Больше рецензий

Гордеева Ольга (Beatrice_Belial)

Эксперт

Литературовед, герменевтик.

24 июля 2016 г. 13:41

204

5 О романе "Игрок".

Игроку тяжелее всего перенести не то, что он проиграл, а то, что надо перестать играть.
Анна де Сталь

Судьба игрока незавидна, его участь – быть вечным рабом Фортуны, кредиторов и игорных домов. Он не способен обрести свободу, сражаться за что-либо. Все, что он может - покорно ожидать выигрыша, как сладкого поцелуя прекрасной богини удачи или проигрыша, как страшного удара ее плетки. Счастье такого человека в возможности отыграться, его жизнь - побег от реальности из-за страха видеть и принимать эту жизнь такой, какая она есть.

Достоевский задумал этот роман с целью излечиться от своей игромании. Ведь, как известно, творчество -прекрасная психотерапия. А одержимость азартными играми приносила очень много проблем Федору Михайловичу, сыграла она и свою роковую роль в его отношениях с Апполинарией Сусловой. И вот как раз второй причиной написания «Игрока» было желание высказаться на тему этих сложных и болезненных отношений . Достоевский сам хотел разобраться в своих чувствах к этой особенной женщине, так сильно повлиявшей на него и ставшей прототипом наиболее ярких и глубоких женских персонажей в его произведениях. Но, победить игроманию с помощью «Игрока» Федору Михайловичу так и не удалось. Позже с этой задачей справятся «Бесы». Зато, тему своей любви к Сусловой и их непростых отношений Достоевский сумел в полной мере раскрыть в рамках данного романа.

Мечта обретения легких денег была хорошо знакома писателю. Вынужденный постоянно жить в тяжелейших материальных условиях, выпрашивать авансы за свои романы и писать в сжатые сроки, дабы не умереть с голоду, Достоевский как никто другой знал цену деньгам. Они могли даровать ему столь желанную творческую свободу, возможность работать над каждым произведением без спешки и прорабатывать каждую деталь. Но, судьба явно не стремилась дать Федору Михайловичу разбогатеть. Оттого мечты о неожиданном наследстве какой-нибудь далекой родственницы или об огромном выигрыше не раз согревали душу писателя. Между тем, отношение к деньгам у Достоевского было весьма своеобразное. Отчаянно в них нуждавшийся, он ни на миг не становился их рабом. Многие его герои, такие как Дмитрий Карамазов или Родион Раскольников очень нуждались в деньгах и были готовы убить ради них. Но как только деньги попадали к ним, они мгновенно утрачивали свою ценность для этих героев. Дмитрий пускал огромные суммы на ветер, чтобы произвести впечатление на Грушеньку, а Родион хоронил награбленное под камнем. Настасья Филипповна бросала в огонь предложенные Рогожиным деньги, потому что ей (как и главной героине «Игрока» Полине) была глубоко омерзительна мысль о том, что ее покупают. Аркадий Долгорукий строил впечатляющие планы обогащения, но был готов бросить все деньги мира к ногам возлюбленной и послать все ротшильдовские планы к черту. Деньги - все в мире Достоевского, и в тоже время, они - ничто.

Причина игромании Федора Михайловича была, конечно, не только в жажде легких денег. Его манил азарт, вследствие горячей натуры и необузданного нрава. Такой тихий и спокойный (на первый взгляд) человек, он хранил в своем сердце роковые страсти. И только у рулеточного стола Достоевский мог хоть на время позабыть мучавших его демонов. Деньги в таких случаях лишь мишура, внешние эффекты, истинные причины всегда скрыты глубоко внутри измученной и истосковавшейся души.

У главного героя «Игрока» на первый план выходят две основные одержимости – безумная любовь к Полине и игромания. Словно демоны, они разрывают душу этого героя изнутри. Любовь и игра переплетаются в этом романе в безудержном вихре страстей и желаний. Какой выбор сделает Алексей в итоге? Что окажется важнее для него?

Достоевский и Суслова.
Отношения Полины Александровны и Алексея Ивановича - это зеркальное отражение любовной связи Достоевского и Сусловой. Роковая страсть, безумная любовь с яркими оттенками садомазохизма, пылкие признания, готовность пойти на что угодно, даже и на убийство - вот что можно сказать о любви Федора Михайловича к Аполлинарии. Эта необыкновенная девушка, умница, суфражистка, первая красавица, гордячка и любительница психологического садизма, стала роковым увлечением в жизни писателя. Можно много рассуждать о том, любил ли он ее по-настоящему и любила ли она его. Так или иначе, страсть к Аполлинарии очень глубоко запала в душу писателю и еще долгое время после разрыва их отношений он не мог отпустить эту любовь. Даже после заключения брака со Сниткиной, Достоевский продолжал грезить о своей красавице Поле.

