Больше рецензий

25 февраля 2016 г. 16:04

1K

5

Тарун Шенкер и Келли Зекас - Эти порочные маски (Эти порочные маски #1/3)

10 из 10

Жанр: историческое фэнтези, YA
Фишки: суперспособности
Сеттинг: Викторианский Лондон
WOW: язык, юмор, финал
POV: от первого лица, женский
Геометрия чувств: незначительная
На русском: нет

Цитатосуть:

«Истинное лицо до ужаса обыкновенно и лишено глубины. Высшая радость бытия заключена в дружбе и любви, в познании другого человека, в подборе шифра к его секретам, в снятии масок в поисках новой маски, в ожидании того, чтобы тебя изучили и поняли».

Рецензия (бесспойлерная)...

Итак...

«Мы меняемся ежесекундно. Всё, что ты видишь и слышишь, что ощущаешь, о чем мыслишь — всё это меняет тебя. Мы надеваем маску за маской, личину поверх личины. Так мы развиваемся».

Порой читаешь книгу и вангуешь напропалую: подмечаешь детали, строишь предположения, затем они подтверждаются, и ты радуешься, потому что дело не в предсказуемости. Дело в том, что ты не столько предвидишь, сколько мечтаешь: я бы сделала так, я бы сказала то-то, а вот тут бы зарыла собаку. И авторы слышат. Ты словно в процессе знакомства с книгой пишешь ее же с ними на пару. «Эти порочные маски» как раз из такой категории. Но не все коту масленица, а Кате — точные попадания. Финал Тарун с Келле дописывали одни, мне оставалось хлопать глазами, а затем мысленно жать коварные ладошки. Запомните этот прием: усыпи читательскую бдительность, а затем огрей бедолагу концовкой. Авторы любят и практикуют.

«Эти порочные маски» попались мне на глаза примерно полгода назад (может, конечно, и раньше, но пока у книги не появилась обложка, в блёрб я вроде бы не смотрела). Неплохо, подумалось мне (тогда еще невлюбленной в хисторикл-фикшн). Охрененно, подумалось мне (теперь уже ярой поклоннице ретро-сеттингов). Сейчас объясню почему.

Во-первых, стиль изложения крышесносный: закос под Викторианство в наличии, но ощущения будто читаешь библию века пятнадцатого нет; к вашим услугам юмор и даже сарказм; диалоги настолько живые, что порой я читала их раза на три; окей, не только прямую речь я читала раза на три, в «Масках» настолько классный нарратор, что ее монологи тоже реридились не одинажды. Во-вторых, атмосфера: нас не грузят деталями и ретроспективами в годы ушедшие, все лаконично, по делу, но точно и ярко. Пары-сеттинг абзацев хватает, чтобы услышать цокот копыт по мостовой и ощутить запахи лондонских улиц. А в-третьих, в книге нет провисающих глав, неудачных страниц, скучных моментов, неподходящих слов и неуместных точек. Мне понравилось все. «Этим порочным маскам» однозначно дорога в TOP-10 в конце года.

Переходим к истории. Книга у нас об иксменах в рамках Викторианской эпохи. Кто-то может подумать, что микс не самый удачный: суперспособности на фоне корсетов и котелков выглядят как-то нелепо. А вот и нет. Шенкер с Зекас так органично вживили сверхсилы в жизнь людей девятнадцатого столетия, что я поверила в «так и было».

Начинается всё со встречи с семейством Уиндхемов, которые едут на бал. Старшая дочь Эвелин (она же ГГ и вещалка) не особо в восторге от танцев и светских бесед, она вопрошает, а можно ль погибнуть во цвете лет от скуки или погрязнуть в пучине жаждущих внимания кавалеров, и вызывает во мне симпатию с первых страниц. Даже не так, с первой! Моментально увлечь читателя — это талант, а вдобавок влюбить в героиню — талант в квадрате.

Эвелин с сестрой Роуз немного смыслят в медицине и привыкли помогать людям провинциального Брэмхёрста, несмотря на то, что медсестричество ниже их социального статуса и репутация девушек слегка страдает из-за этих врачебных порывов. Правда, Эв с Розамунд это маленько побоку. Одна мечтает стать полноценным врачом (Роуз), а вторая — исколесить континент. Но на пути к счастью стоят мечты леди Уиндхем. О чем же грезит их мать? О свадебных колоколах. Будь ее воля, девочки вышли бы замуж еще вчера.

И вот едут они на бал и даже не знают, что вскоре их жизни изменятся навсегда.

