Больше рецензий

30 марта 2016 г. 10:24

167



Сложный глубокий роман. Для себя я нашла в нём следующий смысл.
Главный герой отказался признать равенство людей перед нравственным законом, разделив их на "вшей", не представляющих никакой ценности, и "сильных личностей", имеющих право переступать через других. Автор показывает ошибочность и несостоятельность этой теории. Раскольников решил доказать себе, что он и есть один из тех "великих", способных ради достижения своих целей отнять жизнь у другого человека и не испытывая при этом угрызений совести. В итоге он потерпел поражение. Согласно его теории, он оказался обыкновенным человеком, "тварью дрожащей".
Крах теории Раскольникова наводит на размышления. Мне видится два вывода:
1) Все его идеи верны. В мире действительно есть "сильные личности" и "обыкновенные люди". Но для того, чтобы человек мог возвыситься над окружающими, получить безграничную власть, у него должны напрочь отсутствовать совесть, сострадание, милосердие. Этот человек должен быть циником и эгоистом, в грош не ставить простых людей, идти по головам ради удовлетворения своих амбиций. То есть, "право имеющему" должно быть чуждо такое понятие, как нравственность. Но ведь это ведет к разложению личности, человек теряет всё самое светлое и доброе, что в нём есть. Он губит самое ценное - свою душу... И тогда напрашивается вопрос: а стоит ли? Стоит ли ради получения власти над миром отказываться от гуманности и человечности?
2) Вовсе нет никаких высших и низших разрядов, все люди равны перед Богом. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и счастье вне зависимости от своих личных качеств. И никто не смеет отнять у него это право и управлять его судьбой, прикрываясь своей исключительностью и стремлением к общему благу. А истинной ценностью является не власть и слава, а созидание добра и любовь к ближнему.

Комментарии


Для меня было открытием вот что.

Достоевский гениально продемонстрировал последствия преступления (читать "греха") на человеческую душу - она (душа) раскалывается (РАСКОЛьников - случайно ли?), дефрагментируется, буквально рассыпается на осколки. Именно этим объясняется странное поведение Родиона во второй половине романа - то ли раскаивается, то ли нет, то ли отрицает свою теорию, то ли нет, то ли обновляется через признание, то ли нет. Тут и разгадка - и да, и нет. Преступление (грех) разломал его душу, разметав в стороны сфокусированное прежде внимание, теперь Родион буквально мыслит и чувствует не цельно, а фрагментарно.

Меня это просто поразило. Достоевский необозримо велик.

И Вы очень верно заметили "Он губит самое ценное - свою душу... И тогда напрашивается вопрос: а стоит ли?" - "...какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?"