Больше рецензий

Гордеева Ольга (Beatrice_Belial)

Эксперт

Литературовед, герменевтик.

12 марта 2017 г. 14:40

2K

4.5

Любопытнейшие произведения есть у Николая Васильевича. Я вообще частенько задумываюсь над тем, что он был за человек и какую именно творческую (или иную) миссию исполнял, потому что даже поверхностный взгляд на наиболее известные его сочинения показывает нам мир весьма любопытный, странный и необычный. Лучшие герои Гоголя - это мертвые (в прямом смысле) души: ведьмы, черти, колдуны и призраки. «Майская ночь» в этом плане особенно интересна и показательна. Еще с детских лет именно эта повесть производила на меня наибольшее впечатление из всех сочинений Гоголя. Есть в ней что-то подлинно жуткое, совсем не детское и не сказочное. Особенное, уникальное настроение, необыкновенная красота и загадочность «Майской ночи» делают ее незабываемой для любого читателя неравнодушного к мистике.

картинка Beatrice_Belial
(David Daleware)

Во-первых, обратим внимание на то, когда происходят события повести. Майская ночь - это Вальпургиева ночь, которая отмечается с 30 апреля на 1 мая, т.е. это первая майская ночь в году. Как известно, именно этой ночью ведьмы устраивают шабаши и у темных сил совершается большой праздник. Именно в этой повести Гоголь будет неоднократно делать акцент на описании этой ночи, ее необыкновенного мистического настроения.

— Как тихо колышется вода, будто дитя в люльке! — продолжала Ганна, указывая на пруд, угрюмо обставленный темным кленовым лесом и оплакиваемый вербами, потопившими в нем жалобные свои ветви. Как бессильный старец, держал он в холодных объятиях своих далекое, темное небо, обсыпая ледяными поцелуями огненные звезды, которые тускло реяли среди теплого ночного воздуха, как бы предчувствуя скорое появление блистательного царя ночи. Возле леса, на горе, дремал с закрытыми ставнями старый деревянный дом; мох и дикая трава покрывали его крышу; кудрявые яблони разрослись перед его окнами; лес, обнимая своею тенью, бросал на него дикую мрачность; ореховая роща стлалась у подножия его и скатывалась к пруду.

Обратимся к главным героям. Удивительны и проникновенны строки описания чувств Левко к Ганне. Какими ласковыми словами он ее называет, как нежно с ней говорит. Как прелестно описана красота девушки, ее верные и чистые чувства к своему избраннику. Любопытно, что в описании внешности утопленницы будут присутствовать схожие черты.

Дверь распахнулась со скрыпом, и девушка на поре семнадцатой весны, обвитая сумерками, робко оглядываясь и не выпуская деревянной ручки, переступила через порог. В полуясном мраке горели приветно, будто звездочки, ясные очи; блистало красное коралловое монисто, и от орлиных очей парубка не могла укрыться даже краска, стыдливо вспыхнувшая на щеках ее.

Рассказ Левко о панночке - утопленнице созвучен со «Сказкой о мертвой Царевне» Пушкина и с пушкинской же «Русалкой», где главная героиня тоже решает утопиться. Такие совпадения я нахожу весьма любопытными именно с той точки зрения, что они показывают на каких именно символах и образах строятся многочисленные народные сказания, на основе которых писатели потом сочиняют свои произведения. Очевидно, что эти образы и символы крайне сильны практически в каждом народе с древнейших времен. Так, мачеха - почти всегда злая ведьма. Ее падчерица- редкая красавица с нелегкой судьбой и т.п.