По прибытии Уиндхемов в поместье Уинстонов, мы вместе с Эв встретим двух потенциальных ее кавалеров (да, кавалеров два, но треугольник ненавязчивый, поскольку и сам романс довольно сдержан и не мешает развитию основного сюжета) и одну темную лошадку: первый (мистер Себастьян Брэддок) холоден, мрачен и неприступен (высокий брюнет с темно-зелеными очами), второй (мистер Николас Кент) шутлив, очарователен и пикапист (средний рост, глаза светло-карего цвета, серьезный апломб), ну, а третий (мистер Шеваль) огромен как халк и рвется поговорить с Роуз, и вроде бы он безобиден, но что-то с ним все же не так. Стоит ли говорить, что добром это все не кончилось? В ночь после бала младшая Уиндхем пропала.

Розамунд прихватила с собой странные вещи, забыла медикаменты и написала странненькое письмо, но отчего-то помимо Эв никого не волнуют эти детали. Родители верят, что дочь умотала кого-то лечить, и поднимать шум совсем не хотят. У семейства большие долги, приданного нет, на кону последний козырь девиц на выданье — репутация. Так что Уиндхемы старшие будут просто сидеть, дожидаясь вестей от Роуз и распуская ложные слухи о том, где же она есть.

Эвелин категорически не согласна, она собирает вещи и покидает дом (несмотря на угрозы родителей). Кстати, еще один плюс этой книги: если герои что-то решили сделать, они приступают к действиям через страницу (никакой скучной рефлексии и дневников полярника). Все происходит в темпе, бах — и героиня в Лондоне.

О сюжете более не скажу, потому он полон мелких деталей, ведущих к разгадке, лучше поведаю о героях. Начнем, пожалуй, с мисс Уиндхем, моей новой YA-любимицы. Просто взгляните на то, как она мыслит:

«Кеб тронулся в сторону центра города по переполненной Виктория Стрит, минуя безликие строения и мрачные закоулки на мучительно медленной скорости, будто нас не лошадь везла, а издыхающая корова. Но еще приятней поездка стала после того, как сквозь дверцы нашего экипажа проникли резкие запахи лондонских улиц, до странного напоминая о той же скорее мертвой корове».

Королева сарказма. Мне, кстати, «Маски» несколько напоминают «Тайны Бессмертной Розы», у Касс и Эв есть кое-что общее: например, отсутствие инстинкта самосохранения. Для жизни реальной это совсем ни в какие ворота, но в книгах отчаянность есть источник забавнейших ситуаций, увлекательных приключений и довольно жутких моментов (иными словами — ридерской ярмарки эмоций).

Что мне особенно нравится в Эв — фокус, преданность делу, цельность. Героиня спасает сестру, и сестра для нее важнее всего и вся. Она не думает о парнях (ну разве что иногда, в минуты катастрофической близости к ним), не отвлекается на фигню и не распускает нюни. Вспомните обычных YA-героинь! Одни мстят за семью, другие стремятся убить врага, третьи борются за страну, но стоит им повстречать героя (или героев) мужского пола — пиши пропало. Месть, честь и иже с ними моментально забываются, а на передний план выплывают любовные драмы. Эвелин другой породы.

А еще девушка наша скромна, в книге нет ни слова о том, как она выглядит. Эв описывает всех, кого мы встречаем по ходу сюжета (правда, она позабыла о шевелюре Кента, что ай-яй-яй и дайте-же-мне-информацию), а себя обходит стороной. Все, что мы знаем: довольно высокий рост, приятная внешность (но без всяких «самая-самая») и… давайте дадим слово другим героям, пусть они Эвелин опишут.

Мнение мистера Кента:

— Мисс Уиндхем, когда я впервые встретил вас в Лондоне, вы показались мне самой смышленой и стойкой девушкой среди тех, кого я имел счастье узнать. Такая, как вы, ни за что не угодила бы под чары мрачно-депрессивного юнца. Она обратила бы взор к мужчине, способному бросить ей вызов, рассмешить, вдохнуть в нее жизнь и принести радость.

Вижн мистер Брэддока:

— Я по-прежнему считаю вас вспыльчивой, упрямой и раздражающе своевольной. Но, похоже, мне это стало нравиться, особенно в те моменты, когда эти ваши качества работают против кого-то другого, а не меня. Вы же не в силах угомониться. Наседаете, мчите к цели, не замечая препятствий, пусть даже они вас ранят. И это достойно высшего восхищения.

Мысли Лоры, младшей сестры Николаса (и да, она всегда малек over-excited):

«Эвелин Уиндхем здесь! Воистину, это самая что ни на есть прекрасная и волшебная неделя моей жизни!»

Выводы дворецкого Кентов, мистера Таффина:

«Мисс Уиндхем сказалась больной, тайком покинула дом и гуляла по лондонским улицам без сопровождения практически всю ночь. Но я все равно скажу, что она влияет на мисс Кент лучше, нежели леди Кент».

