Больше рецензий

21 января 2011 г. 19:39

511

3

Заметки к этой книге заняли у меня несколько страниц мелким почерком, долго размышляла, но так и не поняла, как к ней относиться. С одной стороны, некоторые вещи просто гениальные и блестящие. Но с другой стороны, большая часть героев и сюжет не понравились совершенно. Попробую разбить впечатления на несколько категорий.

Блестяще

Карикатура на общество. Все эти мелкие детали, гламурные дамочки, умопомрачительные описания одержимых "высшим светом" и собственной внешностью снобов... Потрясающе, тонко, красиво и изысканно, когда даже не задумываешься над тем, что это всё едкая сатира, пока не дочитаешь главу до конца, одобрительно кивая.
Отличные второстепенные персонажи. Лётчика-ирландца, который шутя и похваляясь воевал, я видела как вживую. А поляка Кости — тем более, он где-то там точно есть, бродит, пьянствует и философствует. Пошедшая по кривой дорожке после трагедии Софи; старший Мэтюрин, который горячится, доказывая, что маклер может быть честным; моя любимая Сюзанна, которая единственная из всех женщин кажется не "подпорченной" Моэмом специально из женоненавистничества... Даже совсем мимолётные йоги и люди из высшего общества кажутся настоящими.
Потрясающие слова о любви, одни из лучших и очень честные, сказанные Изабеллой в самом начале: "Он меня бесит. Выводит из себя. А тоскую я о нём ужасно".

Посредственно

Сюжет. Его, по сути, нет совсем. Главных персонажей выделить довольно трудно, главные сюжетные линии, то есть описания кусочков жизни Эллиота, Ларри и Изабеллы, связаны между собой только господином Моэмом, который почему-то кажется довольно неприятным типом и постоянно "звездит".
Стилизация под американизм. Не знаю, удалось ли ему передать американские особенности речи, но характеры, пожалуй, не удалось. Особенно странно смотрелись пафосные монологи каждого американца о том, что "Америка — великая держава", "Ты нужен Америке" и "Америка требует: трудись, трудись, трудись". Выглядит как-то чересчур стереотипно и карикатурно, слишком грубо для такого умелого писателя.

