Больше рецензий

Jedaevich

Эксперт

по ложной слепоте, множественным лицам и фукаццу

23 марта 2011 г. 12:24

316

5

Есть такая категория вдохновляющих книг, которые обязательно должны быть в любом доме, независимо от уровня культуры людей, в этом доме проживающих. "Как читать книги" - из них. Изданная еще в 40-х и многократно переизданная, она абсолютно не утратила своего значения и даже более того - с учетом того, КАК и СКОЛЬКО сейчас читают люди, ставит вопросы, еще более актуальные, чем добрых полвека назад. О чтении как части жизни. О внимательном отношении к тому, что читаешь. О внутренней свободе и внутреннем голосе. О работе мозга при чтении. О художественной значимости великих книг. О том, как чтение помогает обрести настоящих друзей. Как же приятно читать эти мысли, понимая, что Ты есть на ЛайвЛибе и тебе уже есть с кем поделиться радостью от всего упомянутого.

Отчаянно хочется процитировать автора:

"Человек, обученный хорошо читать, имеет развитые аналитические и критические способности. Человек, обученный хорошо дискутировать, оттачивает их еще больше. Он приобретает особую восприимчивость к аргументам, относясь к ним с участием и вниманием, и, таким образом, учится сдерживать себя в желании навязать собственное мнение окружающим. Мы начинаем понимать, что единственный авторитет — это разум; единственные судьи в любом споре — это аргументы и факты. Мы не стремимся возвыситься, продемонстрировав силу и пересчитав ряды своих сторонников. Серьезные вопросы не решаются простым голосованием. Мы должны обращаться к разуму, а не зависеть от влиятельных групп.

Мы хотим научиться мыслить четко и ясно. Великая книга может нам помочь, предлагая примеры глубокого и тщательного анализа. Хорошая дискуссия тоже приносит немалую пользу, своевременно диагностируя «хромоту» нашего мышления. Если друзья научатся подмечать такие моменты, мы вскоре поймем, что небрежность в мышлении, как и тайное преступление, всегда становится явной. Замешательство может побудить нас к усилиям, на которые мы не считали себя способными. Если в процессе чтения и обсуждения не ужесточать требования к ясности и четкости мышления, многие из нас сохранят ложную уверенность в своем восприятии и оценках.

Мы, как правило, слабо мыслим и, что еще хуже, не знаем об этом, поскольку некому открыть нам глаза на горькую правду. Тот, кто умеет хорошо читать, слушать и говорить, обладает дисциплинированным умом. Такая дисциплина необходима для свободы применения наших способностей. Человек, который чего-то не умеет, запутывается окончательно, если берется за незнакомое дело. Дисциплина, возникающая при развитии навыка, необходима для легкости. Как далеко можно зайти в обсуждении книги с человеком, который не умеет читать или говорить? Как далеко можно продвинуться в чтении без развитого умения?

Дисциплина, — это источник свободы. Только тренированный ум способен к свободному мышлению. А там где нет свободы мышления, нет места и свободе мысли. Без освобожденного разума мы не сможем долго оставаться свободными людьми".

РЕЗЮМЕ: Книга, которая наполняет светом и смыслом, стремительно утрачивающимся в наше быстро меняющееся время. Отдельным словом нужно выразить благодарность издательству "Манн, Иванов и Фербер", которое выпустило книгу в таком издании, что несмотря на приличную стоимость, его хочется немедленно купить и поставить на полку рядом с
Умберто Эко, Ж.К. Карьер "Не надейтесь избавиться от книг" . И купить еще пару экземпляров для друзей - особенно тех, у кого подрастают дети.

MUST HAVE BOOK.
1 2

Комментарии


Как Вы думаете, лично Ваше восприятие книг изменится после чтения этой? На что будете больше обращать внимание при чтении?


Собственно, я так согласен с автором - стараюсь выбирать книги, которые могут меня обогатить чем-то - смысла читать развлекуху практически нет. И читать их не глотая, а проникаясь созданной атмосферой.