Отношение леди Кент:

— Мисс Уиндхем, я встречала подобных вам и вашей сестре не раз, и финал всегда одинаков. Вы привыкли себя считать невероятно умными, ослепительно красивыми и поразительно властными. Вы уверились в том, что нормы высшего света к вам отношения не имеют. Решили, что можно вести себя как угодно, в то время как всем остальным остается бороться, страдать и идти на жертвы ради заветной цели, следуя верным путем. Никому нет дела до ваших душевных порывов. Общество приветствует простоту. Вы годами эксплуатировали систему, а теперь она дала сбой, и что же, все должны как-то под вас подстроиться?

Быть может, это поможет вам сделать какие-то выводы. А ещё, кажется, поняла, отчего Эвелин осталась безликой, но вернусь к этому в самом конце, не переключайтесь.

Переходим к мистеру Николасу Кенту, которого нам, на мой взгляд, до конца не раскрыли. Ни волос, понимаешь ли, ни оголенной груди. Ник — солнце в небесах «Этих порочных масок» (на пару с сестрой Лорой, о ней поговорим ниже). Стоит парню открыть рот, и я начинаю либо смеяться, либо активно лыбиться. Хочу зацитировать вас его выражансами насмерть, но ревью не совсем резиновое, потому предлагаю тизер:

— Ну надо же, мистер Брэддок явился. Вот так сюрприз, — произнес мистер Кент слегка раздраженным тоном.
— Действительно неожиданно.
Он наклонился ближе, будто хотел поделиться секретом.
— Быть может, пришел принести свои извинения? Или и это должно свершиться в стенах его спальни?
Я процедила, понизив голос:
— Вам прекрасно известна причина моего в ней пребывания. Мистер Брэддок был ранен, его следовало проведать.
— Никто не сделает исключений благих намерений ради, если дело коснется твоей репутации.
— Сейчас у меня есть заботы и поважнее.
Он прижал руку к груди.
— Я ранен до глубины души. Не могли бы мы…
— Мистер Кент! Мы в неподходящем месте для подобного рода бесед!
— Прекрасно, — отозвался он. — Если решите поговорить в еще более неподходящем месте, просто дайте мне знать.

Видите? Если Эв у нас типа Касс, то Ник однозначно Фалько. Только воспитанней и благородней. Несмотря на нечастое (как мне показалось) присутствие персонажа, читатель ясно осознает, что Кент главный герой. Быть может, дело в его манере держаться… он словно владеет книгой и сам решает, что будет дальше. Самоуверен до чертиков.

Ника мы видим только глазами Эв (рассказчица-то одна), а она его знает всего ничего (простая дедукция: близится зима, сезон, в течение которого Кент повстречал Эвелин, состоялся летом, отсюда максимум полгода общения). Если верить ГГ, Кент у нас вечный холостячок, несерьезный парень и идеальный помощник в отваживании назойливых кавалеров. Но Ник-то гораздо глубже и многогранней, Эвелин предстоит немало о нем узнать и многое переосмыслить.

Мистер Кент не совсем типичный герой. Он не бросится вас спасать, не прикинув свои шансы. Поначала я думала: трус. А потом смекнула: прагматик. Тем ценнее его помощь Эвелин, особенно в самом конце. Ник же не Чип и Дейл, но прет против своей природы.

Лора. Сводной сестре Ника всего пятнадцать, в голове ветер, на языке чушь. Но при этом девчонка мила, предана в дружбе и очень забавна:

Лора затрясла головой, а из ее глаз вновь полились слезы.
— Даже Ник не попытался маме все втолковать! Не желаю с ним разговаривать.
Качая головой, я пыталась закрыть сундук. Тщетно, он переполнен.
— Не стоит… он же твой брат.
— И я его ненавижу. Всех ненавижу! Мечтаю сбежать из дома… или его поджечь. Нет, лучше спалить дом мисс Вэриндер. Дааа, Эвелин, нам следует это сделать!

Кстати, в конце книги есть бонус в виде пары страниц из дневника Лоры. Ее непосредственный бред помог мне пережить тяжелый финал (кстати, да, несмотря на юмор, книгу лайтовой не назовешь).

А еще Лору до ужаса любит Ник. Обожает дочь женщины, разрушивший брак родителей и ставшей причиной смерти родной матери.

«У лестницы нас ожидал мистер Кент, умудрившийся разом сгримасничать в сторону мачехи и широко улыбнуться Лоре».

Не мести всех под одну гребенку — прекрасное качество Кента. А я вроде вещала о Лоре, но свелось все опять к Николасу. Он это нарочно!

