Больше рецензий

nata-gik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 января 2016 г. 16:58

918

4 Псы с городских окраин

Знаменитая "оранжевая серия" создала себе определенный имидж литературы "не для всех" во главе со своими флагманами – Уэлшем и Палаником. Поэтому многие читатели просто проходят мимо романов, изданных в этих цветах. А зря. Потому, что наряду с "Утонченным мертвецом" тут может встретиться остро-социальный роман, единственная альтернативность которого – в нецензурной лексике (которой, кстати сказать, крайне мало, учитывая реалии романа: тюрьмы, беднейшие районы провинции, самих героев, сплошь представителей так называемых low life). Так что, с предупреждением, что в книге есть мат, я ее дам почитать своим родителям. И вообще, такие истории в виде фильмов, романов, статей, блогов я бы рекомендовала в качестве лекарства. Особенно рьяным поборникам общественного порядка и справедливости.

Я читала одну статью в Максиме пару лет назад про подобную историю. Там тоже было два 10-12 летних мальчика, которые замучили и убили малолетнего брата одного из них. И пока я читала эти 4 страницы журнального текста, меня прошибал холодный пот ужаса и накатывали волны ненависти и "праведного гнева". Но потом, в конце, двумя предложениями автор статьи стукнул меня обухом по голове. Он просто задал вопрос: "Где же были все взрослые, когда эти мальчики таскали на протяжении нескольких часов плачущего ребенка по торговым центрам и улицам? И последней фразой было: "Равнодушие и бездействие взрослых людей убило в тот день не одного, а троих детей".

Тут, конечно, история немного иная, но суть от этого не меняется – взрослые виноваты не в той конечной точке, когда двое детей совершили непоправимое. А в том, что детей не остановили на этом долгом, не одного года, пути к этому ужасу. Родители, учителя, прохожие – да все и каждый виноваты. Каждый пинок ноги, отшвыривающий маленького хулигана делает его злее и приближает к обрыву. Как те самые псы с городских окраин, которые когда-то были брошены хозяевами, гонимы палками и камнями, оставлены на произвол судьбы – становятся действительно опасными зверями. Кто в этом виноват?

Справедливости ради стоит заметить, что с литературной точки зрения роман не так силен, как его эмоциональная составляющая. Автор пишет, будто ему в районе 20 лет. Хотя в последнее время дети слишком быстро слишком быстро перестают быть малышами, но зато слишком долго (может, навсегда) остаются подростками, со всеми недостатками и преимуществами пубертатного периода – острой чувствительностью, высокой эмоциональностью, юношеским максимализмом. Поэтому в романе есть только черное и белое. Оно такое явное и безапеляционное, что нет никаких сомнений и размышлений на тему того, что автор об этом всем думает. Хотя при более глубоком и критическом рассмотрении можно увидеть полутона и в положительных и в отрицательных героях. И, конечно, не во всех проблемах молодого поколения романа виноваты отцы. Такое безоговорочное фрейдисткое обоснование всех неудач жизни "отцами" так же утрировано. Более всего роман похож на крик души самого автора к своему отцу. Надеюсь, крик был услышан.

Но это литература не ради литературы, а ради мыслей, которые эта история у вас вызывает. Ради вопросов, которые автор не задает (потому, что он уже все понял для себя и этот мир раскрасил), но которые возникают у критически настроенного читателя. Слишком уж реальная история, и еще более реальная сегодня, с нашим всеобщим погружением в соц.сети. Как быстро толпа в гневе накидывается на какую-то несправедливость. Как быстро кого-нибудь клеймят самыми страшными словами и даже переходят от слов к делу. Даже на всяких мелочах, не говоря уж о таких преступлениях. Но у каждой такой волны "праведного гнева" есть одна причина – чувство вины за произошедшее. Потому, что каждый день мы проходим мимо всей этой несправедливости, мимо всех этих ужасов, и не делаем ничего (я говорю о большинстве, есть, конечно, исключения). Мы проходим мимо хулиганящих детей, мы затыкаем уши, когда за стеной кричат соседи, мы предпочитаем не обращать внимание на кучу таких вот мелких неурядиц. Которые потом приводят к катастрофам. Милые щенки, которых не забрали с улицы вырастают в тех самых псов с городских окраин... Я знаю, что я не могу сделать многого, мне страшно вмешиваться в конфликтную ситуацию, но все таки что-то я могу (например, на самом деле взять с улицы щенка :) Но самое главное, что я могу делать и стараюсь делать – это не присоединять свой голос к крикам негодующей толпы. Потому, что за этими криками только страх и стыд.

C.R.
Не знаю, что хотели сказать авторы обложки в русском издании. Это слепая богиня правосудия? Не видно.
Многие издания книги на ангийском используют плакат фильма. Но первое издание мне очень понравилось (с велосипедом). Как и издание на немецком. На них, мне кажется, правильные акценты. А французская обложка решила "играть на противоходе", показав этого волчонка, которого взрослые должны были попытаться изменить и спасти.

картинка nata-gik