Больше рецензий

7 февраля 2016 г. 11:33

1K

5

Фиона Пол - Скворушка (Тайны Бессмертной Розы #3/3)

10 из 10

Жанр: историческое фэнтези, детектив, YA
Фишки: Венеция эпохи Возрождения, тайное общество
WOW: твисты, финал... все-все-все?
POV: от третьего лица, женский
Сеттинг: Венеция
Геометрия чувств: тающий медиум
На русском: нет

Цитатосуть:

«Быть может, любовь не подразумевает барьеров; быть может, она — выбор: мы отвергаем одно, чтобы сберечь другое».

Рецензия (спойлерная)...

В процессе чтения я поняла, что ревью не получится сделать бесспойлерным. Вся книга соткана из ответов на вопросы, увязывания фактов и подведения итогов. Плюс твисты. А потому, если вы собрались эту серию почитать, закрывайте скорее страницу. А если же нет, но вам любопытен финал — проходите, располагайтесь, сейчас начнем…

Для начала пара слов о названии книги. «Скворушка». В оригинале слово звучит красивей — Starling. Это прозвище Фалько дал Касс еще в первой части трилогии. И мне оно очень нравится. Старлин. Старлин. Словно маленькая звездочка.

Ладно, идем дальше.

Давненько я не читала залпом, да еще и с таким удовольствием. Перед нами роман, обернутый в тайны, убийства и заговоры, и для кого-то он станет весьма посредственным. А для меня это не просто история любви — в ней находится место семье (тетка Агнесс вас еще удивит), дружбе, предательству, жертвам, вопросам религии и науки в жизни людей эпохи Ренессанса, опасным предрассудкам, взрослению и принятию важных решений.

Да и вообще, есть истории, которым ставишь честные десять звезд, но в основном за мастерство и умелую игру автора на твоих чувствах. Они бесподобны, к ним не придерешься, но любимыми им не стать. А есть сюжеты попроще, далекие от гениальности, но с цепляющей атмосферой, с героями, о которых уже не забыть. Вот это как раз мой случай.

Эта серия не лучшая из тех, что я читала, но сильнейшая из тех, что прочувствовала.

Полдня рыдать, периодически хихикая — это не шуточки.

Кстати, начиная «Starling», я понимала, что по итогам останусь в эмо-раздрае. Любой выбор Касс нес за собой и радость, и горе, поскольку я не могла определиться, что же мне ближе: очаг или костер. И, что любопытно, где-то на середине повествования, я осознала, каким хотела бы видеть финал; какой исход мне будет проще принять. И знаете что? С Фионой мы на одной волне.

А говорила ли я, насколько хорош в ее книгах язык? Он прост и красив, а слова ювелирны. И они до мелочей совпали с моими мыслями. Касс, Лука, Фалько и остальные произнесли, подумали или же написали всё, чего я от них ждала. Не припомню уже, когда авторский замысел так коррелировал с моим видением.

Детективная линия. Врать не буду, финита злодеям пришла на скорую руку. О Кристиане вообще промолчу, парень просто смешон. Тем не менее были и в этой части свои жутковатые главы. Я извелась, пока Касс преследовал Пьеро. Во истину маньячина! С Дюбуа разборки тоже прошли как по маслу, но тут уже можно сослаться на план, стратегию и подготовку. В случае Беллы и Пьеро немалую роль сыграл господин случай. Но как вы, наверное, поняли, мне плевать. Мистери-лайн основной отнюдь не являлась, а как бэкграунд для отношенческих баттлов с ролью своей справилась. Да и злодеи тут не цели, а средства.

Соперники

Лука и Фалько. Фалько и Лука.

Они так и не встретились, не обменялись взглядами, не бросились друг на друга с кулаками. Наверное, Касс права:

«Пути этих мужчин никогда не долны были пересечься».

И, наверное, это к лучшему.

Все мы знаем излюбленный авторами прием: очерни одного, вознеси другого. Так они стелют соломку читателю, намекая, какой из сторон ГГ отдаст предпочтение. Естественно, проще слить персонажа, втоптав его в грязь, чем сделать осознанный выбор и обосновать решение героини. Фиона Пол не ищет легкий путей, за что ей мерси и граци. Оба парня являют собой миксы достоинств и недостатков, но Касс не растеряется.

