Больше рецензий

sibkron

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 февраля 2016 г. 05:08

338

5

"Девять" - экзистенциальный триллер с элементами сюрреализма.

В романе Стасюк описал портрет первого поколения, которое застало перестройку в СССР и заметное ослабление его влияния на Польшу, приведшее к переменам. Такими могли быть условные тридцати-сорокалетние в наши 90-е (я думаю, у многих читателей могут возникнуть невольные ассоциации с нашей жизнью тогда). Они маргиналы, чьи родители возможно когда-то жили на периферии, пытающиеся присобиться к пространству новой страны и нового города. Варшава, где происходит все действие, может по праву также называться героем романа. Тролейбусы, трамваи, автобусы, улицы и улочки помогают нарисовать полноценную картину крупного города с бурлящей в нем жизнью.

Павел миновал выход к Ротонде. Страх не пускал его наверх, хотя там было темнее, чем здесь. Сюда долетал грохот трамваев. Они приезжали с Мокотова, Жолибожа, Праги и Охоты. Люди делали пересадку, сплетаясь в живой, бездумный клубок, похожий на большую мышцу под черной кожей неба. Наполненную кровью, гибкую и единообразную. Ползущую, тянущуюся, обвивающую полый сердечник круглого перехода, – и, проходя мимо ступеней, ведущих к Дворцу, Павел задался вопросом, а что находится за этой стеной с левой стороны, внутри этого широкого цементного цилиндра в центре, по краю которого лепятся все эти магазинчики, киоски, окошки с левым мылом, эти аквариумы, полные побрякушек, соблазнов, дешевых диковин из сказочки «тысяча и одна мелочь для фраеров». Ведь что-то же должно там быть. Какая-то черная дыра или гигантская пружина, запускающая движение. Где-то там через центральную точку проходила ось, на которой вертелся весь город, и не только ось, но и магнитный полюс, иначе ведь все разлетелось бы в мелкий хрен: далекая Воля, Жерань, Радость, Фаленица, Хомичевка, Тархомин, Окенче, Млочины, – одно за другим уносились бы в пространство, как говно, брошенное в вентилятор.

Именно центр является той мистической точкой, куда все стекается, и, где зарождается движение метрополиса. Она тянет словно магнит. Будь это условный бандит Болек или условный мелкий задолжавший бизнесмен Павел. Жизнь меняется быстрее, чем человек может психологически это осмыслить. Казалось бы, вчера был Дворец культуры и Boney M, а сегодня высотки, здания из стекла, металла и бетона и интернет.

Обсуждение в жж-ном литклубе также показало, что роман имеет сильную религиозную основу и прямую отсылку к "Божественной комедии" Данте. Рекомендую и книгу и обсуждение, которое станет хорошим дополнением и разъяснит некоторые интересные моменты в книге.

Анджей Стасюк. Девять