Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 февраля 2016 г. 15:08

175

5

Книжка состоит из ряда статей на разные темы, поэтому выглядит несколько бессистемно; было бы интересно прочесть монографию, но на безрыбье... Составители, впрочем, подчеркивают, что это первая попытка хоть как-то систематизировать знания по теме.

К оккультным и полуоккульным областям знания можно отнести, прежде всего, алхимию и астрологию. Византийцы изучали подобные вещи в теории, а не на практике, т.к. считали, что теория выше, а также стремились отмазаться от обвинений в колдовстве - мол, мы это изучаем чисто из научного интереса, а не с практической целью. Образ оккультных наук у образованных византийцев был антикварным. Оккультные науки существовали в Византии веками (примеры тому - Стефан Александрийский, Иоанн Грамматик, Михаил Пселл и др.), но мы мало что знаем об этом. Византийцы не были маргиналами в средневековой науке, а оккультные знания не были маргинальными в ученой культуре Византии.

МИХАИЛ ПСЕЛЛ
Пселл первый после Прокла обратил серьезное внимание на Халдейские Оракулы. По Пселлу, христианские ритуалы (в т.ч. иконопочитание и вопрошание-«гадание» через священные книги) отличаются от магии тем, что там не пытаются заставить демонов произвести тот или иной эффект, но стараются узнать волю Божию и очистить душу. Познание установленной Богом в мире «симпатии» может содействовать предвидению, но это не попытка изменить божественный порядок вещей, а значит - не магия.
Такие ученые как Иоанн Грамматик и Лев Математик пытались изучать искусство предсказания будущего на основе астрологии и некоторых видов гаданий и экспериментов с «симпатией» элементов и событий.

АЛХИМИЯ
Ею всегда интересовались интеллектуалы, но им приходилось маскироваться и скрывать свой интерес, поэтому мы мало что знаем о передаче алхимических текстов и о практике.
Стефан Александрийский составил «Хрисопейю», его научный метод представлял собой единую теорию для объяснения всего происходящего в мире.
Тексты (такие как сочинения Зосимы) передавались подпольно, рукописная традиция неясна, и мы не знаем, что происходило с текстами между 4 в. и 1000 г. Однако можно точно сказать, что византийские интеллектуалы интересовались алхимией в 8-9 вв.

АСТРОЛОГИЯ
Астрологию издревле пытались соединить с религиозной верой. Напр., Иосиф Флавий и Пс.-Климент писали, что Авраам познавал Бога с помощью астрологии, однако в Книге Юбилеев говорится, что – с помощью молитвы.
Астрономия всегда входила в состав наук квадривиума, т.е. была частью стандартного образования в Византии, но это была прежде всего теория. Астрология же считалась практической частью астрономии, и отношение к ней было неоднозначным.
Птолемей, на которого ориентировались византийцы, считал астрологию универсальной и касающейся всего в мире. Астрологи позиционировали себя как «математики». Гадание по статуям (которым занимался в т.ч. Иоанн Грамматик, согласно рассказам о нем) было частью астрологических умений.
Астрологию использовали и в медицине – влияние небесных тел на организм итп. Сочетание астрологии с медициной помогло ей выжить, несмотря на православную полемику.
В Византии интеллектуалы пытались примирить астрологию с христианством. Существовали переводы астрологических трудов арабов (ок. 1000 г.) и персов (14 в.). В конце 13 – нач. 14 в. в разных кругах византийского общества возрос интерес к астрологии. Но обычно теоретическая математическая астрономия не смешивалась с астрологией; интеллектуалы изучали первую, но могли осуждать вторую. Возрастание интереса было связано с переводом в 14 в. персидских астрономических трудов на греческий. В связи с модой на персидскую астрономию астрология пережила большой расцвет.
Михаил Глика спорил об астрологии с императором Мануилом I, Глика оправдывал астрономию через Рим 1:12.
Наряду с астрономическим объяснением затмений солнца (из-за прохода луны) в Византии существовали и более дремучие. Например, Григорий Акрополит, научно объяснивший затмение солнца в 1239 г. перед императрицей, был осмеян ею и придворным физиком-невеждой. Другие объяснения затмений основывались на географии Косьмы Индикоплова и его рассуждениях о форме Земли.
Георгий Пахимер составил учебник по предметам квадривиума, среди которых была астрономия. Он критикует астрологию за то, что она признает судьбу, и называет выкладки астрологов глупостью, но в то же время дает читателю много информации об астрологической теории составления гороскопов и предсказаний. (Это похоже на стандартную византийскую маскировку – дать информацию о чем-либо под видом опровержения :))
Феодор Метохит считал, что астрономия никак не мешает христианской вере. В астрологии он отрицал влияние планет на людей, но признавал влияние их на природу и природные явления: звезды играют роль только по воле Бога, они влияют на природное, но не влияют на то, что зависит от свободной воли. Однако в целом его воззрениям на астрологию недостает ясности.
Византийские интеллектуалы в целом не были уверены, как относиться к астрологии.