Больше рецензий

15 января 2011 г. 07:17

99

5

Я буду ждать тебя. Возвращайся.

Первая книга флэшмоба-2011 была прочитана по рекомендации Olza , которой я бы и хотела выразить свою благодарность, потому что после неудачного просмотра одноименного кинофильма несколько лет назад, книга получила статус "неплохо было бы как-нибудь прочесть", и оставаться в этом статусе могла бы непростительно долго, что печально, ведь книга оказалась гораздо сильнее фильма, и получила, в итоге, свой заслуженные звездочки и мое читательское одобрение в придачу.

Также как и в других книгах Макьюэна, которые я читала (читала я их, на самом то деле не много, но впечатление сложилось устойчивое) описание отдельных моментов выглядит гораздо более впечатляюще и трогает гораздо сильнее, чем произведение в целом. Форма, в очередной раз, превосходит содержание? Внутри романа, издатель в письме упрекал Брайони приблизительно в этом же, и думается не случайно. Не все поступки героев я могу понять и ...счесть обоснованными и не все ходы кажутся удачными, но сценку у фонтана, например, это нечто очень-очень прекрасное.

Как и задумала маленькая Брайони внутри повествования, в романе присутствует описание этой сцены со стороны всех трех ее участников: двух непосредственных, и одного невольного. Эта ситуация так описывается, так раскручивается и в конце концов замыкается в себе, что аж оторопь берет. Особенно запомнился конец эпизода. Ох уж это пятно:

Сцена внезапно опустела, единственным напоминанием о том, что там вообще что-то произошло, осталось мокрое пятно на месте, где Сесилия вылезла из бассейна.



Могу выделить еще один эпизод. Не рискну утверждать, что он абсолютно оригинален, но все же, представленный в самом начале романа, очень точно передал настроение Брайони, не в конкретный момент; а Брайони вообще и одновременно с этим погрузил в самое правильное настроение, для того, чтобы проникнуть в эту юную головку меня. Может быть эти строки слишком громоздкие; но извиняйте, если что.

Подняв ладошку и согнув пальцы, Брайони, как уже случалось прежде, удивилась тому, что этот предмет, этот механизм для хватания, этот мускулистый паук на конце ее руки принадлежит ей и полностью подчиняется ее командам. Или все же у него есть и какая-то собственная жизнь? Она разогнула и снова согнула пальцы. Волшебство заключалось в моменте, предшествовавшем движению, когда мысленный посыл превращался в действие. Это напоминало накатывающую волну. «Если бы только удалось удержаться на гребне, – подумала она, – можно было бы разгадать секрет самой себя, той части себя, которая на деле за все отвечает». Она поднесла к лицу указательный палец, уставившись на него, приказала ему пошевелиться. Он остался неподвижен, потому что она притворялась, не была серьезна, а также потому, что приказать ему пошевелиться или намереваться пошевелить им не одно и то же. А когда Брайони наконец все же согнула палец, ей показалось, будто действие это исходит из него самого, а не из какой-то точки ее мозга. В какой момент палец понял, что нужно согнуться? И когда она поняла, что хочет его согнуть? Этот момент был неуловим. Вот палец прямой – а вот уже согнут. Не было видно никаких стежков, никаких швов на коже, и все же она знала, что под этой гладкой, сплошной поверхностью находится истинная сущность – может быть, душа? – которая приняла решение прекратить притворяться и дала окончательную команду.



В книге присутствуют несколько пластов, которые тесно переплетены друг с другом. Помимо описания личных трагедий героев, периодически упоминаемых военных действий и непосредственно всего того, что связано с ключевым поступком Брайони рассматривается и проблема "Писателя", его психологии, границ дозволенного и пределов его власти. Согласно теории Брайони - власть писателя безгранична, но думается, что подобный вывод был сделан лишь потому, что ей было это внутренне необходимо.

Что касается финала книги, сцена объяснения Брайони с Робби и Сесилией, изначально кажется фальшивой, фальшивой нарочито; это навело меня на мысль, что писатель может просто играть с читателями - кто знает, что Брайони выдумала еще? Быть может эта книга написана Брайони как попытка оправдать себя и убедить в том, что события развивались именно подобным образом, что она искренне верила в то, что насильник Робби, а не сделала свое заявление под влиянием обиды и ревности. Очень уж скользкий этот эпизод с прыжком в воду. Кто-то скажет - плоско, я скажу - не знаю.

Но самое любопытно, пожалуй в том, что это ничего не меняет. Либо - да, либо - нет. Для Брайони искупление было. А дальше пусть каждый решает сам, как воспринимать - было ли, и если было то в чем.

Но в любом случае, книга мне понравилась, особенно интересен, конечно, именно образ Брайони, в чьё имя я просто-напросто влюбилась. Брай-они.

Комментарии


Наверное, после вашей рецензии придется перечитать. В первый раз книга меня кардинально усыпила


Я рада,что вам понравилось.Я тоже отдаю предпочтение книге,но и фильм по-своему интересен,неплохой актерский состав,красивая музыка и пейзажи.Возможно и Вам захочется теперь по новому пересмотреть этот фильм и он не покажется таким уж неудачным)


;) быть может, она просто попала мне в настроение, как начала читать, сразу же дыхание участилось) а насчет фильма, я тоже подумала пересмотреть, тем более всех актеров, там играющих, люблю очень-очень)