Плохо
Главные герои. Вот, честное слово, даже не знаю, как описать от них ощущение... Попробую поимённо.
Эллиот. Самый живой из всей троицы главных персонажей, но при этом его "недостатки" раздуты до чудовищно гротескных размеров, просто гипертрофированы, и с каждой главой это становится всё заметнее и заметнее, пока к самой смерти он не превращается в жалкое посмешище в карнавальном костюме. При этом он очень любим автор, Эллиот тёплый, добрый и хороший человек, отчего мы не можем чувствовать к нему ничего, кроме жалости. Странно, что Моэм изобразил его с таким "двойным" умом — очень неглупый человек, который, однако, всё касающееся своего недостатка воспринимает просто по-идиотски. Поэтому им очень легко манипулировать, например, как это сделала католическая церковь, устами кого-то из своих поклонников нашептав, что "католицизм нынче в моде". Во всём остальном Эллиот оборотистый, ухватистый, с хорошим вкусом... Но как и все "жертвы моды", со временем он не успевает за ней угоняться. Его снобизм и любовь к титулам тем более интересны, что он родом из США, демократического государства, где титулов нет вовсе — может быть, в этом и причина, что он так тянется к ним? Очень покоробил момент с шутками насчёт того, что Эллиот исповедовался только для того, чтобы "явиться на тот свет с рекомендательным письмом". Хоть он и иронизирует сам над собой, но видно, что он говорит это едва ли не серьёзно. В целом же, это мой любимец из всей тройки главных героев. Я даже считаю, что он во многом Ларри превзошёл. Конечно, Ларри стремился к знаниям и духовности, но только для того, чтобы быть счастливым и успешным, пусть и через высокое воплощение этого успеха и душевного комфорта. Эллиот же этого успеха и комфорта достиг, он прожил счастливую по-своему жизнь и умер счастливым, пусть и не без борьбы.
Изабелла. Однозначное ощущение, что Моэм не любит её и специально изображает хуже и хуже. Вот как описание в самом начале, что она очень мила, но ноги и руки, боже мой, какие толстые и всё портят. Вот так и всё её описание — вроде нормально, но где-то он ей подложит свинью, иногда даже ради удовольствия просто показать её хуже, чем она есть на самом деле, а не для вырисовывания характера. Такое ощущение, что над своими персонажами Моэм всё-таки не может до конца обрести власть, поэтому и проглядывает это искусственное ухудшение. А поначалу она мне очень нравилась. Неглупая и воспитанная симпатичная девушка, немного властолюбивая, особенно это заметно по тому, как она манипулирует Ларри (и особенно по тому, как гневается, когда он отказывается ей подчиняться, потому что позволяет манипулировать собой только в мелочах). Сначала была неудачная попытка показать её плохо в споре с Ларри, когда он весь такой возвышенный и духовный предлагает ей нищенствовать и следовать за ним покорной тенью, в то время как она требует, чтобы он работал, если он хочет с ней жить. И, вот честно, не показал её тут Моэм плохо, а наоборот, очень разумно. Она не требует от него безумных богатств, шелков и бриллиантов, только благополучие, собственный досуг (в самом деле, а что ей делать, пока Ларри витает в облаках? Круглыми сутками сидеть рядом и восторгаться?) и достойное воспитание детей. Мотивирует она это всё тоже очень разумно. И на работу они все гонят Ларри не потому, что им дико его желание просветления, а потому что они не хотят, чтобы он зарос мхом и опустился, в конце концов, ему ведь предлагают даже быть филологом, философом или писателем, что уж никак не обременительно для его творческой натуры. И в этом ключе мне совершенно непонятен прямой упрёк Моэма Изабелле, когда он хамит ей, дескать ты променяла Ларри на бриллианты. Чушь, она променяла Ларри на благополучие детей. А вот начиная со сцены, когда она задумывает шантажировать Ларри беременностью, Изабелла превращается в совсем другую девушку. Она резко перестаёт видеть дальше своего носа, гламурные дурочки кажутся ей верхом изящества и скоро она сама уподобляется им, превращаясь в красивую грымзу. Через несколько лет она уже предстаёт перед нами одержимой неприятной крысой, которая выдаёт какие-то идиотские "Я пожертвовала собой ради Ларри" и подставляет других с катастрофическими последствиями. Не верю. Не верю, что она при любящем её муже и семейном счастье вдруг превратилась в такую змеюку. В целом, причина конфликта с Ларри мне виделась только в том, что они друг другу не подходят. Она хорошая, но обыкновенная, а Ларри — нет, поэтому у них и не сложилось.
Ларри. Ох и неприятный тип. Вот честно. Сначала его сладкие (и ещё тысяча эпитетов) глаза и медоточивая улыбка, до приторности, потом его поведение... В глаза вам говорит одно, чтобы только не спорить, а за спиной делает совсем другое. Ну просто сахарный херувимчик не от мира сего. Опьяняют знания? Отлично, тогда работай писателем, философом, учёным, с твоими связями тебе даже не обязателен талант. Хочешь искать смысл жизни? Ищи, так делись с другими и все будут счастливы. Хочешь бездельничать всю жизнь? Ну и валяй, только зачем втягивать в это даму? Зачем говорить ей о семье и детях, зная, что ты даже её не сможешь обеспечить? И ведь прекрасно знал, что она не пойдёт с ним по его пути, не сможет, потому что она другая, так зачем мучил? А зачем мучил потом? Если он такой святоша и просветлённый, зачем терзал её своей женитьбой и прочим, не показывался бы на глаза, не сыпал бы соль на раны. Да и вообще, если его речи Моэм передал точно, то фигня это, не просветление. Никогда не будет человек, испытавший такого рода сатори, утверждать, что один учитель йоги мудрее другого, да и поступать так не будет с людьми. Ларри выбирает себе путь одиночки, но тот, кто хочет по нему идти, и должен быть одиноким, иначе люди вокруг будут страдать, пока он со своей снисходительной улыбочкой Исусика будет на них поглядывать. "Не хочу притворяться тем, кем я не являюсь"... Он потакает себе, своей лени, своему страху, а вовсе не ищет просветления. В тот момент, когда его армейский друг скончался, он превратился не в человека с высокими духовными запросами, а в маленького испуганного ребёнка, который не знает, куда ему бежать. Правильно про него сказали, что он глубоко религиозный, но совершенно неверующий. Ему нужен бог, он был бы счастлив его найти, потому что именно бог избавляет от многих страхов. А так он — человек с пустой дыркой где-то там внутри, в которую он пихает то философию, то религию, то восточные учения. Поэтому он так ненавидит Кости, который умеет радоваться жизни и имеет всё то, чего у Ларри нет. Ненавидит и тянется к нему, как магнит. А в конце сам же рассказывает, что ему нужно было всего лишь счастье и успех. Так же, как и всем остальным.

