генри.

А Наташа именно что дурочка, не способная задумываться о последствиях своего поведения. Такая же неопытная и юная Соня, к примеру, уже понимала, что к чему, потому и предотвратила побег.


Вот еще хотел добавить "Крестного отца" - Джонни Фонтейн явно во многом списан с Синатры, но Пьюзо не был лично знаком с Синатрой, а встретился с ним только после публикации-экранизации, причем выразил свое недовольство, что послужил прототипом для персонажа. Зато хороший кандидат - "Облака" Аристофана - там напрямую выведен Сократ (хотя критикуются софисты), но я опять-таки не знаю, насколько они были знакомы лично (Афины - город маленький), Сократ же в "Апологии" только смеется над этим образом:

Вы и сами видели в комедии Аристофана, как какой-то Сократ болтается там в корзинке, говоря, что он гуляет по воздуху, и несет еще много разного вздору, в котором я ничего не смыслю. Говорю я это не в укор подобной науке и тому, кто достиг мудрости в подобных вещах (недоставало, чтобы Мелет обвинил меня еще и в этом!), а только ведь это, о мужи афиняне, нисколько меня не касается.

В общем, не знаю... Мне кажется, тут как раз в тему литературных войн - сведение счетов.


Думаю, что да, "Крестный отец" все же под влиянием образа Синатры написан, а не реального человека. А Сократа надо обязательно добавить! ))
Чтобы было ясно, что будь ты хоть Сократ, найдутся люди, кому ты будешь не мил.)


Хоть ты гений, хоть Сократ, все равно найдется гад!
Облака, пожалуй, самая злая у него. Хотя в других комедиях хорош, одни Всадники чего стоят, народ должно быть по полу валялся от смеха.


Хоть ты гений, хоть Сократ, может, ты при этом гад? )))

Жаль, мы немного опоздали на представление.)


Облака Аристофана считаются? Злая сатира на Сократа.


Аристофан. Лягушки. Тут всем не поздоровилось - Софокл, Еврипид, Эсхил


Какая прекрасная компания собирается!)


Не совсем уверена, подходит ли сюда "Пироги и пиво" Моэма. Под именем Эдуарда Дриффилда явно выведен Томас Гарди, хоть Моэм и отрицал это. Сам Моэм лично встречался с Гарди лишь однажды (но, судя по всему, был наслышан о его семейной жизни со второй женой хотя бы от Зигфрида Сассуна и Стивена Теннанта).

Отличная подборка, отдельно радует, что не раз вспомнили Аристофана))


Мне кажется, что «Пироги и пиво» можно сюда включать, вот, «Луну и грош» - нет, хоть там и угадывается Гоген.

Как говорится, не имей мозгов, а имей умных и интеллигентных друзей.))


Да, от ЛиГ сразу отмахнулась)

Ха, главное - додуматься до создания такой подборки))


Думать - это не знать, дурное дело нехитрое.)


Ну так коллективный разум всегда знает больше, чем один человек, на то он и коллективный х)


Точно подходит. Так кроме Дриффилда - Гарди еще есть Элрой Кир - Ноэль Кауард. А Кауарда Моэм точно лично знал.


Да, Элрой Кир вообще вылетел из головы.


Я тут подумал, может Республика Шкид? Хотя там соавторы, получается, пишут о себе и друг о друге. Информация в Википедии на всякий случай.


Добавляйте.)