Игромания сыграла не последнюю роль в разрыве их отношений. Часто ставивший страсть к игре на рулетке превыше желаний возлюбленной, Достоевский, хоть и не сознательно, но с завидным упорством разрушал их отношения. Аполлинария требовала отдачи полной и безграничной, а Федор Михайлович то и дело отдавал предпочтение игорным столам, да еще и умудрялся занимать у возлюбленной большие суммы денег, которые потом с легкостью проигрывал. Такая же участь постигла и пару Алексея и Полины. Рулетка победила их любовь. Не она одна, конечно. Еще гордыня, поспешность, импульсивность, недосказанность и некоторые особенности характера героев. Так, искренние и сильные чувства пали жертвой азарта и тщеславия.

Алексей и Полина.
В отношении Полины к Алексею Ивановичу можно в полной мере разглядеть Аполлинарию. Ее пренебрежение к поклоннику, перепады настроения, неуемная гордыня, истеричность- все это было неотъемлемыми чертами характера Сусловой. И Достоевский прекрасно понимал, что испытывал главный герой «Игрока» в моменты пылких объяснений и скандалов.

Алексей Иванович рассуждает о своей безумной любви к Полине. При этом, он вовсе не уверен в том, что его страсть взаимна. Интересно, что этот герой видит свои отношения с возлюбленной, как отношения госпожи и раба. Это лишь дополняет общую картину подчиненности Алексея различным страстям. Он в полной мере раб, не способный ни вырваться их тисков своей игромании, ни сделать решительный шаг в отношении любимой женщины.

-Вы говорили, что вам это рабство наслаждение. Я так и сама думала.
-Вы так думали, — вскричал я с каким-то странным наслаждением. — Ах, как эдакая наивность от вас хороша! Ну да, да, мне от вас рабство — наслаждение. Есть, есть наслаждение в последней степени приниженности и ничтожества! — продолжал я бредить. — Черт знает, может быть, оно есть и в кнуте, когда кнут ложится на спину и рвет в клочки мясо… Но я хочу, может быть, попытать и других наслаждений.

Вы понимаете, почему на меня нельзя сердиться: я просто сумасшедший. А, впрочем, мне все равно, хоть и сердитесь. Мне у себя наверху, в каморке, стоит вспомнить и вообразить только шум вашего платья, и я руки себе искусать готов. И за что вы на меня сердитесь? За то, что я называю себя рабом? Пользуйтесь, пользуйтесь моим рабством, пользуйтесь! Знаете ли вы, что я когда-нибудь вас убью? Не потому убью, что разлюблю иль приревную, а — так, просто убью, потому что меня иногда тянет вас съесть. Вы смеетесь.

-Вы знаете, что я все себе позволяю говорить, и спрашиваю иногда очень откровенно. Повторяю, я ваш раб, а рабов не стыдятся, и раб оскорбить не может.
- Все это вздор! И терпеть я не могу этой вашей «рабской» теории.
- Заметьте себе, что я не потому говорю про мое рабство, чтоб желал быть вашим рабом, а просто — говорю, как о факте, совсем не от меня зависящем.