Идем дальше. Себастьян Брэддок (который совсем не Лука (у него другой прототип и имя его спойлерно), чем рушит Веном-теорию).

В который раз подмигнув, сэр Уинстон шагнул в сторону, явив своего племянника. Боже милостивый. Передо мной стояла карикатура на мрачного героя любой готической новеллы. Он был невероятно высок — даже выше моей нескладной фигуры, — самоуверенность так и сочилась из каждого дюйма широких плеч. Внимательные глубоко посаженные глаза буравили меня взглядом, да так, словно старались застудить в моих жилах кровь. Губы были слегка поджаты, — я полагала, что это их обычное состояние, — а складка на лбу создавала абсурдное впечатление вечной глубокой задумчивости. Ладонью, затянутой в перчатку, он убрал от лица прядь идеально прямых черных волос, чтобы дать нам возможность полюбоваться своими чертами. Он определенно знал, что за эффект производит на большинство молоденьких девушек. Но я не большинство. Держась от нас на максимально допустимом расстоянии, он неловко переступил с ноги на ногу и, глядя на Роуз, пробормотал:
-Добрый вечер.

Теперь вы знаете, с кем предстоит иметь дело.

Жаль, но я не могу рассказать больше о Себастьяне, потому что его жизнь состоит из сплошных секретов, а открывать их нужно исключительно в рамках контекста и постепенно. Но без тизера вы не останетесь: оголенная грудь (да-да, вот почему я посетовала на нее в части про Кента), поцелуй (от воспоминаний о котором в животе возникает пресловутое бабочковое ощущение), полупрозрачная ткань на обнаженном (но не его) теле. Викторианский hot! Эй, куда все побежали? Я же еще не закончила. Вот так и давай людям тизеры. Для тех, кто по-прежнему здесь, продолжу рассказ. С Себастьяном будут связаны как горячие, так и весьма драматические моменты, криповые (Юля, ты заразила меня этим словом!)) события и всевозможный свунин. На страницах Брэддока много, и читатель узнает его лучше, нежели Ника. При этом Кент по натуре весь из себя открытый, а Брэддок сплошная тайна. Парадокс.

Мне Себастьян нравится. У него же беспроигрышный комибинейшн: красачик с табличкой «осторожно, злая собака», и привлекательной внешностью в совокупности с отталкивающим поведением. Взрывоопасная смесь, пламя для читателей-мотыльков.

А теперь рассмотрим обоих парней джентльменов (где же мои манеры). У каждого в анамнезе трагическое (в разной степени) прошлое, а на повестке потенциальное будущее с Эвелин. Оба располагают набором определенных достоинств и недостатков, что здорово их обнастоящивает. Я наслаждалась эфирным временем обоих героев: от одного сердце щемит, от другого внутри все поет. Вот и как тут определиться? Сама героиня, мне кажется, больше тянется к Брэддоку. И предпосылки к тому есть. Но не слишком ли это просто? К тому же у Кента еще не было шанса продемонстрировать себя, его партию с Эв мы пока не наблюдали (надеюсь, она грядет во второй части, вот тогда я, пожалуй, и сделаю выводы).

Если отбросить в сторону фантастику, вы увидите, что под Викторианским покрывалом скрыта история о человеческой природе, лжи, мимикрировании, власти и совести. Стоит ли жизнь одного человека множества жизней? Можно ли считать одни способности достойней других? Кто виноват: инициатор или исполнитель? Люблю книги с двойным дном и сложной моралью.

Ну и как обещала, возвращаюсь к вопросу отсутствия описания внешности Эвелин. Перечитайте цитатосуть:

«Истинное лицо до ужаса обыкновенно и лишено глубины. Высшая радость бытия заключена в дружбе и любви, в познании другого человека, в подборе шифра к его секретам, в снятии масок в поисках новой маски, в ожидании, чтобы тебя изучили и поняли».

Возможно, это была задумка Таруна и Келли: продемонстрировать динамику персонажа, основываясь лишь на его действиях, мыслях и чувствах плюс на том, как ее воспринимают другие герои. Смысл давать описание Эв, если она, как и все, ежедневно меняет личины. Важно, что под, в и между. Идея на пять с плюсом.

These Vicious Masks (Эти порочные маски):
These Vicious Masks (Эти порочные маски) #1/3
These Ruthless Deeds (Эти безжалостные деяния) #2/3
Untitled (Без названия) #3/3

Двуязычные аннотация и рецензия + short-soundtrack в блоге Living A Thousand Lives

Комментарии


Подскажите любовная линия есть? Она сильная? (Просто не очень люблю их...)


Куда ж без нее) Но она не выходит на передний план, в фокусе приключения, а любовь - специя.