— Видно, правду говорят люди, что у девушек сидит черт, подстрекающий их любопытство. Ну, слушай. Давно, мое серденько, жил в этом доме сотник. У сотника была дочка, ясная панночка, белая как снег, как твое личико. Сотникова жена давно уже умерла; задумал сотник жениться на другой. «Будешь ли ты меня нежить по-старому, батьку, когда возьмешь другую жену?» — «Буду, моя дочка; еще крепче прежнего стану прижимать тебя к сердцу! Буду, моя дочка; еще ярче стану дарить серьги и монисты!» — Привез сотник молодую жену в новый дом свой. Хороша была молодая жена. Румяна и бела собою была молодая жена; только так страшно взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула, ее увидевши, и хоть бы слово во весь день сказала суровая мачеха. Настала ночь: ушел сотник с молодою женой в свою опочивальню; заперлась и белая панночка в своей светлице. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит, страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку: кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку: кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее. С криком оторвавши от себя, кинула на пол; опять крадется страшная кошка. Тоска ее взяла. На стене висела отцовская сабля. Схватила ее и бряк по полу — лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в темном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанною рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха ее ведьма и что она ей перерубила руку. На четвертый день приказал сотник своей дочке носить воду, мести хату, как простой мужичке, и не показываться в панские покои. Тяжело было бедняжке; да нечего делать: стала выполнять отцовскую волю. На пятый день выгнал сотник свою дочку босую из дому и куска хлеба не дал на дорогу. Тогда только зарыдала панночка, закрывши руками белое лицо свое: «Погубил ты, батьку, родную дочку свою! Погубила ведьма грешную душу твою! Прости тебя Бог; а мне, несчастной, видно, не велит Он жить на белом свете!..» И вон, видишь ли ты… — Тут оборотился Левко к Ганне, указывая пальцем на дом. — Гляди сюда: вон, подалее от дома, самый высокий берег! С этого берега кинулась панночка в воду, и с той поры не стало ее на свете…
— А ведьма? — боязливо прервала Ганна, устремив на него прослезившиеся очи.
— Ведьма? Старухи выдумали, что с той поры все утопленницы выходили, в лунную ночь, в панский сад греться на месяце; и сотникова дочка сделалась над ними главною. В одну ночь увидела она мачеху свою возле пруда, напала на нее и с криком утащила в воду. Но ведьма и тут нашлась: оборотилась под водою в одну из утопленниц и через то ушла от плети из зеленого тростника, которою хотели ее бить утопленницы. Верь бабам! Рассказывают еще, что панночка собирает всякую ночь утопленниц и заглядывает поодиночке каждой в лицо, стараясь узнать, которая из них ведьма; но до сих пор не узнала. И если попадется из людей кто, тотчас заставляет его угадывать, не то грозит утопить в воде. Вот, моя Галю, как рассказывают старые люди!.. Теперешний пан хочет строить на том месте винницу и прислал нарочно для того сюда винокура.

Сцена встречи Левко с утопленницей также восхитительна. С какой неизъяснимой точностью истинного художника Гоголь описывает подобные моменты, как они полны мистического, тонкого, иного. Вот что меня всегда поражало в нем- эти удивительные описания, которые так живы и ярки, что ты веришь в то, что автор видел все это собственными глазами и сам был свидетелем этих сцен.

Любопытно, что у Гоголя вообще крайне редко встречаются положительные персонажи. Вот сейчас перебирала в уме все произведения, с которыми я знакома, и… не сумела вспомнить ни одного героя, которого можно было бы назвать положительным. Гоголь писал всегда о людях совершенно иного толка. И в этой повести подлинно положительной героиней можно назвать разве что Ганну (хотя, о ней нам известно очень мало), все остальные (от головы до самого Левко)- те еще ребята, с червоточинкой, мягко говоря. Главный герой «Майской ночи»- насмешник и балагур, да еще и фактически заключает договор с темными силами, представительницей которых является Утопленница (ведь она помогает парубку устроить его счастье не просто так, а за вполне конкретную услугу- он должен найти в толпе утопленниц злую ведьму). Много весьма многозначительных подтекстов в этой повести, но она (как и практически все у Гоголя), определенно, не про борьбу добра и зла, она про сотрудничество зла и людей. Причудливое взаимодействие, которое показывает насколько темные силы пронизывают все в этом мире. Добро же и свет автора словно бы в принципе не интересуют. Читаете ли вы «Вия», «Майскую ночь», или «Мертвые души», вы не встретите там того, кто несет в этот мир свет и надежду. Гоголь писал совсем о другом.

Утопленница и ее мачеха-ведьма становятся как бы частью одной силы. Обе они уже мертвы, обе имеют сверхъестественные способности, да и сама панночка из жертвы превращается в охотницу. Все это хорошо знакомые по народным сказаниям мотивы, которые удивительно ярко воплощены в этой повести. Но панночка (как часть нечистой силы) все же отличается от ведьмы. Она и выглядит иначе и совсем иные чувства вызывает у Левко.

— Посмотри, посмотри! — быстро говорила она, — она здесь! она на берегу играет в хороводе между моими девушками и греется на месяце. Но она лукава и хитра. Она приняла на себя вид утопленницы; но я знаю, но я слышу, что она здесь. Мне тяжело, мне душно от ней. Я не могу чрез нее плавать легко и вольно, как рыба. Я тону и падаю на дно, как ключ. Отыщи ее, парубок!
Левко посмотрел на берег: в тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки, в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце. Хоровод, играя, придвинулся к нему ближе. Послышались голоса. «Давайте в ворона, давайте играть в ворона!» — зашумели все, будто приречный тростник, тронутый в тихий час сумерек воздушными устами ветра. «Кому же быть вороном?» Кинули жребий — и одна девушка вышла из толпы. Левко принялся разглядывать ее. Лицо, платье, все на ней такое же, как и на других. Заметно только было, что она неохотно играла эту роль. Толпа вытянулась вереницею и быстро перебегала от нападений хищного врага. «Нет, я не хочу быть вороном! — сказала девушка, изнемогая от усталости. — Мне жалко отнимать цыпленков у бедной матери!» — «Ты не ведьма!» — подумал Левко. «Кто же будет вороном?» Девушки снова собирались кинуть жребий. «Я буду вороном!» — вызвалась одна из средины. Левко стал пристально вглядываться в лицо ей. Скоро и смело гналась она за вереницею и кидалась во все стороны, чтобы изловить свою жертву. Тут Левко стал замечать, что тело ее не так светилось, как у прочих: внутри его виделось что-то черное. Вдруг раздался крик: ворон бросился на одну из вереницы и схватил ее, и Левку почудилось, будто у ней выпустились когти и на лице ее сверкнула злобная радость. «Ведьма!» — сказал он, вдруг указав на нее пальцем и оборотившись к дому. Панночка засмеялась, и девушки с криком увели за собою представлявшую ворона. «Чем наградить тебя, парубок? Я знаю, тебе не золото нужно: ты любишь Ганну; но суровый отец мешает тебе жениться на ней. Он теперь не помешает; возьми, отдай ему эту записку…» Белая ручка протянулась, лицо ее как-то чудно засветилось и засияло… С непостижимым трепетом и томительным биением сердца схватил он записку и… проснулся.