Очень жалко, что очень мало говорится о Грэе Мэтюрине. Его представили эдаким кулём, вечно улыбающейся декорацией, машиной по зарабатыванию денег. Довольно неприятным, хотя вместе с отцом они — отличные люди, честные и работящие. Но из-за устоявшегося "богатый — плохо, бедный — хорошо" он неприятен ещё больше. Хотя в конце концов именно он оказывается в романе самым успешным. Он — и настоящая феминистка Сюзанна, оба смогли найти и счастье, и успех и всё, что им было нужно, без того, чтобы страдали другие.

В итоге я всё же поставлю "нейтрально". Будь это не Моэм, а кто-то незнакомый или, например, менее прекрасный в целом, то это было бы "понравилось". Но тут меня слишком многое разочаровало.

Флэшмоб 2011, за рекомендацию спасибо Omiana .

Комментарии


А мне вот у Моэма всё нравилось, пока не прочитала "Острие бритвы". Эта книга мне категорически не понравилась. Не отрицаю прелести деталей, но смысл (вернее, его отсутствие), но герои!..
Спасибо за рецензию, она, как всегда у TibetanFox, великолепна, но насчёт книги останусь при своём мнении.


Помню, читала, "разочарование года" =) Ну, бывает.


У меня с точностью до наоборот. Моэма читала давно, но как-то чуяла, что что-то мне в нём не так, забросила. И тут, года 3 назад, муж прослушал Остриё, он с восторгом рассказывал мне об этой книге, а я всё даже и не верила, говорила, мол, не мог Моэм написать такое, он же не верит в людей. Муж и говорил, что это у него нечто исключительно. Но я на слух плохо книги воспринимаю, пока купила, пока руки дошли... в общем, только вот прочитала. Муж прав! Но и Моэм тот же, просто история гораздо лучше, она пошла дальше самого автора, за что честь ему и хвала. Я даже пересмотрела несколько отношение к нему, всё-таки он не такой уж закоренелый циник, если Ларри его так взволновал и сподвигнул.


Не согласна, что сюжета нет. Сюжет отличный, фактически уместить несколько жизней, и не только жизней, но и позиций, целей, смыслов - в одну сравнительно небольшую книжечку, а не многотомную сагу - это искусство! :) И заметьте, второстепенные герои - практически сплошь выдуманные, они сотканы из обрывков слов от вторых и третьих лиц. Писателю легче, конечно, полностью слепить героя по рассказам, чем воссоздать в романе хорошо знакомых ему людей. Это я думаю всё из тех предпосылок, что книга правда основана на реальных событиях, хотя наверняка я этого не знаю.

Ну, Ларри мне понравился, не то слово! Причём я знаю одну женщину, которая ведёт весьма сходный образ жизни, очень её уважаю, и не задумываясь пустилась бы с ней во все эти перипетии, будь у меня побольше смелости. И в реальность разговоров американцев не просто верю, а знаю, что они так и говорят, такими словами - "великая нация" и т.д., патриотизм в Америке воспитывается с молоком матери.


Я вот сейчас Улицкую прочитала, "Зелёный шатёр". Те же яйца, только в профиль. Ну, нет сюжета. Не вижу я его, все эти слова мне ненужными кажутся.

Тут уж либо "впитывается с молоком матери", либо "воспитывается с детства".