Поначалу Фалько казался мне похотливой скотиной, поскольку стоило Касс оказаться на расстоянии пары шагов, он не мог держать при себе ни руки, ни губы, ни… А потом меня осенила простая мысль: все люди разные. Когда-то на курсах психологии мне говорили о том, почему в парах зреют конфликты на почве мнимой нелюбви. Дело в том, что любовь мы все выражаем различными способами. Для кого-то она в словах, для кого-то в заботе и ласке, для иных мерило — подарки, а для Фалько — тактильные ощущения. И я уверена, что Лука вел бы себя также, не будь он иначе воспитан.

«Касс нуждалась в его близости, но понимала, что и за прошлую слабость Лука, должно быть, себя порол».

О времена, о нравы! Суть в том, что оба юноши видели в Касс не только объект страсти. Аминь. Поехали дальше.

Лука

Этот парень не прекращал меня удивлять на протяжении всей серии, но влюбиться в него побудили отнюдь не секреты за пазухой да Перага, скорее его поступки. Обратите внимание на поведение Луки в щекотливейшей ситуации. Застукав Кассандру с Фалько, юноша не стал психовать и бить посуду (или Касс): спокойно высказал свою позицию, дал невесте понять, что невеста она бывшая и к браку без любви принуждать он ее не намерен; также поведал о том, что был в курсе ее похождений с Фалько и предложил разобраться в себе, а уж потом искать с ним встреч. Затем удостоверился в том, что ей есть, где жить, спать и что есть, после чего ушел. Ого! Наконец-то мужик повел себя по-мужски, а не по-влюбленно-щенячьински или по-ревно-скотски. А еще стало ясно, с чего вдруг Лука просил Касс оставить его в тюрьме и зажить так, как ей хочется.

«Мне стали приходить письма. Листы, исписанные твоим почерком, с подробными рассказами о свиданиях с мужчиной, который «во всем отличался от твоего жениха»».

Неприятненько. Но я была рада его уходу (ну как рада… ревела да радовалась). Мне хотелось, чтобы Касс наконец поняла, что без Луки ей придется непросто.

Ей и пришлось. Неприятности посыпались на рыжеватую голову в тот же вечер. А когда дела стали совсем плохи, я ждала появления да Перага. Ждала…. ждала… а он не пришел. Вроде понятно, что он ни о чем не знал. А почему не узнал? Почему вообще не мониторил, как там его шизанутая бывшая благоверная? Или я к нему слишком строга?

Когда же Касс вновь встретилась с Лукой, он понял (а она подтвердила), что выбор сделан в его пользу. Для меня этот выбор выбором не был. Кого вы предпочтете: мертвого художника или живого юриста? Если за вами не числится некрофилия, ответ чуть более чем очевиден. Выживи Фалько, он бы не отступился, он бы так и ходил за Касс. Смогла бы она устоять? Пришла бы тогда к Луке?

Фалько

Ох, Фалько… Мне очень нравится Лука, но сильнейшие эмоции в процессе знакомства с трилогией вызывал именно да Падова. Я влюблялась в него, ревновала, злилась, презирала, хвалила, не понимала и понимала. Он — фейерверк. 

— Ты… — голос сорвался, Касс боялась, что может расплакаться. Вдох. Выдох. Она старалась подобрать верное определение. — Потрясающий. — Она улыбнулась. — Время с тобой было просто волшебным.

Когда я вспоминаю Фалько, до меня доносится запах краски, плеск воды в венецианских каналах, ночная прохлада, я вижу его заговорщицкую улыбку и слышу коронное «старлин». Да Падова  ярчайший перс. На первый взгляд, он несерьезен, вечно шутлив и обожает всякие передряги. Но гонор и бравада — его защитный механизм. Он способен идти на жертвы, он умеет любить. Именно Фалько помог Касс в тот момент, когда ей уже никто бы не смог помочь. А еще он умеет огорошить чем-то подобным:

— Выходи за меня, скворушка.

В тот момент мне хотелось выкрикнуть «да», пусть даже я и не Касс. Просто потому что с его «скворушкой» все звучит очень заманчиво. «Прыгай с крыши, скворушка». Прыгаем! А если серьезно, то я вполне могла бы представить, как Касс и Фалько уматывают в закат. Да и жизнь у них могла бы сложиться, но, увы, они слишком разные. Если Касс готова принять Фалько со всеми его заскоками и выпадами в сторону религии, то он не может оставить ее в покое. Ему важно, чтобы она разделяла его взгляды. Кассандра, анализируя будущее с Фалько и их текущие отношения, пришла к неутешительному выводу: они либо ссорятся, либо целуются. Любой разговор обращается спором. Плюс Фалько весьма несдержан. Ему ничего не стоит вспылить, наговорить обидных вещей, хлопнуть дверью, а через час вернуться в прекраснейшем настроении. Но я отвлеклась. мы говорили о мировоззрении Касс, на которое Фалько волей-неволей влиял. В этом плане Лука дал ему фору, заверив Кассандру в том, что мысли ее принадлежат исключительно ей, и ему все равно, верит она в бога, дьявола или науку, все, что его волнует — искренность чувств к нему. Однако! С Фалько у Касс мог быть (и был) головокружительный роман, но жизнь, полную гармонии и тепла, ей подарил бы именно Лука.

