Больше рецензий

lulilu

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 января 2011 г. 09:39

194

5

"Музей невинности" стала моей пятой книгой Памука, так что я знала, на что шла. И знала своеобразие и прелесть этого писателя, поэтому, конечно же, не обманулась.

Мне посчастливилось открыть первые страницы "Музея невинности" в Стамбуле, куда мы отправились встречать Новый год. И только "на месте" я поняла, насколько Памук точен и топографичен в описании города. При том, что Стамбул очень большой и официально здесь проживает более 12 млн человек, нам с героями удавалось ходить по одним и тем же улицам, мимо одних и тех же зданий (доходило буквально до того, что утром я шла, скажем, из А в В, а вечером перед сном читала страницы, где герои шли или ехали из В в А). И такие совпадения казались и закономерными, и удивительными одновременно и заставляли еще больше погружаться в книгу.

Кто уже читал другие произведения Памука, мог наблюдать, что его герои, как отчасти, наверное, и сам автор, склонны к всякого рода собирательствам. Будь то воспоминания или концентрация на каких-то деталях, вплоть до вполне конкретных предметов. Здесь же эта черта доведена до своего максимума. Главный герой - Кемаль - собирает все вещи, связанные с его возлюбленной, причем то открыто достает у коллекционеров такую же программку в кино или заколку, а то и откровенно клептоманит, забирая у нее из дома собачку, расческу, помаду, терку для айвы... В этом много и самого автора. Кто был на встрече с читателями, когда Памук приезжал в Россию, тот, должно быть, помнит, как он презентовал свое новое произведение, сказав, что ему пришла в голову мысль написать роман в виде заметок о вещах в музее, ведь до того ему всегда нравилось наделять своих герое предметами, которые хранились и использовались в его доме, поэтому он, подобно богатым семьям, раздавал старые вещи своим персонажам, словно бедным родственникам. Однако все же не стоит и проводить прямую параллель между героем и его автором. Как остроумно заметил на этой же встрече с писателями Памук, "В этом романе я не Кемаль, а господин Флобер!"

Кому-то, как порой и мне, книга покажется местами затянутой и даже мучительной: 83 главы, 603 страницы, и вещи, вещи, вещи, и безнадежная любовь, и ситуация, которую практически не исправить. Но книгу все же стоит дочитать до конца, ведь за ней не только трагическая история Кемаля и Фюсун, но жизнь и быт целых поколений турков. А также небольшие отсылки к другим произведениям Памука, немного проясняющие характеры или детали жизни уже знакомых героев.

И про музей, один бесплатный билет в который можно найти на 590-ой, кажется, странице. Мы нашли этот дом в Чукурджуме (он темно-темно-красного цвета, не ошибетесь, один такой, стоит, как и на плане, на пересечении 2 улиц), но выяснили, что музей пока не работает. Безнадежно походив вокруг в поисках входа или вывески, случайно познакомились со старичком по кличке "Годзилла", который работает в этом доме, с Памуком или у него. Он открыл нам дверь и провел внутрь здания, где должен разместиться музей. Там в большом количестве хранятся строительные инструменты, а также, видимо, какие-то предметы из будущей коллекции. Он по-турецки, которого мы не понимали, и знаками попытался рассказать о том, что здесь будет, показывал фотографии с Памуком. Однако когда откроется музей, мы так и не поняли. Будем надеяться, что информация об этом появится в новостях или на сайтах писателя.

Комментарии


Кстати, музей уже открылся :) Недавно по Культуре шёл фильм, посвящённый Памуку, там он рассказывал о музее. Говорил, что потратил на его создание всю Нобелевскую премию :)


Памук -- это Флобер сегодня! Жаль, что он не догадался сравнить себя с Шекспиром. (Пояснение для совсем юных: Сталин -- это Ленин сегодня. Сказано в 1937 году или около того.)