Я была в США. У меня несколько десятков знакомых американцев. Они любят свою страну, но не так, не как безмозглые мультяшки со стереотипными фразами.

Серьёзно, нравится Ларри? Бррррр.


Я знаю довольно неплохо, изнутри, жизнь американского экспатовского сообщества и вне Америки, как раз похоже с тем, которое Моэм описывает, только не в Европе. Разговоры с той же тональностью. В Америке дети каждый день в школе перед началом занятий произносят клятву. Я много раз наблюдала американцев, взрослых и детей, во время произнесения клятвы, и т.д. Сама раньше, когда только наездами бывала в Америке, не верила, что они настолько фанатично патриотичны.


Интересно, было ли всё так же во времена Моэма.


Думаю да, ничего не бывает из воздуха. У меня дочка ходила в эту их пионерию, девочек-скаутов, они там эти клятвы принимали, изучали историю, это всё с самого начала 20-ого века идёт, кажется, в 1904-ом организовывалось. Довольно любопытно тоже было почитать-посмотреть на это. Я даже один раз с ними в лагерь съездила, дочка ещё была маловата, боялась её одну оставлять на столько дней, тоже насмотрелась.


А Ларри не просто нравится, я частично во многом такая же. Думается, что если бы не было бы столько женской слабости, именно так и жила бы.


О, прочитала Ваш абзац про Ларри, понятно, почему Вам он не нравится. :)) Поведение с людьми Запада - ну это же князь Мышкин в чистом виде. Вам нравится Мышкин? ;)

А я вот всегда мечтала о таком образе жизни, какой Ларри воплотил ну, как параллельной реальности своей, и частично, конечно, это воплотилось, насколько, скажем, реальный пейзаж может воплотиться в руках рисующего. Ну вот всё почти совпадает, даже мелочи - тоже в детстве мечтала стать лётчиком, обожаю самолёты, с детства же для меня Индия была сказочной страной, мечтала просто так бродяжничать и браться за любую подвернувшуюся работу, и так же легко в любой момент просто взять и уйти. Для меня одна из самых романтичных профессий, после авиатора - водитель дальнобойщик, обожаю среди этих парней находиться, особенно в Америке у них суперский колорит. Восточные идеи меня привлекают очень, хотя и понятно, что западное воспитание не даст нам никогда истинного их понимания, но как раз насколько это возможно для западного человека, у Ларри и тут всё сложилось удачно. Волнуют абсолютно те же вопросы... в общем, самое то. :)

А по поводу высказываний Изабеллы про Америку - я не только думаю, что оно именно так часто и говорилось, но и считаю, что это очень здорово, не вижу ничего особенно тут даже саркастичного. Америка и правда тогда шла в гору, а после второй мировой стала супер-державой современного мира. Хотелось бы мне, чтобы хотя бы когда-нибудь и у нас были бы поводы для такого рода разговоров.


Я представления не имею, нравится ли мне Мышкин о____О Не могу читать Достоевского с экрана, а бумажными версиями "Идиота", "Бесов" и "Братьев Карамазовых" обзавелась вот только совсем недавно (когда славные люди сплавляли мне свои старые советские библиотеки при переезде), не успела пропихнуть их в свой график чтения.


Ну, я утром дочитывала только из-за Ларри - он моя слабость, но Моэм его нереальным изобразил. Он никогда не был летчиком, но чтобы писать книги, он был одно время затворником.


Согласна с вашей рецензией. Сама лучше бы не выразила впечатления от прочтения данного литературного труда. От главных героев прям тошно. Особенно не приятен мне Ларри, хоть он и главный виновник "торжества". Так и не поняла я, что в нем должно вызвать мое восхищение. Даже дядюшка Эллиот, проживший всю жизнь в погоне за титулами, вызывает больше уважения, хотя бы тем, что не бросил племянницу в беде, и ничего не пожалел для нее и ее мужа, и детей. Изабелла в книге изображена крайне непоследовательно. Думаю, будь она такой меркантильной, скорее всего, не стала бы поддерживать своего обанкротившегося мужа, а нашла бы экземпляр повыгоднее, но она этого не сделала, а искренне переживала с ним все горести. Как-то вот так.