Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 марта 2016 г. 11:42

462

3.5

С детства мне казалось, что я очень люблю Лермонтова и что я люблю его больше Пушкина. А теперь вот перечитала и поняла, что то, что мне у Л. нравилось в юности из стихов и прозы, то в общем-то только и есть у него по-настоящему хорошее. "Дума", "Родина", "Прощай, немытая Россия", "Парус", "Мцыри", "Демон", про Калашникова, "Герой нашего времени", ну и еще кое-что из поэзии. Все остальное, чего я в то время не знала, как оказалось, по большому счету можно и не читать.

Весь этот байронизм, непонятные мне восторги перед Наполеоном, романтические герои в постоянном раздрае чувств и с таким их размахом, которого хватило бы на 10 человек, больше раздражают, чем заинтересовывают. Ряд стихов вообще слабы на мой вкус (хотя, конечно, гораздо лучше с той современной стихографомани, которой я в последнее время по случаю начиталась - как только нынешним автором не совестно издавать такое? риторический вопрос).

Романы, помимо "Героя", откровенно слабы и не очень хорошо написаны - впрочем, возможно, это потому, что они остались незаконченными и Л. их просто не стал редактировать. Разве что "Вадим" еще ничего так. "Герой" очень хорош, но сам его герой - кошмарный тип. А ведь когда-то он мне нравился больше - наверное, девочкам такие и нравятся ))

Пьесы все мне не понравились, слишком затянуты и герои какие-то слишком сумасшедшие. В издании есть примечания, и я с удивлением узнала, что "Маскарад" при жизни Л. поставить не удалось - цензура заворачивала, хотя Л. под ее требования даже еще один акт написал, где наказал Арбенина. Ну ладно, я еще понимаю, почему Лермонтова заставляли "Демона" переписывать. Но "Маскарад" - что там-то такого страшного?! Обычная светско-любовная драма, да еще вроде как обличающая пороки вроде игры или безумной ревности и интриганства. Ан нет, цензор заявил, что пьесу невозможно поставить главным образом из-за нападок в ней на маскарады в доме Энгельгардта (вип-персона тех времен). Хренассе. Потом Л. переделал пьесу, но и тогда ее не допустили - теперь уже потому что в ней "слишком много резких страстей и характеров, а добродетель недостаточно награждена". В итоге "Маскарад" поставили только в 1862 г.! Впрочем, после того факта, что Пушкина отправили в ссылку всего лишь за одну фразу из его перехваченного письма, что он заинтересовался атеизмом, можно уже ничему не удивляться. Такое впечатление, что 200 лет назад у власти здесь были такие же болваны, как и сейчас, если не худшие.

При чтении романов Л. не могла отделаться от мысли, какой же бессодержательной, пустой и трутнеобразной была жизнь российского высшего общества! Весь этот якобы "цвет нации", "белый стан" и блабла... да там посмотреть не на что! Абсолютно пустые и праздные люди, от скуки делающие друг другу гадости (хоть бы уж добро делали кому-нибудь, для разнообразия - так ведь нет, им это и в голову не приходило!). Чем больше читаю о российской дореволюционной жизни, тем яснее понимаю, что симпатизировать там особо нечему. Вот ученых, конечно, жаль и средний класс, которые хотя бы что-то делали и с которыми революция расправилась, как и с другими. А вот эти богатые, офицеры да помещики. Если и были там какие передовые люди, которые пытались что-то реформировать, так это единицы. Остальные как были трутнями, так и остались - собственно, это видно из романов Толстого и Достоевского. И даже не поняли, за что их перерезали - слишком уж народ считали за ничто.