«Она не могла подменить Луку Фалько. Она не могла подменить жизнь с честным и искренним мужчиной чередой романтичных безумств».

Кстати, пока Фалько очаровывал нас одним лишь своим присутствием, мы забывали о том, что почти ничего о нем и не знаем. Подмастерье с глазами синее моря и атеизмом в крови. Все. Отсутствие информационной базы (ну знаете, мелкие драмы, милые воспоминания) негативно сказывается на восприятии персонажа, особенно на фоне Луки, у которого вся подноготная если не на ладони, то в кулаке. В этой части Фалько слегка приоткроет завесу своих тайн и станет более настоящим. Вот только… стоило парню раскрыть рот, я поняла, что грядет какая-то хрень. В кино на таких моментах звучит тревожная музыка, а книжный саунд представлен такими вот откровениями. И они предвещают скорую смерть.

Смерть Фалько

Я не поверила. Ну, может быть, на секундочку да, а потом нет. Даже когда Касс явилась на пепелище и ей рассказали о количестве найденных трупов, я сочла последний убитой куртизанкой. Ну мало ли, от тела не избавились. Но прошел день, два, Фалько не появился. А ведь он бы давно пришел, будь с ним все в порядке. Я не сдавалась, цеплялась за невозможное и без конца рыдала. Рыдала и думала, что за дешевый финт? Пол не могла так поступить…. или могла? Да, мне хотелось, чтобы Кассандра осталась с Лукой, но Фалько должен был жить. Мне не хватало его «скворушка то», «скворушка сё»…

Затем появился Максимус и пообещал Касс какой-то сюрприз. Сердце забилось: Фалько? Но оказалось, нет. Под пологом праздничной гондолы я тоже ждала его. А там, прости господи, Кристиан. И в юноше, что помог вырубить сводного брата Луки, я тоже «увидела» Фалько, что было уже смешно (или горько?). В конце концов, это был Маттео. А Маттео, насколько я знаю, 14 лет? Когда Касс отправилась на кладбище к склепу родителей, причем той же дорогой, на которой встретила Фалько 3 книги назад, разум кричал: ЭТО ЗНАК! Но Фалько не появился. Не знаю, на что я рассчитывала… Сам факт его смерти мешал мне наслаждаться моментами Луки и Касс, а ведь там было где разгуляться. Еще я помнила о портрете. Мне так хотелось, чтобы Касс достала рисунок, рассмотрела его и страдала, страдала, страдала. Она винила себя в смерти Фалько. Что ж, я тоже ее винила. До работы да Падова наша дева добралась как раз в день своей свадьбы. Проходя мимо зеркала, она увидела в нем уставшую, повзрослевшую себя, и ей щемяще захотелось напомнить себе, какой она раньше была: юной, впервые влюбленной... Касс приоткрыла шкаф, извлекла из него холст, расправила края (до конца книги оставалось буквально страниц пять), у меня опять полились слезы (что случалось при каждом упоминании имени Фалько, да и вообще, я ж начала реветь с момента ухода Луки, а затем и не прекращала, меняя лишь интенсивность своих рыданий). И вдруг:

— Те еще были деньки.

К тому времени во мне уже было пусто. Я сто пятьдесят раз похоронила Фалько и назвала всех и вся нехорошими, блин, словами. Первая мысль: она бредит? Вторая: ОБОЖЕБОЖЕЕЕЕ. И тогда рыдания ДО преклонили колени перед рыданиями ПОСЛЕ. Бешеная аритмия, невозможность ровно дышать. Без пяти минут приступ, да? Никогда такого не испытывала. Что логично: я ж не жила в начале семнадцатого столетия, не была помолвлена с детства, не являлась целью маньяка, не изобличала тайные общества, заручившись поддержкой простолюдина и благородного жениха, не теряла в огне первую любовь, и эта любовь не являлась в день моей свадьбы практически с того света. Так что простите, что я overreacted. Experience-то адовый. Ай да Фиона Пол, ай да... окей, дальше не про нее. Но правда, вот это твист! Как методично она топтала мою надежду, как мучила и терзала (ко мне прилип исторический жаргончик). И я ей благодарна, потому что благодаря этой трагедии, я поняла одно: для Касс идеален Лука.