Все странно и болезненно смещено в этом герое, перепутано в его мыслях и чувствах. Он словно бы не в силах уловить нить происходящего вокруг и сделать что-то действительно деятельное. До момента своего главного выигрыша Алексей ужасно страдает из-за неопределенности в их с Полиной отношениях, он интуитивно догладывается о тайнах, сложных обстоятельствах в жизни возлюбленной, но, тем не менее, даже не пытается сделать шаг и хоть что-то определить. Для него не существует даже возможности правильного выбора, вместо этого он мечется как слепой котенок, вызывая лишь жалость и недоумение. Полина сама предпринимает смелый шаг, который приводит к объяснению и установлению хоть какого-то понимания в их отношениях. И тут происходит событие, когда, единственный раз за весь роман, Алексей пытается сделать хоть что-то определенное. Он бежит выигрывать деньги для Полины и ему улыбается удача. Но именно этот момент наивысшего подъема по злой иронии судьбы оборачивается окончательной погибелью этого героя. В пылу игры, в бреду азарта Алексей окончательно теряет свою индивидуальность (если она у него вообще была) и превращается в слепого раба Фортуны. Огромный выигрыш приводит героя в исступление и он сам не сразу понимает, каким страшным кошмаром в будущем для него обернется эта победа. Игрок бежит к Полине желая отдать деньги ей, устроить с ней свое счастье, но эта умная и проницательная женщина сразу понимает, в чем дело. Полина любит Алексея, но она видит нездоровый огонь в его глазах и осознает, что этот мужчина никогда не будет принадлежать ей, его вечная невеста- рулетка. Осознание этого в купе с гордыней и общей сложностью обстоятельств едва не сводит Полину с ума. И она идет к Астлею, потому что ей уже все равно куда идти. А Алексей снова совершает глупый бездумный шаг ( как поставить на первое попавшееся на рулетке) он уезжает в Париж с m-lle Blanch. Герой испытывает презрение к этой даме и сам понимает всю абсурдность своего поведения и возможные его роковые последствия. Но ему все равно, он - раб, покорный раб, который теперь будет выполнять приказы другой госпожи. А мечтает он лишь об одном - снова попасть в игорный дом и утонуть в пучине азарта.

Кажется, что Достоевский сознательно наделил Алексея таким количеством отталкивающих, вызывающих презрение черт. Словно бы самого себя хотел убедить в том, как уродливо все это выглядит со стороны. Как рабская сущность и вечные метания от одного к другому могут исковеркать жизнь человека и его близких.

Нет, не деньги мне были дороги! Тогда мне только хотелось, чтоб завтра же все эти Гинце, все эти обер-кельнеры, все эти великолепные баденские дамы, чтобы все они говорили обо мне, рассказывали мою историю, удивлялись мне, хвалили меня и преклонялись пред моим новым выигрышем. Все это детские мечты и заботы, но… кто знает: может быть, я повстречался бы и с Полиной, я бы ей рассказал, и она бы увидела, что я выше всех этих нелепых толчков судьбы… О, не деньги мне дороги! Я уверен, что разбросал бы их опять какой-нибудь Blanche и опять ездил бы в Париже три недели на паре собственных лошадей в шестнадцать тысяч франков. Я ведь наверное знаю, что я не скуп; я даже думаю, что я расточителен, — а между тем, однако ж, с каким трепетом, с каким замиранием сердца я выслушиваю крик крупера: trente et un, rouge, impaire et passe или: quatre, noir, pair et manque! С какою алчностью смотрю я на игорный стол, по которому разбросаны луидоры, фридрихсдоры и талеры, на столбики золота, когда они от лопатки крупера рассыпаются в горящие, как жар, кучи, или на длинные в аршин столбы сеpебpа, лежащие вокpуг колеса. Еще подходя к игоpной зале, за две комнаты, только что я заслышу дзеньканье пересыпающихся денег, — со мною почти делаются судороги.

Полина вызывает гораздо более положительные эмоции. По крайней мере, этой героине хватило ума и силы духа разобраться в собственных чувствах и объясниться с Алексеем. Не поддалась она и соблазну «разобраться» с Де-Грие. Это девушка сумела сохранить свою независимость перед лицом тяжелых жизненных испытаний и сохранить любящее сердце.

Ну а что же Алексей? Горячность в любви оборачиваются горячностью в игре, нет четких ориентиров, герою не за что удержаться. Он, словно, заплутавший мотылек летит от одного яркого огонька к другому, будь то его страсть к Полине или одержимость большими выигрышами. Он не способен ни на миг остановится и хотя бы попытаться сделать выбор.

Любил ли Алексей Полину? Его чувство к ней было очень сильным, но это был тот же азарт, что и на рулетке, только обращенный на иной объект. Страсть была мощной, но лишенной глубины. Любовь, бесспорно, жила в этом герое, но ровно до того момента, когда огромный выигрыш полностью подчинил его волю. С той самой минуты, игра стала истинной возлюбленной Алексея, а Полина словно бы растворилась на ее фоне.

