Больше рецензий

olastr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 января 2016 г. 11:31

4K

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.

Уильям Блейк

Я не программа-анализатор текста, но у меня сложилось субъективное впечатление, что самыми распространенными определениями в этой книге стали слова «таинственный» и «загадочный», что поначалу заставило меня осторожно относиться к суждениям автора. Но по ходу книги моя настороженность прошла, ведь Талбот не претендует на то, что его взгляды являются истиной в последней инстанции, напротив, он считает, что никто не может иметь таких претензий, в том числе, и, так называемая, традиционная наука. Просто есть определенные факты, которые не укладываются в прокрустово ложе нашего мышления, о них автор и рассказывает читателю.

В первой части Майкл Талбот популярно излагает идеи физика Дэвида Бома, считающегося автором голографической теории строения Вселенной, а также нейрофизиолога Карла Прибрама, который применил эту теорию к строению нервной системы. Для меня эти идеи не новы, потому что я знакома с первоисточниками, но, надо сказать, что читать Талбота не в пример легче, чем те же «Языки мозга» , в которых я не поняла половину (если не больше) и пошла изучать учебник по нейропсихологии, чтобы утихомирить хаос, создавшийся в голове. В «Голографической Вселенной» автор дает квинтэссенцию голографической теории доступным языком, а потом переходит к тому, как при ее помощи можно объяснить множество паранормальных явлений, начиная с психокинеза и заканчивая постлетальным восприятием (ПЛВ), то есть опытом отделения людей от тела в моменты клинической смерти, и явлениями НЛО.

Хотя Талбот и злоупотребляет словами «загадочный» и «таинственный», но в его книге нет ничего мистического. Напротив, он считает, что многие чудеса и мистика вполне объяснимы, они являются частью порядка, пока недоступного пониманию, но существующего. Дэвид Бом называет этот порядок скрытым. Майкл Талбот сопоставляет множество фактов научного порядка с явлениями, которые принято считать относящимися к области религиоведения или психологии, и находит точку их соприкосновения в голографической теории. Автор предвидит, что его можно обвинить в том, что его теория недоказуема, но это его не смущает, он справедливо замечает, что вопрос доказуемости и недоказуемости в науке является палкой о двух концах.

Идея, согласно которой вселенная появилась в результате одного изначального толчка, или Большого Взрыва, принимается без вопросов большинством ученых. А ведь это странно, поскольку, несмотря на убедительные соображения, никто еще не доказал истинность этой теории. С другой стороны, если психолог, занимающийся феноменом клинической смерти, заявит о том, что область, посещаемая ПЛВ-субъектом, действительно является другим уровнем реальности, он сразу же будет атакован за «недоказанное» заявление. И это столь же странно, поскольку для такого заявления существуют не менее убедительные свидетельства. Другими словами, в науке принимаются вероятные толкования в отношении важных вопросов, только если они подпадают под категорию «модных».

Дальше...


Читать «Голографическую Вселенную» увлекательно, она заставляет совершенно под новым углом взглянуть на многие вопросы и из области повседневной жизни, и из сферы «чудесного». Почему плацебо является эффективным, если и пациент, и врач уверены, что это лекарство, но эффективность его снижается, если сомневается врач (не пациент!)? Как появляются стигматы, как во сне можно узнать, что происходит за многие километры, откуда берутся воспоминания о прошлых жизнях, реальны ли пространство и время, был ли фантазером мистик Сведенборг, откуда прилетают НЛО, на каком уровне связаны буддизм, индуизм, Каббала, христианство и научное знание – вот неполный круг вопросов, затронутых в этой книге.

Талбот не стремится заставить читателя поверить во все, о чем он рассказывает, он, в принципе, не утверждает какого-то нового знания. В книге представлены точки зрения многих людей, и они не всегда на сто процентов совпадают с мнением само го автора. В чем-то он уверен на основании своего собственного опыта, что-то и для него остается лишь гипотезой. Главное – это смелый взгляд на те феномены, которые когда-то были отнесены материалистической наукой в разряд «бабьих сказок». По мнению Талбота, на рубеже 21 века (книга написана в 1991), человечество пришло к тому, что готово вернуться к шаманизму, и это – не регресс. Это скорее можно назвать шагом к целостности, прекращением спора о том, что первично, материя или сознание.

Как сказал один шестидесятидвухлетний бизнесмен, испытавший ПЛВ во время остановки сердца: «Я узнал об одной очень важной вещи: мы все — часть единой, большой вселенной. Если мы думаем, что можем обидеть человека или живое существо без того, чтобы задеть себя самого, мы, к несчастью, ошибаемся. Теперь я смотрю на лес, или цветок, или птицу и говорю: «Это — я, это — часть меня». Мы соединены со всеми существами и можем быть счастливы лишь посылая им свою любовь».

Рецензия на книгу Майкла Талбота "Языки мозга" на www.ostrel.ru

Комментарии


Он опирается не на научные данные а на свою личную, любо чужую, ошибочную интерпретацию научных исследований. Я с удовольствием почитал его книгу, т.к. язык захватывающий, как научная фантастика воспринимается прекрасно. Есть один нехороший побочный эффект - к концу книги забываешь что это псевдонаучное мракобесие, коим оно и является. Его точка зрения если и имеет право на существование, то уже даже не в разделе науч фантастики, а в разделе сказок. Для понимания насколько автор искажает (читай врет) достаточно посмотреть что он сделал с Принципом неопределённости Гейзенберга. Все искажено как в голове одурманенного опиумом наркомана. Эффект наблюдателя заключается совершенно не в том как его описал Таллбот!