«Лука да Перага. Ее крылья. Ее сердце».

Ключевое слово «ее». А для меня — Фалько. Мы же с ним одной крови: вспыльчивые атеисты. Ну и я не против, чтобы меня рисовали… и сбежать не против. И... вот такие дела. А вообще, пережив такое, не представляю, как он вынес новость о смерти Касс дважды.

Выбор Кассандры

Мне нравится эта девчонка. И это редкость. С мужскими персонажами в книгах поладить довольно просто, а девы, как правило, раздражают или не вызывают совсем никаких эмоций. Касс — исключение.

Во-первых, меня подкупил тот факт, что она прикидывала, а не бросить ли ей все и зажить ли по-новому.

«Она могла бы оплатить билет на корабль и уплыть туда, где Орден Бессмертной Розы останется просто воспоминанием. Забыть о Луке. Забыть о Фалько. Касс могла бы начать все сначала. Измениться и стать другой».

Осталась она исключительно из-за Ордена. Мужчины не являлись целью ее бытия.

Во-вторых, Касс поняла, что любовь — это выбор. Не судьба, не провидение, не панацея, а выбор.

«Она верила, что обязательства перед мужчиной гарантировали слепоту в отношении других, что любовь являлась стеной, защищавшей от остального мира. Возможно, с ее стороны это было наивно. Возможно, не будет стены, пока Касс сама ее не построит. А, быть может, любовь не подразумевает барьеров; быть может, она — выбор: мы отвергаем одно, чтобы сберечь другое».

Для шестнадцати лет Касс глубоко копает. Разве не прелесть?

А еще она прикинула, как на нее влияют оба романтических интереса:

«Лука делал ее лучше. А Фалько — по большей части безумной».

Как читатель, безумства поощряю, но, боюсь, для Касс они не в приоритете.

Ее отношения с Фалько относятся к типу тех, о которых пели Аллегрова с Крутым (или кто?) в композиции «Неоконченный роман» (или как?). Их нельзя портить ни бытом, ни склоками, ни обидами. Они сродни звездам, сгорающим в атмосфере. Яркие вспышки, о которых приятно помнить. Я совру, если скажу, что порой мне не хотелось, чтобы Касс выбрала Фалько. Но Лука подходит ей большее. Их отношения не звезда, их отношения — сад. Когда-то давно родители Луки и Касс, и даже тетя Агнесса, разрыхлили землю и бросили семена. А результат мы видим сейчас.

Касс думала о том, зачем же тогда ей встретился Фалько. Поначалу он казался подарком судьбы, а то и самой судьбой, но затем она поняла, что проведение здесь ни при чем. Фалько помог Касс взглянуть на себя со стороны, подверг сомнению всё, во что она верила, вывел из равновесия. Хорошая встряска — лучший способ понять, чего ты хочешь от жизни, и кем ты в ней хочешь быть. Я бы даже сказала, что эта зараза буквально воспользовалась несчастным художником. Он-то ее любит. А она все эти знания и осознания унесла в другу семью...

Ну ладно, не будем портить отношения с Заразой Каравелло, а ныне синьорой да Перага. Тем более она меня уважила тем, как повела себя с Фалько уже после их расставания. Обычно девы начинают причитать: «он был ошибкой», «я его никогда не любила», «что я наделала». Кассандре хватило совести и смелости признать, что с Фалько ей было здорово, что дал он ей очень многое, за что она без меры ему благодарна.

— О, Фалько. — Касс отпустила его ладони и обняла за шею. — Я никогда тебя не забуду, — прошептала она ему.

Уж постарайся.

И я была страшно довольна ответной реакцией Фалько. Он поведал Касс куда направляется (читай: где можно его найти), заверил, что вернется, стоит Луке ее обидеть (читай: дай мне причину и я твой) и что не станет мешать ее счастью (читай: твоя радость мой приоритет, потому что в любви не места эгоизму). Что это было? Точка с привкусом многоточия.

Он напишет ей:

«Поздравляю, скворушка. Ты была рождена для полета».

И скажет:

«Я правда надеюсь, что мы встретимся вновь».

А теперь я отлучусь на поплакать.

Secrets of the Eternal Rose (Тайны Бессмертной Розы):
Venom (Под маской любви) #1/3
Belladonna (Белладонна) #2/3
Starling (Скворушка) #3/3

Двуязычные аннотация и рецензия + short-soundtrack в блоге Living A Thousand Lives