Больше рецензий

6 мая 2016 г. 15:11

2K

2

О существовании такой персоны как Гурджиев я узнал из произведений Петра Успенского, кажется, у него даже была целая книга, посвященная идеям Гурджиева и так называемого четвертого пути. Некоторые его идеи я даже до сих пор помню, правда смутно, например он говорил что у человека есть какая-то запасная батарея, и что можно чего-то там "кристаллизировать" и вроде бы каким-то чудным образом получить чего-то там после смерти. Так же что-то там про танцы дервишей и их влияние на "саморазвитие".
В этой же, своей книге, написанной в удобной форме "вопрос-ответ", "мастер" излагает нам свои соображения на различные темы, например, как же на самом деле устроен мир, человек, что такое смерть, что такое осознание себя и так далее.
Гурджиев это эзотерик из прошлых веков, сочинял так сказать в этом жанре когда это еще не было мейнстримом.
Многие его идеи, трактовки и толкования являются самобытными и новаторскими, список затрагиваемых тем довольно широк и порой необычен. Про продление жизни, про йогов, энергию и сон, работа над собой, "Ездок, возница, повозка и лошадь", воспоминание себя, освобождение и тд.
Трудно однозначно сказать, был ли он просто шарлатаном который дурил людям головы и зарабатывал очень даже неплохие бапки, или же он искреннее верил в реальность всего того о чем он утверждал, и что он реально пытался что-то там выкристаллизировать или что-то накопить.
Факт в том что у него были реальные последователи, ученики, которые, видимо, даже готовы были посвятить свои жизни "работе", и, видимо, надеялись продлить свои жизни, или же даже существовать каким-то образом после смерти.

Вопрос: А что такое магнетизм?
Ответ: Человек обладает двумя субстанциями: субстанцией активных элементов физического тела и субстанцией активных элементов астрального тела. Обе субстанции, смешиваясь, образуют третью; такая смешанная субстанция собирается в отдельных частях человеческого тела, а также образует вокруг него особую атмосферу, подобную атмосфере вокруг планеты. Атмосфера разных планет постоянно приобретает или теряет те или иные субстанции вследствие влияния других планет. Так и человек, окруженный другими людьми, подобен планете, окруженной другими планетами. В известных пределах, когда встречаются две атмосферы, которые являются "симпатическими", между ними образуется связь, возникают законные следствия. Нечто проистекает. Объем атмосферы остается прежним, но качество ее меняется. Человек может управлять своей атмосферой. Она, как электричество, имеет отрицательную и положительную части. Одну часть можно увеличить и заставить ее течь в виде тока. Все имеет положительное и отрицательное электричество. Желания и нежелания человека могут быть положительными и отрицательными. Астральный материал всегда противостоит физическому материалу.


(Был задан вопрос о Луне)
Ответ: Луна - большой враг человека. Мы служим Луне. Прошлый раз вы слышали о кундабуфере; кундабуфер и есть представитель Луны на Земле. Мы подобны овцам Луны; она чистит их, кормит и стрижет, сохраняя для своих целей; а когда проголодается, она убивает их в огромном количестве. Вся органическая жизнь работает на Луну. Пассивный человек служит инволюции, активный - эволюции. Вы должны выбирать. Но тут есть принцип: на одной стороне, на одной службе вы можете надеяться на карьеру, а на другой получаете много, но без карьеры. В обоих случаях мы становимся рабами, потому что в обоих случаях у нас появляется хозяин. Внутри себя мы также имеем Луну, Солнце и т.д. Мы являем собой целую систему. Если вы знаете, что такое ваша Луна, что она делает, вы можете понять и космос...


У обычного человека нет души, нет воли. То, что принято называть волей, - это всего-навсего равнодействующая желаний. Если у человека есть желание и одновременно возникает желание противоположное, т.е. нежелание, более сильное, чем первое, тогда второе становится главенствующим и останавливает первое. Это явление в обычном языке и называют волей.


Чтобы освободиться от физико-химических влияний, надо быть пассивными. Повторяю: это влияния, вызванные атмосферой тела, ее эманациями, а также эманациями чувства и мысли, а для некоторых людей еще и эфира. Чтобы иметь способность противостоять этим влияниям, надо быть пассивным; тогда мы можем стать более свободными от них. Здесь Действует закон притяжения: подобное притягивает подобное. Иными словами, все идет к тому месту, где имеется больше элементов такого же рода. Тому, кто имеет много, дается еще больше; от того, кто имеет мало, отнимается даже это малое.


Поэтому нужно учить и учиться не посредством ума, а через чувства и тело. Но у чувств и тела нет языка; они не обладают ни языком, ни пониманием, которыми обладаем мы. Они не понимают ни русского, ни английского; лошадь не понимает языка возницы, а повозка не понимает языка лошади. Если возница скажет по-английски: "На/ право!", - ничего не произойдет. Лошадь понимает язык вожжей и свернет направо, только повинуясь вожжам. Другая лошадь повернет без вожжей, если вы почешете ее в определенном месте; этому, например, обучены ослы в Персии. То же самое с повозкой; у нее свое устройство. Если оглобли поворачивают направо, задние колеса повернут налево. Это потому, что повозка понимает только это движение и реагирует на него по-своему. Так что вознице необходимо узнать слабые стороны повозки, ее особенности; только тогда он сможет вести ее в желаемом направлении. Если же он будет просто сидеть на козлах и командовать на своем языке: "Направо! Налево!", упряжка не сдвинется с места, даже если он прокричит целый год.
Мы представляем собой точную копию такой упряжки. Один ум нельзя назвать человеком, как нельзя сидящего в трактире возницу назвать возницей, выполняющим свои функции. Наш ум похож на кучера, который сидит дома или в трактире и развозит пассажиров только в своих мечтах. Как нереальны его поездки, так же никуда не приведут и попытки работать с одним умом. В этом случае мы станем лишь профессионалами, безумцами.


Я не думаю что человек что-то потеряет, если не ознакомится с идеями и своеобразными трактовками Гурджиева. Мне его идеи показались экзотическими, весьма странными, и его утверждения о работе, "духовном саморазвитии" и всяком подобном - заранее недостижимыми, и так же странными.
Сейчас он ничем не отличается от современных писателей эзотерики. Те же бездоказательные утверждения и трактовки, но "практики" для "духовного саморазвития" у него действительно необычные, этого у него не отнять. Но толку-то с того?