Больше рецензий

26 февраля 2011 г. 11:40

2K

5

А в каждом человеке есть два танцора: правое и левое. Один танцор — правое, другой — левое. Два легких танцора. Два легких. Правое легкое и левое. В каждом человеке два танцора — его правое и левое легкое. Легкие танцуют, и человек получает кислород.

Знакомство с творчеством Ивана Вырыпаева у меня лично началось с фильма «Эйфория», который в свое время собрал множество наград на фестивалях разного масштаба. Уже тогда меня очень впечатлил этот молодой режиссер. Прошло время, и на экраны вышла его вторая работа под названием «Кислород». Безусловно, мне, как человеку, еще находящемуся в «Эйфории», стал интересен и новый фильм. Впоследствии, «Кислород» был просмотрен ни раз, и ни два, а также порекомендован всем знакомым и друзьям. Но рецензию хотелось бы писать все-таки не на фильм, а на одноименную пьесу, точнее даже не на пьесу, а на текст Ивана Вырыпаева, как уточняет сам автор. Поэтому-то и рассматривать его произведение стоит в самом широком смысле этого слова.

На мой взгляд, Иван Вырыпаев – это самый интересный, непохожий и самобытный автор современности. Все больше и больше людей привлекает в нем творческая свобода и новаторство во всем, начиная с самого текста, заканчивая формой выражения. Также я полностью согласна с мнением некоторых критиков о том, что «деятельность Вырыпаева совпадает с современной концепцией глобализации». Вообщем, мне кажется, что это остросовременный и необычайно «новый» автор.

Обратимся теперь непосредственно к пьесе. Наверное, следует вначале обратить внимание на название. «Кислород»… То, без чего не может выжить ни один живой организм, то, что не покупается и не продается. Что же это такое?.. Ответ на этот вопрос и пытается дать автор. Перед нами диалог. Мужчина и женщина, он и она – два начала, дающие жизнь. Все те же десять заповедей, только переданные в новой форме. На мой взгляд, за всем этим, автор пытается найти границы свободы, что очень важно в современном мире. Каждая заповедь – отдельный куплет, отдельная песня в плейере, отдельный блок тем.

О чем же каждая из композиций? О любви, прежде всего; о ненависти, о жизни, о смерти. Все о тех же онтологических понятиях, о которых спорили Толстой и Достоевский. Вырыпаев поднимает очень важные вопросы – вопросы нравственности и нравственной деградации личности. Ведь и Санек из Серпухова, и Саша из Москвы – это два полюса, два разных мира. Есть две страны – Москва и куча Серпуховых, и люди там абсолютно разные, и жизнь там абсолютно разная. Но что же главное?.. Как найти этот самый кислород?.. И стоит ли его искать?..

Ни в одной из композиций, по-разному обыгрывающей заповеди, нет морализаторства и наставлений. Читатель знакомится с историей наших героев, а выводы делает сам. Просто беседа, в которой каждый сам пытается найти ответы – автор свои, читатель – свои. Этим-то и интересен «Кислород».

Хочу поспорить с критиками (в большей степени кинокритиками) о клиповости как фильма, так и пьесы. Мне кажется, что так называемая клиповость – это примета нашего времени, нашего поколения. Клиповость сознания – это безусловный упадок, с этим сложно поспорить, но, к сожалению, – это горькая правда современного общества, воспитанного музыкальными каналами и СМИ. Поэтому выбор такой формы вполне оправдан. Люди перестали мыслить, перестали понимать. Жизнь превратилась в череду картинок, все чаще приукрашенных, и в этом виноваты все. Нужно вновь учиться смотреть, размышлять и понимать.
Но вернемся к самой пьесе. На мой взгляд, это произведение – своеобразный манифест, манифест поколения, задающего вопросы. Поколения, которое отчаянно ищет новые ориентиры, новые идеи, рамки, кислород… Ищет, но нигде не находит, даже в Библии. Ключевой становится фраза: «Смысл теряет смысл, если произносить вслух то, что по-настоящему хочешь рассказать», поэтому каждый видит то, что видит. И это воистину так. Человек ищет Бога во всем, хотя Бог живет в каждом из нас и искать его нужно в себе… Как и смысл… Как и вдохновение… Как и кислород…

Возможно, эта пьеса – насмешка, насмешка над абсурдностью нашей жизни, над лживостью религии, над всей той глупостью и бессмыслицей, которая нас окружает, над обществом, которое душит. Может я не права, но мне показалось, что это – своеобразный «крик души» и призыв начать дышать. Дышать кислородом.

Хочется отметить новаторство Вырыпаева в языке. Эта пьеса – своеобразная медитация, своеобразный «новый» текст, в который нужно не просто войти, а вжиться в него, тогда этот текст становится для читателя собственной «реальностью». Даже мат становится оправданным, и используется автором крайне уместно.

Так о чем же пьеса?.. Можно выделить несколько самых главных направлений. Первое – смысл жизни человека зависит от двух движущих факторов – безумная любовь и кислород; второе – смысл жизни – это познание главного, а что это главное – каждый решает сам для себя. Суть одна и та же, просто разные подходы.

В итоге мы видим печальный факт реальной действительности: «не каждая женщина сама является кислородом. И если человечеству сказали не убей, а кислорода вдоволь не предоставили, то всегда найдется Санек из маленького провинциального городка, который, для того, чтобы дышать, для того чтобы легкие танцевали в груди, возьмет кислородную лопату, и убьет не кислородную жену». Надо срочно запасаться кислородом впрок!

Один из последних диалогов звучит так:
ОНА: Ну и что же, для тебя главное?
ОН: То же, что и для тебя.
ОНА: Если ты сейчас скажешь, что кислород, я уйду со сцены.
ОН: Не надо думать, что я глупее тебя.
ОНА: Тогда что?
ОН: Сперва, скажи ты.
ОНА: Если я произнесу это слово вслух, то получится пошло и всем станет стыдно за меня. Давай ты первый.
ОН: У меня тоже самое. Ты начни, а я продолжу.
ОНА: Ты, наверное, в садике с какой-нибудь девочкой так играл: кто первый снимет трусы?
ОН: Играл. А ты?
ОНА: Совесть.
ОН: И для меня тоже самое.

В жизни каждого человека есть что-то, без чего невозможно представить своё существование, то, что для каждого из нас наиболее важно, то, что мы все считаем главным в нашей жизни. Для кого-то главным является любовь, семья, для кого-то, быть может, мечта, свобода, а кто-то главным в своей жизни считает…совесть.