Больше рецензий

22 сентября 2016 г. 23:30

820

5 Классика жанра

Есть в обществе стереотип, что мужчины не читают любовных исторических романов. Честно говоря, лично мне не совсем понятна женская монополия на данный жанр, в рамках которого написано очень много по-настоящему глубоких, стоящих книг. Взять хотя бы “Унесенных ветром” Маргарет Митчелл или “Трех мушкетеров” Дюма. Разве можно представить себе подлинного интеллигента, которые бы не читал этих книг? Сомневаюсь. Поэтому не приемлю всякие предрассудки - и читаю те книги, которые достойны прочтения, пусть даже они принадлежат, как многие бы сказали, к “женским жанрам”. Одним из таких книжных открытий стала для меня серия романов Марты Таро “Галантный детектив”. Первое чувство, которое испытываешь от процесса чтения этих книг - комфорт и легкость. Это даже не чтение - это сродни скольжению, впитыванию в себя текста. Это чувство у меня всегда возникало в ходе знакомства с классиками мировой литературы. И поначалу я не мог понять - в чем секрет этих книг? А потом понял - в изумительно тонкой, гармоничной и естественной манере повествования. Иными словами - в художественном стиле. Почему, читая, скажем, громоздкое, раскинувшееся на пару страниц предложение Толстого, когда он описывает баталии 1812-года - мы не спотыкаемся на сложнейших синтаксических конструкциях, и словно проглатываем все предложение целиком? Потому что Толстой - великий стилист, научившийся преобразовывать текст в единое целое, в “вещь в себе”. Так вот, когда я начал чтение первого романа Марты Таро, - “Бомба для графини”, - то испытал схожее чувство. Я словно проглатывал одну страницу за другой - и ни разу не споткнулся о какое-нибудь косноязычное словечко или неуместное лирическое отступление. Именно этот эстетический аспект я и хотел бы отметить в своей рецензии в первую очередь. И второе, что меня по-настоящему зацепило - это, безусловно, глубочайшие познания автора в культуре, нормах этикета и общения, в политическом и социальном мироустройстве первой четвети XIX века. Я сам неплохо разбираюсь в истории той эпохи, и могу сказать - ни одного фактологического ляпа в книгах не нашел. Конечно же, романы Марты Таро - это, в первую очередь, художественные произведения, не претендующие заменить для читателя учебники по истории. Но, тем не менее, они вполне бы могли это сделать. Впитывать в себя дух той или иной эпохи всегда приятнее через живой сюжет, живых героев и живые чувства, возникающие между ними, а не через сухое переложение фактов и дат, из которого сотканы учебники. И мне, признаться, было очень приятно совершить путешествие в XIX век вместе с романами Марты Таро - побывать в Москве и Петербурге образца 1826-го года, заглянуть в закулисье дворянской жизни, прогуляться по мощеным столичным улочкам, вслушиваясь в цокот бегущих по мостовой лошадей, в и скрип колес двуколок... И, конечно, я изрядно переживал за графиню Веру Чернышеву, оказавшуюся в самом эпицентре развернувшихся на страницах романа событий. В общем, роман произвел на меня исключительно приятное впечатления. И, надеюсь, остальные книги серии также не разочаруют.