К слову, на ЛайвЛибе есть люди, которым это книгу будет прочесть не то, что полезно, а крайне необходимо. например, многие участники вот этой ветки форума: http://www.livelib.ru/forum/post/893

С комментариями вроде:
- "я читаю одновременно книг 5. Все потому, что у меня всегда разное настроение. Утром читаю одну, в обед - другую, а вечером под чашку чая-другую."
- "обычно разные книги, которые читаю, лежат в разных комнатах, там где нахожусь, ту книгу и читаю"

Люди читают ради чтения.

Ридоманы (по аналогии с графоманами).


а почему вы думаете, что невозможно проникаться атмосферой, читая "одновременно" несколько книг? =)


А я вот тоже не согласна с тем, что, читая одновременно несколько книг, нельзя проникнуться. Мне кажется, здесь дело в восприятии каждого отдельного человека. Я, например, органически не переношу длительное занятие одним и тем же, нужно "переключаться", так и с книгами.


Мне кажется это скорее чисто женское - необходимость постоянно переключаться на что-то новое=)) У меня вот тоже так.


Ну так дочитай и переключись, лол.


Мы - гибче)) и это не шутка


Развлекуха - понятие несколько относительное. Некоторые книги помогают взглянуть на мир другими глазами, вернуть на мгновение в детство, чтобы потом заново переосмыслить свою сегодняшнюю жизнь; кто-то ищет в развлекаловке как раз отдых для мозга, и может быть одновременно - новые для себя идеи и знания (психологические и даже узкоспециальные, если, например, автор детектива или триллера хорошо разбирается в какой-то технической теме), а кому-то нужен повод поплакаться над чужими проблемами, чтобы на часик отвлечься от своих.
Как правило, чем больше в жизнь входит литературы высокого класса, тем быстрее уходят из нее легкие книги - на них становится просто жалко времени. Но вот заинтересовать подобной литературой подчас действительно большая проблема и лучший тому пример - школа.


Если неокрепшему детскому уму возможно усвоить в один день новые знания по физике, математике, химии, истории, иностр. языку и... литературе, то отчего закалённому и тренированному (уму) не читать параллельно сколько ему желается?)
Или науки также рекомендуется осваивать последовательно-автономно? Есть риск воспитать ум негибкий.

Автор тоже имеет право на частное мнение)


А экзамены в школе тоже сразу: Химия, Физика и Математика... С трудом верится, что вы в один день Сдадите, к примеру, Мат. Анализ и Сопромат... А просто прочитать - то это да, а вот именно структурированно прочитать, прочитать именно великие книги... чтобы "отложилось", Вряд ли всё это так просто выглядит, да и пример про школу - я вот спал на некоторых предметах, мне хоть 150 пар в день проведи, если я не воспринимаю информацию, что говорить, в универе на 4-й паре физически трудно воспринимать то что читается, да и в добавок, на парах чаще просто механически записываешь информацию, нежели её воспринимаешь. Как то так)


Я сдам. Или могла сдать - дело прошлое. (Но другие могут не сдать никогда. К смене "декораций" это отношения не имеет, исключительно к способности к данному предмету. Кстати, молодые, начинающие преподаватели в ВУЗах, как правило тянут по 4-5-6 предметов: все недобранное мэтрами. И справляются. Так что 2 экзамена в один день - мелочь)
Могу, как вариант привести пример работы по совместительству в один день: преподавательской и неравнонаправденной инженерной (проектной, программистской,... ). Что о книгах говорить.


Работа это не то, преподавание это не то. мы не говорим о том, что уже умеем и знаем, это ошибка, мы говорим исключительно о новых знаниях, о знаниях, которые нужно осмыслить, это разное.
Можете - хорошо, отлично, но я очень сомневаюсь, что вы это можете делать легко и непринуждённо. Об этом речь.