Странное дело: мне было о чем раздуматься, а между тем я весь погрузился в анализ ощущений моих чувств к Полине. Право, мне было легче в эти две недели отсутствия, чем теперь, в день возвращения, хотя я, в дороге, и тосковал как сумасшедший, метался как угорелый, и даже во сне поминутно видел ее пред собою. Раз (это было в Швейцарии), заснув в вагоне, я, кажется, заговорил вслух с Полиной, чем рассмешил всех сидевших со мной проезжих. И еще раз теперь я задал себе вопрос: люблю ли я ее? И еще раз не сумел на него ответить, то есть, лучше сказать, я опять, в сотый раз, ответил себе, что я ее ненавижу. Да, она была мне ненавистна. Бывали минуты (а именно каждый раз при конце наших разговоров), что я отдал бы полжизни, чтоб задушить ее! Клянусь, если б возможно было медленно погрузить в ее грудь острый нож, то я, мне кажется, схватился бы за него с наслаждением. А между тем, клянусь всем, что есть святого, если бы на Шлангенберге, на модном пуанте, она действительно сказала мне: «бросьтесь вниз», то я бы тотчас же бросился, и даже с наслаждением. Я знал это. Так или эдак, но это должно было разрешиться. Все это она удивительно понимает, и мысль о том, что я вполне верно и отчетливо сознаю всю ее недоступность для меня, всю невозможность исполнения моих фантазий, — эта мысль, я уверен, доставляет ей чрезвычайное наслаждение; иначе могла ли бы она, осторожная и умная, быть со мною в таких короткостях и откровенностях? Мне кажется, она до сих пор смотрела на меня как та древняя императрица, которая стала раздеваться при своем невольнике, считая его не за человека. Да, она много раз считала меня не за человека…

Отдельно хочу отметить сцену признания между Полиной и Алексеем перед игрой на рулетке и после нее. Это в полной мере иллюстрация того, какими были отношения Достоевского и Сусловой, и как вообще Федор Михайлович видел любовь. Горячка, исступление, слезы и смех, готовность убить и готовность умереть, предел, ураган, лихорадка, море страстей и буря эмоций- таким показал это чувство великий писатель. И я испытываю неописуемый восторг каждый раз, когда читаю подобные сцены. Есть в этом безудержная искренность, истина на грани безумия и правда на грани бездны.

Другие игроки .
Все персонажи это романа- игроки. Просто каждый играет в свою игру, но все они как на подбор азартны. Исключением являются лишь Полина и Астлей, на мой взгляд. Этот англичанин вообще самый привлекательный персонаж романа: спокойный, рассудительный, умный, решительный, искренне любящий Полину, но, при этом, не мучающий ее, а лишь предлагающий ей помощь и свою любовь. Очень достойный герой, который вызвал исключительно положительные эмоции. Жаль, что сердце главной героини не сумело его оценить. В Полине я тоже не увидела одержимости и азарта, лишь неуемное тщеславие и некоторое стремление к идеализации.

Де-Грие, генерал, m-lle Blanch и бабуля являются, по сути своей, обыкновенными мошенниками, карточными шулерами, поклоняющимися деньгам и способными лишиться рассудка при виде большой суммы. Персонажи во многом комичные и прекрасно иллюстрирующие разные типы азартных людей. Генерал - тип совершенно обезумевшего, предельно опустившегося дурака, способного на любые унижения ради возможности играть. M-lle Blanch- хитрая вертихвостка и мошенница, готовая пойти на все ради денег и в них же видящая единственную ценность в жизни. Бабуля, являющаяся, по сути своей, наивным, но очень азартным ребенком, просадившая огромные деньги, потому что слишком уж была глупа и самоуверенна. За их личинами скрываются типичные посетители любого игорного дома, за которыми Достоевский много раз имел возможность наблюдать. Всем им ужасно не хватает терпения. Они хотят получить свой выигрыш как можно скорее или, проиграв, как можно скорее отыграться. Жажда легких денег ослепляет и сводит с ума, подчиняет и уродует большинство персонажей этой книги.

«Игрок» - легкий, интересный роман, который читается на одном дыхании и доставляет неописуемое удовольствие. Он лишен трагичности и глубины шедевров Великого Пятикнижия, но при этом, имеет свое уникальное очарование.

Комментарии


"Игрок" -- это первый мой Достоевский. (Школьная программа не в счёт, в детском возрасте его читать нельзя категорически.) Поэтому я люблю его отдельной любовью.
Ф.М. знал, о чём пишет. Он был очень страстной и сложной натурой, и обстоятельства его жизни неординарны.
Неудобно признаться, но мне из героев этой книги больше всех нравится Baboulinka :)))


О, она замечательна, очень азартная дама:))