Больше рецензий

31 января 2011 г. 21:36

369

4

Ура! Я преодолела свои двоякие чувства к Амели Нотомб и осилила крошечную (впрочем, как и все остальные её произведения) брошюрку "Словарь имён собственных", которую повелел мне прочесть флэшмоб.

Поначалу я искренне была удивлена, потому что несмотря на то, что у Нотомб я прочитала только две крохи-книжки и обе биографические, всю первую половину книжки я уже где-то видела. Это, разумеется, не про изыски сюжета, а про ощущение от главной героини. Избалованная донельзя принцесса, упивающаяся своей необычностью, которая снисходит до всего остального постольку-поскольку, друзей выбирает по принципу "кто больше всех мной восхищается", а сцена с занесением снега и растворением в природе — ну это же прямо натуральное утопление и слияние с дождём из "Метафизики труб", практически один в один. Только хотела огорчиться, как всё-таки сюжет стал давлеть над этой героиней (надо полагать, очередной реинкарнацией Амели в новой шкуре, какой она могла бы быть в одной из своих жизней).

А сюжет довольно интересный. Рождённая при трагических обстоятельствах молодая особа получила в наследство от матери только странное имя Плектруда, которым та хотела приманить к ней необычную судьбу. И, кажется, приманила на полную голову. Может быть, у девушки ещё был бы шанс вырасти просто чуть странной, а не ненормальной, но её приёмная мама (которую она считает своей родной) на всю голову повёрнутая на этой самой необычности, поэтому пестует её с упрямством советской армии, заведомо портя характер дитяти. Кстати, очень не понравилось, что она так плюёт на родных детей по сравнению с Плектрудой, хоть и говорится, что любит она их так же, но времени и внимания уделяет им значительно меньше. У Плектруды есть талант к танцам, она живёт и дышит ими, поэтому новая мама, писая кипятком от счастья (потому что сама в своё время не смогла этого сделать), способствует её поступлению в супер-пупер балетное учреждение, где из детишек кнутом и пуантами куют железных невесомых танцующих скелетиков. Вот где-то тут мне больше всего и нравится повествование: первая любовь, проблемы, изменения личности, странные отношения с семьёй... Одновременно лёгкое и тяжёлое чтение: прочитывается очень легко и быстро, но говорится об очень страшных вещах. Особенно ближе к финалу.

Ну а сам финал... В каком-то роде хэппи-энд, хотя Амели была бы не Амели, если бы не встала на голову и не принялась болтать ногами в каких-нибудь умопомрачительных валенках. Специфическое появление её самой в финале я бы объяснила именно желанием выпендриться и добавить нотку абсурда (именно потому что всю книгу идёт восхищение Эженом Ионеско, а это вполне в его духе). Хотя можно придумать и более романтическое объяснение (как бы тут постараться не заспойлерить-то?): ну, например, что Плектруде необходимо было выплеснуть всё скопившееся в ней тёмное начало, которое появилось в ней ещё до рождения, а на кого бы это не выплеснуть, если не на собственных родителей? Обычных родителей в живых нет, остаётся только тот, кто её выдумал в своём писательском ударе.

Итог. Лёгкое полуфантастическое чтиво, которое быстро проскакивает, не слишком отупляет и не оставляет неприятного осадка после прочтения. Вполне себе хорошо, хотя в аннотации, как обычно, перехвалили.

Флэшмоб 2011, спасибо за рекомендацию floweret .