Не сомневайтесь. Бывают разные люди.) Большинству моих знакомых это легко.
Да и какие новые знания в худ. лите? Отдохновение.


Да, работа - не то. Это серьёзно. И действит. постояно требует новых знаний или напряжения ума. Это не студ. задачки, к-рые можно решить, а можно и не.


Да и какие новые знания в худ. лите?

Шутите? Речь не идет о худ. книгах, десять раз уже было написано, что речь идёт о, впрочем, вы и так превосходно одарены. Обойдёмся без советов.

Да, работа - не то. Это серьёзно. И действит. постояно требует новых знаний или напряжения ума. Это не студ. задачки, к-рые можно решить, а можно и не.

По существу писать не буду, незачем, почему, писал выше, немного морали (из этой книги): Если людям недостает навыков в чтении и письме, их ущербность выражается в чрезмерной критичности к тому, что пишут другие.


))


Так и есть. И об одарённости, и об ущербности)


Да, всё-же. я неправа относит. худ.литры. Задумавшись. Я много почерпнула знаний из неё. Или она натолкнула меня на поиск информации.


С комментариями вроде:
- "я читаю одновременно книг 5. Все потому, что у меня всегда разное настроение. Утром читаю одну, в обед - другую, а вечером под чашку чая-другую."
<...>
Люди читают ради чтения.



Заметила, Жень, что ты частенько очень лихо ставишь оценки :)
Действительно лихо. Ты сам этого не ощущаешь?))
Это же ты взял и одним махом списал довольно обширную группу людей в категорию "делающих что-то неправильно". Ты уверен, что есть какой-то правильный способ восприятия информации, правильная последовательность в прочтении книг. То, что об этом говорит твоя интуиция (например, потому, что тебе самому проще читать книги последовательно, а не одновременно) + то, что это подтвердил дядя в книжке - еще не говорит, что это истина для всех. Множество людей оказывается в положении, в котором им придется объяснять, что они не верблюды. И я в том числе :)


Я просто уверен, что если я пообщаюсь с человеком о пяти книгах, которое он читает в настоящий момент, он процентов 70 из них упустит из того, что прочитал.

Развлекательное чтиво - еще ладно, при всём при этом. Не криминально. Потому что это чтение ради чтения. А вот литература посерьезней, научная, философского содержания или еще что-то подобного уровня - здесь важная как раз целостность восприятия. именно поэтому школьники очень многие вещи не запоминают - отрывочная информация, не цельная. А потом это и в жизни воплощается. Называется этот термин "клиповое мышление".


Опять не соглашусь. ИМХО, гораздо большего погружения требует художественная литература (с сюжетом), просто как жанр. Именно она содержит междустрочия и воспитательного содержания впечатления, которые можно упустить, читая отрывками. А вот около-художественные мемуары, философскую, научную и особенно научно-популярную литературу сам Бог велел читать с передышками, чтобы мозг переварил информацию. Например, если бы я читала залпом "Социальную психологию" Майерса или "Квантовую психологию" Уилсона, половина информации прошла бы в холостую от переутомления "соображалки". Так что если и читаю одновременно какие-то книги - то сюжетных среди них полторы максимум :) А далее идет "литература посерьезней")))

А "клиповое мышление" - это практически синоним человечества, тут ничего не поделаешь :)


я не представляла, что такие книги вообще пишут=)
надо бы прочесть=)


мне тоже понравилась книга. Полезная, помогает структурировать восприятие.

увидела ниже в комментах про ридоманов :)
не могу согласиться. Читаю одновременно несколько книг постоянно. Не вижу никакой в этом проблемы. Все зависит от характера и типа мышления. Я могу параллельно воспринимать и обдумывать разные идеи. Почему нет?
Тем более, если вы попробуете, то увидите интереснейший эффект от такого чтения - одна книга влияет а другую - вы читаете такой "мета-текст", что помогает обнаруживать неожиданные идеи и смыслы в книгах.
Я бы даже рекомендовала всем попробовать такой вид чтения.
Хотя в большей степени, это все же психология. Я люблю переключаться.