Удивительная, красивая, мрачная, таинственная и мистическая повесть. Одно из любимейших произведений Гоголя.

Комментарии


Причудливое взаимодействие, которое показывает насколько темные силы пронизывают все в этом мире. Добро же и свет автора словно бы в принципе не интересуют. Читаете ли вы «Вия», «Майскую ночь», или «Мертвые души», вы не встретите там того, кто несет в этот мир свет и надежду. Гоголь писал совсем о другом.

Думаю, все же зло тут - ведьма, поэтому добро торжествует, ну и помогает устроить счастливую, как предполагается, свадьбу:) В "Вие" добра не найти, это точно, в "Мертвых душах" автор походя призывает читателя самому не стать одной из мертвых душ (хотя это и не главное в книге). Кстати, в "Портрете" много именно о борьбе добра и зла, и если портрет является воплощением зла, то картина просветленного художника - символ добра. Но вообще это большая пробелам большой литературы - свет; тень, как правило, получается убедительнее.


Отрицательные герои как правило интереснее и харизматичнее:) В этой повести панночка тоже добром не является. Во-первых, она -самоубийца, т.е. по христианской традиции уже большая грешница, во-вторых, она заманивает и топит ведьму, т.е. мстит, а не прощает, так что свадьба хоть и счастливый конец, но результат взаимодействия с темными силами, и нет в этой повести никакого света. Другое дело, что Гоголя (как и меня ) это нисколько не волнует))

Было бы интересно прочесть твою рецензию на "Портрет ":)


По христианской традиции - несомненно. Но по христианской традиции и все "Вечера на хуторе близ Диканьки" не есть душеспасительное чтение, как и вообще чтение художественной литературы, впрочем:)

Надеюсь, и до "Портрета" дело дойдет, и до "Портрета Дориана Грея", а может еще и до "Портрета художника в юности" :)


Ой, я поняла, что рецензию на "Портрет Д.Г." ждать уже бесполезно :)) А ведь обещал :)


Я и на "Бесы" обещал, и на "Графа Монте-Кристо". И обещания своего не сдержал:) Пока...


> как и вообще чтение художественной литературы, впрочем:)

Неправда Ваша.


Майская ночь - это Вальпургиева ночь, которая отмечается с 30 апреля на 1 мая, т.е. это первая майская ночь в году. Как известно, именно этой ночью ведьмы устраивают шабаши

Вот ни сном ни духом.))


А Вы читали мистику А. К. Толстого? Он вот как-то рядом с Гоголем в этом плане стоит.


Кое-что читала:) Для меня гоголь уникален, но безусловно, он не единственный превосходный мистик.


Да. конечно, Гоголь действительно уникален. Но и Толстой, думаю, Вам придется по душе. Его "Упырь", "Семья вурдалаков", "Встреча через триста лет" и "Амена" - очень достойные представители жанра. Во всяком случае "Упырь" почему-то в детстве нагонял жути куда больше, чем та же "Майская ночь" (но не так, как кошмарная "Страшная месть").


Вы много и от сердца написали. Спасибо. Но я схватилась за ваши слова о положител ных героях: пишите, что Гоголя они не интересуют... Знаете, Я с Гоголем со школы, вуза и до сих пор. Как посмотреть,что такое "положительный"? Если отходить от того, как в классицизме: хороший-плозрй, то, может,нет. А вот в мистичекой литера аре как? В народных поверьях? Не интересовалась, нужны ли они там, не знаю основ этого. Сейчас много читаю и слушаю Золотусскьго, всю жизнь посвятившего Гоголю. Он всегда говорит, что Николай Васильевич любит своих героев: Чичикова, Хлестакова.... Вот. Так что есть , о чем думать. Спасибо. С уважением.