А можно один наглый вопрос? :)
Этой книги нигде нет в электронном виде. Где купить - тоже загадка. А нет возможности помочь страждущим массам (ибо я не одна в поисках, это точно) и сделать скан? По чуть-чуть хоть? Кусочками?
Очень уже любопытно...


я из этой книги прочитала только отрывки с сайта издательства. Вот ссылка.
http://mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/HowtoReadaBook/

книгу пока покупать не буду, дорогое удовольствие.


Ну, по сути, подарочное издание, на Озоне он за 770 рублей есть.
А в электронном варианте оно не будет иметь такого смысла )


Ясно :)


Я тоже за поиски "мета-текста", особенно если книги близки по теме - удовольствие получаешь огромное


как разъяснила ниже jnozzz , все дело в полушариях.
ну здравствуй, мой левополушарный друг !
шучу.
Приятно встретить в Вашем лице единомышленника :)


Приятно, когда такие рецензии вешают на главную.


Спасибо )
Приятно, в свою очередь, когда есть поводы писать такие рецензии )


Не знаю, книгу не читала, но по описанию это похоже на "Учимся читать быстро". Там только 1 раздел про забивание проговорания (зоны Брока), а остальные - про то, как читать структурировано. Но это про не-художественные книги. А про художественно написано одно - вдумчиво. По-моему, для художественных книг этого вполне достаточно. :)))
Кстати, я тоже не согласна с тем, что плохо читать много книг одновременно. Мне, например, плохо читать только одну книгу одновременно - хуже воспринимается смысл. Это как у одноядерного процессора - в единицу времени он может обрабатывать только одну задачу, но переключаясь между задачами мы можем обрабатывать сразу много задач. Т.е. неэффективно обрабатывать на одноядерном процессоре только одну задачу. Да и нереально :)
А если серьезно - это к вопросу о лево- и правополушарных. Левополушарным надо делать что-то одно единовременно, как считают то ли психологи, то ли нейробиологи, а вот правополушарные в принципе не способны одним делом сразу заниматься. :)


А что есть "великая книга"?


А там список есть. Он где-то даже в Интернетах в свободном доступе обретается.


Спасибо. Хотя вопросов после просмотра списка возникло еще больше...
Прочитать что-ли "Руководство"?


Очень загадочный список... Но (ура!) там хоть несколько глав этого произведения есть, чтобы ознакомиться! :)


Позволю себе также не поддержать противников чтения нескольких книг одновременно. На мой взгляд (и об этом уже писали выше) необходимо переключаться, особенно когда читаешь что-то действительно масштабное. Единственное НО: я читаю наряду с художкой, литературу non-fiction. И получаю огромное удовольствие ;-)


Кстати, теперь на сайте Манна-Иванова-Фербера висит эта рецензия (естественно, с указанием оригинала).


Может, они мне еще и подарить хотят пару экземплярчиков? :))


Спасибо за рецензию!
Жаль, что мне уже поздно читать её :(
Печально, что большинству она всё равно не поможет.


На мой взгляд, цена этой книги завышена, проще набрать в поисковике "эффективное чтение" или "как читать эффективно" и ознакомиться со статьями, где сказано и об Адлере, и о mind-maps (интеллект-картах), и о других подобных методиках. Таким образом, получаем самую суть за гораздо меньшие деньги.


Согласен, тысчонку отдать за книгу - вроде бы и достаточно много, но книга выглядит как коллекционное издание, она замечательно издана - качественная бумага, монолитная обложка. Такое и дома держать приятно, и подарить здорово кому-нибудь, внушает уважение. Лучше не купить пару других книг, которые просто займут место на полке, и купить вот эту. Мое мнение.

А читать в поисковике - это каждый может. Это моветон.

1 2